Использование межпредметных связей в процессе обучения на уроках физической культуры
материал

Полозова Оксана Александровна

Использование межпредметных связей в процессе обучения на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_mezhpredmetnye_svyazi.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска

Выступление на педсовете

на тему:

«Использование межпредметных связей в процессе обучения на уроках физической культуры»

Составила учитель физической культуры: Полозова О.А

Смоленск 2021

Использование межпредметных связей в процессе обучения на уроках физической культуры.

Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов, таких как биология, природоведение, математика. Эти знания дополняет теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся.

С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -( окружность) и т.д. Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ.

Это позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт учащегося и приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует формированию устойчивого интереса к физической культуре.

          Межпредметные связи, по-другому интеграция, выступает как средство комплексного подхода к процессу обучения. Наиболее тесная связь ФК прослеживается с уроками естественно-математического цикла.


Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
         С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. 
Связывая преподавание с историей, учитель реализует принцип историзма. Для характеристики того или иного периода школьникам напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую обусловленность научных событий, взглядов, идей.
Связь с литературой. При выполнении строевых упражнений можно вспомнить басню: где щука, рак и лебедь действуют по своему. 
Работа над общей физической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ.

            Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения? Для этого необходимо, чтобы школьники проявляли интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков. Как показывает опыт межпредметные связи физической культуры с другими предметами, не только улучшают физическую подготовленность, но и повышают интерес учащихся к занятиям  физической культурой. Я применяю на своих уроках различные двигательные задания с межпредметными связями. Это различные эстафеты и подвижные игры, использую интегрированную форму учебной и внеучебной работы, отличающейся вариативностью применения не только по отношению к физической подготовленности учащихся, но и к применению полученных ими знаний на общеобразовательных уроках и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

             Я составила картотеку подвижных игр которые использую на уроках физической культуры и постоянно провожу эти подвижные игры и эстафеты с элементами изучаемого материала по математике, родному языку, природоведению и т. д. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, в свою очередь, создают условия для расширения межпредметных связей в педагогическом процессе. Предлагаю ряд подвижных игр и эстафет, которые на ряду с развитием физических качеств и двигательных навыков закрепляют знания и умения, полученные школьниками на уроках математики. Для эстафет с использованием межпредметных связей, характерна широкая постановка задач, куда входят  и развитие интереса учащихся, и умственное развитие, и эстетическое воспитание.

 «Четное — нечетное» (4-7 классы) Игроки, строятся в шеренгу Учитель объясняет задание любое объявленное им упражнение учащиеся выполняют лишь в том случае, если эта команда сопровождается названным четным числом. Если учитель назовет нечетное число, упражнение не выполняется. Например, учитель объявляет упражнение «приседание» и тут же громко называет число «8» (четное) Ученики начинают выполнять приседания. Если кто-либо делает приседания и при названном числе «7» (нечетном), он должен сделать шаг вперед Игру проводят в течение 2—3 мин Упражнения и называемые числа варьируют. В конце игры отмечают самых внимательных — тех, кто остался стоять на месте, не сделав ни одного шага вперед

В дальнейшем задание усложняют. Учитель теперь уже называет не отдельные числа, а математические примеры 1+4=?; 2+5=?; 8—2=?; 22— 20=?; 84—15=1 и т. д. Учащиеся выполняют объявленное упражнение, если сумма или разность в названных примерах получается четной.

«Быстро но местам» (4 - 7 классы) В центре площадки (зала) по кругу кладут карточки с примерами на сложение или вычитание Число карточек соответствует количеству игроков. По обе стороны площадки на расстоянии 10—15 м от центра проводят две линии, а на них размечают домики — четные и нечетные Ученики выполняют заданные педагогом упражнения.

По условному сигналу они берут лежащие перед ними карточки и решают предложенные примеры. Если в результате получилось четное число, ученик бежит в четный дом, нечетное — в нечетный дом. После этого ученики вместе с учителем проверяют правильность решения примеров, выявляют тех, кто ошибся. Одновременно отмечают игроков, которые правильно решили пример и первыми заняли четный или нечетный дом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, уроки физической культуры приобретают творческий характер. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается двигательная и познавательная активность учащихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе и окружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется положительное отношение к урокам физической культуры и спорта.

Литература

  1. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.
  2. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью в основу обучения. – Нар. образование, 1979, №5. 
  3. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989
  4. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. — М.: Просвещение, 1985.
  5. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. — М.: Просвещение, 1985.
  6. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. — М.: Просвещение, 1986.
  7. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. — М.: Просвещение, 1987.
  8. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М.: Просвещение, 1986.
  9. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1989.
  10. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Просвещение, 1998. стр.73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи в процессе обучения физики

В работе представлено методическое обоснование метапредметности естественных наук с приведением практических примеров (конспект урока, рабочая программа по биофизике)...

«Реализация межпредметных связей в процессе обучения, с целью развития мышления и усвоения знаний»

Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов общества – растить таланты.  Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук – ...

Использование межпредметных связей в процессе преподавания общественных дисциплин.

Мир, в котором мы живем, сложен и противоречив; все изучаемые предметы, так или иначе направлены на его познание. Для формирования системных знаний необходимо установления межпредметных связей.В своем...

Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках физической культуры.

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития...

Развитие межпредметных связей в процессе обучения физике, математике и информатике

Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Межпредметные связи отражают единство средств и методики процесс...

Межпредметные связи в процессе обучения, как средство развития познавательного интереса учащихся.

Одна из главных задач современного общего образования в стране - сформировать мировоззрение ученика на основе целостной научной картины мира. Интеграция естественнонаучных знаний лежит в основе развит...

Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...