Общая физическая подготовка школьника
статья по физкультуре (7, 8, 9 класс)
Статья отражает основные проблемы воспитания школьников в аспекте физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ofp_dlya_shkolnikov_7-9_klass.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая физическая подготовка (ОФП), которая направлена на всестороннее и гармоничное физическое развитие личности, по непонятным причинам незаслуженно мало изучается в методологических аспектах физического воспитания, хотя во многих научно-методических источниках ОФП характеризуется в качестве фундамента для профессионального спорта, а используемые в ней физические упражнения оздоравливают и укрепляют весь организм. Особенную актуальность ОФП приобрела в настоящее время, когда из числа школьников всего 10 – 12 % являются практически здоровыми. В отношении понятия «здоровье», кроме Всемирной организации здравоохранения, имеется мнение финского ученого (М. Ю. Карвонен, 1983), который в понятие «здоровье» включает не только моментное состояние функций организма, но и их потенциальные возможности, резерв, определяющий направление изменений в состоянии здоровья. Тем самым автор характеризует здоровье не только с качественной стороны, но и с количественной. Здоровье не в меньшей степени зависит от оздоровительно-профилактических мероприятий, которые зачастую включают двигательные упражнения из структуры ОФП, предотвращающие ухудшение здоровья. Естественно, мощную позитивную силу имеет ОФП в вопросах реабилитации организма после болезни или какой-либо травмы. В данном случае нужно вспомнить слова Гиппократа, который говорил: "Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Эти гениальные слова возможно реализовать только в результате повседневного выполнения ОФП в условиях школьной жизни. Понятие «здоровье» во всех научно-методических источниках идентично формулируется: это такое состояние организма, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Хорошее здоровье определяется нормальным расположением, устройством и правильным функционированием органов тела, отсутствием предрасположенности к заболеваниям, приятным самочувствием. Одним из вариантов и способов сохранения и укрепления здоровья, несомненно, являются двигательные упражнения, содержащиеся в комплексе общей физической подготовки. Общеразвивающие двигательные упражнения лучше всего проводить в соответствии с их воздействием на отдельные части тела по антропометрическим признакам: упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для туловища и шеи; для ног. Общеразвивающие упражнения могут быть направлены: - на развитие отдельных физических качеств и способностей: выносливости, быстроты, силы, ловкости, гибкости, ритмичности и др.; - развитие свойств психики: внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, времени и др.; - повышение функционального уровня системы организма: упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов; для формирования осанки. Необходимо отметить, что все общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с мячами, обручами, палками, скакалками, на гимнастической стенке, скамейке и проч.). Особенно это применимо тогда, когда ограничены возможности для занятия ОФП с применением общеразвивающих упражнений (большое число занимающихся школьников, малое количество тренажерных, гимнастических снарядов, спортивных залов, помещений и др.). Из этого следует, что общеразвивающие двигательные упражнения являются фундаментом для общей физической подготовки и подготовленности личности. По мнению автора, ОФП – процесс совершенствования физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие личности школьника. Специальные общеразвивающие упражнения, которые разработаны для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе и способствуют качественному изменению общей физической подготовки личности. Как утверждает автор, общеразвивающие упражнения в ОФП – упражнения, направленные на оздоровление и укрепление всего организма, способствуют, кроме оздоровления, развитию двигательных, психических качеств, подготавливают к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, умение расслаблять и напрягать отдельные мышечные группы, развивают подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку. Общеразвивающие упражнения для школьников должны иметь характеризующие их особенности, например, они должны служить легкой разминке занимающихся, точно дозироваться, а также использоваться в различных вариантах и комбинациях.
Еще до нашей эры физическая подготовка была неотъемлемой частью в определении состоянии здоровья человека. Великий греческий мыслитель Аристотель (IV в. до н.э.) в свое время напоминал об оздоровительном и профилактическом значении физических упражнений для здоровья. Он указывал, что ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие. С данным определением невозможно не согласиться, особенно в настоящее время, когда физический труд современного человека составляет менее 1 %. Всем известно, что в результате недостаточной двигательной активности организма нарушаются нервнорефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе жизнедеятельности, что приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для успешного функционирования человеческого организма и сохранения хорошего здоровья необходима определенная норма двигательной активности, которую возможно приобрести в результате выполнения физических упражнений, входящих в состав структуры ОФП. В этой связи возникает вопрос о так называемой доступной двигательной активности, то есть физические упражнения, выполняемые в процессе учебных занятий и в быту (самостоятельные занятия). К таким двигательным упражнениям относятся беговые, силовые, упражнения в гибкости и ловкости.
Основа ОФП связана с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Как указывает автор в своей работе, среди различных и многообразных показателей функции сердечно-сосудистой системы исключительное место принадлежит частоте сердечных сокращений. И напоминает, что ЧСС – один из самых мобильных показателей системы кровообращения. Она меняется в результате самых разнообразных воздействий – эмоций, физических действий, болезней, мышечной деятельности, умственного труда, в том числе учебы и др. Таким образом, ЧСС представляет собой весьма информативный показатель, позволяющий объективно оценивать состояние сердечно-сосудистой системы в нормальных условиях. Именно динамика ЧСС позволяет учитывать эффективность используемых физических упражнений в качестве ОФП в реализации оздоровительной и практической цели. Поэтому каждое физическое упражнение должно иметь психофизическое обоснование, то есть упражнение, направленное на оздоровление или профилактику, составляется с учетом индивидуально личностного уровня развития организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая физическая подготовка учащихся на уроках физической культуры.
Образовательные задачи: закрепить технику броска и ловлю мяча одной рукой от плеча; совершенствовать технику прыжков через короткую скакалку, через метод круговой тренировки. Воспитат...
Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"
Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и на...
Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"
Упражнения круговой тренировки для мальчиков и девочек...
Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.
}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...
Программа дополнительного образования по физической культуре для учащихся 5-7 классов на 2012-2013 учебный год «Общая физическая подготовка»
Внеклассной работе по физической культуре в настоящее время придается большое значение. На занятиях в секциях ОФП школьники занимаются с основами: легкой атлетики, гимнастики, спорт...
Общая физическая подготовка как основа совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие ребёнка.
Дано определение ОФП, задачи, виды двигательных навыков, формируемых на занятиях по ОФП...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...