Исследовательская работа по теме : "МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ 3 СТУПЕНИ ГТО НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ"
методическая разработка по физкультуре (5 класс)
Цель данного иследования : разработать методику подготовки к обязательным испытаниям 3 ступени ГТО на занятии по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 677.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Школа №118 с углублённым изучением отдельных предметов»
Исследовательская работа
ТЕМА: МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ 3 СТУПЕНИ ГТО НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Учитель физической культуры: _Зеленов М.А.
Нижний Новгород- 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Обзор литературных источников по проблеме исследования 6
1.3 Основные требования при проведении испытаний ГТО ………..20
ГЛАВА II. Методы и организация исследования 22
2.1.1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме 22
2.1.2. Педагогическое тестирование 22
2.1.3. Педагогический эксперимент 24
2.1.4. Методы математической статистики 25
2.2 Организация исследования 25
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
3.1 Методика подготовки к обязательным испытаниям 3 ступени ГТО на внекласных занятиях по физической культуре 26
3.2 Результаты исследования и…………….………...……………...…………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................46
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время проблема здоровья детей приобрела глобальный характер. Для поддержания и формирования здоровой нации необходимо создать условия, которые бы способствовали физическому развитию и совершенствованию. Занятия физической культурой и спортом нужны людям разного возраста. Существуют разные виды физических упражнений, которые разработаны для всех групп: дошкольников, школьников, молодых и пожилых людей. Результат занятий физической культурой зависит от времени их применения.
В последнее время наблюдается положительная динамика в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации, в связи с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, научно-образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, которая систематически занимается физической культурой и спортом, к 2020 году должна быть 40%, в том числе обучающихся – 80%.
С 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации введен Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), который предполагает увеличение охвата населения страны общим спортивным движением.
Главная цель ГТО - укрепление здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Данная цель решается через реализацию следующих задач:
а) увеличение количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в РФ;
б) повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан РФ;
в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физического самосовершенствования и ведения здорового образа жизни;
г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных ИКТ;
д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что создание методики для выполнения упражнений в рамках реализации предмета физическая культура раздела «Лёгкая атлетика» позволит повысить уровень физической подготовленности в области физической культуры школьника необходимый для прохождения обязательных испытаний 3 ступени ГТО.
Предмет исследования: выполнение норм 3 ступени ВФСК ГТО учащимися МАОУ «Школа №118 с углубленным изучением отдельных предметов».
Объект исследования: условия образовательной организации для подготовки к обязательным испытаниям 3 ступени ГТО на занятии по физической культуре «Лёгкая атлетика».
Цель исследования: разработать методику подготовки к обязательным испытаниям 3 ступени ГТО на занятии по физической культуре.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ документов ФГОС для выявления норм школьников в области физической культуры, необходимых для обязательных испытаний на 3 ступени ГТО.
2. Анализ методов и организации исследования.
3. Разработать методику подготовки к обязательным испытаниям 3 ступени ГТО на занятии по программе «Лёгкая атлетика».
Актуальность исследования. Тема актуальна в связи с введением норм ВФСК ГТО в Российской Федерации и необходимостью подготовки к ним школьников.
Практическая значимость. Разработанная методика будет использоваться при изучении раздела «Лёгкая атлетика» и позволит педагогам физической культуры готовить учащихся к обязательным испытаниям 3 ступени ГТО.
ГЛАВА I.Обзор литературных источников по проблеме исследования
1.1. Теоретические аспекты физического развития обучающихся в условиях образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС
Здоровье человека является важным показателем личного успеха каждого человека. Дети проводят в школе большую часть времени, поэтому сохранить, укрепить физическое здоровье ребенка дело не только семьи, но и педагога. Систематические занятия спортом. Физкультурой позволит решить многие проблемы современного ребенка: наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
В школьном возрасте интенсивно происходит развитие форм и функций организма, помнению А.Н. Тяпина, Ю.П. Пузырь, В.П. Щербакова это зависит:
- от условий жизни и характера деятельности учащихся;
- от целенаправленного использования средств физической культуры.
Ученые доказали, что гиподинамия (недостаток двигательной активности) приводит к нарушениям в здоровье. Правильное применение специально подобранных физических упражнений способствует положительному развитию всех систем и функций. [1].
По мнению В.П. Лукьяненко, для модернизации системы физического воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС выделяет в две группы задач:
1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности следующих целей:
- развитие основных физических качеств и повышение уровня физической подготовленности, владение упражнениями современных здоровьеформирующих и здоровье сберегающих технологий, умение использовать их в условиях учебной деятельности и самостоятельных занятиях физической культурой;
- формирование культуры движения, обогащение двигательного опыта комплексами общеразвивающих упражнений из современных систем физического воспитания (ритмическая и пластическая гимнастика, упражнения базовых видов спорта);
- укрепление здоровья, познание индивидуальных возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности, овладение способами индивидуального контроля, умениями изменять физическую нагрузку при выполнении физических упражнений;
- освоение основ знаний о физической культуре, связи с культурой здоровья, воспитание волевых, нравственных и этических качеств личности;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере (оздоровительно-реабилитационная компетентность; двигательная; компетентность в сфере самоконтроля и физического саморазвития).
Реализация целей и формирование указанных компетенций достигается в результате
- здоровье и личная гигиена;
- опыт двигательной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физическогоразвития и медицинских показаний);
- физическая подготовка;
- знания о физической культуре.
Из года в год прогрессирует ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Это усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой на общеобразовательных уроках. Заболеваемость школьников за последние годы выросла на 18-20%. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозят нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. За время обучения в школе число здоровых детей сокращается в 5 раз. За последние 2 года более чем в два раза увеличилось число хронически больных детей и количество детей группы риска. Наиболее типичны нарушения опорно-двигательного аппарата (осанки, стоп, различные формы сколиоза), органов зрения, а также негармоничное физическое развитие.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование физически разносторонне развитой личности, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Данная цель конкретизируется: образовательный процесс направлен на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.
Генеральная цель физкультурного образования — ориентация на формирование личности школьников средствами и методами физической культуры, на овладение универсальными жизненно важными двигательными действиями, на познание окружающего мира.
1.2. Реализация требований ФГОС в рамках урочной и внеурочной деятельности как средства формирования ключевых компетенций
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у школьников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения материала учебного предмета «Физическая культура» обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Общая цель обучения предмету «Физическая культура» — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс учебного предмета «Физическая культура» реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
В соответствии с целями учебного предмета «Физическая культура» формулируются его задачи:
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её физкультурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
- расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей;
- формирование практических умений и навыков, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.
Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях к освоению содержания образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образовании, основного общего образования и отражают основные направления педагогического процесса формирования физической культуры личности в ходе теоретической, практической и физической подготовки учащихся.
Для достижения планируемых результатов и реализации поставленных целей решаются следующие практические задачи.
Формирование:
- осознания красоты и эстетической ценности физической культуры, гордости и уважения к системам национальной физической культуры;
- умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями; правильно выполнять основные двигательные действия; самостоятельно заниматься физической культурой; составлять элементарные комплексы для занятий физическими упражнениями небольшого объёма.
Воспитание:
- позитивного эмоционально-ценностного отношения к занятиям физической культурой;
- потребности пользоваться всеми возможностями физической культуры.
Обучение:
- первоначальным знаниям о терминологии, средствах и методах физической культуры.
Программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО.
Материал программы направлен на реализацию приоритетной задачи образования — формирование всесторонне гармонично развитой личности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру. В соответствии с программой образовательный процесс в области физической культуры должен быть ориентирован:
- на развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- на обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями базовых видов спорта;
- на освоение знаний о физической культуре;
- на обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
- личностно ориентированные принципы — двигательного развития, творчества, психологической комфортности;
- культурно ориентированные принципы — целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности овладения основами физической культуры;
- деятельностно ориентированные принципы — двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника;
- принцип достаточности и сообразности, определяющий распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- принцип вариативности, лежащий в основе планирования учебного материала в соответствии с особенностями физического развития, медицинских показаний, возрастно-половыми особенностями учащихся, интересами учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивныепришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и типом, видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы).
Программа по учебному предмету «Физическая культура» отвечает генеральным целям физкультурного образования — ориентации на развитие личности обучающихся средствами и методами физической культуры, на усвоение универсальных жизненно важных двигательных действий, на познание окружающего мира.
Программа ориентирована на создание у школьников основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Принципиальное значение придаётся обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе самостоятельного использования учащимися приобретённых знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. Учебный материал позволяет сформировать у школьников научно обоснованное отношение к окружающему миру, с опорой на предметные, метапредметные результаты и личностные требования.
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и др.), показателями развития основных двигательных качеств.
В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны:
- называть, описывать и раскрывать:
- роль и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника;
- значение правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания, утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течение учебного дня;
- связь физической подготовки с развитием двигательных качеств, опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем;
- значение физической нагрузки и способы её регулирования;
- причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику травматизма;
уметь:
- выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
- выполнять упражнения дыхательной гимнастики, психорегуляции;
- составлять при помощи взрослых индивидуальные комплексы упражнений для самостоятельных занятий физической культурой;
- варьировать предложенные комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток;
- выполнять упражнения и простейшие акробатические и гимнастические комбинации, упражнения лёгкой атлетики;
- выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах и плавании (при соответствии климатических и погодных условий требованиям к организации лыжной подготовки и занятий плаванием);
- участвовать в подвижных играх и организовывать подвижные игры со сверстниками, оценивать результаты подвижных игр;
- выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам;
- организовывать и соблюдать правильный режим дня;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений и дыхательных движений для контроля состояния организма во время занятий физическими упражнениями;
- измерять собственные массу и длину тела;
- оказывать доврачебную помощь при лёгких травмах опорно-двигательного аппарата и кожных покровов. Представленная учебная программа реализуется во всех типах и видах учебных учреждений, имеющих лицензию и аккредитацию на образовательную деятельность, для обучения школьников разного уровня физического, психического и интеллектуального развития согласно медицинским показаниям.
При организации учебной деятельности необходимо включать мероприятия, которые помогли бы уменьшить неблагоприятное воздействие значительной учебной нагрузки на организм ребёнка. К таким мерам относится в первую очередь рациональная организация режима учебных занятий и всего режима дня школьника. В основу рационального режима дня школьника должно быть положено чередование различных видов деятельности, чередование умственной и физической нагрузки.
1.3 Основные требования при проведении испытаний ГТО
С 2014 года возобновляется общероссийское движение «Готов к труду и обороне». Это программа физкультурной подготовки, которая существовала на протяжении шестидесяти лет прошлого века. Она охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. Данная программа нацелена на развитие массового спорта и оздоровление нации.
Все виды испытаний направлены на определение уровня развития физических качеств человека: выносливости, силы, гибкости и его скоростных возможностей. Главной целью ГТО является укрепление здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Задачи комплекса ГТО:
а) увеличение количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в РФ;
б) повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан РФ;
в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физического самосовершенствования и ведения здорового образа жизни;
г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных ИКТ;
д) модернизация системыфизического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.
В приказе Министерства спорта РФ [6]установлены требования к уровню физической подготовленности населения, разных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) по 3 уровням трудности. Выделяют золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия.
Комплекс ГТО основывается на принципах:
а) добровольности и доступности;
б) оздоровительной и личностно ориентированной направленности;
в) обязательный медицинский контроль;
г) учет региональных особенностей и национальных традиций.
Структура комплекса ГТО состоит из 11 ступеней. Он включает следующие возрастные группы:
I ступень - 6- 8 лет;
II ступень - 9- 10 лет;
IIIступень - 11- 12 лет;
IV ступень - 13 - 15 лет;
V ступень - 16- 17 лет;
VI ступень - 18- 29 лет;
VII ступень - 30- 39 лет;
VIII ступень - 40- 49 лет;
IX ступень - 50- 59 лет;
X ступень - 60- 69 лет;
XI ступень - 70 лет и старше.
Основные разделы выполнения нормативов и оценки уровня знаний и умений, ориентируются на государственные требования к уровню физической подготовки населения:
а) виды испытаний (тесты) и нормативы (Приложение 1);
б) требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;
в) рекомендации к недельному двигательному режиму.
ГЛАВА II. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.1.1. Анализ научной и методической литературы
В процессе исследования обобщались и анализировались данные научно-методической литературы о теоретических аспектах физического развития обучающихся в условиях образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС.
Анализ научных и методических источников по вопросам современных методик на внеурочных занятиях дал возможность получить относительно полное представление о состоянии изучаемого вопроса.
2.1.2. Педагогическое тестирование
Тесты составлены на основании:
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 11.06.2014 №471 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».[6]
- Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), одобренные на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом №1 от 23.07.2014 пунктII|1
Оценка уровня физической подготовленности испытуемых проводилась с помощью тестирования.
В первого этап эксперимента тестирование проводилось с целью определения исходного уровня показателей физических качеств испытуемых:
Тест №1 Тест бег 60 метров
Упражнение выполняются с высокого старта по беговой дорожке стадиона или ровной площадке с любым покрытием.
По команде «На старт» обучаемый становится перед стартовой линией, так, чтобы толчковая нога находилась у стартовой линии, а другая была бы отставлена на полшага назад.
По команде «Внимание», слегка сгибая обе ноги, обучаемый наклоняет корпус вперёд и переносит тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Плечи при этом нужно опустить вниз, руки, согнутые в локтях, отвести одну вперёд, другую назад. Вперед выводится рука, противоположная выставленной ноге. Взгляд бегуна направлен несколько вперед на дорожку. Допустимо опираться рукой о землю.
По команде «Марш» энергично оттолкнуться от грунта впереди стоящей ногой, одновременно вынести вперёд маховую ногу и начать бег.
Измерения производятся с помощью секундомера с момента движения учащегося до пересечения линии финиша.
Тест №2 Тест бег 1,5 км
Упражнение выполняются с высокого старта по беговой дорожке стадиона или ровной площадке с любым покрытием. По команде «На старт!» бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога ставится на 2–2,5 стопы сзади. Туловище наклонено вперед примерно на 40–45°, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, общий центр тяжести расположен ближе к впереди стоящей ноге. Положение тела бегуна должно быть удобным и устойчивым. Руки согнуты в локтевых суставах и занимают противоположное положение ногам. Взгляд бегуна направлен вперед на дорожку, примерно на 3–4 метра.
После команды «Марш!» или выстрела стартера спортсмен активно начинает бег. Со старта спортсмен бежит в наклонном положении, постепенно выпрямляя туловище и занимая беговое положение, при котором наклон туловища равен примерно 5–7°.
Измерения производятся с помощью секундомера с момента движения учащегося до пересечения линии финиша.
Тест №3 Прыжок в длину с места
Проводиться в спортивном зале в специально отведенном месте для прыжков. Участник принимает ИП: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками допускается.
Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания любой ногой до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника с помощью метровой рулетки.
Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.
Тест №4 Метание малого мяча
Малый мяч удерживается, не прижимаемый к ладони, фалангами пальцев метающей руки. Указательный, средний и безымянный пальцы подобно рычагу размещены сзади мяча, а большой палец и мизинец придерживают его сбоку. Перед началом разбега метатель держит снаряд над плечом в согнутой руке. Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат. Измерения производятся с помощью метровой рулетки.
2.1.3. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент – важнейший метод научно-практического исследования, направленный на выявление эффективности тех или иных форм, методов и приемов обучения, воспитания и тренировки, а также обоснование ценности материалов, служащих педагогическим задачам.
Педагогический эксперимент проводился на базе «Школы №118» Нижнего Новгорода в течение 2017-2018 учебного года экспериментальная группа представлена учащимися 5-х классов (11-12 лет), в количестве 12 человек. Мальчиков 8 человек, девочек – 4 человека.
Планирование раздела «Легкая атлетика» осуществлялось на основе программы по физической культуре авторов Т.В.Петрова, Ю.А.Копылова. (Приложение 2). Одной из развивающих задач является овладение новыми двигательными умениями и навыками, полученными учащимися на уроках физической культуры, их углубление и совершенствование. Для реализации данной задачи разработана методика физической подготовки на основе упражнений для сдачи нормативов ГТО, обучающихся 11-12 лет.
2.1.4. Методы математической статистики
Для оценки результатов педагогического воздействия используется математико-статистические методы. Данный метод позволяет сделать правильные выводы, выявить достоверность полученных результатов исследования. Кроме того, при помощи статистических методов можно решать проблемы контроля за ходом тренировочного процесса сравнивая этапное состояние подготовленности с исходным уровнем.
Насколько достоверны различия между исследуемыми параметрами определяется по t-критерию Стьюдента. Достоверными считаются различия при p<0,001
2.2. Организация исследования
Исследования были проведены в 3 этапа.
На первом, предварительном этапе (сентябрь 2017) проводилось теоретическое изучение проблемы состояния общей и специальной физической подготовки учащихся, по данным научно-методической литературы. Были сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования, а также разработана методика физкультурно-оздоровительных занятийпо лёгкие атлетики с целью повышения показателей физической подготовки детей.
На втором этапе (2017-2018 гг.) проводился формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялась определение эффективности влияния разработанной методики на повышение физической подготовленности и функционального состояния учащихся.
На третьем этапе (май 2018)- выполнялась обработка полученных данных.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1.Методика подготовки к обязательным испытаниям 3 ступени ГТО на занятиях по физической культуре.
С 2017-2018 года учебная деятельность по физической культуре в рамках урочной деятельности в МАОУ «Школа №118 с углублённым изучением отдельных предметов» была построена на основе комплекса ГТО.
По результатам диспансеризации были составлен список учащихся 5б класса, которые не допускаются по состоянию здоровья к подготовке и сдаче норм комплекса, в том числе имеются отдельные списки по возрастным группам в соответствии со ступенями комплекса. К числу недопущенных относятся учащиеся, входящие в подготовительную и специальную медицинскую группы. Кроме этого по усмотрению медицинских работников от сдачи норм комплекса могут быть освобождены и те учащиеся, которые уже после диспансеризации перенесли продолжительные болезни. Списки заверяются врачом и утверждаются директором школы.
Ожидаемые результаты:
- Рост профессионального мастерства учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования.
- Повышение мотивации обучающихся к физической культуре и здоровому образу жизни, их приобщение к спорту.
- Вовлеченность учащихся в непрерывный тренировочный процесс и соревновательную деятельность.
- Высокий уровень общефизического развития участников образовательного процесса.
- Повышение процента охвата всех участников образовательного процесса программами дополнительного образования.
- Уменьшение числа заболеваний школьников.
В МАОУ «Школа №118 с углублённым изучением отдельных предметов» в локальных актах [1,2] прописаны формы промежуточной аттестации обучающихся, в том числе представлена оценка достижения учащимися планируемых результатов по физической культуре. Данные результаты обеспечиваются за счёт учебных предметов и занятий в секциях во время внеурочной деятельности.
Актуальность заключается в следующем: вовлечение детей, ведущих малоподвижный образ жизни в различные спортивные секции, кружки, в которых раскрываются скрытые возможности в формировании логического мышления, повышении самооценки, общении со сверстниками и коллективного взаимодействия.
Педагогическая целесообразность позволяет решить ребенку проблему занятости свободного времени, формированию физических качеств, пробуждение интереса к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
В условиях современной общеобразовательной школы у обучающихся в связи большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призваны часы физической культуры по «Легкой атлетики», направленные на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Цель программы: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладение способами укрепления организма, обучающихся посредством занятий.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представление об оздоровлении организма и улучшения самочувствия;
2. Привитие интереса к занятиям физической культуры;
3. Гармоничное физическое развитие юных спортсменов, разносторонняя подготовка;
4. Подготовка бегунов на средние и длинные дистанции
Развивающие:
1. Развить координацию движений и основные физические качества;
2. Способствовать повышению работоспособности обучающих;
3. Формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время досуга.
4.Овладение новыми двигательными умениями и навыками, полученными учащимися на уроках физической культуры, их углубление и совершенствование;
Воспитательные:
1. Воспитание нравственных и волевых качеств;
2. Воспитывать дисциплинированность, чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
3. Выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.
Оздоровительные
1. Снижение заболеваемости обучающихся.
2. Улучшение состояния здоровья.
Возраст детей: обучающиеся 11-12 лет.
Форма занятий
- групповая работа;
- индивидуальная работа,
-лекция;
- самостоятельная работа;
- учебно-тренировочная.
Методы организации и проведения образовательного процесса:
Словесные методы:
- объяснение;
- рассказ;
- разбор;
- указание;
- команды и распоряжения;
- подсчёт.
Наглядные методы:
- показ упражнений и техники выполнения упражнений;
- использование учебных наглядных пособий;
- видеофильмы, DVD, слайды.
Практические методы:
- метод упражнений;
- метод разучивания по частям;
- метод разучивания в целом;
- соревновательный метод;
- игровой метод;
- непосредственная помощь тренера-преподавателя.
Формы обучения:
Основными формами тренировочного процесса являются:
- групповые тренировочные занятия;
- теоретические занятия (беседы, лекции, просмотр видеоматериалов по спортивной тематике и др.);
- контрольные испытания;
- контрольные соревнования.
Дополнительные формы тренировочного процесса:
- тренировочные сборы;
- показательные выступления;
- участие в спортивно-массовых мероприятиях (эстафеты, игры, конкурсы, викторины и др.).
2. Общая характеристика раздела «Лёгкая атлетика».
В учебном процессе легкая атлетика используется как важное средство общей физической подготовки обучающихся. Широкое применение легкой атлетики объясняется несколькими причинами:
- доступностью игры для любого возраста;
- простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания;
- возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использовать его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга
Структура и содержания предусматривает изучение избранного вида спорта по следующим разделам:
1. Структура и содержание учебной дисциплины «Легкая атлетика», лёгкая атлетика как вид спорта.
2. Техника и методика обучения спортивной ходьбе, бегу, прыжкам и метаниям.
3. Методика воспитания физических качеств и способностей средствами легкой атлетики.
Основы знаний учебной дисциплины «Легкая атлетика», лёгкая атлетика как вид спорта.
Техника бега, ходьбы, прыжков и метаний.
Основы техники спортивной ходьбы и бега. Характеристика цикла движений при ходьбе и беге. Взаимодействие скорохода и бегуна с опорой. Зависимость скорости передвижения от длины и частоты шагов. Части спортивного бега: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование, остановка. Особенности техники бега на различные дистанции.
Основы техники прыжков. Прыжок как естественный способ преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий. Факторы, влияющие на результат прыжка. Особенности взаимодействия прыгуна с опорой. Фазы прыжка. Анализ техники прыжков в длину, высоту, тройным.
Основы техники метаний. Метание как способ перемещения снаряда в пространстве. Факторы, влияющие на дальность полета снаряда. Фазы метаний. Способы метаний. Особенности техники метания планирующих снарядов.
Практические занятия. Обучение технике бега на короткие, средние и длинные дистанции, эстафетного и барьерного бега, спортивной ходьбы. Обучение технике легкоатлетических прыжков (в длину, в высоту способом «Перешагивание». Обучение технике метания малого мяча.
Методика воспитания физических качеств и способностей средствами легкой атлетики.
Общеразвивающие упражнения. Специально-подводящие и специально-подготовительные упражнения. Упражнения для развития частоты движений и быстроты двигательной реакции. Упражнения для развития ловкости. Упражнения для развития выносливости. Упражнения для развития силы.
Практические занятия. Освоение комплексов упражнений для развития физических качеств.
Формы организации.
Основной формой организации образовательного процесса в спортивной секции «Легкая атлетика» являются учебно-тренировочные занятия в группе, а также участие в школьных, городских соревнованиях и спортивных праздниках, соревнования с другими образовательными учреждениями, самостоятельны занятия.
Занятия легкой атлетикой подразделяются на три типа:
- с образовательно-познавательной направленностью;
- с образовательно-обучающей направленностью;
- с образовательно-тренировочной направленностью.
3.Описание места в учебном плане.
Данный раздел «Легкая атлетика» реализуется в рамках календарно-тематического плана.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | |||
1 | Основы знаний | 5 | ||
2 | Практические занятия спортивная ходьба | 3 | ||
3 | Бег (короткие, эстафетный бег, кроссовая подготовка) | 42 | ||
4 | Прыжки в длину и высоту | 13 | ||
5 | Метание мяча | 7 | ||
4 | Общая физическая подготовка | В процессе занятий | ||
5 | Итого: | 5 | 65 |
Промежуточной и итоговой аттестацией «Легкая атлетика» является сдача контрольных упражнений:
Уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения | Уровень | |||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | |
мальчики | девочки | |||
Бег 60 метров (сек) | 11,10,43 | 9,84 0,14 | 11,30,28 | 10,550,5 |
Бег на 1,5 км (сек) | 493,513,18 | 483,2511,3 | 5289,6 | 518,2510,11 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 153,757,54 | 159,48,6 | 140,54,2 | 148,752,2 |
Метание мяча весом 150 г (м) | 23,122,03 | 28,373,05 | 13,722,9 | 18,51,7 |
В таблице представлены средства
№ | Средства | Интенсивность (%) | Количество повторений (Раз) | Отдых между повторениями (мин, сек) | Количество повторений (раз) | Отдых между повторениями (мин, сек) |
Обучение технике бега на 60 метров | ||||||
1 | Бег 60 метров | 75 | 5 | 1’ | 2 | 3’ |
2 | Бег с высоким поднимание бедра 30 метров | 80 | 5 | 1’ | 2 | 4’ |
3 | Высокий старт с пробеганием 10-15 метров | 80 | 8 | 30” | 2 | 2’ |
4 | Старт из различных положений с пробеганием 10-15 метров | 80 | 5 | 30” | 2 | 3’ |
5 | Бег с ускорением на повороте на первой дорожке 60 метров | 75 | 4 | 1’ | 1 | - |
6 | Ходьба на руках («тачка»). 20 метров | 70 | 4 | 1’ | 1 | - |
7 | В положении упора лежа с вытянутыми носками ходьба на одних руках (ноги тянуть волоком) 20 метров | 70 | 4 | 1’ | 1 | - |
8 | Стоя в упоре у стенки. Толчковая нога поднята в согнутом положении. По команде резкая смена ног (внимание акцентируется на быстром подъеме маховой ноги). 15 раз | 90 | 4 | 1’ | 1 | - |
9 | Старт из различных положений с пробеганием 10-15 метров | 80 | 5 | 30” | 2 | 3’ |
10 | Бег по инерции после пробегания небольшого отрезка с полной скоростью 40 метров | 85 | 5 | 1’ | 2 | 4’ |
11 | Наращивание скорости после свободного бега по инерции, постепенно уменьшая отрезок свободного бега до 2—3 шагов | 70 | 6 | 1’ | 2 | 4’ |
12 | Старт из различных положений с пробеганием 30 метров | 80 | 5 | 2’ | 2 | 3’ |
13 | Начало бега без сигнала, самостоятельно с пробеганием 40 метров | 70 | 6 | 2’ | 2 | 4’ |
14 | Выполнение команды «На старт!» Выполнение команды «Внимание! На повороте с пробеганием 10 метров | 80 | 6 | 1’ | 2 | 3’ |
15 | Старт из различных положений с пробеганием 40 метров | 70 | 6 | 1’ | 2 | 4’ |
16 | Наращивание скорости после свободного бега по инерции, выполненного после разбега с низкого старта | 70 | 7 | 1’ | 1 | - |
17 | бег высокого старта по прямой (20метров до поворота) бег по повороту, стремясь наращивать скорость бега перед выходом на прямую | 85 | 5 | 2’ | 2 | 4’ |
18 | Выполнение команды «На старт!» Выполнение команды «Внимание! На повороте с пробеганием 30 метров | 80 | 6 | 2’ | 2 | 4’ |
19 | Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе 10 метров | 85 | 6 | 30” | 2 | 1’ |
20 | Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч на медленном беге 10 метров | 85 | 10 | 1’ | 1 | - |
21 | В парах - бег преодолевая сопротивление партнера, на отрезках 15-20 м. При выполнении этого упражнения ученик из положения, стоя в наклоне вперед упирается прямыми руками в спину партнера, оказывающего умеренное сопротивление. | 90 | 8 | 2’ | 1 | - |
22 | Бег с высокого старта по прямой (20метров до поворота) бег по повороту, стремясь наращивать скорость бега перед выходом на прямую | 90 | 7 | 2’ | 1 | - |
23 | Выполнение команды «На старт!» Выполнение команды «Внимание! На повороте с пробеганием 40 метров | 80 | 5 | 1’ | 2 | 1’ |
24 | Высокий старт из различных положений с пробеганием 20 метров | 90 | 5 | 2’ | 2 | 3’ |
25 | В парах - бег преодолевая сопротивление партнера, на отрезках 15-20 м. При выполнении этого упражнения ученик из положения, стоя в наклоне вперед упирается прямыми руками в спину партнера, оказывающего умеренное сопротивление. | 80 | 5 | 2’ | 2 | 3’ |
26 | Бег 100 метров | 95 | 1 | - | 1 | - |
27 | Бег 60 метров | 95 | 1 | - | 1 | - |
28 | Начало бега без сигнала, самостоятельно с пробеганием 20 метров | 80 | 8 | 2’ | 1 | - |
29 | Высокий старт из различных положений с пробеганием 60 метров | 80 | 5 | 2’ | 2 | 4’ |
30 | Бег с высокого старта 60 метров | 80 | 8 | 1’ | 1 | - |
31 | Бег с высокого старта по прямой (20метров до поворота) бег по повороту, стремясь наращивать скорость бега перед выходом на прямую | 80 | 5 | 2’ | 2 | 4’ |
32 | Выполнение команды «На старт!» Выполнение команды «Внимание! На повороте с пробеганием 20 метров | 70 | 5 | 1’ | 1 | - |
33 | Начало бега без сигнала самостоятельно на повороте с пробеганием 20 метров | 85 | 5 | 1’ | 1 | - |
34 | Выполнение команды «На старт!» Выполнение команды «Внимание! с пробеганием 30 метров | 80 | 5 | 2’ | 2 | 3’ |
35 | Старт из различных положений с пробеганием 60 метров | 80 | 8 | 1’ | 1 | - |
36 | Выполнение команды «На старт!» Выполнение команды «Внимание! На повороте с пробеганием 60 метров | 80 | 5 | 1’ | 2 | 4’ |
37 | Бег с высокого старта по прямой (20метров до поворота) бег по повороту, стремясь наращивать скорость бега перед выходом на прямую | 75 | 7 | 1’ | 1 | - |
38 | Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе 10 метров | 90 | 7 | 30” | 1 | - |
39 | Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч на медленном беге 10 метров | 90 | 11 | 1’ | 1 | - |
40 | Выполнение команды «На старт!» Выполнение команды «Внимание! С низкого старта на повороте с пробеганием 60 метров | 80 | 4 | 1’ | 3 | 3’ |
Бег с низкого старта по прямой (20метров до поворота) бег по повороту, стремясь наращивать скорость бега перед выходом на прямую | 80 | 5 | 1’ | 2 | 4’ | |
41 | Высокий старт из различных положений с пробеганием 20 метров | 90 | 5 | 1’ | 2 | 4’ |
42 | Бег 60 метров | 80 | 4 | 1’ | 3 | 3’ |
Обучение техники на средние и длинные дистанции | ||||||
1 | Бег 300 метров | 70 | 3 | 3’ | 3 | 5’ |
2 | Бег 500 метров | 70 | 3 | 3’ | 2 | 5’ |
3 | Бег 700 метров (0м-200м-70%,200м-300м-85%,300м-600м-70%, 600м-700м-85%) | 70-85 | 1 | 4’ | - | - |
4 | Бег 1000 метров | 75 | 2 | 5’ | 1 | - |
5 | Бег 1000 метров в сочетании с ходьбой (0м-200м-70%,200м-300м-ходьба,300м-600м-70%,600м-750м-ходьба,750м-1000м-75% | 75 | 2 | 4’ | 1 | - |
6 | Бег 1500 метров | 80 | 1 | - | 1 | - |
7 | Бег 1500 метров | 60 | 2 | 7’ | 1 | - |
8 | Бег 5 мин | 75 | 2 | 5’ | 2 | 7’ |
9 | Бег ходьба 8 минут (1' бег,1-1'30” ходьба, 1'30” - 4’ -бег,4’-5’ ходьба, 5’-8’ бег) | 75 | 2 | 7’ | 1 | - |
10 | Бег ходьба 30 мин (10 мин бег,10-15 мин ходьба,15-30 бег) | 50 | 2 | 10’ | 1 | - |
11 | Бег 1500 метров | 95 | 1 | - | 1 | - |
Обучение техники прыжка в длину с места | ||||||
1 | Стоя руки вниз, подниматься на носки и опускаться на всю стопу, сначала не помогая руками, а затем сочетая со взмахом рук вперед - вверх; | 90 | 10 | 10” | 3 | 1’ |
2 | Из полуприседе руки опущены вниз и немного отведены назад, выпрямляться, поднимаясь на носочки и опускаться на всю стопу, взмахивая руками вперед-вверх. | 90 | 10 | 10” | 3 | 1’ |
3 | Из полуприседе руки опущены вниз и немного отведены назад, выпрямляться, поднимаясь на носочки и опускаться на всю стопу, взмахивая руками вперед-вверх оттолкнуться максимально вверх. | 90 | 10 | 10” | 3 | 1’ |
4 | Подвижная игра «Волк во рву» по 3 мин один кон | 80 | 5 | 2” | 1 | - |
5 | Напрыгивание на гимнастический мат, лежащий на расстоянии 80 см, с сохранением равновесия приземлиться на ноги. | 80 | 4 | 30” | 3 | 1’ |
6 | Перепрыгивание скамейки (высота 20 см) | 80 | 4 | 1’ | 3 | 2’ |
7 | Прыжок в длину с места | 80 | 5 | 1’ | 3 | 2’ |
8 | Прыжок в длину с места | 95 | 3 | 30” | - | - |
Обучение технике метания малого мяча | ||||||
1 | Метание набивных мячей 1 кг. | 70 | 5 | 30” | 3 | 2’ |
2 | Метание набивных мячей 2 кг. | 70 | 6 | 1’ | 2 | 2’ |
3 | Метание набивных мячей 1-2 кг из разных положений. | 70 | 4 | 1’ | 4 | 2’ |
4 | Метание мяча 150 г в цель. | 70 | 5 | 20” | 3 | 2’ |
5 | Промежуточная аттестация метание мяча 150 г в цель | 95 | 3 | 30” | - | - |
6 | Метание мяча 150 г на дальность. | 70 | 3 | 30” | 6 | 2’ |
7 | Подвижная игра «Кто быстрее». Учащиеся делятся на 2 команда, игроки встают по обе стороны волейбольной сетки, каждой команде выдается 2 волейбольных мяча, необходимо после команды учителя как можно быстрее переправить мячи на противоположную сторону площадки, проигрывает та команда, у которой на половине площадке все 4 мяча | 80 | 7 | 2’ | - | - |
8 | Метание мяча 150 г из различных положений | 80 | 10 | 1’ | 4 | 3’ |
9 | Контроль по метанию мяча 150 г на дальность. | 95 | 3 | 30” | - | - |
3.2. Результаты исследования
Одним из важнейших условий, способствующих внедрению комплекса ГТО, является систематическое наблюдение, педагогическая диагностика и мониторинг за динамикой показателей двигательной подготовленности обучающихся. В этих целях программой физического воспитания предусмотрены специальные научно обоснованные тесты, наиболее объективно отражающие степень развития у обучающихся основных физических качеств и функциональных возможностей в сочетании с состоянием их физического развития. Используя данные первичного исследования показателей физической подготовленности обучающихся был проведен предварительный анализ по выявлению использования средств физической подготовки к обязательным испытаниям ГТО во внеурочной деятельности. Основываясь на полученных данных предварительных результатов, было решено разработать средства физической подготовленности школьников к сдаче норм ГТО в процессе реализации раздела программы «Лёгкая атлетика», которая способствует повышенному интересу детей к занятиям, и на этой основе формирует более высокий уровень показателей физической подготовленности. Особенностью разработанных средств физической подготовленности является то, что по нормативам испытаний комплекса ГТО, школьникам нужно было овладеть навыками выполнения обязательных испытаний.
Физические упражнения, применяемые на занятиях образовательно- тренировочной направленности, соответствуют разделам подготовки по своей координационной и функциональной сложности – учебному материалу уроков образовательно-обучающей направленности. Такой подход к проведению занятий повлиял на физическую подготовленность школьников.
В конце учебного года было проведено повторное тестирование, результаты представлены в таблице.
Результаты первичного и итогового тестирования показателей физической подготовленности школьников 5-б класса (М±m)
Тесты | Пол | Экспериментальная группа (n=12) | ||
Этап исследования | t | |||
До | После | |||
Бег 60 метров (сек) | М | 11,10,43 | 9,84 0,14 | 7,9* |
Д | 11,30,28 | 10,550,5 | 7* | |
Бег на 1,5 км (сек) | М | 493,513,18 | 483,2511,3 | 6,4* |
Д | 5289,6 | 518,2510,11 | 6,5* | |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | М | 153,757,54 | 159,48,6 | 5,7* |
Д | 140,54,2 | 148,752,2 | 6,3* | |
Метание мяча весом 150 г (м) | М | 23,122,03 | 28,373,05 | 7,8* |
Д | 13,722,9 | 18,51,7 | 6,3* |
Примечание: Достоверность определялась по t-критерию Стьюдента: * - при p <0,001
Данные представленные в таблице свидетельствует о том, что введение дополнительных средств физической подготовленности, существенно повысили проявление физических качеств у детей экспериментальной группы.
Из таблицы видно, что достоверно в экспериментальной группе увеличились показатели: бег 60 метров (секунд) (p<0,001) у всех испытуемых; бег на 1,5 км (секунд) (p<0,001) у всех испытуемых; прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) (p <0,001) у всех испытуемых, метание мяча весом 150 г (м)(p <0,001) у всех испытуемых.
Исследование физической подготовленности показало, что в процессе систематических занятий, основанных на подготовке к сдаче норм комплекса ГТО, с использованием разработанных средств физической подготовки улучшение результатов наблюдалось у всех испытуемых экспериментальной группы.
Таким образом, разработанные нами средства физической подготовленности, способствуют подготовке к обязательным испытаниям комплекса ГТО 3 ступени, и позволяют повысить интерес школьников к занятиям физической культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В области образования существуют различные приемы, направленные на развитие детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Каждая образовательная организация ищет свой путь для удовлетворения социального заказа, как со стороны самих детей, так и со стороны родителей, законных представителей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила главные приоритеты в развитии школьного образования на современном этапе. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического и социального здоровья – дело не только семьи, но и педагогов.
Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, физкультурой, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Анализ литературы подтверждает, что на начальных этапах обучения в школе необходимо заложить фундамент физического совершенствования детей, который будет служить залогом их дальнейших успехов в трудовой и спортивной деятельности.
Занятия на уроках физической культуры и в секции, направленные на подготовку младших школьников к сдаче норм ГТО решают задачи физического воспитания и повышают физическую подготовленность. Основным воздействием являются физические упражнения, выполняемые в разных режимах и направленных на освоение школьниками норм ГТО.
Исходя, из вышесказанного можно отметить, что занятия по физической культуре с применением специально разработанных средств, могут повлиять на физическую подготовленность младших школьников в процессе подготовки к сдаче норм ГТО.
Выводы
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
- Проведен анализ документов ФГОС и выявлены норм школьников в области физической культуры, необходимых для обязательных испытаний на 3 ступени ГТО.
- Проанализированы методы и организации исследования. В процессе исследования обобщались и анализировались данные научно-методической литературы о развитии физических способностей у учащихся по лёгкой атлетики.
Анализ научных и методических источников по вопросам современных методик на занятиях дал возможность получить относительно полное представление о состоянии изучаемого вопроса. Оценка уровня физической подготовленности испытуемых проводилась с помощью тестирования. Для оценки результатов педагогического воздействия использовался математико-статистический метод.
3.Представлены результаты исследования по изучению уровня физического развития. Исследование физической подготовленности показало, что в процессе систематических занятий, основанных на подготовке к сдаче норм комплекса ГТО, с использованием разработанных средств физической подготовки улучшение результатов наблюдалось у всех испытуемых экспериментальной группы.
4. Разработана методика подготовки к обязательным испытаниям 3 ступени ГТО.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что целенаправленная реализация раздела программы «Лёгкая атлетика» позволит формировать ключевые компетенции в области физической культуры школьника, позволит сохранить и укрепить здоровье участников образовательной деятельности, что позволит повысить качество оказания образовательных услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
Опубликованные
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 28 декабря 2010г № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 11.06.2014 №471 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2011.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 4.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Неопубликованные
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Школа №118 с углублённым изучением отдельных предметов» на 2015-2019год».
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ «Школа №118 с углублённым изучением отдельных предметов»
II. Литература
- Волкова А.А. «Формирование учебных универсальных действий во внеурочной деятельности»
- Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100-104.
- Молоднякова А.В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost
- Нормы ГТО для школьников. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gto.ru/norms
- Петров С.С."Физическая культура. 1–4 классы.Начальная школа XXI века. Вентана-Граф.2016 г- ISBN: 978-5-360-07373-4
- Сахапова Л. М. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/131-1-0-11571
- Ушакова О.Б. ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.edc.samara.ru/files/august/pro_sek/gor_sek
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел | Тема | дата | Содержание занятия | |
По плану | По факту | ||||
1 | «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» | Легкая атлетика как одна из форм активного отдыха, основы организации и проведения занятий по укреплению здоровья. | Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании. Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. | ||
2 | Общие представления об оздоровительном беге. Требования к безопасности и профилактике травматизма. | Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Правила подбора физических упражнений и физических нагрузок. | |||
3 | «История развития легкой атлетики» | История развития легкой атлетики | История развития легкой атлетики. Легкая атлетика в России. | ||
4 | «Теоретические занятия по технике легкоатлетических видов спорта» | Анализ техники ходьбы и бега. | Виды спортивного бега (спринт, бег на выносливость). Основные кинематические и динамические параметры. Отталкивание, полет. Амортизация, момент вертикали. Понятие о темпе и ритме. Изменение основных параметров в зависимости от длины дистанции. Особенности техники бега по повороту, старт, стартовый разгон, их разновидности. Стартовые колодки и их расстановка. Кривая изменения скорости в спринтерском беге, средних и длинных дистанциях. | ||
5 | Практические занятия: - спортивная ходьба | Инструктаж по ТБ. | Правила поведения и техника безопасности в спортивной ходьбе в спортивном зале. | ||
6 | Изучение техники спортивной ходьбы. | - ознакомление с техникой, - изучение движений ног и таза, - изучение работы рук в сочетании с движениями ног. | |||
7 | Совершенствование техники спортивной ходьбы. | ОФП. Совершенствование техники спортивной ходьбы. Подвижная игра «Гуси лебеди» | |||
8 | - бег | Инструктаж по ТБ. Изучение технике бега. | Правила поведения и техника безопасности при прыжках в высоту в спортивном зале. | ||
9 | Изучение техники бега. | - ознакомление с техникой, - изучение движений ног и таза, - изучение работы рук в сочетании с движениями ног. | |||
10 | Низкий старт. Стартовый разбег. | ОФП. Подвижная игра «Два мороза» | |||
11 | Совершенствование техники бега. | ОФП. Совершенствование техники бега. Подвижная игра «День ночь» | |||
12 | - бег на короткие дистанции | Инструктаж по ТБ. | Правила поведения и техника безопасности в беге на короткие дистанции в спортивном зале. | ||
13 | Изучение техники бега на короткие дистанции. | - ознакомление с техникой, - изучение техники бега по прямой. | |||
14 | Высокий старт. | - изучение техники высокого старта, - выполнение стартовых положений, - поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу. | |||
15 | Низкий старт. | - изучение техники низкого старта (варианты низкого старта), - выполнение стартовых команд. | |||
16 | Стартовый разгон. | - изучение техники стартового разгона, - изучение техники перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. | |||
17 | Стартовые команды. | - выполнение стартовых команд, - повторные старты без сигнала и по сигналу. | |||
18 | Бег по дистанции. | - выполнение стартовых команд, - перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. | |||
19 | Бег по повороту. | - изучение техники бега по повороту, - изучение техники низкого старта на повороте. | |||
20 | Финиширование. | - изучение техники финиширования, - совершенствование в технике бега. | |||
21 | Низкий старт на поворотах. | - техника бега по повороту, - изучение техники низкого старта на повороте. | |||
22 | Высокийстарт с ускорением. | ОФП. Высокий старт с последующим ускорением 10-15 м. | |||
23 | Бег 100 метров. | ОРУ. Контрольное занятие: бег 100 м. Подвижные игры «Два мороза» | |||
24 | Бег 60 метров. | ОРУ. Контрольное занятие: бег 60 м. Подвижные игры «День ночь» | |||
25 | Совершенствование техники спринтерского бега. | Совершенствование техники спринтерского бега: высокий старт, стартовый разгон. | |||
26 | Стартовые положения. | Бег с высокого старта. Выполнение стартовых положений. Поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу. | |||
27 | Совершенствование бега с низкого старта. | Бег с низкого старта. (варианты низкого старта). Выполнение стартовых команд. | |||
28 | Техника финиширования. | - бег по повороту, - низкий старт на повороте, - техника финиширования, - совершенствование в технике бега. | |||
29 | Низкий старт из разных положений. | - бег по повороту, - низкий старт на повороте. | |||
30 | Высокий старт с последующим ускорением. | ОФП. Высокий старт с последующим ускорением 10-15 м. Бег 60 м. | |||
31 | - эстафетный бег | Инструктаж по ТБ. Промежуточная аттестация | Правила поведения и техника безопасности в эстафетном беге. | ||
32 | Обучение технике эстафетного бега. | Обучение технике эстафетного бега. Подвижная игра. | |||
33 | Встречная эстафета. | ОРУ. Встречная эстафета. Подвижные игры «Волк во рву» | |||
34 | Совершенствование техники эстафетного бега. | ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега. Подвижные игры «Попрыгунчики воробушки» | |||
35 | Эстафета 4X100 метров. | Контрольное занятие: эстафета 4 по 100. | |||
36 | Эстафета 4X200 метров. | Контрольное занятие: эстафета 4 по 200. | |||
37 | Эстафета 4X400 метров. | Контрольное занятие: эстафета 4 по 400. | |||
38 | Смешанная эстафета. | Обучение технике смешанной эстафеты. Подвижная игра «Кто обгонит?» | |||
39 | - кроссовая подготовка | Бег 300-500 метров. | ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 300-500 м. | ||
40 | Бег 400-500 метров. | ОФП. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 400-500 м. Подвижная игра «Шишки, желуди, орехи» | |||
41 | Бег с ускорением. | ОФП. Бег с ускорением | |||
42 | Бег 1000-1500 метров. | ОФП. Равномерный бег 1000-1500 м. | |||
43 | Кросс до 800-1000 метров. | ОФП. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. | |||
44 | Бег 1500 метров. | ОФП. Кроссовый бег 1500 м. | |||
45 | Кросс 1500 метров. | ОФП с набивными мячами. Контрольное занятие: кросс в равномерном темпе 1500 м. | |||
46 | Бег 5-6 минут | ОРУ. Бег 5-6 мин«День ночь» | |||
47 | Ходьба и бег 7-8 минут. | ОРУ. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Подвижная игра «Два мороза» | |||
48 | Кросс. | ОФП. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой. Контрольный урок. | |||
49 | Бег на выносливость. | Соревнования по бегу на длинные дистанции. | |||
50 | «Теоретические занятия по технике легкоатлетических видов спорта» | Прыжки в высоту и длину. Общие основы техники прыжков. | Понятие об отталкивании в прыжках. Суммарное измерение углов отталкивания. Механизм отталкивания. Модельные характеристики прыгунов и росто-весовой индекс. Анализ техники прыжков «согнув ноги» и «перешагивание». Сравнительный анализ отдельных фаз прыжков. Динамические и кинематические характеристики прыжков. Общность техники отталкивания и прохождения момента вертикали. | ||
51 | Практические занятия: - прыжки в длину с места | Инструктаж по ТБ. ОРУ. | Правила поведения и техника безопасности в прыжках в длину. | ||
52 | Обучение технике прыжка в длину с места. | - ознакомление с техникой, - изучение отталкивания, | |||
53 | Фаза полета, приземления. | ОФП. Изучение техники прыжка в длину с места - изучение техники полетной фазы, - изучение приземления. Подвижная игра « Волк во рву» | |||
54 | Совершенствование техники прыжка в длину с места. | ОФП. Изучение техники прыжка в длину с места - изучение прыжка в целом, - совершенствование техники. | |||
55 | Контроль техники прыжка в длину с места. | ОФП. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в медленном темпе. | |||
56 | - прыжки в высоту | Инструктаж по ТБ. ОРУ. | Правила поведения и техника безопасности при прыжках в высоту в спортивном зале. | ||
57 | Обучение технике прыжка в высоту способом «перешагивание». | - изучение техники отталкивания, - изучение ритма последних шагов разбега и техники, подготовки к отталкиванию, - изучение техники перехода через планку, - изучение техники приземления, - изучение техники прыжка в целом | |||
58 | Закрепление техники прыжка в высоту способом «перешагивание». | ОРУ. Закрепление техники прыжка в высоту. | |||
59 | Техника отталкивания. | - изучение техники отталкивания, - изучение ритма последних шагов разбега и техники, подготовки к отталкиванию. | |||
60 | Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание». | ОРУ со скакалками. Совершенствование техники прыжка в высоту. | |||
61 | Переход через планку. | Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание». Переход через планку. Бег в медленном темпе. | |||
62 | Техника приземления. | Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание». | |||
63 | Контроль техники прыжка в высоту способом «перешагивание». | Контрольное занятие: прыжки в высоту способом «перешагивание». «Волки во рву» | |||
64 | Практические занятия: - метание мяча | Метание набивных мячей 1 кг. | ОФП. Совершенствование техники метания мяча. | ||
65 | Метание набивных мячей 2 кг. | ОФП. Совершенствование техники метания мяча. | |||
66 | Метание набивных мячей 1-2 кг из разных положений. | ОФП. Совершенствование техники метания мяча. | |||
67 | Метание мяча 150 г в цель. Промежуточная аттестация. | ОФП. Совершенствование техники метания мяча. Метание мяча в цель. | |||
68 | Метание мяча 150 г на дальность. | ОФП. Совершенствование техники метания мяча. Метание мяча на дальность. Бег в медленном темпе | |||
69 | Упражнения с мячом. | Комплекс ОРУ с мячом. | |||
70 | Контроль по метанию мяча 150 г на дальность. | Соревнования по метанию мяча на дальность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: «Мотивация подростков сельской школы к занятиям физической культурой в зависимости от специфики учебного процесса»
Проблема исследования мотивации, в том числе мотивации учебной деятельности подростков сельской школы, является важной, но недостаточно изученной. Одной из наиболее сложных структур личности явл...
Исследовательская работа на тему: «Мотивация подростков сельской школы к занятиям физической культурой в зависимости от специфики учебного процесса»
Проблема исследования мотивации, в том числе мотивации учебной деятельности подростков сельской школы, является важной, но недостаточно изученной. Одной из наиболее сложных структур личности явл...
Исследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах».
В процессе проведения реформ в нашем государстве особое внимание уделяется состоянию здоровья и физической подготовленности населения, особенно детей и юношей.Согласно последним данным научно-исследов...
Учебно-исследовательская работа на тему "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ"
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ У УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ....
Проектная работа по тема «Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»
Проблема Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике»Цели:Собрать информацию о разнообразных задачах на движение, включенные в ЕГЭ, о ме...
Конспект урока на тему:"Лыжная подготовка: Обучение технике скользящего шага на лыжах",УМК "Физическая культура" под ред.В.И.Лях (2 кл.)
Конспект урока по физической культуре...
Справка о распространении собственного опыта работы по теме: "Осуществление индивидуального подхода к обучающимся с РАС на уроках физической культуры"
Справка о распространении собственного опыта работы по теме: "Осуществление индивидаульного подхода к обучающимся с расстройствами аутистического спектра на уроках физической культур...