Экология здорового тела.
учебно-методический материал по физкультуре (8 класс)

Курышев Владимир Васильевич

Материал о гармонии человека и природы посредством пеших походов по экологической тропе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_zdorovogo_tela.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Экология здорового тела.

Что такое экология тела? Ассоциативное мышление подскажет нам, что данное понятие как-то связано со здоровьем,  со здоровым образом жизни, и это окажется верным предположением.

Экология как наука занимается изучением взаимоотношений живой и неживой природы. Предметом исследования экологии тела является функционирование организма человека и его взаимодействие с окружающим миром. Наше тело – это целая неизведанная экосистема. Если мы хотим изменить баланс сил в природе, то первое, с чего стоит начать – это с понимания и изменения самих себя.

 «Я мыслю, значит, я существую», - сказал когда-то великий математик и философ Рене Декарт. Экология тела начинается с экологии души. Стать правдивым по отношению к себе – это первый шаг к познанию своего «Я».

Что же такое здоровье?

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.

Профессор И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что “здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации”.

Академик П.Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании.

Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Здоровье состоит из ряда составляющих ,  таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье.

Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: правильное питание,  регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание, гигиенические процедуры.

На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям).

И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, определяемая теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера.

 Следует  подчеркнуть, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи.

Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них, по мнению многих ученых, занимает физическое воспитание. Оно является одним из способов достижения гармонии человека. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности.

Активный здоровый образ жизни является неотъемлемой частью жизни любого современного человека. К счастью, уходит то время, когда крутым считалась сигарета в зубах и бутылка пива в руках. Сейчас все больше людей, особенно среди молодежи отказываются от вредных привычек, выбирая занятия спортом. Быть здоровым становится модно!

Спорт и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. Это подтверждает знаменитая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух!» С этим нельзя поспорить: как правило, спортсмены – решительные и целеустремленные люди, постоянно идущие вперед и добивающиеся результатов не только в спорте , но и в жизни. Положительное влияние спорта на здоровье и характер человека никогда не подлежало сомнению и уже давно научно доказано.

-Здоровье является неоценимым достоянием для каждого человека и всего общества в целом, а физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики многий заболеваний человека и оказывает огромное влияние на становление личности. Оно помогает преодолевать трудности и решать различные жизненные задачи. Здоровье помогает нам переносить значительные перегрузки, обеспечивает долгую и активную жизнь.

О влиянии физической культуры и спорта на здоровье можно говорить долго. Я лишь напомню  те факты, которые доступны к пониманию каждому:

  1. при регулярных занятиях физической культурой и спортом улучшается осанка. Это способствует правильному расположению всех человеческих органов;
  2. кости и связки становятся эластичнее и прочнее, что уменьшает риск травм при падениях и сильных ушибах. Постоянные умеренные занятия спортом оказывают положительное влияние на суставы;
  3. при регулярных занятиях физической культурой происходит конфигурация дыхательной системы. Люди, занимающиеся спортом, гораздо реже болеют бронхо-легочными заболеваниями;
  4. занятия физической культурой и спортом оказывают стимулирующее действие на работу сердца. Оно становится более выносливым, а значит, снижается возможность инсультов и инфарктов в пожилом возрасте;
  5. физические упражнения улучшают кровообращение, доставляя в большем количестве кислород, питательные вещества и микроэлементы в мозг, что увеличивает физическую и умственную работоспособность;
  6. физическая культура и спорт помогают не только чувствовать, но и выглядеть лучше: обеспечивают красивую подтянутую фигуру, избегая гиподинамии - "чумы 21 века";
  7. регулярные физические нагрузки снимают стресс, улучшают настроение, укрепляя ЦНС. Может быть поэтому люди, занимающиеся спортом с юношеских лет, даже в пожилом возрасте выглядят молодо, меньше страдают нервными заболеваниями и чаще улыбаются.

Формирование экологии здорового тела на уроках физкультуры и внеурочной деятельности учащихся.

Генеральная цель предмета физкультуры- формирование физической культуры личности.

Основным средством достижения этой цели являются 3-часовые уроки физкультуры.

       Согласно требованиям ФГОС  –федерального государственного образовательного стандарта, в каждом классе вводятся обязательные спортивные занятия 1 раз в неделю во внеурочное время. Эти занятия используются для игр на свежем воздухе, прогулок, что благоприятно сказывается на здоровье учащихся и чередует смену деятельности в группах продленного дня.

Остановлюсь на самом любимом внеурочном мероприятии- походе.

В нашей школе уже 2 года действует экологическая тропа под названием «Тропа моего детства». Этот маршрут начинается от школы, выходит на западную окраину города, поднимается на г. Каланча, а там по гребню возвышенности, через г. Пыхтун, спускается к роднику «Водопойный», который берет начало в долине, у начала подъма, выходя из толщи меловых отложений. Протяженность маршрута примерно 4 км., Перепад высот 318м. над уровнем р. Волга.

Учащиеся, проходя этот маршрут, преодолевают естественные неровности рельефа- равнины, подъемы, спуски, пересеченную местность. При этом, участники похода испытывают физические нагрузки, направленные на формирование выносливости организма, а также развивают силу воли. Во время похода проводятся наблюдения за состоянием утомленности и усталости. Не секрет, что регулярно занимающиеся спортом учащиеся, посещающие спортивные кружки, преодолевают этот маршрут легче неподготовленных ребят. Проходя отрезки пр.500м., мы делаем остановки и измеряем пульс. Как правило, он составляет 120-170 уд\мин., что соответствует средней и повышенной интенсивности нагрузки. Пульс восстанавливается через 5 минут отдыха. Отмечается такой момент, что физически подготовленные учащиеся преодолевают подъемы за меньшее время, уходя вперед, чем остальные ребята и взрослые.

 Следовательно, каждый выбирает темп движения по своим физическим возможностям.

     На остановках мы любуемся красотами Хвалынских окрестностей, которые открываются при подъеме на возвышенности.  Известно, что положительные эмоции благоприятно сказываются на самочувствии и восстановлении организма после физической нагрузки (психическое и духовное здоровье).

Придя к роднику, мы в первую очередь облагораживаем его( социальная деятельность): убираем ненужную растительность, сухую траву, прочищаем русло, складируем и закапываем бытовой мусор от «любителей пикников на природе».  Сделав своё нужное и благородное дело, участники похода садятся покушать принесенные в рюкзаках продукты. еще интересный факт: за несколько походов искоренено единоличное потребление только своей принесенной пищи. Теперь «стол» является общим для всех. В этом проявляется воспитательный процесс коллективизма. После приема пищи проводим конкурсы, игры, эстафеты. Например, во время похода с нашими гостями, учащимися шк.№1, мы устраивали конкурс чтецов, рассказывая стихотворения о родном крае и природе.

В походе формируются все универсальные учебные действия(УУД)- личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Прослеживается межпредметная связь- физкультура, технология, физика, биология и др.

Не менее интересен и лыжный поход по этому маршруту, но одновременно и сложен. Зимний поход более экстремален, где действуют такие неблагоприятные факторы, как морозная погода, передвижение по снежной целине, подъемы и спуски, вероятность падений, добавим риск обморожения и мокрая одежда и обувь. Поэтому, в такой поход ходят учащиеся прекрасно владеющие лыжами и самые подготовленные. Количество участников лыжных походов меньше, чем пеших, но эмоций и острых ощущений на мой взгляд больше. Воспоминания от таких походов надолго остаются в памяти детей, побуждая их к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом. Приглашаю всех посетить нашу школьную экологическую тропу «Тропа моего детства».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Сценарий праздника здоровья по теме: "В здоровом теле- здоровый дух"

Праздник здоровья - это общешкольное мероприятие среди 5-9 классов. Приподготовки к мероприятию проводился конкурс рисунков "Мы против наркотиков"., разучивались ребатами стихи ,сценки....

Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни.

Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни....