Спортивный праздник в жизни младшего школьника.
статья по физкультуре

Ляховская Ирина Владимировна

В статье рассматривается значение спортивного праздника в жизни младшего школьника и уделяется большое внимание педагогической ценности праздника для физического развития и воспитания детей. Статья содержит методические советы для успешной подготовки и проведения спортивного праздника. Она также включает сценарий спортивного праздника для первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_v_zhizni_mladshego_shkolnika.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивный праздник в жизни младшего школьника

Биологическая потребность ребёнка – повышенная двигательная активность, она совершенно необходима для нормального роста и развития. Поэтому ребёнку жизненно необходимо много и разнообразно двигаться. Но с приходом ребёнка в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности, зато нагрузка, связанная с сохранением рабочей позы, резко увеличивается. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни должен быть сидячим. Именно в связи с этой нагрузкой, устают дети. Такой образ жизни может привести к отклонениям в физическом развитии. Поэтому одной из форм физкультурно-массовых  и спортивных мероприятий в общеобразовательной школе являются спортивные праздники.

Эти мероприятия очень нравятся младшим школьникам. Они помогают решать  социально-педагогические задачи, способствуют созданию коллектива и развитию двигательных способностей. Кроме того они отличаются большой эмоциональностью, формируют и повышают уровень нравственных качеств. Не случайно спортивные праздники – неотъемлемая часть педагогической работы с учащимися в школе.

         Праздник для младшего школьника – это игра и целое событие. Он формирует психику ребёнка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции. Положительные эмоции нужны каждому. Неслучайно педагоги, врачи отождествляют хорошее настроение, радость и веселье с физическим здоровьем ребёнка. Спортивные праздники позволяют разнообразить жизнь, наполнить её радостью и весельем. Праздники дарят хорошее настроение. Благодаря праздникам младшие школьники могут расслабиться, снять напряжение и отойти от учебных проблем. Считается, что ребёнок, с раннего возраста погружаясь в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям. И именно поэтому детям необходимы праздники и развлечения.

         Для того чтобы детям доставить удовольствие совсем необязательно ждать наступления какого либо праздника, его можно провести на любую спортивную тематику. Под спортивными праздниками обычно понимают проведение разнообразных спортивных конкурсов, подвижных игр, эстафет.  Они проводятся в зрелищной игровой форме, что особенно нравится детям. Можно придумать массу увлекательных заданий и конкурсов, которые будут нести как спортивную нагрузку, так и массу удовольствий, создавая бодрое, весёлое настроение. Если нет возможности использования спортивного оборудования, можно обойтись и без него. Устройте традиционную эстафету, конкурс  танца, спортивную командную игру. Предусмотрите вручение призов, подготовьте несколько сюрпризов, тогда вы полностью завоюете внимание детей и подарите им массу эмоций.

Любой спортивный праздник должен иметь педагогическую ценность. Предназначение спортивного праздника – не только поддержание веселья и заинтересованности, но и развитие того или иного ребёнка физически, психологически, нравственно. Спортивный праздник способствует всестороннему физическому развитию. Он благоприятствует комплексному совершенствованию двигательных умений и навыков. Велико значение в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Эти качества у детей тоже развиваются в комплексе. Помимо этого праздники способствуют укреплению здоровья, приобщают к здоровому образу жизни и к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Во время праздника у младших школьников развивается память, внимание, наблюдательность, восприятие, выдержка и самообладание. И, конечно с помощью спортивного праздника воспитывается организованность, дисциплинированность, чувство товарищества, идёт сплочение коллектива. Младшие школьники, конечно, не задумываются о том, что праздники способствую их  развитию и воспитанию. Они просто играют, получая от этого истинное удовольствие, и наслаждаются счастливыми часами детства. Вряд ли для ребёнка найдётся что-то более интересное и увлекательное, чем праздник в компании своих друзей.

Спортивный праздник – это эмоциональная деятельность, поэтому они представляют для нас большую ценность и в воспитательной работе с детьми.

Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им всё интересно, они желают участвовать во всех делах, которые предлагает педагог: учащиеся желают проявить себя, продемонстрировать свои умения и достижения. Но они все такие разные: они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по интересам, по темпераменту, по физическому развитию.  У них разное отношение к достижениям и неудачам, к товарищам и учителям. И во время проведения праздника ярко проявляются личности школьников, поэтому учитель должен следить за участниками и вовремя предотвращать недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечёткое соблюдение правил. Для того чтобы не возникали конфликтные ситуации, лучше установить правила честной игры:

-играй честно;

-обидно, когда проигрываешь, но не злись;

-не злорадствуй, когда другие проигрывают;

-если выиграл, радуйся, но не зазнавайся, научи других тому, что сам умеешь;

-будь стойким, не унывай при неудачах;

-будь настойчивым, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха.

На празднике порой сглаживаются отрицательные черты характера детей – капризы, заносчивость, обидчивость. Дети учатся сдерживать свои отрицательные черты характера, учатся самообладанию, учатся терпимо относится, к другим учащимся и их действиям.

Воспитательный эффект трудно переоценить, при условии, что спортивные праздники проводятся организованно, в торжественной обстановке, с максимальным охватом учеников и всех заинтересованных лиц.

Спортивные праздники должны соответствовать достаточно высокому уровню. Только умелый и компетентный подход к организации даст желаемый результат. При планировании любого праздника необходимо обратить внимание на его подготовку. Подготовка к празднику включает: написание сценария, назначение ведущих, подготовка музыкального сопровождения, украшение спортивного зала, подбор спортивного инвентаря. К подготовке к празднику должны быть привлечены помимо преподавателя по физической культуре, организатор внеклассной работы, классные руководители и сами учащиеся. Преподаватель должен постараться привлечь к участию как можно больше ребят. В подготовительный период они должны составить команду, придумать название и девиз, выполнить домашнее задание, которое назначит преподаватель, нарисовать плакаты. Ведь от спортивного праздника должны получить удовольствие все, и участники и болельщики.

Праздники  могут проходить  внутри параллелей классов и между классами младшей, средней и старшей школы. Под возраст организовываются игровые задания, конкурсы. Команды должны быть желательно одинаковые по силам и с одинаковым количеством девочек и мальчиков.

Структура спортивного праздника:

- открытие (парад участников) и представление команд;

- массовые состязания (эстафеты, конкурсы, викторины) и показательные выступления;

- подведение итогов, торжественное закрытие.

 Показательные выступления, викторины, конкурсы загадок, конкурсы для болельщиков могут проводиться как в середине праздника, так и в конце.

Каждый праздник начинается с парада участников и представление команд. Если командам было дано домашнее задание, то проводится конкурс домашнего задания (в зависимости от того какое задание они должны были подготовить). Это может быть: конкурс эмблем, девиза команды; конкурс разминки; домашнее задание могут подготовить и болельщики.

В первой же части праздника участникам должна быть объяснена система подсчёта очков и выявления победителя, а также правила состязаний и каким способом будет штрафоваться команда за каждую ошибку. Существует несколько вариантов оценки состязаний.

1-й вариант. За 1-е место даётся 10 очков, за 2-е – 8 очков, за 3-е – 6 очков и т.д. За каждую ошибку допущенную участниками, высчитывается по одному очку.

2-й вариант.  Каждое состязание выполняется на время. За каждое нарушение ко времени команды прибавляется 1 секунда. И соответственно  1-е место даётся 1 очко, за 2-е место – 2 очка, за 3-е место – 3 очка и т.д. Победитель определяется по наименьшей сумме набранных очков. Желательно подготовить стенд, где будут записываться все результаты команд.

Основная часть праздника включает в себя чередование  состязаний между командами с конкурсами для болельщиков, викторин, показательными выступлениями. Эстафеты лучше проводить под музыкальное сопровождение, что способствует повышению эмоционального фона. В конце праздника проводится командная игра.

Чтобы участники соревновались сознательно и активно, необходимо создать у них правильное представление о выполняемом задании. Все задания должны объясняться чётко и доступно, чтобы в сознании учащихся возникли нужные образы. Объяснение следует сочетать с показом.  Эстафеты, конкурсы должны соответствовать возрасту и уровню физической подготовленности учащихся. Задания должны быть такой трудности, чтобы учащиеся, приложив достаточно усилий, могли преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Задания, при выполнении которых учащиеся не сталкиваются с преодолением трудностей, не прилагают усилия, не заинтересовывают детей, и не имеют педагогической ценности, т.к. не развивают волевые качества и способности учащихся.

Доступность выполнения заданий имеет большое значение для воспитания уверенности в своих силах. Непосильные игры снижают у учащихся интерес к участию в празднике и подрывают их силы. Проводя спортивные праздники  надо помнить, что психика у младших школьников неустойчивая и поэтому они очень болезненно реагируют на свои промахи и неудачи. Ребёнок может заплакать и отказаться от участия в празднике. В данной ситуации учителю надо найти подходящие слова для того, чтобы успокоить ребёнка и убедить его продолжить участие.

Двигательный опыт  у детей младшего школьного возраста  мал, поэтому желательно остановится на более простых командных формах соревнований, в которых мог бы принять участие каждый ребёнок. Вначале рекомендуется проводить конкурсы с элементарными правилами, и от простых заданий переходит к более сложным заданиям. Все состязания для детей этого возраста надо проводить в игровой форме.

