Рабочая программа по внеурочной деятельности "Командообразующие игры" для учащихся начальной школы
рабочая программа по физкультуре
Игры на командообразование, коммуникативность, социализацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_komandoobrazovaniyu.docx | 46.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 569
Невского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школы № 569
И.В. Королева ________
Приказ № от ____2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Командообразующие игры для 3 класса
на 2019-2020 учебный год
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
К.С. Лоскутов
Санкт-Петербург
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели с учетом специфики предмета.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Актуальность
Способность действовать в команде - сегодня просто незаменима. Это способность жить в обществе. От природы у каждого человека силен дух соперничества. А возможность перейти от конкуренции к содружеству - это и есть способности к командообразованию. Командообразование опирается на такие важные качества, как взаимопомощь, умение действовать сообща, чуткость, терпение, уважение другого, самоуважение. Этого всего в подростковой среде часто не хватает. Умение работать в команде сильно пригодится человеку во взрослой жизни - на работе, при вступлении в брак, в партнерских отношениях.
Комплекс игровых упражнений, используемый в данной программе, даст возможность учащемуся осознать свои умения и навыки в игре по отношению к себе, к товарищам, к учителю. ХАРАКТЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ упражнений данного комплекса является их направленность на командообразование и проведение сеанса рефлексии в конце занятия. Важной составляющей этих группы игр является более глубокое понимания другого человека, повышение толерантности, коррекция поведения подростков, стабилизация их эмоционального состояния и самооценки. Дети учатся лучше слышать друг друга, убедительнее доносить свои мысли до собеседника, начинают осознавать зону своих возможностей и ценность способностей друзей.
Каждое занятие завершается проведением рефлексии.
В процессе проведения рефлексии, учащиеся получают возможность снять накопившееся эмоциональное напряжение, упорядочить приобретенные знания. Процесс обсуждения строится на равноправии, что стимулирует у каждого желание проявить инициативу и творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку, как к личности: отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.
Главная ценность комплекса игровых упражнений на командообразование в создании системы взаимной ответственности и взаимозависимости, толерантности в сфере игрового взаимодействия младших школьников. В таких играх учащийся овладевает социальными нормами, познает себя, других людей, постигает смысл взаимоотношений между людьми. Комплекс игровых упражнений используется для активизации группового взаимодействия. Учащиеся последовательно вырабатывают умения находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам Команды. Участие школьников в командообразцющих упражнениях позволяет расширить диапазон эмоций, соотнести эмоции и ситуации, в которых они проявлялись, ориентироваться в собственном отношении к эмоциям, понимать связь эмоциональной сферы и тела.
Цель программы
Целью программы является формирование социальных навыков у детей младшего школьного возраста
Задачи программы
Образовательные:
- развить навыки предварительного планирования и подготовки к выполнению задания всеми участниками игры;
- мотивировать учащихся на оказание физической поддержки друг другу;
- создать между участниками более тесный физический контакт для повышения уровня доверия товарищам;
- дать учащимся возможность осознать необходимость доверяться в нужный момент, возможность почувствовать доверие к товарищам;
- обозначить важность инициативы каждого из участников в оказании взаимопомощи для выполнения общего задания;
- выработать и закрепить навыки поиска дополнительных ресурсов класса и нестандартных решений.
Воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим, чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела;
- оздоровительная работа с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту;
- укрепление здоровья;
- повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- здоровьесбережение;
- снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Предметные:
- стремление вести здоровый образ жизни
Принимая главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учащимся предоставляется разноуровневый по сложности и субъективной по трудности усвоения материал программы.
Деятельный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Формы и режим занятий
Занятия проходят в форме командообразующих игр, подвижных игр, дискуссий, рефлексии, коммуникативных упражнений.
В 3 классе на данную программу отводится 36 часов. Продолжительность одного занятия 45 минут.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
образовательной программы внеурочной деятельности
№ | Разделы/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Упражнения на командообразование | 14 | 2 | 12 | Наблюдения, беседа |
2 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | 7 | 1 | 6 | Наблюдение, беседа |
3 | Упражнения для обратной связи | 3 | 3 | Беседа | |
4 | Подвижные игры | 7 | 7 | Наблюдение | |
5 | Командная работа, сотрудничество | 5 | 1 | 4 | Беседа |
Всего часов: | 36 | 14 | 22 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Командообразующие игры» направлена на совершенствование навыков общения. В нее входят упражнения на командообразование, упражнения на развитие коммуникативных навыков, упражнения для обратной связи, подвижные игры и групповая работа. Основная цель игр на командообразование – создание команды из разрозненных людей.
Далеко не всегда ученик, находясь в привычных условиях, может проявить свой потенциал, свои трудовые способности в полной мере. Не всегда есть просто физическая возможность верно оценить товарища по классу. В условиях, освобожденных от привычной рабочей атмосферы личность раскрывается более полно, есть возможность рассмотреть, что называется, с другой стороны.
Раздел «Упражнения на командообразование»
Цель упражнений: активизация поисковой активности участников, выработки собственного мнения, отношения и взглядов на различные вещи, пробуждение в участниках творческого потенциала, развитие коммуникабельности, воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.
Учащиеся научатся: Доверять участникам команды, ответственному отношению участников друг к другу, формированию командного взаимодействия между участниками команды, научатся преодолевать тактильные барьер, руководить, слышать друг друга, искать выход из трудных ситуаций, прислушиваться к мнению окружающих, ответственному отношению к общему делу, конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Раздел «Упражнения на развитие коммуникативных навыков»
Цель упражнений: повышение эмоционального фона в Команде, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, развитие навыков невербальной коммуникации, формирование навыков умения убеждать, активного слушания.
Учащиеся научатся: объяснять сложные вещи простыми словами, договариваться между собой, общаться с помощью разных средств коммуникации, групповой дискуссии, обобщению и систематизации, научаться выявлять принципы внутрикомандного взаимодействия, понимать причины и следствия неэффективного межличностного общения, обмениваться информацией в группе, сосредотачиваться на сотрудничестве во время решения проблемы Командой
Раздел «Упражнения для обратной связи»
Цель упражнений: создание условий для осознания ценности личности, осознание участником личностных возможностей, сильных сторон, создание условий для повышения самооценки участников Команды, создание условий для творческого союза в группе, развитие умения раскрепощаться, устранение барьера стеснительности, зажатости
Учащиеся научатся: проявлять интерес друг к другу, открыто проявлять свои чувства
Раздел «Подвижные игры»
Цель упражнений: создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья, увеличение числа учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, повышение уровня физической подготовленности учащихся, формирование у учащихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни;
Учащиеся научатся: основам базовых видов двигательных действий и координационных способностей
Раздел «Групповая работа»
Цель упражнений: создание условий для мыслительного процесса и стимуляции воображения, переключить внимание участников с видения преград на видение возможностей
Учащиеся научатся: мотивировать себя на успех
Календарно-тематическое планирование
№ | Количество часов | Тема урока | Планируемая дата урока | Фактическая дата проведения урока |
1 | 1 | ТБ. Беседа «Правила». Игра на знакомство «Позволь мне представить тебя» | ||
2 | 1 | Командная работа, сотрудничество: притча «Отец и сыновья» Подвижная игра «Наглые зайцы» | ||
3 | 1 | Игра на командообразование: «Слепой поводырь» | ||
4 | 1 | Игра на развитие коммуникативных навыков: «Шляпа мыслей» | ||
5 | 1 | Подвижные игры «Заяц-волк» | ||
6 | 1 | Игра на командообразование: «Догони обруч» | ||
7 | 1 | Упражнения для обратной связи: «Комплементы» | ||
8 | 1 | Игра на командообразование: «Болото» | ||
9 | 1 | Игра на командообразование: «Покрывало» | ||
10 | 1 | ТБ. Командная работа, сотрудничество: преодоление трудностей, творческое решение проблем: «Притча о кофе» | ||
11 | 1 | Игра на командообразование: «Ботинки» | ||
12 | 1 | Игра на развитие коммуникативных навыков: «Земляне и инопланетяне» | ||
13 | 1 | Подвижные игры: «Монстры против Землян» | ||
14 | 1 | Игра на командообразование: «Бревно» | ||
15 | 1 | Упражнения для обратной связи: «Ассоциации» | ||
16 | 1 | Игра на развитие коммуникативных навыков: «Огонь» | ||
17 | 1 | Игра на командообразование: «Лыжи» | ||
18 | 1 | ТБ. Командная работа, сотрудничество: страх преодолений, доверие: притча «Две гусеницы» Подвижная игра «Кривой снайпер» | ||
19 | 1 | Игра на командообразование: «Циркуль» | ||
20 | 1 | Игра на развитие коммуникативных навыков: «Секрет Джованни» | ||
21 | 1 | Подвижные игры: «Вышибалы» | ||
22 | 1 | Игра на командообразование: «Паутина» | ||
23 | 1 | Упражнения для обратной связи: «Мой портрет в лучах солнца» | ||
24 | 1 | Игра на развитие коммуникативных навыков: «Кабинет 703» | ||
25 | 1 | Игра на командообразование: «Карта 3-D» | ||
26 | 1 | ТБ. Подвижные игры: «Черные шнурки» | ||
27 | 1 | Игра на командообразование: «Преодолей пропасть» | ||
28 | 1 | Игра на развитие коммуникативных навыков: «Ветер» | ||
29 | 1 | Подвижные игры: «Чай-чай- выручай с именами» | ||
30 | 1 | Игра на командообразование: «Построй фигуру» | ||
31 | 1 | Упражнения для обратной связи: «Нас с тобой объединяет..» | ||
32 | 1 | Игра на развитие коммуникативных навыков: «Латцы и Мирсы» | ||
33 | 1 | Подвижные игры: «Канонир» | ||
34 | 1 | Игра на командообразование: «Разучивание песни о Дружбе» | ||
35 | 1 | Подвижные игры: «Гром ураган землетрясения» | ||
36 | 1 | Игра на командообразование: «Ходули» |
Информационно-методическое обеспечение
- Нормативные документы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности. Письма МО и РТ от 18.08.2010 г. №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
- Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.»
- ФГОС нового поколения.
- Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ»
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: «Просвещение», 2010).
- Физическая культура (Физкультурно-оздоровительная работа в школе): Методическое пособие под редакцией В.С Кузнецова, Г.А. Колодницкого – М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003.
- Методические материал, М.: Большое приключение, 2016
- Программа «Большое приключение», М.: 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Вундеркинды" по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
Программа "Вундеркинды" разработана для организации занятий по внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Расчитана на три года. Первый год занятий направлен на успешную адаптацию учащихся в...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятел...
Внеурочное занятие для учащихся начальной школы. «Пооперационное выполнение цветка в технике квиллинг»
Самый популярный способ изготовления цветов в технике квиллинг (скручивание бумажных полосок)....
Дополнительная образовательная программа «Вместе с ребёнком». Для учащихся начальной школы и их родителей.
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на помощь и поддержку в будущем, на уважительное отношение к себе...
Внеурочное мероприятие для учащихся начальной школы по теме "Английский алфавит"
В материале представлена разработка внеклассного меоприятия на английском языке для учащихся начальной школы (4 класс). Тема мероприятия "Английский алфавит"....
Внеурочные занятия для учащихся начальной школы. Тема "Экология"
https://docs.google.com/presentation/d/1vT4WLe499mSmQIt1dgOlT_M_emZyQ4INBohU9X4Y_DQ/edit#slide=id.p22...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 5 классов «Школа безопасности »
Программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков ...