Использование межпредметных связей с целью повышения прикладного значения предмета физическая культура
методическая разработка по физкультуре

Кочкин Олег Викторович

Использование межпредметных связей с целью повышения прикладного значения предмета физическая культура


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:


Творческая работа на тему: " Использование межпредметных связей с целью повышения прикладного значения предмета физическая культура".



исполнил: Кочкин Олег Викторович

учитель физической культуры









Содержание:

I. Введение.

1.1 Понятие и классификация межпредметных связей.

II. Профессионально-прикладная подготовка.

2.1 Профотбор и профориентация.

III. Планирование и осуществление межпредметных связей в процессе обучения.

3.1 Этапы и пути установления межпредметных связей.

IV. Вывод.

V. Список литературы.

I. Введение.

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне разрешаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

1.1 Понятие и классификация межпредметных связей.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории " межпредметные связи", существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи какдидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса ( Ф. П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе ( В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин).

Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: " Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин", или такое: " Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками." Все выше перечисленные определения конечно верны, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию " межпредметные связи", надо подвести его под другое, более широкое. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории "межпредметная связь" является понятие " межнаучная связь", но и первое и второе являются производными от общего родового понятия " связь" как философской категории. Отсюда становится очевидным, что " межпредметные связи" есть, прежде всего, педагогическая категория, и существенной основой ее является связующая, объединяющая функция. Исходя их этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе. Кроме того, сказывается недостаточный учет связи педагогики с другими науками.

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.

Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей:

1. по составу

2. по направлению действия

3. по способу взаимодействия направляющих элементов

Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, то в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей:

1. содержательные

2. операционные

3. методические

4. организационные

Каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей (см. приложение 1) Во второй форме выделяем основные типы межпредметных связей по направлению действия. Обозначим соотносящиеся стороны связи условно буквами А, В,С, D и т.д. В случае если В направлено к А ( В А), то будет иметь одностороннюю связь, если В и С направлены к А ( В и С А), то эта связь будет двусторонней, если же В, С, D и т.д. будут направлены к А, то эта связь будет многосторонней. Все эти типы связей могут быть прямыми (действовать в одном направлении) и обратными, или восстановительными, когда они будут действовать в двух направлениях: прямом и обратном. например: В А - прямая односторонняя связь;

В и С А - двусторонняя обратная, или восстановительная связь.

В третьей форме межпредметных связей, по временному фактору, выделяют следующие типы связей:

1. хронологические

2. хронометрические

Хронологические - это связи по последовательности их осуществления.

Хронометрические - это связи по продолжительности взаимодействия связеобразующих элементов.

Каждый из этих двух типов подразделяется на виды межпредметных связей ( см. приложение 1).

Межпредметные связи по составу показывают - что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы.

Межпредметные связи по направлению показывают:

1) является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов;

2) используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета ( прямые связи), или же данная тема является также " поставщиком" информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы ( обратные и восстановительные связи).

Временной фактор показывает:

1) какие знания, из других школьных дисциплин уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);

2) какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи);

3) как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.

II. Профессионально-прикладная подготовка.

Формирование прикладных знаний физических и специальных качеств, умений и навыков способствуют достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности, ускорения профессионального обучения: достижения высокой работоспособности и производительности труда в избранной профессии.

Физическая культура всегда имела важнейшее значение в приспособленнн к постоянно усложняющимся формам труда и факторам социальной среды. Профессионально-прикладная физическая подготовка производится на основе разносторонней физической подготовки, достигаемой учащимися при выполнении требований и нормативов.

Прикладная физическая подготовка (ПФП) призвана решать такие задачи:

1. Вооружить учащихся прикладными знаниями о разных профессиях, о физических качествах, необходимых для высокоэффективного труда.

2. Сформировать у учащихся двигательные умения и навыки, способствующие производственному труду будущих специалистов.

3. Воспитать у них физические и психические навыки.

4. Способствовать обучению различных профессий.

5. Предупредить и снизить травматизм учащихся за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении упражнений и в процессе жизнедеятельности.

6. научить использовать средства активного отдыха, для быстрого и полного восстановления сил.

Современная научно-техническая революция оказывает постоянно усиливающееся влияние на жизнедеятельность человека. Однако это влияние не всегда благотворно отражается на здоровье и жизнедеятельности организма человека, на его работоспособности. Недостаточность двигательной активности, нервно - эмоцианальное перенапряжение, ухудшающаяся внешняя среда и др. Влияние этих факторов усугубляется тем, что в настоящее время естественная физиологическая адаптация человека уже не в состоянии поспевать за ускоряющимся темпом и изменяющимися условиями жизни.

Решением этой комплексной проблемы занимаются специалисты различного профиля и физической культуры, которые исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения его дееспособности в различных условиях.

В свою очередь, прогресс современного производства и эволюция общественного труда лежат в основе другой группы факторов. К этим факторам следует отнести изменение места и функциональной роли человека в современном процессе, которые во многом определяют направленность прикладной физической подготовки учащихся. Изменение структуры трудовых усилий и функциональной роли человека в развевающемся производственном процессе постоянно повышает требования к таким качествам, как внимание, быстрота и точность реакции, выносливость, и к некоторым другим. Другим фактором, оказывающим влияние на общую направленность ПФП учащихся, является действие закона перемены и разделение труда в обществе. такая смена деятельности, которая требует наличия разносторонних способностей, предполагает физическое совершенство людей.

Все вышеизложенные положения подчеркивают важность и необходимость ПФП будущих специалистов в период их обучения для обеспечения их физической и психической готовности к оптимальной интенсивности труда; повышение квалификации; восстановление работоспособности. Таким образом ПФП учащихся не должна суживаться до уровня определенной специализации.

Учебные цели в уровнях усвоения:

1) знать теоретические основы ПФП;

2) знать значение применения прикладных видов спорта;

3) уметь составлять комплексы упражнений для развития: силы, выносливости, быстроты реакции, координации.

В процессе ПФП будущих специалистов к работе в сложных условиях могут быть специально использованы определенные виды спорта или отдельные физические упражнения, избирательно формирующие необходимые прикладные знания, умения, навыки, физические и специальные качества.

В практике физической культуры учащихся применяется учебный материал по ПФП в 9-11 классах, которые включают большой комплекс физических и специальных прикладных упражнений. Целостное применение прикладных видов спорта для решения задач ПФП основано на положении о том, что занятия различными видами спорта, а также квалификация спортсменов накладывают определенный отпечаток на состоянии их физического развития и функциональную подготовленность.

Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в ПФП специалистов разного профиля.

1. Гимнастика, ее упражнениями воспитываются такие физические качества, как мышечная сила, ловкость, гибкость и др., формируются эстетические привлекательные формы тела, умение сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, ориентировка в пространстве, выполнение точных движений отдельными частями тела. Воспитываются морально-волевые качества - смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. все эти свойства и качества профессионально необходимы космонавтам, десантникам, монтажникам-высотникам, строителям, пожарникам, водолазам и др. Медицинским работникам гимнастические упражнения надо знать для того , чтобы провести при необходимости сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих больных правильно применять движения для своего лечения. На основе гимнастических упражнений составляются комплексы утренней гигиенической гимнастики, физкультурные паузы, разминки на тренировках, производственная гимнастика в трудовых коллективах.

2. Упражнения в легкой атлетике, в основе которых лежат естественные движения человека - ходьба, бег, прыжки и метания, способствуют совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, морально-волевые качества - упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др.

3. Плавание имеет не только утилитарное значние. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды. Водолазы, гидрологи, строители мостов и паромов, моряки, рыбаки, учителя физкультуры и тренеры по плаванию и др.

4. Туризм имеет большое образовательное и прикладное значение. Ловкость, физическая выносливость, воспитываемые туристическими походами, находят применение практически всюду. Это средство активного отдыха для людей напряженного умственного труда.

5. Спортивные игры. В ходе занятий воспитываются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители - световые, звуковые, чувствительные и др. Точность движений и быстрота реакции. Эти качества необходимы в работе компьютерщиков, рабочих у станков с программным управлением и др.

Кроме перечисленных видов спорта существуют специальные прикладные виды спорта.

Для пожарников это пожарно-прикладной спорт. Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин и др. это подводный спорт. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы являются обязательными средствами ПФП учащихся, особенно при воспитании специальных прикладных физических качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных условиях после окончания школы. В процессе физического воспитания может быть обеспечена повышенная устойчивость организма учащегося не только к холоду, жаре, солнечной радиации, но и к резким колебаниям температуры воздуха. К вспомогательным средствам ПФП относятся наглядные пособия и технические средства, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда учащихся.

2.1 Профотбор и профориентация.

Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будующей деятельности, выберет профессию, оценит свои способности еще на этапе обучения в школе. Для этого мало уметь выполнять какие-либо упражнения нужно также подкреплять свои действия теоретическими сведениями (межпредметные связи). Порождая целый ряд новых профессий и новых особенностей трудовой деятельности, технический прогресс предъявляет все более высокие требования к качеству общеобразовательной, специальной (по профессии) и физической подготовки будующих специалистов.

сущность профессионально-прикладной физической подготовки заключается в направленности педагогического процесса на углубленное развитие у учащихся физических и психических качеств и двигательных навыков.

III. Планирование и осуществление межпредметных связей в процессе обучения.

Разработка теоретических основ межпредметных связей в какой-либо теме по физической культуре дает возможность применить механизм выявления и планирования межпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного материала. Посмотрим на таблицу (см. приложение 2) в которой указаны школьные предметы, тем или иным образом влияющие на предмет физическая культура. Анализируя данные таблицы межпредметных связей можно увидеть, что сами связи в них даны в своеобразном статическом состоянии. Однако в реальном учебном процессе межпредметные связи рассматриваются в динамике. К концу учебного года межпредметные связи осознаются и применяются учащимися разных классов на высоком уровне обобщения.

3.1 Этапы и пути установления межпредметных связей.

В изучении учебных тем по физической культуре в ходе работы выделились два этапа:

1) начальный, или подготовительный на широкой межпредметной основе;

2) основной.

Суть этих этапов заключается в следующем:

1. Подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию учащихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе.

2 На втором этапе раскрывается тема, подтверждается теоретическими знаниями.

Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содержание других учебных предметов.

Остановимся на основных педегогических путях, обеспечивающих реализацию 1 и 2 этапов в изучении предмета.

Широкая ориентация школьников в предмете физическая культура,естественная связь с биологией, физикой, природоведением и др.

Выделение под руководством учителя ведущих положений учебной темы, постановка перед учащимися вопросов, направленных на целостное восприятие школьниками содержания темы и побуждающих их к межпредметному поиску.

Объяснение учителем значения межпредметных связей в учебном процессе.

На втором этапе реализуются следующие педагогические пути:

широкая ориентация школьников в содержании подтемы, постановка перед учащимися конкретных учебных целей и освещение основных путей их достижения с помощью межпредметных связей;

поиск школьниками необходимых и существенных опорных межпредметных знаний;

- применение в ситуации затруднения определенных приемов;

- постоянное упражнение учащихся по развитию самостоятельности в установлении межпредметных связей: поиск необходимых опорных знаний, развитие организационных умений по осуществлению межпредметных связей;

применение гибких форм взаимодействия участников педагогического процесса по реализации межпредметных связей; координация деятельности учителей.

На основе этих этапов и путей можно предложить учащимся для закрепления и усвоения прикладного значения физкультуры ориентировочные карты для самостоятельной работы с литературой ( см. приложение 3).

IV. Вывод.

Утверждение и упрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связано с развитие идеи межпредметных связей.

выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет: - снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем;

- сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играю важную роль в физкультуре;

- осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;

- формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов;

- осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;

- изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.

Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации: планирование этой работы в школе, координацию деятельности всех участников педагогического процесса, эффективное использование межпредметных (комплексных) семинаров, расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.















V. Список литературы:

1. Учебники: биологии, физики, основ здоровья, ОБЖ, природоведения, географии.

2. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. Москва " ВШ" , 1991 г.

3. Физическое воспитание Н. К. Коробейников, А. А. Михеев, И. Г. Николенко

4. Методические рекомендации по физическому воспитанию 4 выпуск Москва "ВШ" 1985 г.

5. Межпредметные связи в процессе обучения. Народное Образование , 1985 г. автор Федорец Г. Ф.

6. Межпредметные связи - педагогика, 1989г., автор Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М.
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметной связи в преподавании физической географии

Межпредметная связь между географией и математикой.Предназначено для 6,7,8 классов....

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её п...

Проект на тему «Современные игры, как средство повышения интереса к предмету физической культуры»

Описание проекта:Проект «Современные игры, как средство повышения интереса к предмету     физической культуры», был реализован на базе муниципального автономного ...

Использование межпредметных связей в процессе обучения на уроках физической культуры

Использование межпредметных связей в процессе обучения на уроках физической культуры...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....

Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...