ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Спортивные игры»
рабочая программа по физкультуре
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Материал программы предполагает изучение основ трёх спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие курса. Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы. Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» содержит: - пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы; - описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий; - планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности; -требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности; - способы проверки результатов; - материально-техническое обеспечение; - тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического плана и содержания программы по годам обучения; - список литературы; - приложений: №1 Диагностика уровня воспитанности, №2 Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, №3 Социометрия, №4таблица оценки уровня физической подготовленности учащихся. №5 Игры на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.doc | 393 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9» Великого Новгорода
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Директор МАОУ «СОШ № 9
протокол №___от________ ______________С. В. Кузякина
__________( ) _____________ 2018
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Спортивные игры»
Составитель:
Никанорова Т.Ф.,
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Программа курса: В.И. Лях « Физическая культура, 1-4 классы»,
М., Просвещение, 2013
Великий Новгород
2018
1.Пояснительная записка
- Введение
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно - оздоровительное направление.
Программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» предназначена для физкультурно – спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Материал программы предполагает изучение основ трёх спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие курса.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» содержит:
- пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;
- описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий;
- планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности;
-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности;
- способы проверки результатов;
- материально-техническое обеспечение;
- тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического плана и содержания программы по годам обучения;
- список литературы;
- приложений: №1 Диагностика уровня воспитанности,
№2 Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы,
№3 Социометрия,
№4таблица оценки уровня физической подготовленности учащихся.
№5 Игры на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.
- Цель и задачи программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
- обучение технике и тактике спортивных игр;
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств.
1.2.Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» предназначена для обучающихся 2-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часов в неделю , всего 68 часов в год.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Формы проведения занятий и виды деятельности | |
Однонаправленные занятия | Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке. |
Комбинированные занятия | Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. |
Целостно-игровые занятия | Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. |
Контрольные занятия | Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. |
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1.Самоопре-деление 2.Смысло-образование | 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию | 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы | 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов |
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
2.1.Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
2.2. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.
2.3. Способы проверки результатов
- зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);
- диагностика уровня воспитанности (ежегодно) (Приложение 1)
- мониторинг личностного развития воспитанников (ежегодно) (Приложение 2);
- социометрические исследования (ежегодно) (Приложение 3);
- диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей (ежегодно);
- тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
- анкетирование;
- участие в соревнованиях;
- сохранность контингента;
- анализ уровня заболеваемости воспитанников.
3.Материальная база
Оборудование спортзала:
- Перекладина гимнастическая (пристеночная).
- Стенка гимнастическая.
- Комплект навесного оборудования.
(перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
- Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.
- Палка гимнастическая.
- Скакалка детская.
- Мат гимнастический.
- Кегли.
- Обруч пластиковый детский.
- Планка для прыжков в высоту.
- Стойка для прыжков в высоту.
- Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
- Рулетка измерительная.
- Щит баскетбольный тренировочный.
- Сетка для переноса и хранения мячей.
- Волейбольная сетка универсальная.
- Сетка волейбольная.
- Аптечка.
- Мяч малый (теннисный).
- Гранаты для метания (500г,700г).
Пришкольный стадион (площадка):
1. Игровое поле для мини-футбола.
2. Площадка игровая баскетбольная.
3. Площадка игровая волейбольная.
4. Гимнастическая площадка.
5. Полоса препятствия.
Мультимедийное оборудование:
1. ЭОР.
2. Компьютер.
3. Мультимедийный компьютер.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Рабочая программа курса.
2. Диагностический материал.
3. Разработки игр.
4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности.
Первый год обучения
Общая физическая подготовка
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места , со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол
1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим питания.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой);
передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами.
Волейбол
1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?»
Футбол
1.Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота».
Второй год обучения
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах.
Баскетбол
1.Основы знаний. Товарищ и друг. В чём сила командной игры. Физические упражнения – путь к здоровью, работоспособности и долголетию.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, после ведения и остановки.
Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и остановки.
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопасность на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спортивными играми. Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья.
2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища.
Подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Футбол
1.Основы знаний. Утренняя физическая зарядка. Пред матчевая разминка. Что запрещено при игре в футбол.