Участвуя в спортивном празднике, младшие школьники всегда контролируют действия соперников и следят за их ошибками. Поэтому каждый праздник требует объективного, беспристрастного судейства. Праздник потеряет свою педагогическую ценность, если не будет внимательного и строго наблюдения за выполнением правил.

Подводя итоги праздника обязательно надо  наградить все команды. Проигравшим надо вручить поощрительные грамотами, чтобы ребята не чувствовали себя ущемлёнными и все ушли в приподнятом настроении.  Награждение должно проходить торжественно и весело.

В заключении хочется сказать, что:

- руководитель, организовывая спортивные праздники должен обогащать педагогическую практику, подбирая новые полезные и интересные задания;

-главное надо помнить, если праздник пройдёт вяло без проявления эмоций, с большими организационными паузами, если мы не сумеем стимулировать активность ребят или ошибёмся в определении победителей, их невозможно будет организовать на следующий праздник или соревнование;

-чем лучше подготовлен праздник, тем интереснее он пройдёт, и будет иметь большую педагогическую ценность;

-важнейший результат спортивного праздника  – это радость и эмоциональный подъём;

-ярко, красочно и интересно проведённый спортивный праздник является источником здоровья, бодрости и хорошего настроения, надолго запомнится ребятам.

В этой статье мы приводим сценарий спортивного праздника в 1 классах.

«Прославляем физкультуру» 1 класс.

Звучит спортивный марш, команды участницы входят в зал.

1-й ведущий.  

Песней звонкой

Дружным парадом

 Спортивный праздник мы начинаем!

 Дружно крикнем, детвора,

 Празднику смелых,

 Празднику ловких,

 Празднику сильных…

Все. Ура! Ура! Ура!

2-й ведущий.  Мы рады приветствовать на нашем празднике всех участников и их болельщиков. Сегодня будут соревноваться самые маленькие школьники, наши первоклашки. А праздник наш посвящён физической культуре. Он так и называется «Прославляем физкультуру!».

1-й ведущий. Физкультура - залог здоровья и хорошего настроения. Заниматься физкультурой – полезно, весёлой физкультурой вдвойне.

Физкультурникам – Ура!

 Праздник ваш начнём с утра

Бегать, прыгать и скакать,

Физкультуру прославлять.

 Итак, в добрый путь!

2-й ведущий. А оценивать ваши выступления будет жюри.

Идёт представление жюри.

«Бег змейкой»

Команды строятся на линии нападения волейбольной площадки. Впереди стоят пять ограничительных стоек на расстоянии 1м друг от друга, последняя стойка стоит на лицевой линии.

Задание

 По команде участник бежит «змейкой» туда и обратно.

Правила: движение «змейкой» начинается от первой стойки с правой стороны; стойки оббегаются «змейкой», не перепрыгивая их. За каждое нарушение  начисляется 1сек штрафа.

 «Разноска мячей»

Перед стартовой линией лежат два мяча весом 1 кг. На средней и лицевой линии лежат малые обручи.

Задание

По команде первый участник бежит  и кладёт мяч в первый обруч, возвращается назад, берёт второй мяч и бежит к дальнему обручу и кладёт мяч в него, возвращаясь назад, передаёт эстафету второму участнику. Второй участник бежит к дальнему обручу, забирает мяч, бежит назад, кладёт мяч за стартовую линию, бежит,  берёт второй мяч и, возвращаясь, передаёт мяч в руки третьему участнику. Эстафета заканчивается, когда последний участник передаст мяч первому.

Правила: если мяч выкатился из обруча, его надо положит обратно; мяч передаётся за линией старта. За каждое нарушение начисляется 1сек штрафа.

1-й ведущий. Слово предоставляется жюри. Подведение итогов за две эстафеты

2-й ведущий.

 Чтобы быть всегда в порядке,

 Начинайте день с зарядки.

 Пусть большой спорт не для вас,

 Физкультура - в самый раз!

1-й ведущий.

 Не ленитесь и поймёте:

 С физкультурой проживёте

 Вы намного больше лет,

 Хоть по складу не атлет.

«Ведение обруча»

Перед стартовой линией лежит малый обруч, на лицевой линии перед командой стоит ограничительная стойка. В руках у первого участника гимнастическая палка.

Задание

По команде первый участник палкой ведёт обруч туда и обратно. Передача эстафета происходит, когда участник с обручем и гимнастической палкой пересечёт стартовую линию.

Правила: обязательно оббежать ограничительную стойку; передача палки с обручем за линией старта. За каждое нарушение начисляется 1сек штрафа.

2-й ведущий.  Сейчас мы проверим, какая команда у нас самая сообразительная. Попробуйте разгадать загадки.

Ведущий загадывает загадки каждой команде поочереди. Если команда не может отгадать помогают болельщики этой команды. А если и болельщики не отгадывают, то отгадывает другая команда.

Конкурс «Угадай»

Болеть мне некогда, друзья,

В футбол, хоккей играю я.

И очень я собою горд,

Что дарит мне здоровье…

(Спорт.)

То вприпрыжку, то вприсядку

Дети делают…

(Зарядку.)

Что крутит вокруг талии

Гимнастка? Вы узнали?

(Обруч.)

В трусах и в тёплых варежках

Дерутся два товарища.

(Бокс.)

Очень любят молодца,

А бьют, колотят без конца.

(Мяч.)

По воротам ты ударь –

Не пропустит мяч…

(Вратарь.)

Это конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

(Велосипед.)

Есть у нас коньки одни,

Только летние они.

По асфальту мы катались

И довольными остались.

(Ролики.)

1-й ведущий. А сейчас я предлагаю участникам сесть на скамейки немножко отдохнуть, а болельщикам немножко поиграть.

Игра «Удочка»

Все играющие становятся в круг, а водящий – в середине круга с верёвкой в руках. В роли водящего выступает помощник ведущего.

Описание игры. Водящий, стоя в середине круга, вращает верёвку с мешочком так, чтобы мешочек, скользя по полу, проносился под ногами играющих. Участники, внимательно наблюдая за движением мешочка, следят, чтобы он не задел их по ногам, и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или верёвку выбывает из игры. Оставшийся играющий считается победителем.

Правила: пойманным считается тот, чьей ноги (не выше щиколотки) коснется  мешочек или верёвка; при кружении верёвки отходить со своего места не разрешается; тот, кто нарушит правило, считается пойманным и выходит из игры.

2-й ведущий. Слово предоставляется жюри для подведения итогов прошедших конкурсов.

Показательное выступление девочек 7 класса.

1-й ведущий.

Если хочешь стать умелым,

 Ловким, быстрым, сильным, смелым,

 Научись любить скакалки,

 Мячик, обручи и палки

2-й ведущий.

 Чтоб успешно развиваться

 Нужно спортом заниматься

 От занятий физкультурой

 Будет стройная фигура.

«Паучок»

На лицевой линии перед командой стоит ограничительная стойка. Команда строится за линией старта. Первый участник принимает положение «паучка» (ногами вперёд) с мячом на животе.

Задание.

Передвижение по прямой до ограничительной стойки в положении «Паучка» (ногами вперёд), на животе набивной мяч весом 1кг – обратно бегом, мяч в руках.

 Правило: обязательно оббежать ограничительную стойку; участник поднимается и берёт мяч в руки за стойкой. За каждое нарушение начисляется штраф 1сек.

Игра «Маскировка в колоннах»

Каждая команда строится в круг (по штрафному кругу). По сигналу участники двигаются по кругу. По команде «Тропинка» участники должны положить руки на плечи друг другу, по команде «Пенёк» - присесть, по команде «Стог сена» - поднять руки вверх. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит команду.

1-й ведущий. А сейчас мы подводим итоги нашего праздника.

Подведение итогов всех соревнований, поздравления, вручение грамот, подарков.

2-й ведущий. Спортсменами не рождаются, спортсменами становятся. Вы, ребята, сегодня это продемонстрировали.

Отдохнули мы на славу,

Победили Вы по праву.

Список литературы.

1.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

2.Меренцова Г. Самые весёлые игры на улице / Г. Меренцова. – М.:Эксмо, 2010. – 224 с. – (Праздник в каждый дом!)

3.Никольская С.В. Технология планирования учебного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие / С.В. Никольская, О.Н. Титорова. – СПб.: изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 94с.

4.Физическая  культура. 1-11 классы:  подвижные игры на уроках и во внеурочное время / авт.-сос. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 92с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный досуг дошкольников и младших школьников в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Целью организации и проведения спортивного досуга в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних является желание вести здоровый образ жизни, развитие умения элементарного самоконт...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Материал презентации рекомендован для педагогического коллектива ОУ...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Материал презентации рекомендован для педагогического коллектива ОУ...

Спортивный праздник во 2 младшей группе «В гостях у Мойдодыра»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Брусничка»              Спо...

Сценарий военно-спортивной игры "Зарница" для младших школьников

Сценарий военно-спортивной игры "Зарница" для младших школьников...

Спортивно-массовое мероприятие для младших школьников «День Здоровья»

Спортивно-массовое мероприятие для младших школьников «День Здоровья»Цель мероприятия:1.Формирование потребности у детей младшего школьного возраста в здоровом образе жизни.2.Создание...