Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения учащихся
классный час (6 класс) на тему
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_uch-sya_pedsovet.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления: "Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения учащихся"
Немыкина С.Л. учитель географии МБОУ «Прохорровская гимназия»
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:
*поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;
*физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;
*создание психологически комфортной среды в процессе обучения;
- Используя здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
- Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения эдоровьесберегающих технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков..
- Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. На здоровье ученика оказывают влияние множество факторов:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
В самом образовательном учреждении:
- организация учебного процесса, методика организации урока;
- организация и реализация воспитательного процесса;
- двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
- создание условий психологического комфорта
- организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
- организация питания;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:
- комплексно и системно;
- длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).
- Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
- Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:
- организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
- использование на уроках здоровьесберегающих технологий.
- От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
- Правило 1. Правильная организация урока.
- Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главной целью учителя должно быть научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. Каждый урок должен быть интересен. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя. В-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
- Правило 2. Учет зоны работоспособности учащихся.
- Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
- 5-25 минута – 80%
- 25-35 минута - 60-40%
- 35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
- начало учебного года и недели;
- возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
- сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
- окончание четверти, учебного года, недели.
Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.
Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:
- почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
- что? – отбор и структура содержания;
- как? – оптимальная организация учебного процесса;
- с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
- кто? – реальный уровень квалификации учителя;
- так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
1.С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; для учащихся 5-6 классов проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой, В Интернете), поисковую беседу, выбор способа действия , создание презентаций и т.п.
3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.
4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради.
. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; организация динамической перемены после третьего урока, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Критерии здоровьесбережения | Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание и т. д. |
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа. |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) |
Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения |
Поза учащегося, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик, (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество— соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие) Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление |
Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.
Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...
здоровьесберегающие технологии в процессе обучения
выступление на методическом объеденение заместителей директоров по учебной работе отражает виды здоровье сберегающих технологий в процессе обучения...
здоровьесберегающие технологии в процессе обучения
выступление на методическом объеденение заместителей директоров по учебной работе отражает виды здоровье сберегающих технологий в процессе обучения...
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения биологии
выступление на РМО учителей биологии...
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»
"Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе"...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников
Реализация здоровьесбережения в образовательном процессе невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции...
План по самообразованию на тему: «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»
laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…&raqu...