Инновационные оздоровительные технологии в образовательной деятельности
статья по физкультуре

Григорьева Татьяна Вячеславовна

В данной статье рассматриваются вопросы использования инновационных технологий в  физическом воспитании школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала обучающихся. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни.

    Здоровье обучающихся с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное  образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье обучающихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

    Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество.

     В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

    Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

    Развитие образования, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.

     Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития обучающихся с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения [Т.В. Машарова].

      Создание устойчивого интереса к занятиям по физической культуре является само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

     Пути повышения эффективности развития физических качеств обучающихся является прежде всего, реализия инновационных технологий по физической культуре, которые направлены на развитие у обучающихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.

     Для этого используется здоровье сберегающие технологии.

 Здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

    1. Учёт индивидуальных особенностей обучающихся.

    2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров обучающихся, их учет в учебно-воспитательной работе;

    3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

     4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

     Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

      1.Средства двигательной направленности;

      2.Оздоровительные силы природы;

      3.Гигиенические факторы.

      Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

      К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность обучающихся (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; тренинги и др.

    Так же использую игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.

    Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу обучающегося, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

     Игровая деятельность на уроках  дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

     Игра – это проявление желания действовать.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

     Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания обучающихся. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

      Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Так сначала думают все, но до тех пор, пока  не освоишь информационные технологии и не станешь применять их в своей работе.

     Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны обучающимся непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует обучающихся, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

     В образовательных учреждениях имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

      Так же можно использовать на уроках физической культуры  электронные презентации. Это позволит  при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным.

      Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

      В заключении хочется отметить, что использование инновационных технологий в  физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры  и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности

Проведя социологический опрос среди старшеклассников Айхала и их родителей, мы пришли к выводу, что среди молодёжи нашего посёлка наибольший интерес вызывают программы дистанционного обучения, к...

Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива

«Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню,Дай мне попробовать, и я научусь»Древняя китайская пословица Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала реб...

Презентация на тему: "Инновационные подходы в организации образовательной деятельности".

В презентации даны основные положения технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Презентация на тему: "Инновационные подходы в организации образовательной деятельности".

В презентации даны основные положения "Технологии критического мышления"....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Доклад участника межрегиональной научно-практической конференции"Научный потенциал молодежи - будущему России"...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда с целью внедрения оздоровительных логопедических технологий в образовательную деятельность

Цель нашего взаимодействия - используя нетрадиционные пособия для формирования  длительной воздушной струи (ДВС), в игровой форме подвести ребёнка к освоению речевого дыхания....

Применение оздоровительных технологий в образовательном процессе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Картотека дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой и комплекс релаксационных упражнений...