Рабочая программа по волейболу
рабочая программа по физкультуре

Суслов Андрей Юрьевич

Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового образа жизни.

Цели и задачи кружка по волейболу направлены на то, чтобы приобщить детей к систематическим занятиям, избранным видам спорта, научить их основам мастерства, помочь им совершенствовать свои знания и навыки игры в волейбол.

 

Содержание данной программы рассчитано на систему трёхразовых  занятий в неделю продолжительностью 90 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью.  Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени теоретических  занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_voleybol_2019-2020.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

мм

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г Советский

        

        «Утверждаю»

        директор М.Б.О.У.С.О.Ш.№1

г.Советский         Писаренко Е.В.                      

«Согласовано»        Приложение №   К приказу №

Заместитель директора по воспитательной работе                         

Т.С. Огребчук

        

        

Дополнительная образовательная программа

«Волейбол»

(возраст 14-18лет, 2019-2020 учебный год)

                                                                                           Составитель:

Суслов Андрей Юрьевич,  

учитель физической культуры

педагог дополнительного         образования                                

        

Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей

Протокол №

Пояснительная записка

Рабочая программа по спортивной секции «Волейбол» разработана на основе:

1. Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2017, в соответствии с ФГОС ООО.

2. ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

3. Приказа Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».

4. Информационного письма Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2010 №356 «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».

5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).

6. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в редакции от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

8. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

9. Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и учебных помещений».

10. Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.

11. Приказа школы №342 от 02.09.2019 «О реализации курсов внеурочной деятельности в 2019-2020 учебном году».

Актуальность данной программы состоит в том, что дети, в режиме которых значителен объём двигательной активности (занятия в секции волейбол), по сравнению со школьниками, не имеющими этих элементов в режиме дня, чаще обладают гармоническим развитием и высокой физической подготовленностью, высокой умственной и мышечной работоспособностью. Кроме того, они имеют сопротивляемость к утомлению, более благоприятные показатели, характеризующие функциональное состояние нервной системы, высокую иммунную реактивность.

При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений. Как правило, способные спортсмены достигают первых успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки.

В настоящей программе мы исходим из общепринятых методических положений спортивной педагогики:

- строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;

- возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

- непрерывное совершенствование качества технических действий (техники);

- соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе тренировки;

- правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом физиологических особенностей возраста занимающихся (половое созревание юных спортсменов);

- развитие основных физических качеств на всех этапах многолетней подготовки спортсменов в сочетании с преимущественным развитием отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.        

В технической подготовке могут быть использованы различные методы: целостный (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим овладением его отдельными приемами и элементами) и расчлененным (раздельное обучение приемам и элементам движения и их сочетание в единое целое). В данной программе предложен принцип целостного обучения.

Основной целью модифицированной образовательной программы по волейболу для детей школьного возраста на этапе многолетней тренировки является сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и основ индивидуального образа жизни;

- совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;

- воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.

Методическое обеспечение программы.

Теоретическая подготовка.

 Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций в процессе тренировочных занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Основным объемом теоретических знаний обучающиеся овладевают на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

На этапе начальной подготовки учащиеся знакомятся с историей и правилами игры в волейбол, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов.

В группах УТ и СС учебный теоретический материал распространяется на весь период обучения. Знакомство с требованиями спортивных занятий проводится в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед, в зависимости от возраста, является история физической культуры вообще, и история волейбола, и методические особенности построения тренировочного процесса, и закономерности подготовки к соревнованиям и т.д.

В теоретической подготовке большое внимание уделяется системе контроля и самоконтроля за уровнем подготовленности и состоянием здоровья.  Спортсмены знакомиться с правилами ведения спортивного дневника, личными картами тренировочных заданий и планами построения тренировочных циклов. Примерная программа теоретических занятий таблица 1.

План теоретической подготовки.

                                                                                                                 Таблица 1

п/п

Название темы

Краткое содержание темы

1

Физическая культура и спорт в России.

Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.

2

Сведения о строении и функциях организма занимающихся.

Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

3  

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом.

Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

4

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма.

Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

5

Основы методики обучения в волейболе.

Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

6

Правила соревнований, их организация и проведение.

Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

7

Общая и специальная физическая подготовка.

Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

8

Основы техники и тактики игры.

Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).

Общие требования к организации учебно-воспитательного процесса.

На различных этапах спортивной подготовки, существуют определенные требования.

Максимальный состав обучающихся в спортивной секции по волейболу не должен превышать 15 человек, с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Возраст занимающихся в спортивной секции 12-18 лет.

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательной школы, достигшие 12-летнего возраста, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение от врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основной техникой игры в волейбол, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап и сдача квалификационной обязательной программы.

Группы учебно-тренировочного этапа подготовки формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, прошедших необходимую начальную подготовку не менее 1 года и выполнивших проверочные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на УТ этапе осуществляется при условии выполнения контрольных нормативов по физической и специальной подготовке.

В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.

Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы обучения обусловливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов.

Минимальный возраст для зачисления учащихся в учебно-тренировочные группы - 14 лет. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.

Превышение рекомендуемой недельной учебно-тренировочной нагрузки не допускается.

Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке в секции «Волейбол»

Наименование этапа

Период обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное число учащихся  в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по физической, технической  и спортивной  подготовке на конец учебного года

СО

Весь период

12-18 лет

10-15

3

Выполнение нормативов по ОФП

НП

до 1-го года

12 лет

10-15

3

Выполнение нормативов по ОФП, СФП

Свыше года

10-15

3

Выполнение нормативов по ОФП, СФП

УТ

До 2-х лет

14-18 лет

до 12

3

Выполнение нормативов по ОФП, СФП

Свыше 2-х лет

до 12

3

Выполнение нормативов по ОФП, СФП

СО – спортивно-оздоровительный этап.

НП – этап начальной подготовки.

УТ – учебно-тренировочный этап.

Требования, предъявляемые к учащимся, занимающимся по модифицированной образовательной программе в секции «Волейбол» для детей школьного возраста на этапе многолетней тренировки

Спортивно-оздоровительный этап:

1. Систематично посещать тренировочные занятия.

2. Положительная динамика уровня физической подготовленности.

3. Знание основ гигиены и самоконтроля.

Этап начальной подготовки:

1.  Систематично посещать тренировочные занятия.

2.  Положительная динамика уровня физической   подготовленности.

3. Освоение техники и правил игры в волейбол.

4. Освоение навыков гигиены и самоконтроля.

Учебно-тренировочный этап.

1. Выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап (см. табл. 2-3).

2. Положительная динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающегося.

3. Освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с данным этапом.  

Контрольные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап.

    Таблица 2

                                                                                         

Физическое развитие и физическая подготовленность в секции «Волейбол»

Содержание требований (вид испытаний)

Мальчики

п/п

1

2

4

1.

Бег 30 м с высокого старта (с)

4,9

2.

Бег 30 м (6х5) (с)

11,2

3.

Прыжок в длину с места (см)

170

4.

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

45

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя

5.

руками:

6,0

сидя (м)

9,5

в прыжке с места (м)

Формой подведения итогов обучения являются: тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы.

Таблица 3

Приемные нормативы по технической подготовке

для зачисления на учебно-тренировочный этап

Контрольные упражнения

Мальчики

п/п

1.

Вторая передача на точность из зоны 3 в

4

зону 4

2.

Передача мяча сверху двумя руками,

4

стоя и сидя у стены (чередование)

3.

Подача верхняя прямая в пределы

3

площадки

4.

Прием подачи и первая передача в зону

                3

3

5.

Нападающий удар по мячу через сетку с

                3

набрасывания тренера

6.

Чередование способов передачи и

             10

приема мяча сверху, снизу (количество

серий)

Ожидаемые результаты работы:

•        учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;

•        овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки);

•        учащиеся приобретают навыки инструктора-общественника;

•        самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;

•        могут организовывать соревнования в группе, в школе;

•        умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов;

•        комплектование сборной команды школы для участия в Спартакиаде школьников, выполнение начальных спортивных разрядов.

Учебно-тематический план.

          Многолетнюю подготовку от новичка до профессионала целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему с множеством переменных, со свойственными ей особенностями с учетом возрастных особенностей спортсменов.

          Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути. В процессе многолетних занятий задачи, тренировочные средств и методы претерпевают значительные изменения.

          Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.

         Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации).

        Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

         В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечивать гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленности занимающихся и их физическим развитием.

         Основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенные умения и навыки, всестороннее физическое развитие, совершенствование функциональных возможностей организма.

         С увеличением возраста и ростом уровня подготовленности юных спортсменов в общем тренировочном объеме тренировок постепенно уменьшается доля общей физической подготовки и возрастает доля специальной. Из года в год неуклонно увеличивается общий объем тренировочной нагрузки.

         При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса.

         Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. В течение многолетних тренировок юные спортсмены должны на основе развития физических качеств овладеть техникой и тактикой игры в волейбол, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.

        

Календарно-тематическое планирование

         Календарно-тематическое планирование составлено на основе дополнительной образовательной программы «Волейбол», рассчитана на 35 учебных недель (3 часов в неделю) Возраст детей: 12-18 лет. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора-общественника.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1-3

Техника безопасности. Правила соревнований. Игра

3

4-6

Прием мяча снизу, передача сверху. Учебная игра

3

7-9

Прием и передача мяча сверху. Учебная игра

3    

10-12

Нижняя прямая подача.  Прием снизу. Учебная игра

3

13-15

Передача мяча в парах сверху. Учебная игра

3

16-18

Передача мяча в парах снизу. Учебная игра

3

19-21

Верхняя прямая подача, прием подачи. Учебная игра.

3

22-24

Боковая подача. Прием подачи. Учебная игра

3

25-27

Физическая культура и спорт в России. Стойка игрока. Учебная игра.

3

28-30

Ходьба, бег. Передача мяча сверху, двумя руками вверх, вперед, над собой. Учебная игра.

3

31-33

Прием мяча сверху двумя руками. Нижняя прямая подача.  Учебная игра

3

34-36

Перемещение переставными шагами: лицом вперед, правым, левым боком вперед, спиной вперед. Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра

3

37-39

Сведения о строении и функциях организма. Отбивание мяча через сетку стоя и в прыжке. Учебная игра

3

40-42

Остановка шагом, прыжком, скачок. Передача сверху двумя руками с выпадом в сторону. Учебная игра.

3

43-45

Сочетание способов перемещения. Нижняя боковая подача. Учебная игра.

3

46-48

Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра

3

49-51

Падение и перекаты после падения. Прием мяча сверху двумя руками с падением в сторону. Учебная игра.

3

52-54

55-57

Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра.

3

58-60

Сочетание способов перемещений, прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра.

3

61-63

64-66

Чередование способов нападающего удара. Учебная игра.

3

67-69

Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Учебная игра.

3

70-72

Прием снизу двумя руками с падением. Одиночное блокирование. Учебная игра.

3

73-75

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Групповое блокирование. Учебная игра.

3

76-78

 Выбор места для выполнения второй передачи. Нападающий удар с переводом.  Учебная игра.

3

79-81

Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Учебная игра.

3

82-84

Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара. Учебная игра.

3

85-87

ОФП. Выбор места для выполнения второй передачи. Учебная игра.

3

88-90

Передача мяча одной рукой сверху стоя на площадке. Планирующая подача. Учебная игра.

3

91-93

СПФ. Прием одной рукой с падением. Учебная игра.

3

94-96

 Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Учебная игра.

3

97-99

Овладение тактикой игры в нападении. Учебная игра

3

100-102

Овладение тактикой игры в защите. Учебная игра

3

103-105

Сочетание одиночного и группового блокирования. Учебная игра

3

Материально-техническое обеспечение.

Перечень инвентаря и оборудования необходимого для освоения образовательной программы из расчета на одну учебную группу.

№ п/п

Наименование инвентаря и оборудования

количество

1

Сетка волейбольная

1 шт.

2

Стойки волейбольные

2 шт.

3

Гимнастические скамейки

6 шт.

4

Гимнастические маты

10 шт.

5

Скакалки

15 шт.

6

Мячи волейбольные, набивные

15 шт.

7

Рулетка

1 шт.

Список использованной литературы для разработки программы.

1. Акопяп А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки, М.,2008г.

2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2011г.

Часть 1. п.1.4.2. Спортивные игры. Программный материал по спортивным играм Волейбол (юноши и девушки)

Часть 2. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).

3. Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе», М., «Физкультура и спорт», 2010г.

4. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2017.-77с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).

5. Фурманов А.Г. «Волейбол в школе», 2014г.

6. Фурманов А.Г. «Волейбол на лужайке, в парке, во дворе» - Изд. 2-е, испр., доп.,

М., 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Объединение: волейбол

Программа объединения Волейбол состоит из разделов по техники и тактике.  Волейбол, как и другие виды спорта используются для разностороннего развития школьников, воспитания в них высоких моральн...

Рабочая программа секции "Волейбол"

Рабочая программа секции спортивных игр "Волейбол" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий....

Рабочая программа по волейболу

Программа дополнительного образования обучающихся кружка волейбол. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 14-15 лет, направленность программы дополнительное обучение игре в волейбол....

рабочая программа по волейболу

рабочая программа по волейболу 2 часа для 9-11 классов...

Рабочая программа по волейболу дополнительного образования

Программа по волейболу для учителей дополнительного образования (ОДОД). Данная программа выполнена по всем требованиям. Расчитана на 2 года....

Рабочая программа кружка "Волейбол" 8 класс

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: «Просвещение», 20...

Рабочая программа курса «Волейбол: техника, тактика, игра» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол и мы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта,академика А.М. Селищева с. ВоловоВоловского муниципального района Липецкой области...