2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Футбольный бильярд».
Третий год обучения
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями.
Волейбол
1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание организма.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения.
Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения.
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные приёмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Футбол
1.Основы знаний. Различие между футболом и мини-футболом (фут залом). Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма зимой.
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Подвижные игры: «Передал – садись», «Передай мяч головой».
5. Учебно-тематический план на учебный год во 2-3 классах
№ п/п | Спортивные игры | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Баскетбол | 24 | 4 | 20 |
2 | Волейбол | 24 | 4 | 20 |
3 | Футбол | 20 | 4 | 16 |
ИТОГО | 68 | 12 | 56 |
5.1 Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Основное содержание занятия | Кол-во часов |
Баскетбол | 24 | ||
Технические действия: | |||
1 | Стойки и перемещения баскетболиста | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). | 4 |
2 | Остановки: | ||
«Прыжком» | 2 | ||
«В два шага» | 2 | ||
3 | Передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). | 2 |
4 | Ловля мяча | 2 | |
5 | Ведение мяча | Ведение мяча в низкой , средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. | 2 |
6 | Броски в кольцо | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра. | 2 |
7 | Подвижные игры | Подвижные игры на базе баскетбола («школа мяча», «гонка мяча», «охотники и утки» и т.п.). Приложение №4. | 8 |
Волейбол | 24 | ||
1 | Перемещения | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т.п.). Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, поворот, ускорение). | 4 |
2 | Передача | Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи двумя руками сверху в парах. Передачи мяча над собой. Тоже через сетку. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола, игра по правилам в пионербол, игровые задания. | 6 |
4 | Нижняя прямая подача с середины площадки | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки | 4 |
5 | Прием мяча | Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Прием подачи. | 4 |
6 | Подвижные игры и эстафеты | Подвижные игры, эстафеты. Приложение №4. | 6 |
Футбол | 20 | ||
1 | Стойки и перемещения | Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). | 2 |
2 | Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов | Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма, с места, с одного-двух шагов. Вбрасывание из-за «боковой» линии. | 2 |
3 | Удар внутренней стороной стопы по мячу, катящемуся навстречу | 2 | |
4 | Передачи мяча | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Передачи мяча в парах Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка. Игры и игровые задания. | 6 |
5 | Подвижные игры | Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота». Приложение №4. | 6 |
Физическая подготовка в процессе занятий | |||
Итого | 68 |
5.2 Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | |
Баскетбол | 24 | ||
Технические действия | |||
1 | Стойки и перемещения | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). | 2 |
2 | Остановки баскетболиста | 2 | |
3 | Передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). | 2 |
4 | Ловля мяча | 2 | |
5 | Ведение мяча | Ведение мяча в низкой , средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. | 2 |
6 | Броски в кольцо | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 метра. | 2 |
Тактические действие | |||
7 | Игра в защите | Выравнивание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 2 |
8 | Игра в нападении | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. | 2 |
9 | Тестирование | Тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков. | 2 |
10 | Игра. Участие в соревнованиях | Игра по упрощенным правилам мини- баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Привлечение к участию в соревнованиях. | 6 |
Волейбол | 24 | ||
1 | Закрепление техники передачи | Передачи мяча двумя руками на месте и после перемещения. Передачи двумя руками в парах, тройках. Передачи мяча над собой, через сетку. | 6 |
2 | Индивидуальные тактические действия в защите. | Индивидуальные тактические действия в защите. | 4 |
3 | Верхняя прямая подача | Верхняя прямая подача (с расстояния 3-6 метров от сетки, через сетку). | 4 |
4 | Закрепление техники приема мяча с подачи | Прием мяча. Прием подачи. | 4 |
5 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | Подвижные игры, эстафеты с мячом. Перемещение на площадке. Игры и игровые задания. Учебная игра. Приложение №4. | 6 |
Футбол | 20 | ||
1 | Остановка катящегося мяча. | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. | 4 |
2 | Ведение мяча. | Ведение мяча внешней и внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек. | 6 |
3 | Игра в футбол по упрощённым правилам (мини-футбол) | Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Игра в мини-футбол. | 6 |
4 | Подвижные игры | Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Футбольный бильярд» Приложение №4. | 4 |
Физическая подготовка в процессе занятий | |||
Итого | 68 |
5.3 Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Кол-во часов | |
Баскетбол | 24 | ||
Технические действия | |||
1 | Стойки и перемещения | Стойки игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя руками и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение). | 2 |
2 | Остановки баскетболиста | 2 | |
3 | Передачи мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника, с пассивным сопротивлением защитника. | 2 |
4 | Ловля мяча | 2 | |
5 | Ведение мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой. | 2 |
6 | Броски в кольцо | Броски одной и двумя руками с места, в движении (после ведения, после ловли) и в прыжке с противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 метра. | 2 |
Тактические действия | |||
7 | Игра в защите | Выравнивание и выбивание мяча. Перехват мяча. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 2 |
8 | Игра в нападении | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) с изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом(2:1). Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. | 2 |
9 | Тестирование | Тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков. | 2 |
10 | Участие в соревнованиях | Игра по правилам баскетбола. Участие в школьных соревнованиях. | 6 |
Волейбол | 24 | ||
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении. | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Индивидуальные действия игроков в зависимости от позиции игрока на площадке. | 3 |
2 | Индивидуальные тактические действия в защите. | Индивидуальные действия игроков в зависимости от позиции игрока на площадке. Прием мяча, отраженного сеткой. Одиночное блокирование и страховка. | 3 |
3 | Закрепление техники передачи | Передача мяча в двойках, тройках, через сетку, в заданную часть площадки. Комбинации из освоенных элементов. | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | Верхняя прямая подача | 2 |
5 | Закрепление техники приема мяча с подачи | Приема мяча с подачи. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, блокирование. | 4 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | Подвижные игры и эстафеты. Приложение №4. Игры и игровые задания по упрощенным правилам. Взаимодействие игроков на площадке. Игра по правилам. | 6 |
Футбол | 20 | ||
1 | Удар по мячу | Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) мишень в вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень | 4 |
2 | Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов | Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника, с пассивным и активным сопротивлением защитника. ведущей и не ведущей ногой. Ложные движения. | 6 |
3 | Игра по упрощенным правилам. | Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам. | 4 |
4 | Подвижные игры. | Подвижные игры: «Передал – садись», «Передай мяч головой». Эстафеты. Приложение №4. | 6 |
Физическая подготовка в процессе занятий | |||
Итого | 68 |
6.Список литературы
- Гринлер К. и др. «Физическая подготовка футболистов», М: ПК, 1976.
- Зимин А.М. «Первые шаги в баскетболе. Учебное пособие для учащихся и учителей» М.: «Просвещение» 1992г.
- Колос В.М. «Баскетбол: теория и практика» Минск 1989г.
- Матвеев А.П. «Оценка качества подготовки учеников основной школы по физической культуре М. «Дрофа» 2001 год.
- Монаков Г.В. «Техническая подготовка футболистов, методика и планирование», М: ФиС, 2000.
- Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
- Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.-112с.
- Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013.-61с.-(Стандарты второго поколения).
- Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические материалы для оценки достижения планируемых результатов освоения курса «Спортивные игры»
Приложение №1
Диагностика уровня воспитанности
Направления | Критерии воспитанности | Параметры оценки воспитанности | Оценка воспитанности обучающегося | ||
начало | середина | конец | |||
учебного года | |||||
Профессиональная воспитанность | Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов | Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения | |||
Стремится придать каждой работе гармоничность | |||||
Старается в каждой работе придать содержательную (функциональную направленность) | |||||
Профессиональная воспитанность | Культура организации своей деятельности | Правильно и аккуратно организует рабочее место | |||
Аккуратен в выполнении практической работы | |||||
Четко выполняет каждое задание педагога | |||||
Терпелив и работоспособен | |||||
Уважительное отношение к профессиональной деятельности других | При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным | ||||
Подчеркивает положительное в чужой работе | |||||
Высказывая пожелания, дает конкретные советы по улучшению работы | |||||
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов | Стремится исправить указанные ошибки. | ||||
Прислушивается к советам педагога и сверстников | |||||
Конструктивно воспринимает профессиональные замечания по совершенствованию своей работы | |||||
Знание и выполнение профессионально-этических норм | Доброжелателен в оценках работы других | ||||
Не дает негативных личностных оценок | |||||
Стремится к помощи в работе другим | |||||
Стремится к профессиональной оценке работы других | |||||
Стремится к сохранению и развитию традиций | |||||
Социальная воспитанность | Осознание значимости своей деятельности как элемента процесса развития культуры, проявления чувства корпоративной ответственности | Украшает свой внешний вид и быт | |||
Стремится принести радость другим | |||||
Проявляет творческий подход в работе | |||||
Коллективная ответственность | Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера ( конкурсах, итоговых занятиях и др.) | ||||
Предлагает помощь в организации и проведении массовых мероприятиях учебного характера | |||||
Участвует в выполнении коллективных работ | |||||
Старается справедливо распределить задания при выполнении коллективных работ | |||||
Старается аккуратно выполнить свою часть коллективной работы | |||||
Умение взаимодейство-вать с другими членами коллектива | Неконфликтен | ||||
Не мешает другим детям на занятии | |||||
Предлагает свою помощь другим детям | |||||
Не требует излишнего внимания от педагога | |||||
Толерантность | Не насмехается над недостатками других | ||||
Не подчеркивает ошибок других | |||||
Доброжелателен к детям других национальностей | |||||
Активность и желание участвовать в делах детского коллектива | Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсия и др.) | ||||
Выполнять общественные поручения | |||||
Проявляет инициативу в организации и проведении массовых форм, инициирует идеи | |||||
Стремление к самореализации социально адекватными способами | Стремится передавать свой интерес к занятиям и опыт другим | ||||
Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков | |||||
Проявляет удовлетворение своей деятельностью | |||||
С желанием показывает другим результаты своей работы | |||||
Соблюдение нравственно-эстетических норм | Соблюдает правила этикета | ||||
Развита общая культура речи | |||||
Проявляется общая культура в подходе к своей внешности (аккуратность в одежде, прическе, обуви и т.д.) | |||||
Выполняет правила поведения на занятиях объединения | |||||
Итого баллов: |
Система оценок названных поведенческих проявлений:
0 баллов – не проявляется
1 балл – слабо проявляется
2 балла – проявляется на среднем уровне
3 балла – высокий уровень проявления
Приложение 2
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
I.Организационно-волевые качества: | ||||
| Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) |
| 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Н а б л ю д е н и е |
II.Ориентационные качества: | ||||
2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы |
| 1 5 10 1 5 10 | Анкетиро- вание Тестирование |
III.Поведенческие качества: | ||||
3.1.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) 3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Умение воспринимать общие дела, как свои собственные |
| 0 5 10 0 5 10 | Тестирование, метод незакончен- ного предложения Наблюдение |
Приложение 3
Социометрия
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
- А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
- Кому ты доверишь свою тайну?
- Кому никогда не доверишь свою тайну?
Спасибо!»
Ход проведения. Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется матрица.
Матрица социометрических положительных выборов
Фамилия, имя | Критерии выбора | Кого выбирают | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1. Александров Паша | 1 3 | 1 | 2 | 3 | |||||||
2 | 1 | 3 | |||||||||
2. Иванов Саша | 1 3 | 1 | 2 | 3 | |||||||
1 | 2 | 3 | |||||||||
3. Петров Дима | 1 | 2 | 3 | 1 | |||||||
3 | 2 | 3 | 1 | ||||||||
4.Сарченко Сергей | 1 | 2 | 1 | 3 | |||||||
3 | 1 | 2 | 3 | ||||||||
5. Алферова Ира | 1 | 1 | 3 | 2 | |||||||
3 | 1 | 2 | 3 | ||||||||
6. Володина Галя | 1 | 3 | 2 | 1 | |||||||
3 | 2 | 3 | 1 | ||||||||
7.Ладзина Наташа | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||
3 | 1 | 3 | 2 | ||||||||
8. Левшина Нина | 1 | 1 | 3 | 2 | |||||||
3 | 1 | 3 | 2 | ||||||||
9. Покровская Алла | 1 | 2 | 1 | 3 | |||||||
3 | 2 | 1 | 3 | ||||||||
10. Самойлова Таня | 1 | 2 | 1 | 3 | |||||||
3 | 1 | 2 | 3 | ||||||||
Поучено выборов Получено взаимных выборов | 0 | 7 | 6 | 5 | 6 | 12 | 10 | 5 | 8 | 1 | |
0 | 5 | 4 | 4 | 6 | 6 | 6 | 3 | 6 | 0 |
Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например. Если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третье столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов. Полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
С = М / (п - 1),
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитывается от суммы положительных); п – число испытуемых.
Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления: 7 : 9 = 0,78.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп:
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа | Количество полученных выборов |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Принятые» | |
«Непринятые» | В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым. |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
К = Общее число сделанных положительных выборов-
Общее количество испытуемых
Для нашего примера К = 60 : 10 = 6
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
«Звезды» - Володина Г.;
«Предпочитаемые» - Ладзина Н.;
«Принятые» - Иванов С., петров Д., Сарченко С., Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;
«Непринятые» - нет;
«Отвергнутые» - Александров П., Самойлова Т.
Одним из показателей благопролучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности.
Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле:
КВ = Количество взаимных выборов
Общее число выборов
В нашем случае КВ = (40 : 60) х 100% = 66,7%
Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
Приложение №4
Контроль осуществляется в начале и в конце года.
Таблица оценки уровня физической подготовленности учащихся 7-10 лет
Контрольное упражнение | Возраст | Мальчики | Девочки | ||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||
Бег 30 м | 7 8 9 10 | 7,5 7,1 6,8 6,6 | 7,3 7,0 6,7 6,5 | 5,6 5,4 5,1 5,0 | 7,6 7,3 7,0 6,6 | 7,5 7,2 6,9 6,5 | 5,8 5,6 5,3 5,2 |
Челночный бег 3*10м | 7 8 9 10 | 11,2 10,4 10,2 9,9 | 10,8 10,0 9,9 9,5 | 9,9 9,1 8,8 8,6 | 11,7 11,2 10,8 10,4 | 11,3 10,8 10,3 10,0 | 10,2 9,7 9,3 9,1 |
Прыжок в длину с места, см | 7 8 9 10 | 100 110 120 130 | 115 125 130 140 | 155 165 175 185 | 90 100 110 120 | 110 125 135 140 | 150 155 160 170 |
Наклон вперед из положения сидя | 7 8 9 10 | 1 1 1 2 | 4 4 4 5 | 9 7 7 8 | 2 2 2 3 | 7 7 7 9 | 11 12 13 14 |
Подтягивания на перекладине (мальчики – на высокой, девочки-на низкой) | 7 8 9 10 | 1 1 1 1 | 2 2 3 3 | 4 4 5 5 | 2 3 3 4 | 5 6 7 8 | 12 14 16 18 |
Бег 1000м/с | 7 8 9 10 | - - 6,00 5,30 | - - 5,30 5,00 | - - 5,00 4,30 | - - 7,00 6,30 | - - 6,30 5,40 | - - 6,00 |
Приложение 5
Игры на закрепление и совершенствование
технических приёмов и тактических действий
Игры с перемещениями игроков
1.«Спиной к финишу». Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией, спиной к финишу. Интервал между ними 4—5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной вперёд (до противоположной лицевой линии). Побеждает игрок, который первым пересечёт линию финиша.
2.«Бег с кувырками». Команды построены в колонну по одному за лицевой линией площадки (линия старта- финиша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут до гимнастического мата, выполняют кувырок вперёд и продолжают бег до противоположной лицевой линии. Заступив одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперёд, выполняют на мате кувырок назад и продолжают бег спиной вперёд до линии старта-финиша. Победитель приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то же задание. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
3.Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков».
Предварительно на обеих половинах волейбольной площадки устанавливают по три кубика (можно кегли) на линиях разметки: два на пересечении линии нападения и боковых линий (по одному с каждой стороны) и один в центре на средней линии. В эстафете принимают участие две команды по шесть человек, которые располагаются на противоположных лицевых линиях. По сигналу первые участники от каждой команды, добежав до пересечения линии нападения с боковой линией (на своей стороне площадки), берут в руки кубик, бегут обратно и ставят его на лицевую линию. Затем то же действие выполняют со вторым кубиком, находящимся на противоположной стороне от первого кубика. После чего устремляются к средней линии, берут третий кубик, возвращаются назад и передают его второму участнику своей команды. Тот в свою очередь выполняет это же задание, только в обратной последовательности и т. д. Выигрывает команда, последний участник которой первым закончит перенос и установку кубиков в исходное (до игры) положение.
Игры с передачами мяча
1.Игровое задание «Художник». Передачами мяча сверху обозначить на стене какую-либо геометрическую фигуру, букву или цифру.
2.«Мяч над головой». Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры (обычно 1 — 1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут играть две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведённой им части площадки. Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся разметки. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, который контролирует игру команды-соперницы. По сигналу все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой
после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют 2—3 раза.
3.«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки обозначают два круга диаметром 2 м один напротив другого. По очереди игроки заходят в круг и выполняют передачу мяча сверху двумя руками, стараясь попасть в противоположный крут. Если мяч не попадает в цель, игрок получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков.
4.«Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются на расстоянии 4 м друг от друга. У каждой пары — волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру можно проводить по командам, сформировав их из определённого количества пар.
5.«Передачи в движении». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча.
6.«Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным числом игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический обруч. Команды располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки команд забегают в круг, выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимают вторые номера и т. д. Побеждает команда, сделавшая больше передач за определённое время.
7.«Поймай и передай». Участники разделяются на несколько команд, которые становятся в колонны по одному напротив друг друга на боковых линиях площадки. По команде направляющие одной из колонн подбрасывают мяч одной рукой и выполняют передачу снизу двумя руками партнёру во встречную колонну. Тот ловит мяч и аналогичным
образом возвращает его обратно в противоположную колонну. Игроки, выполнившие передачу мяча, становятся в конец своей колонны. Побеждает команда, которая выполнит это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или совсем без ошибок.
8.«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку и, запомнив свой номер, становятся по кругу. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять передачи мяча над собой, после третьей передачи называет какой-либо номер и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу мяча над собой и т. д. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча в отведённое время.
Варианты
- Игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя спиной к центру круга; сидя на полу и др.
- Игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих ногах, в приседе и т. п.
- Команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. На расстоянии 9 м перед ними (в кругах) лежит по волейбольному мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Учитель вызывает любой номер, и игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу. Берёт его в руки, выполняет передачу партнёру, стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности) остальные игроки команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
9.Эстафета с передачей волейбольного мяча. Две - три команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 7—8 м По сигналу первые игроки колонн ударяют волейбольным мячом об пол, а сами перемещаются в конец встречных колонн. Первые игроки встречных колонн выбегают вперёд, принимают отскочивший от пола мяч, передают его двумя руками сверху (или снизу) в обратном направлении на второго игрока и перемещаются в конец противоположной колонны, второй также ударяет мячом об пол, а затем перемещается в конец встречной колонны и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок.
10.Эстафета «Передал — садись». Две колонны на расстоянии 3—4 м одна от другой, расстояние между игрока ми — длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами на расстоянии 5—6 м — круги, в которые встают с волейбольными мячами капитаны команд. По сигналу игроки в кругах передают мяч первым игрокам в колоннах, те возвращают мяч обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия совершает второй, третий игрок и т. д. Когда последний в команде игрок отдаёт капитану мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Побеждает команда, закончившая передачи раньше других.
11.Эстафета «Одна верхняя передача». Перед колоннами своих команд на расстоянии 3 м от них за ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющие возвращают мяч двумя руками сверху капитанам и убегают в конец своей колонны. Капитаны передают мяч следующим игрокам и т. д. Если мяч упал на пол, то игрок, которому он был адресован, должен его поднять и выполнить передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
12.Эстафета «Две верхние передачи». Перед своими командами, которые построены в колонны на расстоянии 3 м за ограничительной линией, стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу над головой, а затем верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющий повторяет упражнение, возвращая мяч капитану, после чего уходит в конец своей колонны и
т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Упавший на пол мяч поднимает игрок, которому он был адресован.
