Развитие эмоционально-волевой сферы на уроках физической культуры.
статья по физкультуре
Целью работы является изучение формирования эмоционально-волевой сферы личности учащегося на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno_-volevaya_sfera.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционально-волевой сферы на уроках физической культуры.
«…Все ребята в нашей школе
Развивают силу воли!»
Агния Барто
Актуальность темы данной работы заключается в необходимости формирования волевой сферы личности учащегося на уроках физической культуры, которое определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические и идеологические требования.
Целью работы является изучение формирования эмоционально-волевой сферы личности учащегося на уроках физической культуры.
На современном этапе развития общества становится очевидной необходимость социальных требований к системе российского образования по воспитанию личности, немаловажным свойством которой является способность преодолевать различного рода трудности социального характера. Способность преодолевать трудности в решении сложных жизненных проблем, связана с наличием у человека развитой системы эмоционально-волевых качеств.
Многие ученые, исследующие психологию школьника, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт детей недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).
Учителя оказывают влияние на формирование личности подростка, и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.
Общее представление о воле и эмоциях в отечественной и зарубежной психологии
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление(3).
Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально – выразительных движений. Не поддаваться эмоциям и контролировать их, человеку помогает воля.
Воля – сознательное управление субъектом своим поведением, способность мобилизировать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Волевой процесс тесно связан с другими психическими процессами — вниманием, мышлением, воображением, памятью, эмоциями, чувствами и свойствами личности- направленностью, темпераментом, способностями, характером.
Функции воли:
*выбор мотивов и целей
*регуляция побуждения к действию при недостаточной мотивации
*организация психических процессов
*мобилизация возможностей при преодолении препятствий
Воля, как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Понятие о волевых качествах личности
Волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности (4).
Таблица 1
Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)
Волевые свойства | Цель и стремление к ней | Возможности и мотивы | Борьба и выбор мотивов | Решение | Осуществление решения |
Сильная воля | Четкое осознание цели Интенсивное стремление | Достаточные | Обоснованные и быстрые | Обоснованное, с интенсивным стремлением | Стойкое |
Настойчивость | Отдаленная, с интенсивным стремлением | Нормальные | Очень стойкое | ||
Упрямство | Объективно- неоправданная | Определяются не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением | Необоснованное, с интенсивным стремлением | Стойкое | |
Податливость | Легко меняющаяся | Определяются внушающим влиянием других лиц | Легко меняется | Различное | |
Внушаемость | Отсутствует | Дается извне | То же | ||
Решительность | Четкое осознание цели Интенсивное стремление | Достаточные, иногда чрезмерные | Быстрые, но не всегда обоснованные | Четкое и устойчивое | Стойкое |
Нерешительность | Тоже | Тоже | Длительные | Отсутствует или часто меняется | Отсутствует |
Слабоволие | Нечеткое, со слабым стремлением | Нечеткие | Незавершенные | Без стремления к его выполнению | Нестойкое |
К основным волевым качествам человека можно отнести целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.
Целеустремленность - это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения. Большая целеустремленность проявляется многими школьниками при занятии спортом.
В зависимости от удаленности цели по времени и характера затруднений в процессе деятельности целеустремленность проявляется в таких волевых качествах, как терпеливость, упорство и настойчивость (6).
Терпеливость - способность в течение длительного времени переносить трудности и лишения. Терпеливость — это однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам (в основном физиологическим), вызывающим утомление, гипоксию (недостаток кислорода) или ощущение голода, жажды, боли.
Самым характерным примером проявления терпеливости во время физической работы является борьба с состоянием утомления. В какой-то момент работы человек чувствует, что он устал. Теперь, чтобы поддерживать эффективность деятельности на прежнем уровне, ему нужно прилагать дополнительные волевые усилия. Время, в течение которого он может это делать, и характеризует его терпеливость.
Упорство — это стремление достичь «здесь и сейчас» желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.
Упорство проявляется, когда ученик пытается решить трудную математическую задачу или когда спортсмен разучивает трудное упражнение: несмотря па то что у них это не получается, они пробуют еще и еще раз, не откладывая на потом, как говорится, за один присест, на одном занятии.
«Негативным проявлением упорства является упрямство. Это проявление упорства вопреки разумным доводам. Со стороны проявление упрямства в деятельности может расцениваться как бесцельная трата времени и сил — ведь все равно ничего не получится. Подчас человек упрямствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него и отказ от этого решения может, как ему кажется, подорвать его авторитет. В детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка» (7).
Самообладание – это волевое качество, характерное для людей, которые управляют своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны. К волевым качествам, характеризующим самообладание, относятся выдержка, решительность, смелость.
Выдержка — это способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта. Последние могут быть прямыми физическими (например, когда человек бросается на обидчика с кулаками), косвенными физическими (например, когда с досады человек, уходя, хлопает дверью), прямыми вербальными (например, когда человек отвечает на сделанное ему замечание колкостью, вступает в перебранку) и косвенными вербальными (когда, например, недовольство своим учителем учащийся высказывает за его спиной своим товарищам или дома родным)(4).
Самостоятельность - это волевое качество; оно заключается в возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели. Если человек необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, если он без особой нужды обращается за помощью или предпочитает действовать по привычному для него шаблону, а не самостоятельно и творчески, то нельзя признать, что у него развито такое волевое качество, как самостоятельность. Бывают, однако, случаи когда негативизм (необоснованное стремление поступить наперекор кому-то) ошибочно оценивается как самостоятельность. Негативизм - признак не силы, а слабости человека.
Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Если человек в какой-либо сложной обстановке не принимает решения действовать определенным образом, потому что растерялся, если он надеется на счастливое стечение обстоятельств или на неожиданную помощь, то назвать его решительным нельзя. Такой человек, как правило, неуверен в своих силах, недооценивает возможности и силы других людей и, как правило, сомневается в успешном исходе дела. Решительность не тождественна поспешности, она характеризует быстроту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к не желаемому результату.
Настойчивость - это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей. Без настойчивости, без того чтобы стоять на своем и бороться за выполнение принятого решения, не может быть решительности, самостоятельности, самообладания и целеустремленности.
Энергичность - это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Направляя свою деятельность на достижение поставленной цели, энергичный человек, как правило, не отступает перед трудностями, они его не размагничивают, а наоборот, мобилизуют. Такой человек всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.
Инициативность - это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется главным образом намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Инициатива, как правило, связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет.
Исполнительность – это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.
В. И. Селиванов пишет, что волевое усилие является одним из главных средств, с помощью которых личность осуществляет власть над своими побуждениями, избирательно пуская в действие одну мотивационную систему и затормаживая другую. Регуляция поведения и деятельности осуществляется не только опосредованно - через мотивы, но и прямо, через мобилизацию, т.е. через волевые усилия. В.И. Селиванов, подчеркивая связь волевого усилия с необходимостью преодоления препятствий, трудностей, считает, что оно проявляется во всякой нормальной работе, а не только в экстремальных ситуациях, например, при утомлении, как полагают некоторые психологи. Он заявляет, что "при таком взгляде на роль волевого усилия оно выглядит инструментом лишь неприятного и вредного для организма деспотического принуждения, когда работать уже нет мочи, а надо. Несомненно, такие ситуации могут иметь место в жизни человека, особенно в экстремальных условиях. Но это лишь исключение из правила" (1) .
Изучение формирования волевых качеств на уроках физической культуры в разных возрастных категориях школьников
Младший школьный возраст
Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. Исследования Е И Игнатьева (1960), В И Селиванова (1949) и других показали, что у школьников 1-3-го классов заметно растет умение проявлять волевые усилия, что наглядно проявляется в их умственной деятельности. Начинают формироваться произвольные умственные действия намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Самостимуляция в этом возрасте используется достаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она диффузная, не подкреплена нравственными принципами (2).
Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой, только при наличии интереса к этому. С.И. Хохлов (1970), например, показал, что школьники со слабым уровнем развития воли проявляют высокую и достаточно устойчивую активность в изучении предметов только при наличии интереса к ним, а при изучении нелюбимых предметов высокая и устойчивая активность проявлялась только школьниками с высоким уровнем развития воли. Часто школьники младших классов проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других (А. И. Высоцкий), прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя.
Подростковый возраст
В этом возрасте, как отмечает А. И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр. ) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе(4). Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.
Старший школьный возраст.
У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся (6).
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивается способность к терпению, например, при физической работе на фоне усталости (поэтому старшеклассников можно заставлять работать достаточно долго и на фоне утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно). Однако у девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает определенные трудности в их физическом воспитании. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волевая активность у старшеклассника приобретает характер целеустремленности.
Волевая активность человека определяется силой мотива. Поэтому нередко волю подменяют мотивами: раз хочу, значит, делаю; однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, и когда очень не хочет, но все же делает. Несомненно, однако, что в любом случае сила мотива определяет и степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Так же и при запрете, проявлении тормозной функции воли: чем больше хочется, тем большее волевое усилие я должен приложить, чтобы сдержать свое стремление, направленное на удовлетворение потребности (10).
Учителю физической культуры следует учитывать, что проявление качеств эмоционально-волевой сферы определяется не только мотивами человека (например, мотивом достижения, определяемым двумя составляющими: стремлением к успеху и избеганием неудачи), его нравственными установками, но и врожденными особенностями проявления свойств нервной системы: силы — слабости, подвижности -- инертности, уравновешенности — неуравновешенности нервных процессов. Например, страх сильнее выражен у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием торможения над возбуждением. Поэтому им труднее быть смелыми, чем лицам с противоположными типологическими особенностями. Следовательно, человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить «силу воли», а потому, что для ее проявления у него имеется меньше врожденных задатков(3).
Это не означает, что учителю физической культуры не следует прилагать усилия для развития волевой сферы личности школьника. Однако нужно избегать излишнего оптимизма и стандартных, тем более волюнтаристских подходов в преодолении слабости волевой сферы учащихся. Нужно знать, что на пути развития «силы воли» учитель может столкнуться со значительными трудностями, поэтому от него потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт (например, боязливому нельзя приклеивать ярлык труса) (8).
Следует также иметь в виду, что не всякое проявление школьниками «силы воли» следует приветствовать. Важно учитывать, на что направлены такие проявления. Например, упорство может принимать форму упрямства, проявлениями «силы воли» могут быть индивидуалистские стремления, а не коллективистские. Часто школьники совершают нелепые и опасные для жизни поступки, чтобы казаться себе и товарищам смелыми. Такое проявление «силы воли» надо решительно пресекать, разъясняя учащимся, в чем состоит истинный смысл мужества, героизма. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы умело подбирать и ставить значительные, но преодолимые для учащегося препятствия, постепенно усложняя их, повышая степень их трудности. Если трудности чрезмерны, то невозможность их преодоления может привести к потере уверенности, снижению интереса, неверию в свои силы и возможности. Если же занятия проходят, как правило, с облегченными заданиями, то интерес занимающегося к ним постепенно снижается, появляется пренебрежение, халатное отношение, недооценка трудностей, снижаются требования к проявлению волевых качеств спортсменов (5).
Прекрасным средством воспитания волевых качеств является применение в тренировочных занятиях метода соревнований. Также рекомендуется на отдельные тренировки иногда приглашать зрителей, судей, гостей. Такие открытые тренировки заставляют занимающихся мобилизоваться, преодолевать возникающее волнение, стремиться хорошо выполнить упражнение, приучают школьника к обстановке, которая будет во время соревнований.
Заключение
В общей психологии воля рассматривается, как способность контролировать свою деятельность и активно управлять ей, преодолевая препятствия и сознательно подчиняя их поставленной цели, а эмоция как неконтролируемый психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении. Это два неразрывно связанных процесса. Задача физической культуры и спорта состоит в формировании правильно ориентированных эмоций у школьников, направленных на преодоление себя, препятствий, переходом ребёнка от собственных желаний к действиям.
Учителя оказывают особое влияние на формирование личности подростка и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте, будет являться важным условием эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.
Для школьника воля, как черта характера, стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.
Быстрый темп развития современного общества вызывает необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности. В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте. Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими в обществе процессами, с другой – ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений.
Именно поэтому вопросы изучения и развития воли у учащихся особенно актуальны в настоящее время.
Список используемых источников
1) Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989
2) Веденов А. В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. - М.,1957
3) Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983.
4) Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-
5) Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000.
6) Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1995
7) Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977.
8) Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.-Рязань, 1992
9) www.psychologyonline.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система занятий по развитию внимания младших подростков на уроках физической культуры
Уже несколько лет, с целью развития произвольного внимания школьников, в вариативную часть урока физической культуры я включаю обучение настольному теннису. Эта игра дос...
ПРОЕКТ Тема: РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ И СИЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Актуальность исследования состоит в необходимости определения особенностей воспитания физических способностей учащихся, что даёт возможность на базе полученных данных разработать общую направлен...
Развитие силы и гибкости на уроках физической культуры
На уроках физической культуры применяла метод круговой треировки....
«Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств учащегося на уроке физической культуры».
Для сохранения и укрепления здоровья детей, для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывае...
Особенности развития двигательных способностей воспитанников на уроках физической культуры в СКОУ VIII вида
Современная ситуация в обществе создаёт множество проблем для человека, особенно для ребёнка: социально - психологических, материальных, мировоззренческих. Школа не остаётся в стороне от процессов, ...
3.3.3 Открытый урок по физической культуре в 4 классе. Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры».
Общая физическая подготовка является той базой, на которой осуществляется вся двигательная деятельность человека. Уровень ее определяется тем, в какой мере развиты основные двигательные качества: сила...