Взаимодействие педагога с родителями
материал по физкультуре

Пивоваров Александр Геннадьевич

В помощь тренеру-преподавателю по работе с родителями обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_pedagoga_i_roditeley.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие тренера спортивной школы с родителями

В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем в школах складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества, строителя светлого будущего человечества. В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить (даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорировался.

Цель работы с родителями:

Связь родителей и спортивной школы для решения задач воспитания личности и формирования здоровых интересов в жизни учащихся

Задачи:

-Создать благоприятные условия для повышения качества тренировочного процесса;

-Формировать у детей потребности в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитывать ответственность и профессиональное самоопределение в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;

-Развивать положительную мотивацию в преодолении трудностей через воспитание моральных и волевых качеств.

В настоящее время в связи с переходом на личностно - ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. "Культура и богатство страны могут быть измерены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе..."

Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Однако существует мнение, что работа с родителями необходима прежде всего педагогам.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать.

«Если тренер хочет добиться от своего ученика высоких результатов, то прежде всего семья юного спортсмена должна стать его союзником. Практика показывает, что положительное отношение родителей к занятиям сына или дочери дает хорошие результаты и, наоборот, отрицательное отношение уменьшает возможности роста спортивных результатов спортсменов…» (Мастер спорта СССР, тренер с 20-летним стажем, лучший тренер по теннису провинции Британская Колумбия (Канада)2000 г. ).

Заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук, профессор Сергей Михайлович Вайцеховский в своей книге "Быстрая вода", посвятил целую главу родителям спортсменов, где поделился своими мыслями о взаимоотношениях с ними, будучи в те годы, когда он писал эту книгу, главным тренером сборной команды СССР по плаванию.

Всех родителей он условно подразделял на несколько категорий:

- родители, которые знать ничего не знают, никогда ни на каких соревнованиях не бывают, ничем не интересуются. Дети таких родителей очень редко становятся большими спортсменами;

- папы и мамы, которые жаждут, чтобы их ребенок занимался спортом, учился в балетной студии, ходил в хоровой кружок, отлично учился в школе и еще занимался бы английским языком. Эти родители не понимают: ребенок, которого заставляют беспрекословно выполнять все бесчисленные требования, ничего увлеченно делать не будет. А ведь унылый, безрадостный труд нигде - и в спорте тоже - не может привести к большому успеху;

- категория родителей - неуемные честолюбцы. Им все время кажется, что ребенок прогрессирует не столь стремительно, как хотелось бы. Проявление родительского честолюбия порой бывает чудовищным. На моих глазах, пишет , один папа ударил свою дочь за то, что она неправильно выполнила поворот. Людей такого типа интересует только одно - награды. В их доме всегда можно увидеть витрину, увешанную медалями, значками, вымпелами. Ходить в гости в этот дом неинтересно, потому что все разговоры будут вестись только вокруг этой витрины;

- пожалуй, самая неприятная категория - родители, которые, как им кажется, все знают и потому могут без всяких сомнений критиковать тренеров, почему-то считая себя специалистами в области спорта. Даже если такие люди действительно что-то знают, а читают они, как правило, только популярную спортивную литературу, все равно очень смешно и грустно видеть, как они все время жаждут поучать тренеров. Нередки случаи, когда родители, пытаясь укрепить свой авторитет, в присутствии сына или дочери начинают критиковать тренера. А в результате, наоборот, достигают обратного эффекта, так как авторитет тренера в глазах спортсмена ничуть не ниже, а зачастую выше авторитета родителей. С тренером советуются и о том, какую книгу почитать, и на какой фильм или концерт сходить, и кем стать в жизни. Ведь недаром говорят: тренер - это и "швец, и жнец, и на дуде игрец...".

Как правило, большинство родителей хотят видеть, который может восполнить пробелы в воспитании их ребенка, допущенные семьей, школой, улицей. Необходимо хорошее общение тренера с родителями юных спортсменов, которое дает представление об обстановке в семье, о взаимоотношениях  между родителями и детьми, помогает совместными усилиями исправить, если необходимо, отрицательные моменты, должным образом скоординировать с родителями режим дня спортсмена, время подготовки домашних заданий, отдыха, питания и обеспечить контроль со стороны родителей за спортивным режимом воспитанника, выполнением дома всех заданий тренера.

В системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьей:

Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.

Традиционная: тематические   классные часы, родительские собрания (классные общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.

Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.

Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.

Совместная деятельность детей, родителей и тренеров может быть успешной, если:

дети, родители, тренеры положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности; создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе; отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

В современных педагогических исследованиях определяются следующие пути взаимодействия образовательных учреждений с семьей:

условия создания единого воспитательного поля и единой социальной среды; назначение и цели педагогического сотрудничества; формы и методы информационного педагогического просвещения родителей; пути педагогического корректирования семейного воспитания; формы приобщения родителей к реальной жизнедеятельности детей и практической совместной работе детей и родителей.

Начиная с первых занятий тренер - преподаватель много внимания уделяет работе с родителями, побуждают их к приобретению спортивного инвентаря, спортивной формы для детей, повышению двигательной активности учащихся.

Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о физической культуре. На первом родительском собрании преподаватель объясняет родителям, что одним из эффективных средств повышения уровня физической подготовки, укрепления здоровья, улучшения работоспособности школьников являются домашние задания по физической культуре, о том, что регулярные занятия физическими упражнениями имеют большое профилактическое и лечебное значение: повышают жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям, улучшают сон, аппетит.

Проводятся открытые уроки для родителей, на которых им предоставляется возможность оценить физическое развитие своего ребенка, сравнить его физическую подготовленность с подготовкой других детей.

На примере хорошо подготовленных детей демонстрируются комплекс утренней гимнастики и упражнения домашнего задания по развитию двигательных качеств.

Проводятся беседы с родителями по вопросам физического воспитания, знакомят их с учебной программой, с требованиями, которые предъявляются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома. Для наглядности вывешиваются таблицы контрольных нормативов и экраны физической подготовленности учащихся, в которые занесены результаты выполнения школьниками всех упражнений на начало и конец учебного года. Каждый ученик и его родители благодаря этим мерам могут самостоятельно проследить развитие ребенка, сравнить уровень его физической подготовки с предыдущими показателями. Это, как правило, вызывает заинтересованность учащихся и родителей в улучшении физической подготовки детей.

Проводятся собрания, где обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание может иметь форму диспута, коллективного творческого дела.

Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов; в турнире могут соревноваться дети и родители, могут быть смешанные команды.

Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Практическая работа тренеров с родителями занимающихся реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

При организации работы с родителями важно понимать, что они являются полноправными соучастниками тренировочного процесса. Подготовка юного пауэрлифтера не ограничивается 2-3 часами собственно нахождения на тренировке или соревнованиях. Даже тренировочные сборы, спортивные лагеря не полностью отражают сущность, содержание этого процесса. В полной мере к нему можно отнести и спортивный режим, и качество питания, и время и вид отдыха – все это сфера ответственности родителей юных спортсменов. Основной коллективной формой является проведение родительских собраний, где происходит знакомство родителей с содержанием и методами тренировочного и воспитательного процесса. К индивидуальным формам работы относятся проведение консультаций, помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий, показательных выступлений, оказание шефской помощи.

Программа взаимодействия с родителями.

Формы работы

Содержание работы

1. Рекламный блок

Маркетинговые исследования

Создание рекламных буклетов, плакатов, публикаций в средствах массовой информации.

Анкетирование родителей

Дни открытых дверей

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Наглядная педагогическая пропаганда

Информационные стенды, тематические подборки статей.

Памятки для родителей.

Консультирование

Родительские собрания.

Индивидуальные, групповые консультации.

3. Совместное творчество детей, родителей и педагогического коллектива

Привлечение родителей к участию в деятельности спортшколы

Групповые досуговые мероприятия с участием родителей

Городские конкурсные мероприятия

Досуговые мероприятия

Спортивные праздники, дни здоровья.

Календарные праздники.

4. Стимулирование родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Поощрение родителей

Благодарственные письма родителям.

Почетные грамоты, дипломы.

Поздравления родителей с календарными праздниками.

Моральное и материальное поощрение: призы, подарки, благодарности.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Памятка для родителей № 1 Создание благоприятной семейной атмосферы.

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его настрой на весь день. Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один — чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога — это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил!», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?». Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Памятка для родителей № 2. Воспитание трудолюбия у детей в семье.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось — не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз. Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца. Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребенка трудом.

Памятка для родителей № 3. О воспитании доброты.

Общение — суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами — это радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви (прежде всего к близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему. Давайте совершать добрые хорошие поступки, дети учатся доброте у нас. Научимся владеть собой.

Выдержка! Выдержка! Выдержка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога с родителями и учащимися».

Тренинговое занятие направлено на изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного ...

Взаимодействие педагогов с родителями

Работа педагогов с родителями по учебному и коррекционному взаимодействию...

Взаимодействие педагога и родителей

Консультация для педагогов на тему "Взаимодействие педагога и  родителей"...

Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями

Особенности организациивзаимодействия педагогов и родителей,имеющих детей с особымиобразовательными потребностями...

Взаимодействие педагога и родителей в мотивации успеха воспитанников в тхэквон-до (ИТФ).

Практические рекмендации для педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности по работе с семьей в мотивации успеха воспитанников...

Педсовет: Условия эффективного взаимодействия педагога с родителями

«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.Многие родители  боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются...