«Патриотизм! Как много в этом слове!"
план-конспект занятия (9 класс)
Данный классный час призван воспитывать у учащихся патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию «Патриотизм! Как много в этом слове!»
Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.
Задачи:
- раскрыть лексическое значение понятия «Патриотизм»;
- исследовать ценностное проявление патриотических чувств через соприкосновение с исторической темой;
- способствовать принятию обучающимися базовых нравственных ценностей;
- развивать творческие, коммуникативные способности обучающихся;
- нравственно стимулировать развитие патриотических чувств;
- развивать детско-взрослую созидательную среду в ОУ
Формы работы: групповая, коллективная.
Методы: личностно-ориентированный, исследовательский.
Характеристика участников: обучающиеся 10 класса, классный руководитель, родители.
Время проведения: 45 минут.
Место проведения: классная комната 10 класса.
Необходимое оборудование: ноутбуки с выходом в Интернет, демонстрационная система для показа презентаций и видеоматериалов.
Оформление класса: рисунки обучающихся по теме, которые хранятся у классного руководителя с 5 класса, выставка сочинений (заранее напечатанных и оформленных на листах А3), на доске – «ключи» для погружения в тему.
На память о мероприятии участники получают календари с надписью «Я – гражданин Страны Великой!», сделанные с помощью программы «Фотошоп».
- Орг. момент
Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего события. Я рад приветствовать вас на нашем мероприятии. Мы с вами проделали большую работу, результат которой будет продемонстрирован сегодня.
Вначале я бы хотел еще раз показать отрывок из фильма «Я – русский солдат».(примечание: этим эпизодом закончилось предыдущее мероприятиеЭпизод из фильма со словами слова героя Брестской крепости, лейтенанта Николая Плужникова:«Я – русский солдат». Фильм создан по мотивам романа Бориса Васильева «В списках не значился»)
Классный руководитель: Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?
(чувство гордости за свой народ)
Классный руководитель: Как вы думаете, почему герой не назвал своего имени?
(потому что он настоящий солдат, патриот)
Классный руководитель: Какое ключевое слово присутствует в ваших ответах?
(патриот, патриотизм)
Классный руководитель: Как вы думаете, актуальным ли будет наш сегодняшний разговор о патриотизме?
(ответы участников)
Классный руководитель: Конечно, не только потому, что в этом году мы отмечаем 70-летие Великой Победы данная тема актуальна, но и потому что в нашем обществе не все правильно понимают значение этого важного для каждого гражданина страны слова. А как вы понимаете, что такое патриотизм? Попробуйте дать определение.
(ответы учащихся оформляются на доске)
Классный руководитель: Патриотизм – ёмкое понятие. Многогранное и жизнеутверждающее. Я предлагаю вам исследовать значение этого слова. Предложите этапы исследования.
(выяснить по словарю значение слова, привести примеры проявления патриотизма)
- Работа со значением слова «Патриотизм»
(1 группа находит значение слова по ссылке на образовательный портал в Интернете)
Выступление 1 группы: значение слова Патриотизм по Т.В. Ефремовой:
Патриотизм - 1. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Классный руководитель: Определите ключевые составляющие понятия. Они станут нашими путеводными символами в мире патриотизма.
1 ключ – любовь к Отечеству.
Открыть первую дверью, которая ведет в мир патриотизма, поможет это ключевое понятие.
Звучит песня: «С чего начинается Родина»
Классный руководитель: Какие чувства вызывают у вас строчки из песни?
(ответы учащихся, родителей)
Классный руководитель: Дома 1 группа учащихся с родителями писали творческие работы о Родине. Перед мероприятием я познакомилась с вашими сочинениями. Кто-то из вас обращался со словами любви к России. Кто-то выбрал малую родину и рассказывал, как прекрасен наш город. Давайте послушаем ваши признания.
(звучат отрывки из сочинений)
Классный руководитель: Да, конечно, наша Родина прекрасна! Но как вы думаете, как человек может выразить свою любовь к Отечеству?
(поступками, делами)
Классный руководитель: Какие поступки может совершать человек во имя Родины?
(ответы участников)
Классный руководитель: А если это ребенок или подросток?
(ответы участников)
Классный руководитель: 2 группа учащихся дома готовила задание. Они исследовали информацию о пионерах-героях. Как вы думаете, почему именно это задание получила 2 группа?
(Потому что в этом году страна отмечает 70-летие со дня Великой победы. Пионеры-герои своими поступками доказали, что не только взрослые могут защищать Родину, но и дети.)
Давайте послушаем выступления ребят о пионерах-героях, которые смогли своей любовью к Родине внести вклад в дело Победы.
(выступление группы №2 о пионерах-героях)
Классный руководитель: Какое чувство проявили пионеры-герои помимо любви к родине?
(преданность своему народу)
Классный руководитель: И мы открываем 2 дверь в мир патриотизма – преданность своему народу.
Классный руководитель: Пионеры-герои были вашего возраста или чуть помладше. Как вы думаете, вы смогли бы так же отважно и преданно доказывать любовь Родине?
(рефлексивные ответы учащихся)
Классный руководитель: Если мы обратимся еще раз к лексическому значению слова «Патриотизм», то следующей составляющей является ответственность перед народом.Это наш 3 ключ.Как вы понимаете, что такое ответственность перед народом?
(ответы участников)
Классный руководитель: Я предлагаю скорректировать ваши высказывания с помощью ресурсов Интернета. На рабочих столах ваших ноутбуков есть ссылки на образовательные сайты. Найдите определение слова «Ответственность».
Работа в группах. Учащимся и родителям необходимо дать определение слова и привести примеры проявления ответственности.
(Ответственность – это субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия).
Классный руководитель: 3 группа дома готовила выступление об ответственности. Давайте посмотрим, какое значение этого слова они нам хотят продемонстрировать.
(выступление 3 группы об ответственности военачальников за судьбы подчиненных в годы Великой Отечественной войны)
Классный руководитель: Конечно, для патриота важно осознавать свою ответственность перед страной. А вы можете сказать, что достигли такого уровня, когда вашими поступками движет ответственность?
(рефлексивные ответы участников)
Классный руководитель:4 ключом является готовность к подвигу во имя Родины. Как вы думаете, что это такое?
(ответы участников)
Классный руководитель: Можете ли вы привести примеры такой готовности?
(примеры подвига во время Великой Отечественной войны, примеры мужественного поведения людей в современной жизни)
Классный руководитель: 4 группа дома самостоятельно готовила информацию о подвигах во время Великой Отечественной. Давайте посмотрим, что современные подростки считают подвигом?
(выступление о подвиге А. Матросова)
Классный руководитель: Во имя чего был совершен подвиг?
(во имя жизни, во имя Победы)
Классный руководитель: А вы смогли бы пожертвовать своим здоровьем ради Родины?
(рефлексивные ответы)
Классный руководитель: Это был последний, 4 ключ к нашей двери. Можно ли сказать, что мы с вами, открывшие эту дверь, истинные патриоты?
(рефлексивные ответы участников)
- Практическая коллективная работа
Классный руководитель: Как вы думаете, а как стать настоящим патриотом?
(воспитывать это качество с детства)
Классный руководитель: А кто должен воспитывать это качество?
(родители, школа)
Классный руководитель:Предложите свои советы по воспитанию патриотизма в семье, этим будет заниматься группа 1,3; и в школе. Это задание я предлагаю выполнить группам 2,4.
Примерные советы, рекомендации:
Семейное воспитание: если родители проявляют любовь и уважение к своей стране и прививают эти чувства детям, то они воспитывают детей патриотами. Родители могут прививать любовь к родине через путешествия по своей стране, т.к. это лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.
Школьное воспитание: на уроках необходимо воспитывать интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек может стать патриотом.Информированность, которая является основным звеном воспитания патриотизма, создает базу для развития и проявления любви к Родине. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны.
Классный руководитель: А какие преимущества у патриотов по сравнению с не патриотами? Обсудите это в группах.
Возможные ответы участников:
- Патриоты ощущают тесную связь с народом, своей страной, что создает основу для личностного счастья в том числе. Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
- Патриотизм даёт радость от осознания достоинств и успехов своей страны.
- Патриотизм даёт ответственность за семью, народ и Родину.
- Патриотизм даёт уверенность за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
- Патриотизм даёт свободу действовать во благо своей стране.
- Патриотизм даёт уважение к истории, традициям и культуре страны.
Классный руководитель: Так важен ли патриотизм в современной жизни?
(конечно, ведь быть патриотом – значит быть человеком!)
Классный руководитель: Давайте вернемся к нашим записям в начале мероприятия. Вы давали определение патриотизма, основываясь на свеем понимании этого слова. Изменились ли ваши представления о патриотизме?
(рефлексивные ответы)
- Метафорическая игра
Классный руководитель: И в конце нашего интерактивного классного часа хотелось бы вернуться к нашей традиции – метафорической игре. Определите сами, какое произведение вы возьмете для выражения своего отношения к теме патриотизма.
(метафорическая игра, суть которой заключается в рефлексии по теме мероприятия)
Классный руководитель: Каждый из нас способен любить и ценить дом, в котором живет, место, в котором учится, город, в котором родился и растет, страну, которой хочется гордиться! А нашей Россией действительно нужно гордиться! Любить ее, быть преданным ее интересам, готовым к подвигам во имя Родины. И очень хочется, чтобы те красивые и правильные слова, которые вы сегодня произносили, не остались только словами! Чтобы и вами могли гордиться ваши родители, учителя, горожане. Чтобы с гордостью можно было сказать: «Да, это наш патриот!» Как вы думаете, эта тема может вызвать интерес у ваших сверстников? У школьников?
(конечно)
Классный руководитель: Можете ли вы поделиться сегодняшними открытиями с жителями нашей школьной страны?
(мы можем провести классные часы по темам выступления своих групп)
Классный руководитель: Я очень рада, что сегодняшнее событие отозвалось в ваших сердцах. Расскажите об этом вашим родным, знакомым. Пусть будет больше патриотов в нашей стране! И в качестве подарка позвольте вручить всем присутствующим вот такие календари. Думаю, что надпись «Я – гражданин Страны Великой!» станет путеводной звездой в жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семья, как много в этом слове"
Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....
Программа по медиабезопасности "Интернет, как много в этом слове!"
Программа по медиабезопасности...
классный час "Семья! Как много в этом слове..."
Разработка мероприятия по теме "Семья и семейные ценности" представляет собой конспект, состоящий из стихов, конкурсов, пословиц, различных заданий....
Семья...как много в этом слове
Классный час 1 сентября День семьи...
Классный час "Семья, как много в этом слове..."
Классный час "Семья, как много в этом слове"...
Классный час "Семья, как много в этом слове..."
Классный час "Семья, как много в этом слове"...
«Патриотизм! Как много в этом слове!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию...