Рабочая программа по волейболу
рабочая программа по физкультуре
Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового образа жизни.
Цели и задачи кружка по волейболу направлены на то, чтобы приобщить детей к систематическим занятиям, избранным видам спорта, научить их основам мастерства, помочь им совершенствовать свои знания и навыки игры в волейбол.
Содержание данной программы рассчитано на систему трёхразовых занятий в неделю продолжительностью 90 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени теоретических занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
мм
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г Советский
«Утверждаю»
директор М.Б.О.У.С.О.Ш.№1
г.Советский Писаренко Е.В.
«Согласовано» Приложение № К приказу №
Заместитель директора по воспитательной работе
Т.С. Огребчук
Дополнительная образовательная программа
«Волейбол»
(возраст 14-18лет, 2019-2020 учебный год)
Составитель:
Суслов Андрей Юрьевич,
учитель физической культуры
педагог дополнительного образования
Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей
Протокол №
Пояснительная записка
Рабочая программа по спортивной секции «Волейбол» разработана на основе:
1. Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2017, в соответствии с ФГОС ООО.
2. ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
3. Приказа Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».
4. Информационного письма Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2010 №356 «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».
5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
6. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в редакции от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
8. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
9. Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и учебных помещений».
10. Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.
11. Приказа школы №342 от 02.09.2019 «О реализации курсов внеурочной деятельности в 2019-2020 учебном году».
Актуальность данной программы состоит в том, что дети, в режиме которых значителен объём двигательной активности (занятия в секции волейбол), по сравнению со школьниками, не имеющими этих элементов в режиме дня, чаще обладают гармоническим развитием и высокой физической подготовленностью, высокой умственной и мышечной работоспособностью. Кроме того, они имеют сопротивляемость к утомлению, более благоприятные показатели, характеризующие функциональное состояние нервной системы, высокую иммунную реактивность.
При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений. Как правило, способные спортсмены достигают первых успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки.
В настоящей программе мы исходим из общепринятых методических положений спортивной педагогики:
- строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;
- возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;
- непрерывное совершенствование качества технических действий (техники);
- соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе тренировки;
- правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом физиологических особенностей возраста занимающихся (половое созревание юных спортсменов);
- развитие основных физических качеств на всех этапах многолетней подготовки спортсменов в сочетании с преимущественным развитием отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.
В технической подготовке могут быть использованы различные методы: целостный (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим овладением его отдельными приемами и элементами) и расчлененным (раздельное обучение приемам и элементам движения и их сочетание в единое целое). В данной программе предложен принцип целостного обучения.
Основной целью модифицированной образовательной программы по волейболу для детей школьного возраста на этапе многолетней тренировки является сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и основ индивидуального образа жизни;
- совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
- воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.
Методическое обеспечение программы.
Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций в процессе тренировочных занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Основным объемом теоретических знаний обучающиеся овладевают на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.
На этапе начальной подготовки учащиеся знакомятся с историей и правилами игры в волейбол, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов.
В группах УТ и СС учебный теоретический материал распространяется на весь период обучения. Знакомство с требованиями спортивных занятий проводится в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед, в зависимости от возраста, является история физической культуры вообще, и история волейбола, и методические особенности построения тренировочного процесса, и закономерности подготовки к соревнованиям и т.д.
В теоретической подготовке большое внимание уделяется системе контроля и самоконтроля за уровнем подготовленности и состоянием здоровья. Спортсмены знакомиться с правилами ведения спортивного дневника, личными картами тренировочных заданий и планами построения тренировочных циклов. Примерная программа теоретических занятий таблица 1.
План теоретической подготовки.
Таблица 1
п/п | Название темы | Краткое содержание темы |
1 | Физическая культура и спорт в России. | Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры. |
2 | Сведения о строении и функциях организма занимающихся. | Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе. |
3 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. | Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом. |
4 | Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. | Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом. |
5 | Основы методики обучения в волейболе. | Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу. |
6 | Правила соревнований, их организация и проведение. | Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. |
7 | Общая и специальная физическая подготовка. | Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды. |
8 | Основы техники и тактики игры. | Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года). |
Общие требования к организации учебно-воспитательного процесса.
На различных этапах спортивной подготовки, существуют определенные требования.
Максимальный состав обучающихся в спортивной секции по волейболу не должен превышать 15 человек, с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Возраст занимающихся в спортивной секции 12-18 лет.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательной школы, достигшие 12-летнего возраста, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение от врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основной техникой игры в волейбол, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап и сдача квалификационной обязательной программы.
Группы учебно-тренировочного этапа подготовки формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, прошедших необходимую начальную подготовку не менее 1 года и выполнивших проверочные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на УТ этапе осуществляется при условии выполнения контрольных нормативов по физической и специальной подготовке.
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.
Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы обучения обусловливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов.
Минимальный возраст для зачисления учащихся в учебно-тренировочные группы - 14 лет. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.
Превышение рекомендуемой недельной учебно-тренировочной нагрузки не допускается.
Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке в секции «Волейбол»
Наименование этапа | Период обучения | Минимальный возраст для зачисления | Минимальное число учащихся в группе | Максимальное количество учебных часов в неделю | Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец учебного года |
СО | Весь период | 12-18 лет | 10-15 | 3 | Выполнение нормативов по ОФП |
НП | до 1-го года | 12 лет | 10-15 | 3 | Выполнение нормативов по ОФП, СФП |
Свыше года | 10-15 | 3 | Выполнение нормативов по ОФП, СФП | ||
УТ | До 2-х лет | 14-18 лет | до 12 | 3 | Выполнение нормативов по ОФП, СФП |
Свыше 2-х лет | до 12 | 3 | Выполнение нормативов по ОФП, СФП |
СО – спортивно-оздоровительный этап.
НП – этап начальной подготовки.
УТ – учебно-тренировочный этап.
Требования, предъявляемые к учащимся, занимающимся по модифицированной образовательной программе в секции «Волейбол» для детей школьного возраста на этапе многолетней тренировки
Спортивно-оздоровительный этап:
1. Систематично посещать тренировочные занятия.
2. Положительная динамика уровня физической подготовленности.
3. Знание основ гигиены и самоконтроля.
Этап начальной подготовки:
1. Систематично посещать тренировочные занятия.
2. Положительная динамика уровня физической подготовленности.
3. Освоение техники и правил игры в волейбол.
4. Освоение навыков гигиены и самоконтроля.
Учебно-тренировочный этап.
1. Выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап (см. табл. 2-3).
2. Положительная динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающегося.
3. Освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с данным этапом.
Контрольные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап.
Таблица 2
Физическое развитие и физическая подготовленность в секции «Волейбол»
№ | Содержание требований (вид испытаний) | Мальчики |
п/п | ||
1 | 2 | 4 |
1. | Бег 30 м с высокого старта (с) | 4,9 |
2. | Бег 30 м (6х5) (с) | 11,2 |
3. | Прыжок в длину с места (см) | 170 |
4. | Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) | 45 |
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя | ||
5. | руками: | 6,0 |
сидя (м) | 9,5 | |
в прыжке с места (м) | ||
Формой подведения итогов обучения являются: тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы.
Таблица 3
Приемные нормативы по технической подготовке
для зачисления на учебно-тренировочный этап
№ | Контрольные упражнения | Мальчики |
п/п | ||
1. | Вторая передача на точность из зоны 3 в | 4 |
зону 4 | ||
2. | Передача мяча сверху двумя руками, | 4 |
стоя и сидя у стены (чередование) | ||
3. | Подача верхняя прямая в пределы | 3 |
площадки | ||
4. | Прием подачи и первая передача в зону | 3 |
3 | ||
5. | Нападающий удар по мячу через сетку с | 3 |
набрасывания тренера | ||
6. | Чередование способов передачи и | 10 |
приема мяча сверху, снизу (количество | ||
серий) |
Ожидаемые результаты работы:
• учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;
• овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки);
• учащиеся приобретают навыки инструктора-общественника;
• самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;
• могут организовывать соревнования в группе, в школе;
• умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов;
• комплектование сборной команды школы для участия в Спартакиаде школьников, выполнение начальных спортивных разрядов.
Учебно-тематический план.
Многолетнюю подготовку от новичка до профессионала целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему с множеством переменных, со свойственными ей особенностями с учетом возрастных особенностей спортсменов.
Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути. В процессе многолетних занятий задачи, тренировочные средств и методы претерпевают значительные изменения.
Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.
Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).
Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.
В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечивать гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленности занимающихся и их физическим развитием.
Основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенные умения и навыки, всестороннее физическое развитие, совершенствование функциональных возможностей организма.
С увеличением возраста и ростом уровня подготовленности юных спортсменов в общем тренировочном объеме тренировок постепенно уменьшается доля общей физической подготовки и возрастает доля специальной. Из года в год неуклонно увеличивается общий объем тренировочной нагрузки.
При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. В течение многолетних тренировок юные спортсмены должны на основе развития физических качеств овладеть техникой и тактикой игры в волейбол, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование составлено на основе дополнительной образовательной программы «Волейбол», рассчитана на 35 учебных недель (3 часов в неделю) Возраст детей: 12-18 лет. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора-общественника.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1-3 | Техника безопасности. Правила соревнований. Игра | 3 | ||
4-6 | Прием мяча снизу, передача сверху. Учебная игра | 3 | ||
7-9 | Прием и передача мяча сверху. Учебная игра | 3 | ||
10-12 | Нижняя прямая подача. Прием снизу. Учебная игра | 3 | ||
13-15 | Передача мяча в парах сверху. Учебная игра | 3 | ||
16-18 | Передача мяча в парах снизу. Учебная игра | 3 | ||
19-21 | Верхняя прямая подача, прием подачи. Учебная игра. | 3 | ||
22-24 | Боковая подача. Прием подачи. Учебная игра | 3 | ||
25-27 | Физическая культура и спорт в России. Стойка игрока. Учебная игра. | 3 | ||
28-30 | Ходьба, бег. Передача мяча сверху, двумя руками вверх, вперед, над собой. Учебная игра. | 3 | ||
31-33 | Прием мяча сверху двумя руками. Нижняя прямая подача. Учебная игра | 3 | ||
34-36 | Перемещение переставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед. Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра | 3 | ||
37-39 | Сведения о строении и функциях организма. Отбивание мяча через сетку стоя и в прыжке. Учебная игра | 3 | ||
40-42 | Остановка шагом, прыжком, скачок. Передача сверху двумя руками с выпадом в сторону. Учебная игра. | 3 | ||
43-45 | Сочетание способов перемещения. Нижняя боковая подача. Учебная игра. | 3 | ||
46-48 | Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра | 3 | ||
49-51 | Падение и перекаты после падения. Прием мяча сверху двумя руками с падением в сторону. Учебная игра. | 3 | ||
52-54 55-57 | Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра. | 3 | ||
58-60 | Сочетание способов перемещений, прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. | 3 | ||
61-63 64-66 | Чередование способов нападающего удара. Учебная игра. | 3 | ||
67-69 | Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Учебная игра. | 3 | ||
70-72 | Прием снизу двумя руками с падением. Одиночное блокирование. Учебная игра. | 3 | ||
73-75 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Групповое блокирование. Учебная игра. | 3 | ||
76-78 | Выбор места для выполнения второй передачи. Нападающий удар с переводом. Учебная игра. | 3 | ||
79-81 | Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Учебная игра. | 3 | ||
82-84 | Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара. Учебная игра. | 3 | ||
85-87 | ОФП. Выбор места для выполнения второй передачи. Учебная игра. | 3 | ||
88-90 | Передача мяча одной рукой сверху стоя на площадке. Планирующая подача. Учебная игра. | 3 | ||
91-93 | СПФ. Прием одной рукой с падением. Учебная игра. | 3 | ||
94-96 | Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Учебная игра. | 3 | ||
97-99 | Овладение тактикой игры в нападении. Учебная игра | 3 | ||
100-102 | Овладение тактикой игры в защите. Учебная игра | 3 | ||
103-105 | Сочетание одиночного и группового блокирования. Учебная игра | 3 |
Материально-техническое обеспечение.
Перечень инвентаря и оборудования необходимого для освоения образовательной программы из расчета на одну учебную группу.
№ п/п | Наименование инвентаря и оборудования | количество |
1 | Сетка волейбольная | 1 шт. |
2 | Стойки волейбольные | 2 шт. |
3 | Гимнастические скамейки | 6 шт. |
4 | Гимнастические маты | 10 шт. |
5 | Скакалки | 15 шт. |
6 | Мячи волейбольные, набивные | 15 шт. |
7 | Рулетка | 1 шт. |
Список использованной литературы для разработки программы.
1. Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки, М.,2008г.
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2011г.
Часть 1. п.1.4.2. Спортивные игры. Программный материал по спортивным играм Волейбол (юноши и девушки)
Часть 2. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).
3. Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе», М., «Физкультура и спорт», 2010г.
4. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2017.-77с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
5. Фурманов А.Г. «Волейбол в школе», 2014г.
6. Фурманов А.Г. «Волейбол на лужайке, в парке, во дворе» - Изд. 2-е, испр., доп.,
М., 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Объединение: волейбол
Программа объединения Волейбол состоит из разделов по техники и тактике. Волейбол, как и другие виды спорта используются для разностороннего развития школьников, воспитания в них высоких моральн...

Рабочая программа секции "Волейбол"
Рабочая программа секции спортивных игр "Волейбол" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий....

Рабочая программа по волейболу
Программа дополнительного образования обучающихся кружка волейбол. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 14-15 лет, направленность программы дополнительное обучение игре в волейбол....

Рабочая программа по волейболу дополнительного образования
Программа по волейболу для учителей дополнительного образования (ОДОД). Данная программа выполнена по всем требованиям. Расчитана на 2 года....

Рабочая программа кружка "Волейбол" 8 класс
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: «Просвещение», 20...

Рабочая программа курса «Волейбол: техника, тактика, игра» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол и мы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта,академика А.М. Селищева с. ВоловоВоловского муниципального района Липецкой области...