13. Эстафета «Верхняя и нижняя передачи мяча». Каждая команда делится на две стоящие друг против друга (на расстоянии до 4 м) колонны. Участники одной из колонн выполняют в сторону противоположной колонны верхнюю передачу и получают мяч нижней передачей. Волейболистам разрешается ловить мяч для выполнения своей передачи. После окончания эстафеты колонны меняются ролями. Упавший на пол мяч поднимает тот волейболист, которому он был направлен. Эстафету проводят чётное количество раз.
Усложнённый вариант: те же действия, но с передачами мяча через сетку.
14. «Назад по колонне». Игроки стоят в параллельных колоннах в 3 м друг от друга. По сигналу направляющие колонн выполняют передачу мяча сверху двумя руками партнёрам, стоящим сзади, которые в свою очередь передают мяч таким же способом в конец колонны. Замыкающий игрок ловит мяч, бежит с ним в начало колонны и выполняет то же задание и т. д. Выигрывает команда, в которой направляющий первым станет на своё место.
Вариант. По сигналу первый передаёт мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передаёт мяч за голову предпоследнему в обратном направлении и т. д. Выигрывает команда, в которой игрок, начавший упражнение, получит мяч первым.
15.«Приём и передача мяча в движении». Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу учителя перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в неё мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне,
игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же задание выполняют вторые игроки и т. д. За каждое падение мяча на пол команде начисляется штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.
16.«Догони мяч». Играющие делятся на две группы по 8—10 человек, каждая группа играет самостоятельно на противоположных сторонах волейбольной площадки. Игроки располагаются в одну шеренгу на линии нападения спиной к сетке, приготовившись к бегу. Один из игроков с мячом располагается позади шеренги. Он бросает мяч через головы игроков вперёд-вверх, те стараются не дать мячу упасть на пол, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удаётся, тот становится подающим, и игра возобновляется.
17.«Лапта волейболистов». Играющие распределяются на две равные команды по 6 человек, одна из которых является подающей, другая — принимающей подачу. Обе команды располагаются на противоположных сторонах волейбольной площадки. По сигналу первый игрок выполняет подачу мяча на сторону соперника, а сам быстро бежит вокруг площадки и возвращается назад на своё место. Игроки противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь выполнить как можно больше точных передач за время бега игрока, выполнившего подачу мяча. Как только он вернётся на своё место, передачи мяча прекращаются и мяч передаётся очередному игроку для выполнения подачи. Так продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят подачу и перебежку. Затем команды меняются местами и ролями. За каждую передачу команде начисляется 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Правила игры. Подавать мяч только по сигналу. При выполнении передач нельзя повторно адресовать мяч одним и тем же игрокам, его каждый раз следует посылать другому игроку. Передачи мяча прекращаются, если он упал на пол.
Игры с передачами мяча через сетку
1. «Летающий мяч». Игроки делятся на 2—3 команды. Каждая команда, в свою очередь, делится на две подгруппы, которые располагаются на своём игровом участке волейбольной площадки в две встречные колонны по разные стороны сетки, за линиями нападения. По сигналу игроки выполняют передачу мяча сверху (снизу) двумя руками через сетку партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Команда, допустившая ошибку в передаче, выбывает из игры. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.
2.Эстафета «Мяч над сеткой». 2—3 команды становятся в две встречные колонны, которые располагаются лицом друг к другу по обе стороны сетки за линиями нападения. Направляющие правых колонн держат по мячу. По сигналу они передают мяч сверху двумя руками через сетку своим партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Тот, кому мяч адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку противоположной колонны и бежит с левой стороны в конец своей колонны и т. д. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Вариант. После передачи мяча игрок перемещается в конец противоположной колонны.
Игры с подачами мяча
3.«Сумей принять». Игроки парами один напротив другого располагаются на боковых линиях площадки. По команде игроки одной из шеренг выполняют нижнюю (верхнюю) прямую подачу на своего партнёра, который принимает мяч и выполняет передачу в обратном направлении. Каждый игрок выполняет по 10 подач, затем игроки меняются ролями. Побеждает в игре тот, кто принял больше подач без ошибок.
4.«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по одной подаче, стараясь попасть в квадраты (гимнастические маты, расположение на волейбольной площадке) с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков. Повторные подачи при совершении ошибки не разрешаются.
5.«Прими подачу». Игроки делятся на две команды. Первая команда произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Члены второй команды встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а её направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет нижнюю прямую подачу мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, который должен поймать мяч. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила игры.
- Подачу выполнять только по сигналу. В противном случае она не засчитывается и команда соперников получает очко.
- При неудачной подаче противоборствующая команда тоже получает очко.
- За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча команде присуждается очко.
- При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко команде не засчитывается.
- После приёма или падения мяча команда перекатывает под сеткой мяч второй команде.
- Игроки подающей команды выполняют по одной подаче строго по очереди.
Игры с атакующим ударом
1. «Бомбардиры». Игроки делятся на две команды. Игроки одной команды поочерёдно выполняют атакующие удары из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3. Игроки другой команды стремятся защитить своё поле. Если «бомбардир» попал в площадку и защитники не коснулись
мяча, то нападающий получает 2 очка; если коснулись, но не приняли — 1 очко; если приняли — 0 очков. Когда все игроки команды выполнят атакующий удар, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
2. «Удары с прицелом». Обе половины игровой площадки расчерчиваются на 9 квадратов 3X3 м, обозначенных цифрами. Команды располагаются в колоннах на боковых линиях зоны 2. Игроки поочерёдно выполняют атакующие удары с передачи из зоны 3. Команде начисляются очки соответственно цифре квадрата, в который попал мяч после удара. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Методическое указание. При выполнении нападающих ударов из зон 2 и 3 цифры в квадратах меняют.
Игры с блокированием атакующих ударов
1. «Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются в колонну по одному на противоположных сторонах площадки в зоне 4 (на пересечении линии нападения и боковой линии). По сигналу направляющие колонн перемещаются в зону 2, попутно имитируя блок в зоне 4 (руки выше сетки), перемещение к линии нападения и касание её рукой. Затем имитируют блок в зоне 3, повторно касаются рукой линии нападения и в заключение имитируют блок в зоне 2. Быстро возвращаются к своей колонне и передают эстафету следующему игроку, который выполняет то же задание, и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
- «Дружная команда». Играют две команды по 3 человека. Одна команда нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды располагаются в зонах 2, 3, 4; блокирующие — по одному в зонах 2, 3, 4, их задача — организация группового блокирования. Нападающая команда выполняет удары из зон 2 и 4. Игрок, выполнивший нападающий удар из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. После выполнения шести нападающих ударов игроки обеих команд уступают место другим игрокам своих команд и игра продолжается. Игроки, не участвующие в блокировании, собирают мячи и отдают их нападающим.
Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то блокирующие получают 2 очка, если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся блока, то она получает 1 очко. Нападающий удар, не состоявшийся по вине атакующей команды, засчитывается как выполненный (ошибка в передаче, неготовность нападающего или касание им сетки и др.). После выполнения установленного количества нападающих ударов команды меняются местами и ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» (КРУЖОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ)
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся...
Образовательная программа внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительного направления по подвижным играм.
Физическое воспитание и здоровье детей, организация тренировочного процесса в большей степени зависят от правильно выбранного подхода к обучению детей на начальном этапе обучения....
Образовательная программа коллектива эстрадно - спортивного танца "Шанс" - "Будем стройнее" для детей 12 - 17 лет, автор Дубова Наталья Васильевна
Программа «Будем стройнее», результат 5-летнего опыта работы педагога, соответствует современным требованиям педагогики, психологии, теории физической культуры, раскрывает со...
Образовательная программа дополнительного образования "Спортивные игры(волейбол)"
Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материалана три года обучения. В соответствии с годами обуч...
модифицированная образовательная программа по физкультурно-спортивной направленности "ОФП"
Программа будет полезна для молодых тренеров-преподавателей. Срок реализации программы 3 года. Возрастная граница с 6 до 11 лет...
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (начальная подготовка 1-3 года обучения) от 9- 12 лет
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (начальная подготовка 1-3 года обучения) от 9- 12 лет ...
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет...