Подводящие игры
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
Научно-методическая статья «Подводящие игры»
Главное внимание в занятиях спортом со школьниками должно обращаться на изучение элементов техники основных видов спорта и на ознакомление с простейшими, типичными для некоторых из этих видов тактическими действиями. Не менее важно прививать учащимся интерес к спортивным соревнованиям, доступным их силам, способностям и подготовленности. Применение специально подобранных подводящих игр может содействовать успешному решению перечисленных задач.
Согласно правилам таких подводящих игр действия участников, направляются на воспроизведение в непринуждённой, увлекательной форме определённых, употребляемых в том или другом виде спорта технических приёмов. Приёмы эти играющие воспроизводят обычно в упрощённом, схематическом виде, но при сохранении технически правильной основы каждого приёма. Неоднократное выполнение отдельных технических приёмов и их сочетание в игровых условиях помогает скорейшему развитию у учащихся способностей наиболее экономно и целесообразно выполнять многие упражнения спортивного характера в их целостном, законченном виде.
По ходу многих подводящих игр во взаимодействиях и взаимоотношениях участников могут постоянно возникать самые разнообразные ситуации, игровая обстановка может неожиданно изменяться. В силу этого от каждого игрока требуется использование тех или других знакомых ему технических приёмов таким образом, чтобы их применение оказалось наиболее результативным в различно складывающихся условиях игровой деятельности. Упражняясь в этом, игрок постепенно овладевает умением незамедлительно предпринимать правильные решения и действия с использованием различных технических приёмов в новых, иногда внезапно складывающихся игровых обстоятельствах. Одновременно растут способности лучше согласовывать свои действия с действиями товарищей по группе, команде, находить слабые места у соперника, предотвращать и нейтрализовать его приёмы и способы активного нападения.
Всё это способствует закреплению и совершенствованию ранее полученных двигательных навыков, и образованию некоторых простейших тактических умений. Тем самым создаётся прочное основание для дальнейшего успешного обучения разнообразным, более сложным техническим приёмам и тактическим действиям, характерным в занятиях различными видами спорта. Следует также отметить, что в связи с разнообразными игровыми действиями у играющих развиваются ловкость, быстрота, сила, формируются и укрепляются дружеские, товарищеские отношения, вырабатываются упорство к достижению намеченной цели, появляются решительность, инициатива, творческие способности.
Таким образом, в результате правильно и систематически организуемых подводящих игр можно оказывать большую помощь успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта, а также содействовать повышению уровня физической подготовленности занимающихся и воспитанию ряда положительных морально-волевых качеств. В каждой даже самой простой подводящей игре заложены элементы состязания. При этом игровые действия предоставляют участникам большой выбор способов для достижения преимущества над соперником, достижения победы.
Состязательным характером подводящих игр во многом определяется их увлекательность и сходство со спортом, спортивными соревнованиями. Участники подводящих игр находят удовлетворение в остроте состязания, в борьбе по преодолению возникающих по ходу игр препятствий, испытывает радость при завоёванной победе. Поэтому занятия подводящими играми могут воспитывать у детей вкус к спорту, любовь к спортивным соревнованиям.
Педагогические рекомендации о значении использования подводящих игр как одного из вспомогательных средств в занятиях спортом подкрепляются и некоторыми естественно-научными данными. Ярко выражаемая в подводящих играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов,
Это положительно отражается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приёмов и их сочетаний, создаёт предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подводящими играми содействуют воспитанию воли, выдержанности, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.
Для укрепления мышц и выработки выносливости могут служить игры с набивными мячами, использованием гимнастических канатов и комбинированных снарядов в виде препятствий. В этих играх можно учитывать качественные результаты выполнения заданий (техника), а также проводить состязания на скорейшее достижение поставленной задачи.
Многие практические и научные работники в области спортивных игр советуют создавать «игровую обстановку» при начальном обучении отдельным техническим приёмам и тактическим действиям, применяющимся в тех или других спортивных играх. Для этого они рекомендуют прибегать к различным так называемым играм-упражнениям, «маленьким играм». Использование упрощённых технических приёмов и тактических действий в этих играх имеет, как показывает практический опыт, непосредственное «подводящее» значение к овладению спортивными играми.
Подводящие игры на занятиях по волейболу.
Игры без водящих и без разделения на команды
- Стоя на расстоянии 1 м от глухой стены, отбивать «у лица» волейбольный мяч пальцами (или ладонями) двух рук о стену в места, немного выше вытянутой вверх руки. Кто сумеет отбить мяч 10, 20, 30 раз?
- То же, продвигаясь приставными шагами вправо (влево).
- Отбивая «у лица» волейбольный мяч пальцами или ладонями двух рук в вертикальном направлении, подвигаясь с мячом вперёд, стараясь не уронить его на пол, по дорожке длиной 10 метров. Дорожка через каждый метр размечена поперечными линиями. За каждый пройденный с мячом метр дорожки игрок получает одно очко. Кто наберёт большее число очков?
- Играющие становятся по кругу на расстоянии трёх-пяти шагов один от другого. Один игрок подбрасывает мяч, другие участники могут передавать его в любом направлении, Задание: продержать мяч в воздухе, отбивая его руками до 30 раз.
- Двое играющих, стоя на расстоянии 1,5 м один против другого, отбивают «у лица» волейбольный мяч пальцами двух рук, передавая его друг другу (вверх-вперёд), продвигаясь приставным шагом влево (вправо) по дорожке длиной 10 метров, размеченной на полосы, равные одному метру, поперечными линиями. Сколько полос пройдут по дорожке играющие, не уронив мяч на пол, столько очков и получают. Состязание между парами: чья пара победит, получив большее количество очков?
- То же, но продвигаясь по кругу бегом. При необходимости возможно увеличение
расстояния между играющими.
- Двое играющих становятся один против другого на расстоянии 2 метров. Один
- Посылает мяч нижней подачей другому; тот ловит мяч. Затем поймавший мяч подаёт его тем же способом первому игроку, который в свою очередь ловит мяч. После каждой пары подач игроки отходят назад на 0,5 метра дальше друг от друга. Состязание между парами: чья пара сумеет последовательно, отходя всё дальше после каждой обоюдной подачи без ошибки (не уронив мяч на пол), показать наиболее дальнюю подачу (стоя один от другого на расстоянии 10-15 метров)
- То же применяя верхнюю подачу мяча.
- То же, но подавая мяч через волейбольную сетку высотой 220-230 см.
- Играющие становятся парами. Между ними сетка высотой 220-230 см. Одному из игроков в каждой паре даётся волейбольный мяч. Составляющие пару игроки по очереди отбивают мяч через сетку один другому. Задание: парам отбить мяч через сетку 20 раз, не уронив при этом мяч на пол. Побеждают пары, выполнившие задание.
- Играют отдельно по четвёркам, рассчитавшись в каждой четвёрке по порядку номеров. Игрок №1 отходит в сторону на 6-8 метров от остальных трёх игроков, располагающихся поблизости один от другого, и посылает им мяч нижней или верхней подачей (как условлено). Один из игроков тройки принимает мяч и пасует его любому из трёх игроков. С третьим касанием мяч должен быть передан игроку №1, который ловит мяч и идёт играть в принимающую группу, передавая мяч игроку №2. Таким же образом сменяются на подаче игроки №3 и 4. Когда игрок №4 передаст мяч игроку №1, считается, что один круг подачи закончен. Задание: выполнить без ошибки (не допуская падения мяча на пол) максимальное количество кругов подачи.
- То же, но с натянутой между подающим и принимающими игроками сеткой.
Игры с разделением на команды без вступления в соприкосновение с соперником
- Команды образуют два круга. Играющие располагаются на расстоянии трёх-пяти шагов один от другого. Один игрок подбрасывает мяч, другие участники могут передавать его в любом направлении, в каждом круге играют самостоятельно Задание: продержать мяч в воздухе, отбивая его руками дольше команды соперника.
- Команды делятся на две равные по количеству игроков группы и строятся в колонну по одному друг напротив друга на расстоянии 3-5 метров. У направляющего одной из команд в руках мяч. По сигналу он выполняет передачу в противоположную команду и становится позади своей колонны. Принимающие, в свою очередь, отбивают мячи обратно, затем также отбегают назад. Игра закончится, когда все игроки выполнят передачу мяча и направляющий окажется на своём месте с мячом в руках. Побеждает команда, меньшее число раз допустившая падение мяча на пол.
- Команды делятся на две равные по количеству игроков группы и строятся в колонну по одному друг напротив друга на расстоянии 3-5 метров. У направляющего одной из команд в руках мяч. По сигналу он выполняет передачу в противоположную команду, бежит вперёд и становится в конец колонны (таким образом по окончанию игры группы должны поменяться местами).
- Играющие образуют два круга. По сигналу игроки идут по кругу в затылок друг другу, расстояние между каждым 1,5 м. Один из игроков подбивает волейбольный мяч вертикально вверх. Остальные игроки, подходя поочерёдно под мяч, отбивают его пальцами или ладонями двух рук в вертикальном направлении.
Задание: обойдя круг (один, два, три раза), не дать упасть мячу на пол.
- Играющие делятся на две команды. Каждая команда рассчитывается и перестраивается по тройкам. Расстояние между игроками тройки 3метра. Направляющий первой команды выполняет передачу направляющему второй команды, отбегает назад и становится в конец своей колонны. Из второй колонны мяч передаётся в третью, из третьей в первую второму номеру. Игра заканчивается, когда направляющий первой колонны занимает своё место и ловит мяч в руки. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок (падений мяча на пол). При ошибке игрок, который выполнял передачу обязан поднять мяч и повторно выполнить передачу.
- Играющие делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному у глухой стены. По сигналу первый игрок команды выполняет передачу мяча в стену и отбегает в конец своей колонны. Вторые по порядку игроки отбывают мяч, заставляя его вновь удариться о стену, сами же освобождают место следующим игрокам. Так отбивание происходит и дальше, пока мяч по очерёдности касаний окажется в руках первого игрока.
- Играющие делятся на команды по четыре человека в каждой и встают по углам квадрата 3х3 метра. Игрок №1 выполняет передачу прямо игроку№2 и сам бежит на его место. Игрок №2 передает мяч по диагонали игроку №3 и бежит на место игрока №1. Игрок №3 выполняет передачу игроку №4 и занимает его место. Игрок №4 отбивает мяч по диагонали игроку №2 и бежит на место игрока №3. Когда игроки поменяются местами считается, что одна перебежка окончена. Затем такое же отбивание со сменой мест продолжается в прежнем порядке. Побеждает команда, сумевшая без ошибок (не роняя мяч) проделать большее количество перебежек.
- Играющиеся делятся на две команды по 6-9 человек, каждая из которых размещается произвольно на своей стороне площадки. Игроку одной из команд даётся волейбольный мяч. Он выполняет передачу через сетку на другую сторону площадки. Игроки принимающей команды могут, отбивая мяч, делать на своей площадке до пяти передач, после чего последним (шестым) касанием они обязаны послать мяч через сетку на сторону соперника. То же задание выполняет команда соперников. Игра продолжается до момента, когда мяч упадёт на пол. Команда, допустившая падение мяча на своей стороне площадки или пробившая за пределы поля проигрывает очко. Мяч поднимается ближайшим к нему игроком, который выполняет передачу на сторону соперника. Передача мяча сразу через сетку (или после передач числом менее пяти) за ошибку не считается. Побеждает команда быстрее набравшая заранее обусловленное количество очков. В игре соблюдаются следующие правила:
- Игрок получает право вторичного касания мяча только после того, как мяча коснулся кто-нибудь из партнёров по команде;
- За ошибку считается;
а) касание мячом пола;
б) попадание мяча в сетку во время шестой передачи;
в) забегание игрока под сетку или касание сетки во время розыгрыша мячаю
3. Команда получившая большее число очков, побеждает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол
В методическом пособии предложен вариант обучения игре в баскетбол с использованием подвижных игр....
Вспомогатеьные и подводящие игры на уроках лёгкой атлетики .
Игры повышают эмоциональность и не вызывают быструю утомляемость от многократного повторения одних и тех же упражнений ....
подводящие игры «Мяч ловцу»
Своему ловцу. Игра напоминает баскетбол. Играют две команды. Каждая старается овладеть мячом и бросить его по цели. ...
Подводящие игры по теме "Волейбол"
«Зоркий глаз». Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу занимающиеся выполняют заранее обусловленные действия. Например, поднятая рука вверх означает, что учащиеся должны выполнит...
Вспомогательные и подводящие игры на уроках баскетбола
Вспомогательные и подводящие игры на уроках баскетбола...
Методическое пособие «Подвижные игры - как средство, подводящее к обучению игре в баскетбол».
Обучение основным приемам в баскетболе, через подвижные игры...
Подводящие игры для обучения техники игры в волейбол
Подвижные игры являются универсальным средством и содействуют росту и развитию всех органов и систем организма. Более того, игры являются уникальным средством не только физического,но и интеллектуальн...