Проект "Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста"
проект по физкультуре
Долгосрочный проект ,сроком на 1 год 2018-2019 г Сентябрь-май "Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 59.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»
Проект : «Профилактика плоскостопия у детей старшего возраста.»
Инструктор по физической культуре
Машенькина А.В
Красноярск
2018
Тип проекта: долгосрочный, практика – ориентировочный. Место реализации: МБДОУ 322 «Морозко» г. Красноярск.
Введение:
Важнейший признак жизни – движение. «Жизнь есть движение» - эти слова принадлежат французскому философу Вольтеру. Чтобы ребёнок мог ходить, бегать, прыгать, двигаться без ограничений, его ноги должны быть здоровы.
Человеческая стопа – природная «рессора», призванная снизить ударную нагрузку на суставы и позвоночник. Уникальное строение стопы обеспечивает удержание равновесия, служит надежным амортизатором при ходьбе и беге. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.
Плоскостопие – это уплощение свода стопы, нарушающее естественные амортизационные возможности.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, семья, педагогический коллектив.
Актуальность:
Плоскостопие является частой причиной беспокойства родителей, педагогов и медиков, особенно когда выявляются у практически здоровых детей и подростков при профилактических осмотрах. Ведущей причиной развития плоскостопия является снижение функционального состояния мышечной системы вследствие дефицита двигательной активности. Кроме того нарушения могут быть начальными проявлениями заболеваний и аномалий развития опорно-двигательного аппарата (сколиоз, юношеский кифоз). В большинстве случаев плоскостопие является функциональным и выявляется у практически здоровых детей и подростков. Вместе с тем, их длительное существование создает предпосылки для развития вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупреждение и ранняя коррекция плоскостопия создает условия для гармоничного развития детей и профилактики ряда патологических состояний у взрослых. Однако широкое распространение и рост патологии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков свидетельствуют о недостаточной эффективности традиционных методов профилактики и коррекции.
Проблема:
Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.
Недостаток знаний у детей о здоровом образе жизни, невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Ведущая педагогическая идея:
Реализация системы педагогической работы по приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приёмы.
Цели:
- выявить уровень заболеваний плоскостопия у детей
- осуществлять профилактическую и индивидуальную коррекционную работу.
Задачи:
- выявление детей, имеющих плоскостопие.
- установление причин и признаков плоскостопия.
- разработка и опробование комплекса упражнений.
- массаж на профилактику и лечения плоскостопия.
- составление рекомендаций по профилактике и лечению плоскостопия.
Сроки реализации: 2018-2019 учебный год, сентябрь – май.
Технологичность.
Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.
Направленность проекта: коррекционно-оздоровительная.
Вид: здоровье сберегающая педагогическая технология.
Образовательная область: «Физическая» (здоровье сберегающие технологии).
Области интеграции: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая».
Механизм реализации проекта.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап.
2.Основной этап.
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Работа с педагогами.
3.Заключительный.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1.Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, подбор материала.
2. Создание предметно-развивающей среды:
-изготовление массажных дорожек;
-составление карточек по дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики плоскостопия.
-подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.
-подбор рекомендаций для родителей;
-создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.
3.Диагностическое обследование:
- анкетирование родителей об актуальности мероприятия.
- диагностика детей «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
- анкетирование «Организация ЗОЖ с детьми в группе» (педагоги).
- вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей.
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Организация каждодневных групповых традиций:
- Музыкальные минутки.
- Релаксационные паузы.
- Оздоровительные минутки «включающие дыхательную гимнастику, упражнения на осанку, плоскостопия, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
Основные моменты работы над проектом.
Работа с детьми:
- комплексы упражнений на профилактику плоскостопия.
- комплексы упражнений на коррекцию осанки.
- дыхательная гимнастика.
-снятие умственной усталости (релаксация, физкультминутки ,массаж ).
-ходьба по массажным дорожкам.
-оптимальный двигательный режим.
Организация спортивных праздников и развлечений.
Работа с родителями.
1.Родительские собрания.
2.Консультации.
- Физкультурное оборудование своими руками.
- Закаливание в детском саду.
- Роль семьи в физическом воспитании ребёнка.
- Формирование правильной осанки ребёнка.
- Профилактика плоскостопия, Лечебная гимнастика при плоскостопии, методика лечебной гимнастики, специальные упражнения для профилактики плоскостопия.
4.Совместная деятельность педагогов и родителей.
КОНКУРС «Нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия»
Совместная деятельность детей и родителей.
Организация семейных праздников «Папа, мама, я –спортивная семья».
Работа с педагогами.
- Консультации «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ».
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
- Игры, которые лечат.
- Комплекс оздоровительных мероприятий на плоскостопие.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1.Диагностические обследования по темам проекта:
- Диагностика детей «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия».
- Анкетирование родителей «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребёнка».
- Анкетирование педагогов «Здоровье сберегающие технологии в жизни ДОУ»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Для детей и родителей.
- Повышение родительской компетентности по вопросам здоровье сбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.
- Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.
- Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.
- Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
- Сформированные навыки здорового образа жизни, правильное физическое развитие детского организма, создание системы здоровье сберегающий деятельности с учётом потребностей, ресурсов, условий ДОУ, активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
- Для педагогов.
- Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания в оздоровлении детей.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Спортивный зал.
2. Физкультурное оборудование, спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование, способствующее укреплению мышц стопы и голени.
3. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, комплексы упражнений, конспекты бесед, занятий, демонстрационный материал).
4. Подборка методической литературы «Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста».
5. Компьютер, магнитофон, мультимедийное оборудование.
Оценка результатов:
Укрепление мышц голеностопного сустава у детей, снижение высокого показателя по плоскостопию.
Создание условий для укрепления свода стопы.
Критерии и показатели эффективности проекта:
Для детей:
В итоге дети должны:
Знать: элементарные знания об опорно - двигательном аппарате, о плоскостопии, причинах ее возникновения, профилактики, основы здорового образа жизни.
Уметь: поддерживать свое здоровье.
Использовать: полученные знания, умения, навыки в своей повседневной жизни.
Для родителей:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Повышение уровня комфортности.
- Педагогическая помощь.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Риски:
- Нерегулярное посещение детьми детского сада.
Данный факт не способствуют достижению поставленной цели проекта.
Перспективы развития проекта:
Данный проект имеет педагогическую ценность и надеюсь будет интересен коллегам и использован ими в практической деятельности. Проект не несёт в себе больших финансовых затрат и не требует специальных помещений, к тому же удачно вписывается в современное зонирование пространства в группах детского сада. Предполагается реализация целей и задач проектной деятельности в совместной игровой деятельности.
Кроме того, ценность состоит в совместной деятельности воспитанников с педагогами и родителями по изготовлению нетрадиционного оборудования. Заинтересованность родителей в выздоровлении своих детей способствует активности и инициативности с их стороны.
На основе данного проекта дошкольное учреждение может организовать платную дополнительную услугу для родителей своих воспитанников или неорганизованных детей.
Реализация принципа интеграции в ходе выполнения проекта:
Познавательное развитие: Проведение бесед на тему: «Здоровая стопа» с просмотром видео и иллюстраций соответствующей тематики.
Тактильное исследование детьми своих стоп.
Речевое развитие: Чтение энциклопедии «Азбука здоровья» раздел «Наши ноги» автор К. Люцие.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование своих стоп.
Выпуск коллажа совместно с детьми: «Вредно – полезно».
Выставка забавных рисунков детей с использованием отпечатков своих ладошек и стоп.
Выпуск книжек - малышек «Что любят наши стопы».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации». Москва 2001 г.
2. И. П. Горбунов «Своды стопы: оценка, профилактика и функциональная коррекция нарушений». Пермь 1998 г.
3. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях». Санкт – Петербург, «Детство – пресс» 2006 г. М. А. Рунова
4. «Весёлая физкультура для детей и их родителей». Ярославль, «Академия развития» 2005 г.
5. Р. Деметр «Бегай, ползай, прыгай «. Москва, «Физкультура и спорт» 1972 г. «Фитнесс – танец
6. М. А. Рунова «Движение день за днём». Линка – пресс, Москва 2007 г.
Приложение 1
Конспект занятия №1
Задачи: укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности. Развивать навыки самомассажа. Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Все упражнения сопровождаются четверостишиями.
1.Ходьба в колонне по одному
Мы шагаем друг за другом, полем и зеленым лугом
Ноги выше поднимай, голову не опускай.
2.Ходьба на носках, руки на пояс
Мышки юркие идут спинки гордые несут
На носочки выше, выше, поднимайтесь мыши, мыши!
3.Ходьба на пятках, руки за головой
Слышен топот-топ-топ-топ
Это кто же там идет?
Это ежи колкие
Несут мешки с иголками.
4.Бег в разных направлениях, по сигналу воспитателя построение в шеренгу
Пришло время побежать
Надо ноги нам размять
А сейчас, как свистну я, (воспитатель свистит в свисток).
Всем в шеренгу встать пора.
5.Бег с высоким подниманием колен
Мы бежали, наши ноги не устали
Выше ноги поднимаем
На цветы не наступаем.
6.Дыхательное упражнение «Солнышко»
Солнце дети высоко, - руки вверх
Мы вдыхаем глубоко, - глубокий вдох носом
Руки вниз мы опускаем – руки вниз
И спокойно выдыхаем – медленный выдох ртом.
7.Обычная ходьба
Ать, два, левой!
Ать, два, левой!
2.Основная часть.
1.ОРУ: комплекс «Веселый зоосад» (на укрепление мышц стопы и голени, на формирование сводов стопы).
Упражнение1. «Танцующий верблюд».
И. п.-стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать). (40 секунд).
Упражнение 2. «Забавный медвежонок».
И. п.-стоя на внешних сводах стоп, руки на поясе. Ходьба на месте на внешних сводах стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево. (40 секунд).
Упражнение 3. «Смеющийся сурок».
И. п.-о. с., руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз. 1-2-полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4-вернуться в и. п. (6-8 раз).
Упражнение 4. «Тигренок потягивается».
И. п.-упор присев. 1-2-выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4-вернуться в и. п. (6-8 раз).
Упражнение 5. «Обезьянки – непоседы».
И. п.-сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно. 1-2-встать; 3-4-стойка, ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6-сесть; 7-8-вернуться в и. п., сохраняя при этом правильную осанку. (4 раза).
Упражнение 6. «Резвые зайчата».
И. п.-о. с., руки на поясе. 1-16-подскоки на носках (пятки вместе) в чередовании с ходьбой. (2 раза).
2.Игра «Передача мяча в колонне».
По указаниям воспитателя дети строятся и передают мяч вдоль колонны над головой, между ногами, вдоль колонны.
3.Комплекс упражнений «Обезьянки».
Упражнение 1. «Обезьянки собирают бананы» (сидя на скамейке, пальцами ног поднять палочку, лежащую на полу, и отбросить ее как можно дальше).
Упражнение 2. «Обезьянки на роликовых коньках» (катать бруски ногой с сильным нажимом, прокатывая их от носка к пятке).
Упражнение 3. «Обезьянки берут орешки» (захват малого мяча стопами).
Упражнение 4. «Обезьянки читают газету» (пальцами ног рвать газету на части).
Упражнение 5. «Обезьянки музыканты» (поднять пальцами ног погремушку и погреметь).
3.Заключительная часть.
Игровой самомассаж «Здравствуйте, пальчики!» (для ступней и пальцев ног).
Пальчики на ножках Как на ладошках. | Растирание правой рукой левого пальчика ноги и наоборот. |
Я их смело покручу И шагать начну. | |
Разведу вперед-назад руками | Один пальчик ноги тянуть на себя, другой – от себя. |
И сожму руками. | Сжимание ладонями пальцев ног. |
Здравствуйте, пальчики, Гномики лесные! Здравствуйте, пальчики, Игрушки заводные! | |
Самомассаж выполняется руками сначала на одной ноге, затем на другой. |
Конспект занятия №2
Задачи: формировать у детей правильную осанку. Развивать двигательные способности детей и физические качества. Воспитывать чувство уверенности в себе, инициативность, самостоятельность.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
1.Построение
Мы сегодня, как рябинки
Держим ровно, прямо спинки.
Мы лопаточки сведем
И животик подберем.
2. Ходьба в колонне по одному
Ать, два, левой!
Ать, два, левой!
3.Упражнение «Лисички» (мягкая крадущаяся ходьба на носках).
4.Упражнение «Кабанчики» (тяжелая ходьба на пятках).
5.Упражнение «Мишки» (неуклюжая ходьба на внешних сводах стопы по ребристой доске (мишки идут по лесу), по коврику с пуговицами (по камешкам).
6.Упражнение «Обезьянки» (ходьба боком по канату (переход через речку по узкому мостику).
7.Семенящий бег, переходящий в обычный бег друг за другом
Дружно, весело бежим
И ногами семеним
Остановились все друзья, снова побежали.
Очень быстро мы бежали
И немножечко устали.
8.Обычная ходьба
Разрешаю вам опять
Друг за другом пошагать.
Мы шагаем, мы шагаем
Свои ноги разминаем!
9.Дыхательное упражнение «Цветок» (представьте себе, что у вас в руках маленькое семечко-глубоко вдохните, набирая в легкие как можно больше воздуха. Вот теплый луч солнца согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток-задержите дыхание. Из ростка вырос прекрасный цветок-медленно выдохните).
2.Основная часть.
1.ОРУ (у гимнастической стенки).
Упражнение 1.
И. п. – о. с. у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками. 1-поднять руки через стороны вверх; 2-вернуться в и. п. (6 раз).
Упражнение 2.
И. п. то же. 1-поднять правую ногу, согнутую в колене; 2-вытянуть ее вперед; 3-4-вернуться в и. п. То же левой ногой. (5-6 раз).
Упражнение 3.
И. п. то же. 1-приподняться на носки, руки в стороны; 2-вернуться в и. п. (6 раз).
Упражнение 4.
И. п. то же. 1-вытянуть правую руку в сторону; 2-поднять левую ногу, не отрываясь от стены, сохранять равновесие; 3-4-то же в другую сторону. (5-6 раз).
Упражнение 5.
И. п. то же. 1-3-поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, поднять колено к груди; 4-вернуться в и. п. То же с другой ногой. (6 раз).
Упражнение 6.
И. п. то же. 1-4-мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс; 5-касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону; 6-вернуться в и. п. То же в левую сторону. (3-4 раза).
2.Игровое упражнение «Кошка» (игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство мышечной радости, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.
3.П/игра «Мыши водят хоровод». (2 раза).
3.Заключительная часть.
1.Игра малой подвижности «Прогоним петуха» (дети спокойно идут в колонне друг за другом. По сигналу воспитателя «Прогоним петуха со двора» дети останавливаются, поднимают руки вверх-в стороны-вдох, а затем, полу приседая, опускают руки вниз, хлопая несколько раз ладонями по бедрам, и произносят: «К-ш-ш» -выдох. (3-4 раза).
2.Упражнение на релаксацию «Спинка отдыхает».
Хватит спинку качать, надо лечь и отдыхать.
Я на коврике лежу, прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая.
Конспект занятия №3 (сюжетно – игровое занятие)
Тема: «Цветочная страна».
Задачи: совершенствовать у детей умение свободно выполнять упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и осанки. Развивать гибкость движений, навыки самомассажа. Воспитывать морально – волевые качества: выдержку, уверенность в себе, чувство товарищества.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я получила загадочное письмо (показывает). Оно излучает приятный запах. Чувствуете нежный аромат? Как вы думаете, что это за запах? (ответы детей).
Воспитатель: - Верно, это запах цветов. Давайте прочитаем это письмо (читает). «Я Королева цветов прошу вас о помощи. В моем царстве от сильного ветра разлетелись лепестки у самого красивого цветка. Выполняйте задания, указанные в конверте, и тогда цветок снова появится в моем саду».
Воспитатель: - Поможем ребята собрать цветок? Но вот Королева письмо прислала, только вот не написала куда нам идти. Что нам делать? А может мы сами догадаемся, если посмотрим на картинки, которые отправила нам Королева вместе с письмом.
Воспитатель: - Я буду показывать картинку, а вы изобразите, что на ней нарисовано.
1.Упражнение «Жираф» (ходьба на носках, руки вытянуты вверх).
2.Упражнение «Медведь» (ходьба, носки смотрят друг на друга, руки за спиной).
3.Упражнение «Цапля» (ходьба с высоким подниманием колена).
4.Упражнение «Гуси» (ходьба на корточках, руки на коленях).
5.Упражнение «Заяц» (прыжки с продвижением вперед).
6.Упражнение «Ручеек» (бег).
7. «Быстрый ручеек» (быстрый бег).
8. Дыхательное упражнение «Сердитый ежик»(и. п.-стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться, как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя звук рассерженного ежа: «ф-ф-ф»).
Воспитатель:- А вот и волшебные лепестки. Что изображено на первом лепестке? (ответы детей).
Воспитатель: - Верно, круг. Что мы с вами каждое утро в д/саду делаем сидя в кругу? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, массаж.
Так давайте все садимся и удобно разместимся.
За массаж вы принимайтесь, попрошу вас, постарайтесь.
(Дети выполняют массаж друг другу по спине):
1.Упражнение «Гуси» (пощипывание двумя пальцами).
2.Упражнение «Дождь» (постукивание указательными пальцами).
3.Упражнение «Гром» (постукивание кулачками).
4.Упражнение «Ручеек» (провести указательным пальцем сверху вниз).
5.Упражнение «Солнышко» (провести внутренней стороной ладони).
(После выполнения задания лепестки прикрепляются на мольберт).
2.Основная часть.
Воспитатель: - Ребята посмотрите, что изображено на следующем лепестке? (ответы детей).
Воспитатель: - Верно, мальчик с мячом.
Волшебству цветка не удивляйтесь
Смело к выполнению задания подключайтесь
Для разминки хороши эти чудные мячи!
1.ОРУ со средним мячом.
Воспитатель: - Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Интересно, какое новое испытание приготовила нам Королева цветов? Заглянем в наш конверт (читает задание).
2.Эстафета «Посади цветок» (дети делятся на две команды. Каждый ребенок по очереди, преодолевая определенные препятствия (дорожки с пуговицами-камни, массажный коврик-колючая трава, ребристая доска-ходьба по мостику и т. д.), «сажает» цветок (приклеивает с помощью двухстороннего скотча к полянке из картона зеленого цвета).
Воспитатель: - Молодцы, хорошо поиграли! А самое главное, помогли Королеве Цветочного царства посадить цветы.
3.Дыхательное упражнение «Запахло розами» (представьте себе, что у вас в руках огромный букет роз. Начинайте медленно вдыхать аромат. Затаите дыхание. На выдохе приоткройте рот, произнося звук «а». Улыбнитесь.)
3.Заключительная часть.
1.П/игра с большим мячом «Мой веселый звонкий мяч» (приклеивается последний лепесток, дети любуются полученным результатом).
2.Релаксация на фоне тихой музыки.
Воспитатель: - Ребята, откройте глазки. Королева Цветочной страны подарила вам полянки, которые вы украшали.
Рефлексия
Воспитатель: - Вам понравилось в Цветочной стране? А что вам больше всего запомнилось? Что было трудным для вас? (ответы детей).
Воспитатель: - Мы обязательно еще совершим путешествие в Цветочное царство, а пока я желаю вам удачи! Доброго всем здоровья!
Конспект занятия №4 (сюжетно – игровое).
Тема: «Путешествие Красной Шапочки».
Задачи: продолжать укреплять мышечную систему, мышцы стопы и голени с целью профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Совершенствовать умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях. Развивать быстроту, ловкость, общую выносливость. Формировать эмоционально – положительное отношение друг к другу, чувство коллективизма, умение работать в команде.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. А здороваться сегодня мы будем необычно. В этом нам будут помогать наши части тела. Какие части тела вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: - Поздороваемся головой: «Здра-вствуй-те!» (кивки головой).
Поздороваемся плечиками: «Здра-вству-те!» (круговые движения плечами).
А теперь ножками: «Здра-вству-те!» (шагаем ногами).
Воспитатель: - Молодцы! Теперь посмотрите на экран, кого вы видите? (ответы детей). (Воспитатель показывает на мулитемедиаэкране изображение Красной Шапочки). (слайд №1).
Воспитатель: - Верно, ребята, мама попросила Красную Шапочку отнести пирожки бабушке, но она заблудилась и не знает куда ей идти и где дом бабушки. Хотите ей помочь? (ответы детей).
Воспитатель: - А если мы не знаем куда идти, что нам может помочь указать путь? (ответы детей).
Воспитатель: - Посмотрите, какая карта есть у нас. Мы должны преодолеть много испытаний, чтобы помочь Красной Шапочке. Вы готовы отправиться в путь? Тогда отправляемся.
Воспитатель: - Давайте посмотрим на карту, сначала мы пойдем вот сюда (воспитатель показывает на карту), эта дорога приведет нас в лес, но идти мы должны выполняя упражнения вместе со мной. Испытание первое.
Воспитатель: - Друг за другом становись.
1.Обычная ходьба.
Мы шагаем, мы шагаем, свои ноги разминаем
Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом.
2.Ходьба по массажным дорожкам.
Вот массажные дорожки
Для различных мышц стопы
Ты по ним потопчись, пробежись
Оживут, разомнутся ножки.
3.Ходьба на носочках.
Мостик в стороны качался, а под ним ручей смеялся
На носочках мы пойдем, на тот берег попадем.
4.Ходьба с выполнением задания.
Дальше, глубже в лес зашли
Налетели комары
Руки вверх-хлопок над головой
Руки вниз-хлопок другой
Комаров всех перебьем
И к болоту попадем.
5.Прыжки из обруча в обруч.
Перейдем преграду вмиг
И по кочкам прыг-прыг-прыг.
6.Ходьба вразвалочку, руки за голову «Медведь».
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
7.Бег врассыпную.
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают
1.2,3,4-закружились, полетели.
8.Ходьба в колонне по-одному и восстановление дыхания.
Руки выше поднимаем, голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко, видишь, как идти легко!
На месте 1-2.
2.Основная часть.
Воспитатель: - Вот мы и пришли в лес (изображение леса на мультимедиаэкране) (слайд №2). Артем, покажи, где на карте находится лес. Возьми Красную Шапочку и помести ее в лес. Давайте посмотрим на стрелочку, она показывает, куда нам идти дальше. Вот сюда, в горы. На пути второе испытание.
1.ОРУ (без предметов) на укрепление мышечного корсета.
Воспитатель: - Молодцы, справились с испытанием. Смотрите горы (слайд №3). Полина, переставь Красную Шапочку в горы.
Воспитатель: - Карта нам показывает, что надо идти дальше, куда мы придем? (ответы детей).
Воспитатель: - Верно, к реке. Ждет нас третье испытание.
2.Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия «Коврик».
Упражнение1. И. п.-упор сидя сзади. Захватить бусинку пальцами правой ноги и положить ее в колечко на коврике.
Упражнение2. И. п.-то же. Захватить бусинку пальцами правой ноги и достать ее из колечка.
Упражнение3,4. Повторить упражнения 1,2 левой ногой.
3.Игра малой подвижности для развития правильной осанки и развития ловкости «Это что за маскарад…»
Это что за маскарад, и зверей, и птиц парад,?
Ничего не разберешь: где тут белка? Где тут еж?
Приготовься, посмотри, волшебная фигура, на месте замри!
Воспитатель: - Мы пришли к реке (изображение реки на мультимедиаэкране) (слайд №4). Илья, передвинь Красную Шапочку.
Воспитатель: - Смотрите. Ребята, у реки у нас мячи. Ждет нас новое испытание, проявляйте ловкость и внимание.
4.П/игра-соревнование «Кто быстрее добежит до флажка?»
5.Дыхательное упражнение «Ароматы природы»
Если медленно вдыхаешь-ароматы ощущаешь (вдох через нос)
Чудо-нос природу слышит, кожа, кожа наша дышит (медленный выдох через рот).
Воспитатель: - Что показывает карта, куда двигаться дальше? (ответы детей). Верно, она нас приведет к дому бабушки. Лена, переставь Красную Шапочку к домику бабушки.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: - Молодцы, со всеми испытаниями справились, Красной Шапочке помогли. Она благодарит вас за помощь. А теперь пора нам немного отдохнуть.
Упражнения на релаксацию.
Упражнение1. И. п.-о. с. Медленно поднять руки, плавно вращая кистями рук, бросить их вниз.
Упражнение2. И. п. то же. Плавные повороты из стороны в сторону с расслабляющими руками.
Упражнение3. И. п.-лежа на спине на полу. Встряхивание рук.
Упражнение4. И. п. то же. 1-сделать глубокий вдох; 2-4-выдох.
Комплекс занятия №5
Тема: «Рисование ногами»
Вы когда-нибудь рисовали ногами? Особое ощущение творчества при этом трудно передать словами. Такое рисование благоприятно влияет на психику ребенка, успокаивает, расслабляет и вместе с тем лечит. Рисование ногами можно отнести к упражнениям для профилактики плоскостопия. Подготовьте краску, воду, лист бумаги. Посадите ребенка поудобнее на пол или на детский стул – и за дело! Большой пальчик ноги окунаем в необходимую по цвету краску и рисуем… Пусть ребенок рисует всё, что ему захочется. После окончания рисования вымойте ребенку ноги, вытрите полотенцем. Вот вам и массаж, который так приятен и полезен для малыша.
Вы убедились, что рисовать можно не только руками? Тогда возьмите фломастер, поставьте его между пальцами ног малыша, и пусть ребенок рисует таким необычным способом. Вместо фломастеров можно взять цветные карандаши. Одно условие: рисовать только ногами, руками не помогать.
Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите и расскажите, как это надо делать.
«Часы»
Стрелки в часиках живут
И по кругу все идут.
(Дети должны ходить приставным шагом по лежачему на полу обручу).
Сосчитают все минутки,
Дважды круг пройдут за сутки.
«Шли бараны по дороге»
Шли бараны по дороге,
(Ходить на носках).
Помочили в луже ноги.
(Ходить на пятках).
Раз, два, три, четыре, пять,
(Приподниматься на носки).
Стали ноги вытирать –
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
(Средней частью правой стопы (подошвы) скользить по внутренней стороне голени левой ноги от стопы к колену: ступня как бы обхватывает голень. То же левой ногой. Упражнение выполняется 6 – 8 раз).
«Два гуся»
(Исходное положение – сидя на стуле).
Жили у бабуси
Два веселых гуся –
(Поджимать и выпрямлять пальцы ног).
Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.
(Приподнимать от пола сначала носки, потом пятки).
Вытянули шеи,
У кого длиннее.
(Приподнимать и одновременно разводить пятки в стороны).
Один серый,
Другой белый,
У кого длиннее.
(Приподнимать и одновременно разводить пятки в стороны).
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
(Вращать стопы в разные стороны с небольшим усилием на большое палец).
Один серый,
Другой белый,
Спрятались в канавке.
(Поджимать пальцы, удерживая ноги на внешнем крае стопы.
Вот кричит бабуся:
(Разводить врозь сначала носки, затем пятки).
– Ой, пропали гуси –
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
(Поджимать и выпрямлять пальцы ног, продвигая по очереди стопы вперед, не отрывая их от пола).
Один серый,
Другой белый,
Кланялись бабусе.
(Приподнимать от пола носки).
«Ножки»
(Исходное положение – стоя, держась руками за спинку стула).
Наши ножки с утра
Делают зарядку.
Вот так встанут на носочки,
А потом на пятки.
(Подниматься на носки с переносом тяжести тела на пятки).
На носочках постоим,
Вместе вдаль все поглядим.
(Приподниматься на носки с одновременным разведением пяток).
Опускаемся на пятки,
Танцевать начнем вприсядку.
(Приседать на полной стопе).
Снова на носках стоим,
Вправо – влево поглядим.
(Приподниматься на носки).
Опускаемся на пятки,
Мы закончили зарядку.
(Опускаемся на всю стопу).
«Самомассаж»
Наши маленькие ножки
Все шагали по дорожке.
(Ходить на месте возле стула).
Через мостик перешли,
(Ходить на пятках на месте).
По тропиночке прошли.
(Ходить на носках вокруг стула).
Но устали наши ножки,
Отдохнуть хотят немножко.
Ногу на ногу кладем,
И стопу свою берем.
(Сидя на стуле, удобно положить левую стопу на ногу. Пододвинуть стопу ближе к себе).
Чтобы ножки нам размять,
Мы их будем растирать.
(Массировать подошву от пальцев к пятке).
Так, от пальчиков до пятки,
Массируем, ребятки,
Вот теперь, наоборот,
Трем от пяточки вперед.
(Массируем подошву от пятки к пальцам).
А сейчас на каждый пальчик
Мы наденем свой кафтанчик.
(Разминать каждый пальчик).
Ножку левую размяли
И нисколько не устали.
Ножку правую берем,
На коленочку кладем,
И теперь для этой ножки
Снова мы массаж начнем.
(Повторить все действия для правой стопы).
Игра – соревнование «Каракатица»
Исходное положение – сидя на ягодицах, ноги, согнутые в коленях, выдвинуты вперед, руки в упоре сзади. По сигналу воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, двигается до ориентира и обратно, стараясь не прекращать перекатывать стопами массажный мячик или гимнастическую палку.
Конспект занятия №6
Тема: «Оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии»
Задача этих игр – укрепление мышц пальцев стопы и голени сустава.
«Быстрый мяч»
Инвентарь: резиновые мячи диаметром 16 см.
Содержание игры. Участники игры делятся на команды. Все выстраиваются в колонну за своим капитаном у стартовой черты. Первый участник принимает позу – сидя на ягодицах, руки в упоре сзади, мяч в согнутых в коленях ногах. По сигналу необходимо проползти данную дистанцию, помогая руками и при этом перекатывая мяч стопами ног. Выполнив движения до ориентира, обратно участник бежит бегом с мячом в раках. Передает мяч следующему участнику, который уже сидит на полу и ждет мяча. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.
«Передай мяч»
Инвентарь: резиновые мячи (по количеству участников), детские стулья (по количеству игроков).
Содержание игры. Участники игры делятся на команды. Выстраиваются в колонну и садятся каждый на свой стул. Расстояние между игроками 50 – 60 см. капитан команды располагается около своей команды лицом к первому участнику, на расстоянии 1 м.
У каждого капитана мяч. По сигналу капитаны толкают ногой мяч первому игроку своей команды. Участник ловит его ногами и старается перекатить его второму участнику своей команды. Участник ловит его ногами и старается перекатить второму участнику своей команды, второй – третьему и т. д. (вставать со стульев игроки не могут). Капитан перебегает в конец своей команды и ловит мяч от последнего участника. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.
«Пишем ногами»
Инвентарь: фломастеры и листы бумаги.
Содержание игры. Участники игры делятся на команды. Все выстраиваются в колонну у стартовой линии. На финишной линии у каждой команды положен лист бумаги и фломастеры. Заранее обговаривается, какое слово пишут команды. По сигналу первый участник бежит до финишной линии, берет карандаш, кладет его между пальцев ног и старается написать первую букву задуманного слова; возвращается к своей команде. Задание выполняет следующий участник; ему предстоит написать вторую букву слова и т. д. задание выполняют все участники друг за другом, пока слово не будет написано полностью.
«Переложи шишки»
Инвентарь: сосновые или еловые шишки, обручи (по количеству играющих +1).
Содержание игры. В игру могут играть 3 – 4 человека. В центре комнаты на полу лежит обруч, в котором располагается некоторое количество шишек. В 2 м от обруча в разных сторонах стоят играющие. По команде участники бегут к обручу и стараются захватить стопой по одной шишке из обруча и отнести в свой обруч. Вновь возвращаются к обручу с шишками.
Через три минуты вновь звучит сигнал – игра окончена. Подсчитываются шишки в каждом обруче. Выигрывает игрок, в обруче которого оказалось больше шишек.
Правила игры. Если игрок в движении теряет шишку, он останавливается, подбирает её и продолжает движение.
«Чья команда быстрее»
Инвентарь: обручи по количеству команд.
Содержание игры. Дети делятся на 3 – 4 команды по 4 – 5 человек. Около каждой команды на полу лежит обруч. Каждая команда детей стоит серединой стопы на своем обруче, лицом в центр. Под музыку дети идут по кругу приставным шагом – медленно, стараясь носками и пятками не касаться пола. С окончанием музыки дается задание: запрыгнуть в обруч и присесть. Выигрывает команда, участники которой первыми выполнили задание.
Правила игры. Задания могут быть разными: встать в обруч и взяться за руки, запрыгнуть в обруч и принять позу цапли и т. д.
«Переложи предметы»
Инвентарь: обручи (по количеству играющих +1), мелкие предметы: сосновые или еловые шишки, желуди, карандаши, деревянные палочки, пуговицы.
Содержание игры. В центре комнаты на полу положен обруч, в нем – мелкие предметы. Дети располагаются рядом с обручами. Около каждого из них тоже лежит обруч. По команде «Переложите предметы» дети выполняют задание: каждый старается захватить пальцами ног предмет из общего обруча и переложить его в свой.
Правила игры:
1-й вариант – ребенок может брать любые предметы из обруча;
2-й вариант – один ребенок перекладывает только шишки, другой пуговицы, третий – палочки и т. д.
Можно отвести для игры определенное время. Можно проводить игру до тех пор, пока все предметы е будут разобраны игроками.
«Ловкие ножки»
Инвентарь: пуговицы (8 – 10 шт.), половинки капсул от «киндер-сюрприза» (8 – 10 шт.).
Содержание игры. Играть может любое количество детей. Около каждого ребенка на полу разложены пуговицы и половинки капсул от «киндер-сюрпризов». По команде каждый игрок старается пальцами ног захватить капсулу и накрыть ею одну из «своих» пуговиц. Затем старается произвести эти же действия со второй капсулой. Побеждает тот ребенок, который первым накрыл все «свои» пуговицы.
Конспект занятия №7
Тема: «Загадки»
Дети рисуют отгадки ногами
1. «Месяц».
За домом у дорожки
Висит пол-лепешки.
Исходное положение – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
2. «Солнце».
В дверь, в окно стучать не будет,
А зайдет и всех разбудит.
Исходное положение – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать круг, отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя одновременно.
3. «Туча».
По небу ходила, солнышко закрыла.
Только солнце спряталось – и она расплакалась.
Исходное положение – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать очертание тучи правой, левой стопой и двумя одновременно.
4. «Молния».
Летит огненная стрела, никто её не поймает:
Ни царь, ни царица, ни простая девица.
Исходное положение – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопами и двумя одновременно.
5. «Дождь».
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Исходное положение – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно, оставляя пятки плотно прижатыми к полу. Тоже, только постукиваем пятками, а носки прижаты к полу.
6. «Радуга».
Крашенное коромысло
Над рекой повисло.
Исходное положение – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой и левой стопой, двумя стопами одновременно.
Конспект занятия №8
Тема: «Зверята в цирке»
Комплекс без использования предметов
Стоя у зеркала, проверить осанку, плечи выровнять, голову поднять, живот подтянуть.
Ходьба на носках, пятках, наружном крае стопы, ходьба по наклонной поверхности.
Звери приветствуют гостей
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены.
1 – оторвать пятки от пола;
2 – вернуться в исходное положение;
3 – оторвать носки от пола;
4 – вернуться в исходное положение.
Темп умеренный. Носки (пятки) поднимать как можно выше от пола.
Танцующий слоненок
Исходное положение – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки в «замок» за спиной.
Ходьба на месте с поочередным поднимание пятки.
Носки от пола не отрывать, спину держать прямо.
Забавный медвежонок
Исходное положение – стоя ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.
1 – встать на наружные края стоп, руки на пояс;
2 – 7 – кружение на месте вправо;
8 – вернуться в исходное положение.
То же самое влево.
Великолепный волчонок
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки перед грудью, кисти направлены пальцами вниз, пальцы вместе.
1 – 2 – полуприсед на носках;
3 – 4 – вернуться в исходное положение.
Пятки поднимать от пола выше.
Тигренок готовится к выступлению
Исходное положение – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
1 – 2 – выпрямить ноги, выпрямить спину, голову опустить;
3 – 4 – вернуться в исходное положение.
Пятки поднимать от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать.
Задорные обезьянки
Исходное положение – сидя по-турецки, руки произвольно.
1 – встать;
2 – 7 – удерживать стойку: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп;
8 – вернуться в исходное положение.
Спину держать прямо.
Красивая цапля
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены.
1 – поднять правую ногу;
2 – согнуть её в колене, прислонить к левой ноге;
3 – выпрямить правую ногу;
4 – вернуться в исходное положение.
То же левой ногой.
Веселые зайчата
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
1 – 16 – подскоки на носках.
Прыгать легко и высоко.
Зверята устали
Сидя на полу, поглаживание, постукивание, растирание ступней ног.
Конспект занятия №9
Тема: «Веселые упражнения»
Взрослый загадывает детям загадки. Каждую отгадку они должны нарисовать правой, затем левой ногой или двумя ногами вместе.
«Ясный месяц»
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
Исходное положение – сидя на полу, ноги врозь, руки в упор сзади.
«Нарисовать» в воздухе полукруг правой ногой и вернуться обратно, затем – левой и двумя ногами вместе.
Ноги в коленях не сгибать, пальцы ног вытянуть.
«Ласковое солнце»
Жаркий шар на небе светит.
Этот шар любой заметит.
Утром светит к нам в оконце,
Радостно сияя… (солнце).
Исходное положение – сидя на полу, ноги врозь, руки в упор сзади.
«Нарисовать» на полу пальцами ног круг и отходящие от него лучи правой ногой, затем левой.
Круг можно «нарисовать» правой ногой, лучи левой.
«Большая туча»
По небу ходила, солнышко закрыла.
Только солнце спряталось – и она расплакалась.
Исходное положение – сидя, ноги вытянуты.
Сжимать пальцы ног в «кулак», затем с силой разжать.
Сжимать сильно к подошве.
«Сильный дождь»
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
Исходное положение – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади.
Постукивать носком левой ноги по полу. То же самое носком правой ноги.
Выполнять с напряжением.
«Мелкий град»
Падает горошком,
Скачет по дорожкам.
Исходное положение – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади.
Постукивать по полу пяткой левой ноги, внутренней, затем внешней стороной стопы. То же правой ногой.
Пальцы ног вытянуть.
«Разноцветная радуга»
Крашенное коромысло
Над рекой повисло.
Исходное положение – лежа на спине, руки в стороны.
Поднять ноги вверх и «нарисовать» в воздухе радугу правой, затем левой ногой.
Пальцы ног вытянуть.
«Страшная молния»
Летит огненная стрела,
Никто её не поймает,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища.
Хаотичные движения руками и ногами в воздухе.
«Ласковый ветерок»
Бежал по тропинке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
Исходное положение – сидя, ноги вытянуты, положение рук произвольное.
Большим пальцем одной ноги провести по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену.
Упражнение проводится сначала ногой, затем другой.
Все упражнения выполнять по 5 – 6 раз каждой ногой.
Ходьба по коврикам с шипами, обычная ходьба.
Приложение 2
Консультации для родителей
Здоровые дети в здоровой семье |
Уважаемые родители! Помните!
Здоровая семья – это крепость, в которой ребенок чувствует себя
защищенным! Это гнездо, в котором ему спокойно и уютно. Семья,
родители должны удовлетворить многие жизненно-важные потребности
ребенка, должны многому научить детей. Ребенок – это пластилин, что
из него вылепишь – то и будешь иметь! Это чистая доска, что
напишешь, - то и останется на всю жизнь! В здоровой семье – здоровый ребенок! В больной семье – больной!
|
|
Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребёнка
Дорогие взрослые! Вашему ребёнку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребёнок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создаёт благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.
Режим дня должен быть достаточно гибким. В зависимости от условий (домашних, климатических, от времени года, индивидуальных особенностей ребёнка) он может меняться, но не более чем на 30 минут в ту или иную сторону.
После зарядки ребёнку необходимо принимать водные процедуры (закаляться водой). Начинать надо с самых простых процедур: умывания, обтирания, потом перейти к обливанию, к прохладному душу, а можно и к более сложным – купанию в бассейне или открытом водоёме.
Снижать температуру воды надо постепенно – с учётом возраста вашего ребёнка, состояния его здоровья, характера процедуры. Проводить процедуры следует систематически, примерно в одни и те же часы, предварительно хорошо настроив ребёнка. В качестве местных закаливающих процедур используются: умывание, обтирание по пояс, мытьё рук и обливание, игры с водой, «топтание в тазу».
Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – все больше «молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще у младших школьников, дошкольников и даже у совсем маленьких детей. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей и немалая роль в приобщении детей с раннего возраста к здоровому образу жизни ложится на плечи родителей.
Для снятия возбуждения перед сном можно посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получиться, что он умный и добрый.
Следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник в изголовье детской кроватки противопоказано).
Проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты - утреннюю гимнастику под музыку.
Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами.
В период риска заболевания ОРВИ давать, в виде добавки к супам, чеснок и зеленый лук.
Обеспечивать ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
Нужно убедительно сказать ребенку, что после физкультуры, необходимо снять спортивную майку и надеть сухую, сменную.
Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду.
Совместный активный досуг:
1. способствует укреплению семьи;
2. формирует у детей важнейшие нравственные качества;
3. развивает у детей любознательность;
4. приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
5. расширяет кругозор ребенка;
6. формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
7. сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).
Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха
Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на реке, море, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на школьников и их родителей. Родители совместно с детьми могут:
1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.
2. В весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на реке, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.
3. В летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице.
В заключение хочется предложить родителям сформулированные семейные правила, касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.
Семейный кодекс здоровья
1. Каждый день начинаем с зарядки.
2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.
3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
4. В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.
5. Лифт – враг наш.
6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
7. При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй!)
8. Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!
9. Ничего не жевать сидя у телевизора!
10. В отпуск и выходные – только вместе!
Чтоб здоровье сохранить
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Консультация для родителей о профилактике плоскостопия
Здоровая стопа - залог хорошего здоровья!
Что нужно знать родителям о профилактике плоскостопия!
Показателем, имеющим тесную связь со здоровьем и физическим развитием, являются особенности стопы. Стопа обеспечивает вертикальное положение тела и многие движения, такие как ходьба, бег, прыжки и др.
Стопа имеет сводчатое строение и является важным опорным и рессорным
аппаратом и ка бы одним из активных периферических сосудистых насосов.
Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья ребенка. Это избавит его от боли в икроножных мышцах, частого «подвертывания» стоп, болей в суставах и позвоночнике, от головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп.
В 4-5 лет еще не закончено формирование стопы, но уже можно получить косвенную информацию о ее развитии, так как даже в раннем возрасте отмечена определенная связь между состоянием стопы и избыточной массой тела, а также между состоянием стопы и наличием определенных заболеваний (рахит, избыточная масса тела, слабость ОДА у часто болеющих детей).
Кроме того, на стопе есть «представительства» всех внутренних органов, следовательно, воздействуя на стопу, мы активизируем весь организм. Существует даже такой термин «стопотерапия».
Начинать профилактику плоскостопия уже можно со второго месяца жизни ребенка. Очень полезен для развития ребенка, а также как и профилактика плоскостопия – массаж. Первый курс массажа лучше пройти у опытного специалиста, он вас научит основным правилам детского массажа, чтобы вы могли самостоятельно дома проводить профилактический массаж. Дома делайте массаж ежедневно! К специалисту можете обращаться раз в квартал. После каждого сеанса профессионально массажа, вы будете удивлены, новыми умениями и достижениями вашего ребенка.
Очень полезно, когда босые ножки малыша соприкасаются с разными поверхностями-неровностями: песок, галька, скошенная трава…
Водные закаливающие процедуры очень полезны для укрепления мышц ребенка, укрепления сосудов, а также иммунитета. Ведь крепкие здоровые мышцы будут поддерживать форму ноги в правильном положении, что будет препятствовать появлению плоскостопия. Начните с контрастных ванн для ножек, обливайте ноги попеременно прохладной водой и теплой водой.
Перед началом закаливания ознакомьтесь с общими правилами закаливания детей.
Отдельное внимание следует уделить выбору детской обуви.
Даже дома рекомендуют ходить в тапочках. Хорошо если детская обувь легкая и сделана из натуральных материалов. Проследите, чтобы обувь
хорошо фиксировала ножку ребенка, задник должен быть высоким и твердым, подошва должна быть не сильно твердая, чтобы была возможность переката стопы во время ходьбы. Если покупаете обувь на вырост, то максимум на один размер, чтобы нога не болталась. Откажитесь от подаренных кроссовок соседского малыша, даже если они почти как новые и ребенок походил в них всего один сезон. Ведь каждый ребенок стаптывает обувь индивидуально, и в разношенной обуви малышу будет неудобно. Поэтому воздержитесь от донашивания чужой обуви, лучше купить менее дорогую пару обуви, но новую.
В целях профилактики необходимо выполнять упражнения для стоп. Вот некоторые из них:
Необходимо соблюдать гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности:
1.Выработка походки без излишнего разведения стоп.
2.Ежедневное мытье ног прохладной водой. После вытирания «собрать» полотенце ногами.
3.Ходьба босиком по песку, гравию, рыхлой почве, траве.
4.Не ходить в помещении в утепленной обуви.
5.Не ходить длительное время босиком или в мягкой обуви по утоптанной поверхности.
6.На занятиях физкультурой не использовать обувь с твердой стелькой.
7.Сидя на стульчике, собирать ногами мелкие предметы или катать деревянную скалку.
Сейчас очень многое зависит от вас, уважаемые родители!
Приложите максимум усилий, чтобы не допустить появления плоскостопия у ребенка и тогда вы избежите многих проблем в будущем.
Придерживайтесь этих несложных рекомендаций,
и ножки вашего малыша будут абсолютно здоровы!
Анкета для родителей
Как определить, что ребенка плоскостопие ____________________________________________________________________________________________________________
Знаете ли вы что такое плоскостопие ____________________________________________________________________________________________________________
Какие меры вы предпринимаете для профилактики плоскостопия ____________________________________________________________________________________________________________
Занимаетесь ли Вы лечебной гимнастикой при плоскостопии________________________________________________________________________________________________
Знаете ли Вы методику лечебной гимнастики ____________________________________________________________________________________________________________
Какие специальные упражнения для профилактики плоскостопия Вы используете________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как определить есть ли у вашего ребенка проблемы с осанкой _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие упражнения вы используете для профилактики нарушений осанки_______________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 5-6 летнего возраста в ДОУ».
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах вос...
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Зак...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР (в условиях дошкольного логопункта)
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неукл...
Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Работа по формированию экономического воспитания, культуры старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...
Конспект образовательной деятельности инструктора по физической культуре по профилактике плоскостопия и нарушений осанки для детей старшего дошкольного возраста.
Особенности развития костно-мышечной системы у детей определяют ряд гигиенических требований: с одной стороны – охрана её от вредного воздействия, с другой – её развитие и укрепление. Нару...