Правовые основы физической культуры.
материал по физкультуре

Литовкина Алёна Александровна

Содержание

1. Документы в которых закреплены правовые основы физической культуры

2. Основные статьи Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ 04.12.2007 г.

3. Правовое регулирование государственной регистрации физкультурно-спортивных организаций

4. Правовые основы организации и проведения спортивных соревнований

5. Государственный контроль (надзор) предпринимательской деятельности в сфере физкультуры и спорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovye_osnovy_fz.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ  

Правовые основы физической культуры и спорта

Работу выполнил

 студент группы ФЗ-16

Литовкина Алёна Александровна

Абакан - 2017

Содержание

1. Документы в которых закреплены правовые основы физической культуры

2. Основные статьи Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ 04.12.2007 г.

3. Правовое регулирование государственной регистрации физкультурно-спортивных организаций

4. Правовые основы организации и проведения спортивных соревнований

5. Государственный контроль (надзор) предпринимательской деятельности в сфере физкультуры и спорта

1    Документы в которых закреплены правовые основы физической культуры .

– Конституция Российской Федерации, 12.12.1993 г.;

– Гражданский кодекс РФ, 30.11.1994 г. (с изменениями и дополнениями);

– Трудовой кодекс Российской Федерации, 30.12.2001 г. (в редакции федеральных законов от 30.06.2006 г. № 90 ФЗ, от 28.02.2008 г. № 13 ФЗ);

– Уголовный кодекс Российской Федерации, 03.06.1996 г. (с изменениями и дополнениями);

– Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 06.10.2003 г. № 131 ФЗ (с изменениями и дополнениями);

– Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», 19.05.1995 г.;

– Закон Российской Федерации «Об образовании», 18.01.1996 г. (с изменениями и дополнениями);

– Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», 19.12.1991 г.;

– Закон Российской Федерации «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», 19.04.1991 г. (редакция 19.06.1995 г.);

– Закон РФ «О страховании», 22.12.1992 г.;

– Закон Российской Федерации «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», 4.03.2002 г.;

– Закон Российской Федерации «О запрете в спорте средств (допинга) и запрещенные в спорте процедуры», 2004 г.;

– Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 24.11.1995 г.;

– Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» № 240 ФЗ, 27.12.2006 г.;

– Федеральный закон «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горно-климатического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 310 ФЗ, 01.12.2007 г.;

– Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», № 329 ФЗ,

2   Основные статьи Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ 04.12.2007 г.

Cтатья 3 Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте

Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:

1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;

2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;

3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;

4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;

5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;

6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;

9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;

10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;

11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

Статья 11. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России

1. Олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения, целями которого являются пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения, содействие развитию физической культуры и спорта, укрепление международного спортивного сотрудничества, участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.

2. Олимпийское движение России возглавляется Олимпийским комитетом России - общероссийским общественным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и на основе признания Международным олимпийским комитетом, а также в соответствии со своим уставом. Государство признает и поддерживает олимпийское движение России, оказывая всемерное содействие Олимпийскому комитету России в реализации его уставных целей.

3. Олимпийский комитет России:

1) пропагандирует в Российской Федерации принципы олимпийского движения, способствует развитию спорта высших достижений и массового спорта;

2) представляет в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета Российскую Федерацию на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета;

3) утверждает состав олимпийской делегации Российской Федерации и направляет ее для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета;

4) обеспечивает спортивную экипировку, проезд, проживание и страхование членов олимпийской делегации Российской Федерации на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета;

5) утверждает официальную спортивную форму и спортивную экипировку членов олимпийской делегации Российской Федерации;

6) участвует в разработке и осуществлении мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета;

7) определяет город Российской Федерации, который вправе подать в Международный олимпийский комитет заявку на проведение Олимпийских игр;

8) осуществляет иные права в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом, в том числе право на участие в обеспечении подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.

4. Реализация Олимпийским комитетом России своих полномочий, предусмотренных пунктом 1 (в части, касающейся развития спорта высших достижений и массового спорта) и пунктом 6 части 3 настоящей статьи, осуществляется во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и общероссийскими спортивными федерациями.

5. Олимпийскому комитету России принадлежит исключительное право использования собственного наименования и официального наименования "Олимпийская команда России". Использование третьими лицами в коммерческих и рекламных целях указанных наименований и образованных на их основе слов и словосочетаний осуществляется на основании соглашений, заключенных в письменной форме с Олимпийским комитетом России, за исключением случаев использования этих наименований и образованных на их основе слов и словосочетаний в целях информационного обеспечения или в связи с осуществлением указанного права третьими лицами, являющимися приобретателями права на освещение в средствах массовой информации Олимпийских игр и других международных спортивных мероприятий, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.

6. Олимпийский комитет России в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета осуществляет меры по защите принадлежащих Международному олимпийскому комитету прав на использование олимпийских символа, девиза, флага и гимна, наименований "Олимпийские игры", "Игры олимпиады" на территории Российской Федерации. Олимпийский комитет России обладает исключительными правами на олимпийскую эмблему Олимпийского комитета России, девиз, флаг и иную российскую олимпийскую символику.

7. Олимпийский комитет России реализует выполнение стоящих перед ним уставных задач и программ развития физической культуры и спорта за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.

 Статья 26. Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте

1. Не допускается использование спортсменами, а также в отношении животных, участвующих в спортивных соревнованиях, допинговых средств и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте в соответствии с перечнями таких средств и (или) методов, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Допинговый контроль представляет собой взятие биологических проб и их исследование в целях выявления наличия в организмах спортсменов и в организмах животных, участвующих в спортивных соревнованиях, допинговых средств или установления факта использования спортсменами допинговых средств и (или) методов подготовки к спортивным соревнованиям.

3. Меры по противодействию использованию допинговых средств и (или) методов включают в себя:

1) установление обязательного допингового контроля при проведении международных спортивных соревнований и всероссийских спортивных соревнований;

2) установление ответственности за использование допинговых средств и (или) методов, а также за принуждение к их использованию и пропаганду их использования;

3) установление ответственности за фальсификацию лекарственных средств и пищевых добавок посредством включения допинговых средств в их состав, реализацию таких лекарственных средств и пищевых добавок, а также за деятельность, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования допинговых средств и местах их приобретения;

4) предупреждение применения допинговых средств и (или) методов;

5) повышение квалификации специалистов, осуществляющих допинговый контроль;

6) включение в дополнительные образовательные программы образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов о причинении вреда здоровью спортсменов вследствие использования допинговых средств и (или) методов;

7) проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;

8) проведение научных исследований в области разработки новых методов допингового контроля;

9) установление ответственности физкультурно-спортивных организаций, спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов за нарушение правил обязательного допингового контроля.

4. Порядок проведения обязательного допингового контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

5. Общероссийские спортивные федерации обязаны осуществлять мероприятия в области проведения обязательного допингового контроля и применять спортивные санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) в отношении спортсменов, использующих допинговые средства и (или) методы, и лиц, принуждающих спортсменов использовать допинговые средства и (или) методы.

6. Организаторы спортивных мероприятий обязаны обеспечить условия для проведения обязательного допингового контроля с соблюдением требований и решений международных спортивных организаций и законодательства Российской Федерации.

Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования

1. Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

2. Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.

Статья 29. Развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта. Подготовка граждан к защите Отечества

1. Физическая подготовка в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы, военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, осуществляется в целях успешного выполнения ими своих служебных обязанностей.

2. При федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта, в целях привлечения военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, к регулярным занятиям спортом создаются и действуют спортивные клубы, общественно-государственные организации, осуществляющие развитие соответствующих военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и подготовку спортсменов.

3. Организации, указанные в части 2 настоящей статьи, осуществляют учебно-тренировочный процесс, создают условия для занятий военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, спортом на соответствующих объектах спорта, осуществляют подготовку спортсменов для участия во всероссийских спортивных мероприятиях и в международных спортивных мероприятиях, мероприятия по повышению квалификации тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта.

4. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта, формируют спортивные сборные команды по соответствующим военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта для участия во всероссийских спортивных мероприятиях и в международных спортивных мероприятиях.

5. Календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также программы развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими руководство развитием этих видов спорта.

6. Программы физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов, перечень видов спорта, направленных на обеспечение этой подготовки, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны. Физическая подготовка граждан к защите Отечества может осуществляться на основании договоров между указанным федеральным органом исполнительной власти и физкультурно-спортивными организациями, оборонными спортивно-техническими организациями.

7. Перечень военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и органы, осуществляющие руководство развитием этих видов спорта, определяются Правительством Российской Федерации.

3 Правовое регулирование государственной регистрации физкультурно-спортивных организаций

Одним из необходимых косвенных рычагов государственного регулирования физкультурно-спортивных отношений, где возникает необходимость в государственном контроле, является институт регистрации.

Регистрационный режим представляет собой совокупность правовых и организационных мер, устанавливающих и закрепляющих на законодательном уровне порядок регистрационного учета субъектов физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемый указанными в законодательстве уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Природа данного режима заключается в признании государством правоспособности субъектов, установлении законности их прав (как имеющихся, так и вновь приобретаемых) на совершение какого-либо действия на основе реализации функций государственного надзора, контроля, ведения учета, классификации, хранения и выдачи соответствующей информации. Юридический акт государственной регистрации подтверждает появление нового субъекта права, удостоверяет законность его существования. Регистрационный режим имеет важное значение в обеспечении охраны общественного и государственного порядка, а также в реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Сфера действия государственного регистрационного режима очень обширна. Поэтому в юридической литературе данный вопрос изучается обособленно, применительно к конкретным объектам, подлежащим регистрации. Независимо от того, какие это объекты, ее режим является административно-правовым. Единой сводной работы в рамках административного права, посвященной регистрационному режиму в целом, а равно и классификации объектов регистрации по различным основаниям (по субъектам, характеру регистрации и органам, осуществляющим регистрацию), до сих пор нет. Есть лишь отдельные работы по некоторым вопросам регистрации граждан, регистрации юридических и физических лиц, лицензированию отдельных видов деятельности и т.д.

Государственная регистрация состоит из процедуры внесения сведений (о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и др.) в единый регистрационный реестр (предметный) и выдачи свидетельства о государственной регистрации.

Большинство физкультурно-спортивных организаций подлежат государственной регистрации в общем порядке, предусмотренном

для юридических лиц Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и другими актами регистрационного законодательства.

Рассмотрим существующий в настоящее время порядок государственной регистрации юридических лиц, предусмотренный регистрационным законодательством.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее также — регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»3. Согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 3194 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, было Министерство РФ по налогам и сборам. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 после вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»5 Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

4 Правовые основы организации и проведения спортивных соревнований

Нестабильность экономики страны в 1990 е годы высветила несовершенство нормативно правовых основ в спортивной сфере. Требовалось с новых концептуальных методологических позиций подойти к подготовке новых законодательных и подзаконных нормативно правовых актов – о заработной плате спортсменов, тренеров, судей и др., в области социальной защиты спортсменов и специалистов, в вопросах трудоустройства и увольнения, а также реформирования контрактных соглашений между спортсменами и спортивной организацией.

За последние годы в обновленной России как правопреемнице в спортивном движении СССР приняты и реализуются федеральные законы, а также дополнения к ним, другие нормативные документы, которые формируют правовую базу отрасли.Как известно, нормативные правовые документы по управлению в спорте подразделяются на законодательные и подзаконные акты.К подзаконным актам, кроме указов и распоряжений Президента РФ, относятся постановления и распоряжения Правительства РФ, акты ЦБ РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти.

По своей юридической силе законодательные и нормативно правовые акты в спортивной отрасли не имеют равного действия и одинаковой силы, т. к. сформированы не одним, а целой системой органов управления. Законы высшего органа государственной власти регулируют наиболее важные отношения в сфере физической культуры и спорта и обладают основополагающими нормативными функциями и юридическими основами по отношению к другим нормативно-правовым актам.

Исходя из федерального устройства страны, органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции принимают свои законодательные и нормативно правовые акты, имеющие статус правового регулирования соревновательной деятельности и обеспечивающие их исполнение в своих регионах.

Созидательный процесс по нормативно правовому регулированию в отрасли продолжился в начале XXI века. Были приняты основополагающие документы, заложившие прочную правовую и материальную базу развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, такие, например, как:

– Федеральный закон «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (01.12.2007, № 310 ФЗ);

– Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (04.12.2007, № 329 ФЗ);

– Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 28.02.2008 № 13 ФЗ;

– Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (11.01.2006, № 7);

– Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе „Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)“, (08.06.2006, № 357);

– Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (17.08.2007, № 522) и др.

К подзаконным правовым актам относятся также решения отраслевых министерств и ведомств, касающиеся вопросов физкультурно-спортивной деятельности; в первую очередь, это федеральные органы управления образованием, здравоохранением и т. п.

На рубеже XX–XXI вв. был принят ряд важных документов, среди них:

– Постановление Госстандарта Российской Федерации «Об утверждении Общероссийского классификатора услуг населению» (28.06.1993, № 163);

– Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (01.12.1999, № 1025);

– Постановление Министерства труда и социального развития РФ «О согласовании размеров оплаты труда и тарифно-классификационных характеристик по должностям работников сборных команд Российской Федерации по видам спорта» (31.01.2000, № 12);

– Приказ Министерства здравоохранения РФ «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» (20.08.2001, № 337);

– Постановление Госстандарта России «Об утверждении Государственного стандарта Российской Федерации. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей» (18.07.2003, № 81 ст);

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов» СанПиН. 2.4.4.1204 03 (Гигиена детей и подростков. Оздоровительные учреждения), 17.03.2003 г.;

– Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, материального обеспечения их участников в Вооруженных силах Российской Федерации» (17.09.2005, № 385);

– Постановление Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Росспортом статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту» (03.04.2007, № 30);

– Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации до 2016 года (утверждена Министром обороны РФ 6 мая 2008 года) и многие др.

Непосредственную основу подзаконных актов составляют нормативные документы федерального органа управления физической культурой и спортом (до апреля 2008 г. это было Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт)), принимаемые в соответствии с Положением об этом органе, утверждаемом Правительством РФ.

К таким документам, в частности, относятся решения коллегии, приказы Росспорта, инструктивные письма и др.

В последние годы Росспортом были приняты следующие директивные документы:

– приказ от 16.07.2002 г. № 166 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

– приказ «О должности Государственный тренер сборных команд» от 21.08.2002 г. № 243;

– приказ «Об аккредитации общероссийских предприятий (союзов, ассоциаций) по различным видам спорта» от 05.11.2002 г. № 447;

– приказ «О введении в действие ЕВСК по зимним видам спорта на 2003–2006 годы» от 23.06.2003 г. № 438;

– приказ «О Всероссийском реестре видов спорта (ВРВС)» от 28.09.2004 г. № 273;

– решение коллегии «Об утверждении Положения о Единой всероссийской спортивной классификации» от 25.10.2005 г. № 613;

– приказ «Об утверждении Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем» от 26.05.2003 г. № 345;

– приказ «Об организации работы по усилению пропаганды государственной символики Российской Федерации во время проведения спортивных мероприятий» от 06.10.2003 г. № 799;

– приказ «Об утверждении Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования» от 03.03.2004 г. № 190/л;

– приказ «Об усилении ответственности спортсменов и специалистов сборных команд России за применение или содействие применению запрещенных субстанций и методов, указанных в списке ВАДА» от 30.06.2004 г. № 60;

– приказ «О комиссии и регламенте работы комиссии по аккредитации федераций (ассоциаций, союзов) по различным видам спорта» от 11.05.2005 г. № 205;

– приказ «Об утверждении Единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий на 2007 год и Порядка финансирования спортивных мероприятий на 2007 г.» от 08.02.2007 г. № 50;

– приказ «О ведомственных наградах Федерального агентства по физической культуре и спорту» от 25.09.2006 г. № 636.

Следует отметить то, что федеральным законом от 28.02.2008 г. № 13 ФЗ были внесены принципиальные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующие трудовые отношения с работниками, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта (спортсменами), а также с работниками, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (тренерами).

В главе 54, вновь введенной в Трудовой кодекс РФ, устанавливаются:

– специальные обязательства работодателей, спортсменов и тренеров, включаемые в трудовой договор, в т. ч. касающиеся участия в спортивных мероприятиях;

– правила временного перевода спортсмена к другому работодателю, в случае, если основной работодатель не имеет возможности обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях;

– условия отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях;

– особенности регулирования труда спортсменов в возрасте до 18 лет;

– особенности регулирования труда женщин спортсменов;

– дополнительные гарантии и компенсации спортсменам, тренерам;

– особенности расторжения трудового договора со спортсменом, тренером.

При этом из положений Трудового кодекса РФ исключена формулировка «профессиональный спортсмен».

Таким образом, этими двумя законодательными актами были упорядочены отношения спортсменов с работодателями; организаторами соревнований; работодателей с тренерами; закреплены социальные гарантии спортсменов и тренеров, условия их участия в спортивных соревнованиях и др.

5 Государственный контроль (надзор) предпринимательской деятельности в сфере физкультуры и спорта

Государственное регулирование необходимо при реализации всех управленческих функций, важно лишь правильно определить меру.

Данная проблема со всей остротой встает при осуществлении такой функции, как контроль. Контрольно-надзорная деятельность хотя и вторична как вид деятельности, но от ее организации во многом зависит поддержание законности, дисциплины и правопорядка в стране.

Государственный контроль является одним из важнейших инструментов административно-правового регулирования отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта. В условиях приватизации и рыночной экономики значение государственного контроля значительно возрастает. Но он должен осуществляться в разумных, строго ограниченных законом рамках, по четким правилам, предусматривающим взаимные права и обязанности проверяющих и проверяемых, должен быть организован так, чтобы возможности произвола, злоупотреблений, поборов, коррупции со стороны чиновников контрольных (надзорных) органов были сведены к минимуму.

Государство устанавливает специальный порядок контроля (надзора) за отдельными видами деятельности в области спорта, физической культуры, охоты и рыболовства.

Например, в соответствии с п. 2 ст. 36 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ1 надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 т, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией2 в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ спортивные суда (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивные и прогулочные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивные и прогулочные несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 т регистрируются в Государственном судовом реестре Российской Федерации государственными речными судоходными инспекциями соответствующих бассейнов.

Немаловажную роль в осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере физической культуры и спорта играют специализированные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Естественно-научная основа физической культуры

Систематически применяемая физкультура и спорт — это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это — старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Развитие здоровья учащихся на основе физической культуры, новых воспитательных и учебных здоровьесберегающих технологий

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образова...

Правовые основы физической культуры и спорта

Содержание:1) К каких документах закреплены правовые основы физической культуры ?2) Основные статьи Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ...

Правовые основы физической культуры и спорта

Цель: Составить систематическое представление о правовом регулировании отрасли физической культуры и спорта, о механизмах взаимодействия физкультурно-спортивных организаций различных организационно-пр...

Нормативно-правовые основы физического воспитания.

Методический материал для учителя физической культуры....

Тесты по методологическим основам физической культуры

Тесты по методологическим основам физической культуры...