Программа "Вундеркинды" по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
методическая разработка на тему

Программа "Вундеркинды" разработана для организации занятий по внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Расчитана на три года. Первый год занятий направлен на успешную адаптацию учащихся в школе и развитие когнитивной сферы детей. Второй  и третий год обучения состоит из занятий, направленных на формирование у учащихся навыков исследовательской и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vunderkindy.doc492.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Кавказский район, поселок Степной

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 п.Степного

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

    _____________                 ______

Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тематическая

 (тип программы: комплексная/тематическая)

«Вундеркинды»

(наименование)

________3 года______________

(срок реализации программы)

_______________6,5-10 лет_____________

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                     __Белозерцева Наталья Викторовна__

                                                                            (Ф.И.О. учителя, составителя)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности Савенкова А.Н. «Я- исследователь» для начальных классов. Изменено содержание первого года обучения. В представляемой мною программе «Вундеркинды» в 1 классе занятия направлены на успешную адаптацию учеников к школе.

   В настоящее время проблема адаптации и социализации детей в начальной школе стоит очень остро. По данным обследования среди поступающих в школу 6-летних детей только 40% имеют «внутреннюю позицию школьника» - у остальных она отсутствует, примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готова к школе.  Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка.

По этой причине необходимо не только учитывать, но и сопровождать адаптационный процесс в школе.

Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

Главная цель программы «Вундеркинды» – выравнивание стартовых возможностей первоклассников и их развитие, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Кроме того, Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.          Программа “Вундеркинды” – интеллектуальной направленности. Она обеспечивает адаптацию учащихся к учебному процессу и является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  1. формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  2.  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  3. формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  4. развивать познавательные потребности и способности, креативность.

2. Учебно-тематический план

Тематическое планирование 1 класс (66 часов)

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

1.

Блок №1 «Адаптационный»

24

1.1.

Тема 1 «Знакомство»

6

1.1.1.

Знакомство.

1

1

1.1.2.

Кто такой школьник?

1

1

1.1.3.

Школьные правила.

1

1

1.1.4.

Предметы и учителя.

1

1

1.1.5.

Наш класс.

1

1

1.1.6.

Наша школа.

1

1

1.2.

Тема 2 «Остров Дружбы»

6

1.2.1.

Школьник и дошкольник

1

1

1.2.2.

В школе

1

1

1.2.3.

Учимся работать дружно

1

1

1.2.4.

Дорогою добра

1

1

1.2.5.

Первоклассное путешествие. Часть 1.

1

1

1.2.6.

Первоклассное путешествие. Часть 2.

1

1

1.3.

Тема 3 «Эмоционально- волевое развитие»

10

1.3.1.

Мальчик -звезда.

1

1

1.3.2.

Понимаем без слов.

1

1

1.3.3.

Рисуем настроение.

1

1

1.3.4.

Улыбка и смех.

1

1

1.3.5.

Самооценка.

1

1

1.3.6.

Я люблю себя.

1

1

1.3.7.

Связующая нить.

1

1

1.3.8.

Вверх по радуге (формирование самооценки)

1

1

1.3.9.

Разведчики

1

1

1.3.10

Пчелки.

1

1

1.4.

Тема 4 «Адаптация» (психодиагностика)

2

1.4.1.

Мир в цвете  (м. Люшера)

1

1

1.4.2.

Я  в школе. (Проективные методики)

1

1

2

Блок №2 «Развивающий»

42

2.1.

Образное мышление

1

1

2.2.

Осязательная память.

1

1

2.3.

Мелкая моторика

1

1

2.4.

Произвольность.

1

1

2.5.

Мышление.

1

1

2.6.

Координация, зрительная память.

1

1

2.7.

Мышление, память.

1

1

2.8.

Внимание.

1

1

2.9.

Логическое мышление

1

1

2.10.

Зрительная память.

1

1

2.11.

Мышление, внимание.

1

1

2.12.

Мелкая моторика.

1

1

2.13.

Развитие речи.

1

1

2.14.

Развитие воображения.

1

1

2.15.

Логика.

1

1

2.16.

Лабиринты.

1

1

2.17.

Свойства внимания.

1

1

2.18.

Развитие внимания.

1

1

2.19.

Мышление. Ребусы.

1

1

2.20.

Внимание, слуховая память.

1

1

2.21.

Моторика, координация.

1

1

2.22.

Образное мышление.

1

1

2.23.

Концентрация внимания.

1

1

2.24.

Понятийное мышление, зрительная память

1

1

2.25.

Произвольность, саморегуляция.

1

1

2.26.

Рефлексия.

1

1

2.27.

Обучаемость.

1

1

2.28.

Уровень обучаемости.

1

1

2.29.

Развитие рефлексии.

1

1

2.30.

Саморегуляция.

1

1

2.31.

Свойства внимания.

1

1

2.32.

Память зрительная.

1

1

2.33.

Концентрация и распределение внимания.

1

1

2.34.

Объем внимания.

1

1

2.35.

Внимание, смысловая память.

1

1

2.36.

Криптограммы.

1

1

2.37.

Наблюдательность.

1

1

2.38.

Одаренность.

1

1

2.39.

Воля, произвольность.

1

1

2.40.

Эмоционально- волевая сфера.

1

1

2.41.

Грамматические навыки.

1

1

2.42.

Математические навыки.

1

1

Итого:

66

42

24

Тематическое планирование 2 класс (68 часов)

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

1.

Что такое исследование?

1

1

2

Как задавать вопросы?

1

1

3

Почемучки.

1

1

4

Как выбрать тему исследования?

1

1

5

Интересы (диагностика).

1

1

6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

1

1

7

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»

1

1

8

Что такое интернет?

1

1

9

Наблюдение.

1

1

10

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

1

11

Планирование выполнения задачи.

1

1

12

Составляем план выполнения задания.

1

1

13

Развитие умения видеть проблемы.

1

1

14

Выдвижение идеи (мозговой штурм)

1

1

15

Гипотеза.

1

1

16

Поиск гипотезы.

1

1

17

Развитие умения выдвигать гипотезы.

1

1

18

Развитие умений задавать вопросы.

1

1

19

Экскурсия и исследовательская деятельность.

1

1

20

Способы выполнения задания.

1

1

21

Решение задач.

1

1

22

Составление аннотации к прочитанной книге.

1

1

23

Картотека.

1

1

24

Учимся выделять главное.

1

1

25

Как делать схемы?

1

1

26

Методика проведения самостоятельных исследований.

1

1

27

Игра «Исследование»

1

1

28

Индивидуальная творческая работа.

1

1

29

Самостоятельная работа по индивидуальной теме.

1

1

30

Оформление результатов.

1

1

31

Презентация результатов.

1

1

32

Выставка работ.

1

1

33

Анализ исследовательской деятельности.

1

1

34

Игра «Консультанты»

1

1

35

Что можно исследовать? Формулирование темы

1

1

36

Как задавать вопросы?

1

1

37

Банк идей.

1

1

38

Тема, предмет, объект исследования.

1

1

39

Что нам интересно?

1

1

40

Цели и задачи исследования.

1

1

41

Правильное построение задач.

1

1

42

Гипотеза.

1

1

43

Учимся выделять гипотезы.

1

1

44

Исследование. (практическое занятие)

1

1

45

Организация исследования. (практическое занятие)

1

1

46

Способы выполнения задач. (практическое занятие)

1

1

47

Алгоритм действий. (практическое занятие)

1

1

48

Наблюдение.

1

1

49

Наблюдательность.

1

1

50

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

1

51

Объекты для наблюдений.

1

1

52

Коллекционирование.

1

1

53

Коллекции.

1

1

54

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

1

55

Я- коллекционер.

1

1

56

Сообщение о своих коллекциях.

1

1

57

Что такое эксперимент.

1

1

58

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

1

59

Как проводить исследования.

1

1

60

Сбор материала для исследования.

1

1

61

Обобщение.

1

1

62

Учимся обобщать.

1

1

63

Как подготовить результат исследования.

1

1

64

Как подготовить сообщение

1

1

65

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

1

1

66

Индивидуальная консультация.

1

1

67

Подведение итогов.

1

1

68

Защита проекта.

1

1

Итого: 68 часов.

Тематическое планирование 3 класс (68 часов)

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

1.

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

1

2

Как выбрать тему проекта?

1

1

3

Обсуждение и выбор тем исследования.

1

1

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

1

5

Социометрия.

1

1

6

Какими могут быть  проекты?

1

1

7

Выбираем тему проекта.

1

1

8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

1

1

9

Способы представления результатов.

1

1

10

Планирование работы.

1

1

11

Алгоритм действий.

1

1

12

Знакомство с методами и предметами исследования.

1

1

13

Эксперимент познания в действии.

1

1

14

Экспериментаторы (игра)

1

1

15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

1

16

Журналисты (игра)

1

1

17

Работа в библиотеке с каталогами.

1

1

18

Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

1

19

Изучаем литературу по теме.

1

1

20

Час чтения.

1

1

21

Анализ прочитанной литературы.

1

1

22

Исследование объектов.

1

1

23

Исследование.

1

1

24

Основные логические операции.

1

1

25

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

1

1

26

Анализ и синтез.

1

1

27

Суждения, умозаключения, выводы.

1

1

28

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

1

29

Способы представления результатов работы.

1

1

30

Оформление работы.

1

1

31

Работа в компьютерном классе

1

1

32

Оформление презентации.

1

1

33

Мини конференция по итогам собственных исследований

1

1

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

1

35

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

1

1

36

Типы мышления.

1

1

37

Культура мышления.

1

1

38

Умение выявлять проблемы.

1

1

39

Ассоциации и аналогии.

1

1

40

Обсуждение и выбор тем исследования.

1

1

41

Актуализация проблемы.

1

1

42

Целеполагание, актуализация проблемы.

1

1

43

Выдвижение гипотез

1

1

44

Предмет исследования.

1

1

45

Объект исследования.

1

1

46

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

1

1

47

Ознакомление с литературой по данной проблематике

1

1

48

Анализ материала.

1

1

49

Наблюдение

1

1

50

Экспериментирование

1

1

51

Техника экспериментирования

1

1

52

Научный эксперимент.

1

1

53

Наблюдение наблюдательность.

1

1

54

Совершенствование техники экспериментирования

1

1

55

Правильное мышление и логика.

1

1

56

Развитие логики и мышления.

1

1

57

Что такое парадоксы

1

1

58

Учимся видеть парадоксы.

1

1

59

Сбор данных.

1

1

60

Обработка данных.

1

1

61

Анализ полученных данных.

1

1

62

Работа в компьютерном классе.

1

1

63

Обработка данных на компьютере.

1

1

64

Оформление презентации.

1

1

65

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1

1

66

Защита исследования перед одноклассниками.

1

1

67

Выступление на школьной НПК.

1

1

68

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

1

Итого 68 часов.

3. Реализация программы осуществляется 3 года в два этапа: первый (1 год)- работа направленная на успешность адаптационного периода и работа по развитию когнитивной сферы школьников; второй (2 года) – обучение навыкам исследовательской деятельности. По окончанию каждого этапа осуществляется диагностика, которая даст представление о результате реализации программы.

Занятия первого года обучения по первому блоку «Адаптационный» 24 часа

Задачи:

Создать условия для успешной адаптации первоклассников.

Способствовать развитию учащихся умения вести себя в школе, на уроках, на переменах. Усвоение школьных правил.

Создать условия для развития произвольности.

Развитие коммуникативных качеств первоклассников.

Занятия по второму блоку «Развивающий» 42 часа

 Задачи:

•    Создать условия для развития детей (памяти, внимания, мышления).

•    Способствовать к приобретению детьми коммуникативных и управленческих навыков путем использования активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в группе).

•    Создать условия для развития креативного мышления (творческие задания, использование природного материала, прикладная направленность занятий).

Вторая часть реализации программы 2-3 классы. Содержание.

Логика построения занятий обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  1. вести устный диалог на заданную тему;
  2. участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  3. участвовать в работе конференций, чтений.
  4. участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Содержание занятий 2 класс (68 часов)

Тема 1. Что такое исследование? - 1ч

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч

Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования.

Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку).  – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы. – 2ч.

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей.- 1ч.

Заочная экскурсия в прошлое.

Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.

Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Тема 31-32. Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы.

Тема 34. Отвечаем на вопросы товарищей: Что полезного я сделал? Какую пользу может принести мой проект? Чем я могу поделиться?

Тема 35. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 36-37. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 38-39. Тема, предмет, объект исследования – 2ч

 Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 40-41. Цели и задачи исследования – 2ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 42-43. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 44-47. Организация исследования(практическое занятие) –  4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования,

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 48-51.  Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод исследования – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 52-53  Коллекционирование  - 2ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал.

Тема 54. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 55-56. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 57. Что такое эксперимент - 1ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

 Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

 Практическая работа.

Знать:- понятия  - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента.

Тема 58 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 59-61.Сбор материала для исследования  - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

 Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 62-63. Обобщение полученных данных  - 2 ч.

  Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

 Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 64.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.

Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 65. Как подготовить сообщение - 1 ч.

 Сообщение, доклад.

 Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу  “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема66.  Подготовка к защите  - 1 ч.

 Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема67. Индивидуальные консультации  - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема68.  Подведение итогов работы  - 1 ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Содержание занятий 3 класс (68 часов).

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5-6. Какими могут быть  проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21.  Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.

Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ своей проектной деятельности.

Тема35.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема36-37.  Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 38-39. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Тема40-41.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 42-43. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 44-45. Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 46. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 47-48. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема49-50.  Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 51-52.  Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема53-54.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема55-56.  Правильное мышление и логика – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 57-58.   Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема59-61.  Что такое парадоксы -3ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема62-64.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Тема 65.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

 Тема66.   Защита исследования перед одноклассниками – 1ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема67.   Выступление на школьной НПК – 1ч.

Презентация проекта на школьной НПК.

Тема68.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

4. Программа предусматривает достижение   2    уровней    результатов:

Первый уровень результатов 

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Первоклассник, успешно адаптированный к школе с достаточно развитыми психическими функциями.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

5. Формы и виды контроля : презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты, портфолио.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом, гербарий, книжка, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, коллаж, коллекция, костюм, макет, сказка, справочный материал, сценарий, фотоальбом


6. Методические рекомендации.

I. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни.

1 .Правильное составление расписания в соответствии с нормами СанПина.

2.Физкультминутки во время занятий.

II. Обеспечение базового уровня воспитания и образования младших школьников.

1 .Комплектование первых классов.

2.Обеспечение методическим материалом.

Ш.Методическое и кадровое обеспечение.

1.Разработка и утверждение программы «Вундеркинды»  с учетом характеристик школьников.

2.Проведение педагогических советов и методических объединений учителей, работающих в данном классе.

3.Проведение открытых занятий для родителей первоклассников.

IУ.Обеспечение успешности в адаптации  в школе.

1 .Работа с привлечением логопеда и классного руководителя.

2.Диагностика определения уровня адаптации и  развития первоклассников.

3.Формирование   следующих   характеристик:

•     Формирование навыка произвольной деятельности (выполнение задания на протяжении 10 минут)

•     Формирование навыка наблюдения за объектом

- выделение существенных признаков объекта

-умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет функции)

-умение найти лишнее

-умение определить наличие изменений.

•     Тренинг мелкой моторики (подготовки руки к письму)

•     Формирование навыка деятельности в группе.

•     Формирование навыков самоорганизации (поведение на уроке)

•    Развитие памяти, внимания, мышления.

V. Работа с родителями.

1.Консультации с родителями по результатам диагностик.

2.Проведение родительских собраний с родителями первоклассников.

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

1 класс 

  1. слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  2. осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
  3. вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
  4. вести рассказ от начала до конца;
  5. творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
  6. работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

2 класс 

  1. наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  2. пересказывать подробно и выборочно;
  3. выделять главную мысль на основе анализа текста;
  4. делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  5. выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  6. выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  7. делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3  класс

  1. переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  2. отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  3. конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  4. систематизировать учебный план;
  5. пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  6. высказывать содержательно свою мысль, идею;
  7. формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
  8. решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  9. свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  10. переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.

2

Битянова М.Р. Азарова Т.В. Афанасьева Е.И. Васильев Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001.

3

Битянова М.Р. Профессия школьник. М., 2000

4

Готовность к школе: развивающие программы // Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 2001

5

. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

6

Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе.М., 2004.

7

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2001.

8

Практическая психология образования. // Под. ред. И.В. Дубровиной М., 1998.

9

Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М., 1998.

10

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-Пб., 2000.

11

С.И.Семенака «Уроки добра». – Москва, 2004.

12

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

13

Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

по количеству детей

14

М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

2. Печатные пособия

1

Школьный психолог

3. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

2

Принтер, сканер

1

3

Мультимедийный (интерактивный) комплекс

1

4. Экранно-звуковые пособия

1

DVD Уроки тетушки Совы

1

2

DVD Развиваем способности ребенка

1

5. Игры и игрушки

1

Тематические наборы игрушек.

По темам

2

Логические кубики.

5 наборов

3

Мячи.

2-5

4

Развивающие игры для детей 6-8 лет

От 2

6. Оборудование класса

1

ИКТ

2

Парты, стулья

8/16

3

Палас (мягкий коврик)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятел...

Внеурочное занятие для учащихся начальной школы. «Пооперационное выполнение цветка в технике квиллинг»

Самый  популярный способ изготовления цветов в технике квиллинг (скручивание бумажных полосок)....

Внеурочное мероприятие для учащихся начальной школы по теме "Английский алфавит"

В материале представлена разработка внеклассного меоприятия на английском языке для учащихся начальной школы (4 класс). Тема мероприятия "Английский алфавит"....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Футбол в начальной школе.

Рабочая программа ФГОС по футболу для учащихся 1-4 классов....

Внеурочные занятия для учащихся начальной школы. Тема "Экология"

https://docs.google.com/presentation/d/1vT4WLe499mSmQIt1dgOlT_M_emZyQ4INBohU9X4Y_DQ/edit#slide=id.p22...

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы (составитель: учитель музыки Отрохов А. И.) Сказка - опера "Волк и семеро козлят"

Разработка  мероприятия по внеурочной деятельности для обучающихся  начальной школы(составитель: учитель музыки Отрохов А. И.)Сказка - опера "Волк и семеро козлят"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности за курс начальной школы

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов...