«Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи через сезонные русские народные праздники».
проект по физкультуре
«Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи через сезонные русские народные праздники».
Актуальность данной программы заключается в том, что изучение и пропаганда русских народных праздников, игр и обрядов, семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем.
Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка внеклассной (факультативной) работы на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами.
Во-первых, многие ощущают, что мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения коммунистической идеологии, быстро заполняется культом «золотого тельца», внушается безнравственная мысль, что все способы обогащения приемлемы в период «дикого» капитализма, поры первоначального накопления средств. Любому думающему человеку ясно, как трудно совместить бизнес и мораль в сегодняшних условиях криминального рынка. И не только трудно, а зачастую и невозможно. Кроме того, сегодняшний учитель прекрасно понимает, что культ богатства явно не соответствует исконно русскому мировоззренческому идеалу, русской духовной традиции, сущность которой великолепно выразил замечательный учёный. Педагог, философ Павел Флорентийский, сказавший однажды: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души». Поэтому современный педагог призван приобщить учеников к высочайшему идеалу тысячелетней русской культуры, идеалу преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояла, стоит, и стоять будет русская культура. Она позволяет привить учащимся нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и не проходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству. И всё это позволяет омыть детские души от невиданного, беспрецедентного в истории России потока непристойностей, пошлости, садизма, который под лицемерным лозунгом свободы самовыражения вторгается в нашу обыденную жизнь.
Во-вторых, обращение учителя к традиционным ценностям русской культуры объясняется и тем, что именно в наши дни открыто заговорили о том, что ныне реально встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией.
В-третьих, воспитывать учащихся на традициях отечественной культуры необходимо уже потому, что они в большинстве своём – русские. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
В-четвёртых, учитель в наши дни ясно видит, что некоторые средства массовой информации занимают откровенно враждебную позицию по отношению к русской культурной традиции, русскому человеку, русскому языку. И дело не только в призывах учиться у США, но и в том, что видны, как говорится, невооружённым взглядом попытки через газеты и журналы, радио и телевидение изуродовать, испоганить одно из наших высочайших духовных сокровищ – русский язык.
В-пятых, русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.
ТЕМА: «Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи через сезонные русские народные праздники».
Вид деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность.
Направления:
- Духовно-нравственное воспитание.
- Спортивно-оздоровительное воспитание.
- Художественно-эстетическое воспитание.
Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что изучение и пропаганда русских народных праздников, игр и обрядов, семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.
Настоящая программа предполагает работу с детьми младшего школьного возраста и их родителями.
Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
Задачи программы:
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
- пропаганда и возрождение семейных традиций;
- организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы |
| Кол-во часов | Формы проведения |
1 | « Осенины»
| октябрь | 1 | Игры, песни, народные забавы, чаепитие. |
2 | «Мой род - моя крепость!» | Начало ноября до мая | 5 | Беседа, создание поисково-исследовательского проекта о семье. Конкурс. |
3
| «Жил, да был самовар» (напечь бублики и булочки | Начало декабрь | 1 | Беседа о истории самовара |
4 | «Ах, ты зимушка-зима!» | Январь | 1 | Игры, песни, народные забавы, театрализованное представление. |
5 | "Ой вы, добры молодцы!" | февраль | 1 | Конкурсная игровая спортивная программа для семей. |
6 | «До свидание зима!» (Масленица)
| Март | 1 | Игры, песни, народные забавы, массовое гуляние, мастер-класс. |
7 | «Народные игрушки » | Апрель | 5 | Истории создания народной игрушки |
8 | «Летние забавы» | Май | 1 | Костюмированный праздник, игры, песни, народные забавы, викторина. |
Итого: |
| 16 |
Содержание тем
- « ОСЕНИНЫ».
Посиделки «Во горнице, во светлице» с чаепитием и обменом рецептами
семейной выпечки. Изучение русских народных игр, песен, обрядов и
праздников, проводимых в осенний период.
- «Мой род - моя крепость».
Беседа о семейных традициях. Поисково-исследовательская работа по истории семьи. Создание семейных гербов и их защита. Подготовка проектов. Конкурс «Живая старина»
- «Жил, да был самовар»
История происхождения самовара. Показ презентации, театральная постановка с участием самовара.
- «Ах, ты зимушка-зима!»
Костюмированный праздник «Рождество», «Праздничный вертеп.
Колядки». Изучение русских народных игр, песен, обрядов и праздников,
проводимых в зимний период.
- Спортивный праздник «Ой вы, добры молодцы! ».
Конкурсная программа: бег в лаптях, на ходулях; бой подушками с завязанными глазами; прыжки в мешках, конкурс «метальщиков»; перетягивание гимнастической палки; эстафета «Конники»; прыжки со скакалкой; перетягивание каната.
- .«До свидание зима!»
Массовое гулянье «Масленица». Изучение русских народных игр, песен, обрядов и праздников, проводимых в весенний период.
Мастер-класс «Роспись пасхальных яиц».
- «Народные игрушки »
Беседы о создание народных игрушек, выставка игрушек, презентация о народных игрушках.
- «Летние забавы»
Костюмированный праздник «Светлый девичий праздник Троица», «Иван Купала». Изучение русских народных игр, песен, обрядов и праздников проводимых в летний период.
«Большая семейная викторина» по народным праздникам.
Ожидаемые результаты по реализации программы.
Участники мероприятия на первом уровне:
●Осваивают забытые семейные праздники и историю геральдики
●Знакомятся с основами истории родного края и русскими народными
играми и забавами.
На втором уровне могут:
● дискутировать
● проводить игры (на сближение и раскрепощение)
●проводить конкурсы, викторины
На третьем:
● составлять генеалогическое древо своей семьи
● разрабатывать социальный проект
Литература
- С.В. Степанова. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. // Начальная школа. - 2008. - №5. - С. 3-4.
- Л.В. Тимарцева. Изучение истории семьи.// Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 67-74.
- Н.А Токарева. Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка. // Начальная школа. - 2008. - №5. - С. 19-21.
- М.А. Алоева Лучшие родительские собрания в начальной школе: 1-2-классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 311с.
- М.К. Господникова. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2008. - [3] с.: ил.
- Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. - Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 31с.
- В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2004, 296 с.
- Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2007.-240с.
- В.А. Ворошилин. Встреча весны в селах Воронежской области // Живая старина. 1996 г., №4.
- В.М. Петров . Летние праздники, игры и забавы для детей, М., 2001 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_oseniny.docx | 18.03 КБ |
stsenariy_samovar.docx | 24.31 КБ |
proekt_russkie_traditsii_wecompress.com_.pptx | 938.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий спортивного праздник «Осенины»
Задачи: создать радостную, весёлую, здоровую спортивную обстановку; воспитание чувства коллектива, единства, взаимопонимания, здорового соперничества.
Оборудование: 14 картофелин, фасоль, горох, 8 обручей , 2 вёдра, 2лейки, 2 зонта, скатерть, полотенце расписное, круглый хлеб, платочек или ленточка.
Ведущий: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Но грустить нам некогда. В былые времена с осени новый год начинался. Осенины – праздник осени. Добро пожаловать на наш праздник! Гости в избу заходите чайку покушать и гармошку послушать.
Из прошлого, из нашего.
От поколения старшего важны обряды и слова.
Жива традиция, жива.
И потому принять изволь, тот, кто, пришёл на посиделки
из наших рук и хлеб, и соль
на праздничной тарелке.
На красивом рушнике, девушка выносит каравай: Милости просим, угощайтесь гости дорогие. (низко кланяется во все стороны и проносит хлеб –соль по кругу)
Ведущий: На завалинке в светёлке иль на бревнышках, каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели да водили хоровод.
ХОРОВОД - "осень"
Ведущий: Чаем с мёдом угощались, тогда не было конфет,
Веселились и болтали, без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки, ах горелки хороши.
Словом, эти посиделки были праздником души.
Игра «горелки»
Ведущий: разгулялась вечеринка, заглянула ночь во двор,
У зачина есть разминка, как бы нитка - паутинка,
Та, что вяжет разговор.
Ведущий: Как когда - то в век старинный, в те далекие года
Проводились викторины, как сейчас "что, где, когда".
Как тогда, друзья, для вас проведём её сейчас.
Готовы к викторине?
- Как раньше кипятили чай ? (в самоваре)
- Что за кушанье драники?
- Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит – отдаёт и сразу в угол отойдёт? Ухват
- Что в старину вторым хлебом называли? Репа
- Про какие крестьянские щи говорили: «Щи - хоть кнутом хлещи»? Щи пустые без мяса
- Что делали хозяева, когда заканчивался праздник, а гости не уходили? Выдавали пряник – разгоняй, поэтому сейчас подают перед уходом гостей чай.
- Какое время на селе считалась порою свадеб? Зима
- Утром ползает, в полдень не подвижно, а вечером летает? Гусеница, кокон, бабочка
- Круглый, а не пирог, горячий, а не солнце, а есть можно? Блин
- Идёт после масленицы, часового не имеет, а называет себя? Пост
- В земле родиться, на стол годиться, в впятером тянули, вшестером вы тащили? Репа
- Белая, степенная, тепла боится, пока масленицу не сожжешь – никуда не уйдёт? Зима
- Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья? Весна
- Расколи лёд – возьмёшь серебро – возьмёшь золото? Яйцо.
.ведущий: Ну, что отдохнули. Пора размяться.
1 конкурс: «Посади и собери урожай»
1. «Делает грядки землю» (кладет обручи или рисует круги мелом на полу)
2. «Сажает картошку» (кладет картофель в каждый круг)
3. «Поливает огород» (Обегает каждый круг с лейкой в руках)
4. «Собирает урожай» (Собирает картофель в ведро, оставляет на конце грядки -финише)
5. «Урожай убран» (забирает ведро)
2 конкурс: «Золушка». Ваша задача выбрать всю фасоль отдельно, семечки отдельно и горох отдельно - не уронив на пол ни одной крупинки.
3 конкурс: Ребята, представьте, что к вам пришли гости и вам нужно угостить их фруктами из вашего сада, но на улице идет дождь. Что же вы будете делать?. Обе команды выстраиваются в ряд, готовясь к эстафете. В руках участников, стоящих впереди, раскрытые зонты, с которыми они должны обежать вокруг стула, затем передать зонты следующим участникам эстафеты. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
танец с ложками ?????
Ведущий: Наш праздник подходит к концу.
Осенины, осенины как вы весело прошли.
Вспоминали мы картины прошлой жизни на Руси.
Предварительный просмотр:
«Что вы знаете про русский, знаменитый самовар?»
1. Включить видео «История самовар»
Ведущий :
Бояре и боярыни!
Судари и сударыни!
К нам на праздник поспешите,
С нами спойте и спляшите!
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Ведущий :давайте познакомимся и узнаем, что такое самовар.
1. Посидеть за самоваром Голубев Данила
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!
2.Самовар поет, гудит. Панина Вероника
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
3.Самовар пыхтит, искрится Лева или Рома
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой!
4.Лучше доктора любого Лева или Рома
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Ведущий : что-то мы с вами засиделись, давайте заведем хоровод
2. Танец- хоровод «Самовар» (пых, пых)
Ведущий: рассаживайтесь гости дорогие, сейчас расскажут, от куда пришел к нам самовар.
3. Видео «Обыкновенная история происхождения самовара»
Ведущий: интересная история? А сейчас мы с вами поиграем.
4-6 . Эстафеты: (в конце дистанции стоит стол)
- Собери бублики (на конце дистанции стоит не ходящий ребенок с лентой, дети бегут по дистанции с бубликом, ребенок нанизывает бублики на ленту)
- В колонне передать чашку на блюдце или сахарницу (на ладони донеси)
- В колонне передают чайник(самовары), ставят на стол.
7. Танец «Сладкий пряник»
Чаепитие .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта Вид проекта : информационный (предполагается ознакомление участников проекта с традициями, обычаями русского народа); По продолжительности : средней продолжительности Сроки реализации : сентябрь 2019г.- апрель2020г. База реализации : ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» Участники проекта : дети начальных классов
Актуальность проекта Актуальность данной программы заключается в том, что изучение и пропаганда русских народных праздников, игр и обрядов, семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка внеклассной (факультативной) работы на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России.
Проблема Недостаточный уровень знаний детей о понимании смысла народных праздников, старинных традиций отражающих важные стороны жизни народа.
Цель: Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня. Задачи: формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей; пропаганда и возрождение семейных традиций; организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
Концептуальные положения Изучение и пропаганда русских народных праздников, игр и обрядов, семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, выработка механизма взаимодействия семьи и школы. Ресурсные обеспечения проекта Материально-техническая база Информационно-коммуникативные ресурсы Учреждения социума
Основные направления проекта: Духовно-нравственное воспитание. Спортивно-оздоровительное воспитание. Художественно-эстетическое воспитание.
Этапы проекта: Первый этап Третий этап Второй этап ● составлять генеалогическое древо своей семьи ● разрабатывать социальный проект ● дискутировать ● проводить игры (на сближение и раскрепощение) ●проводить конкурсы, викторины ● Осваивают забытые семейные праздники и историю геральдики ●Знакомятся с основами истории родного края и русскими народными играми и забавами. .
Прогнозируемый результат: Дети стали активно проявлять интерес к народным праздникам, обычаям русского народа Стали эмоционально передавать образы, которые участвовали в народных гуляниях (праздниках)
Учебно – тематический план № п/п Название темы Кол-во часов Формы проведения 1 « Осенины » октябрь 1 Игры, песни, народные забавы, чаепитие. 2 «Мой род - моя крепость!» Начало с ноября до мая 5 Беседа, создание поисково-исследовательского проекта о семье. Конкурс. 3 «Жил, да был самовар» (напечь бублики и булочки Н.Н.) Начало декабрь 1 Беседа о истории самовара 4 «Ах, ты зимушка-зима!» (Т.В.) Январь 1 Игры, песни, народные забавы, театрализованное представление. 5 «Ой вы, добры молодцы и красно девицы!» (масленица) февраль 1 Конкурсная игровая спортивная программа для семей. 6 «До свидание зима!» март 1 Игры, песни, народные забавы, массовое гуляние, мастер-класс. 7 «Народные игрушки » (Н.Н.) апрель 5 Истории создания народной игрушки 8 «Летние забавы» май 1 Костюмированный праздник, игры, песни, народные забавы, викторина. Итого: 16
« ОСЕНИНЫ». Посиделки «Во горнице, во светлице» с чаепитием и обменом рецептами семейной выпечки. Изучение русских народных игр, песен, обрядов и праздников, проводимых в осенний период. Содержание тем
« Мой род - моя крепость » Беседа о семейных традициях. Поисково-исследовательская работа по истории семьи. Создание семейных гербов и их защита. Подготовка проектов. Конкурс «Живая старина» Содержание тем
«Жил, да был самовар» История происхождения самовара. Показ презентации, театральная постановка с участием самовара. Содержание тем
«Ах, ты зимушка-зима !» Костюмированный праздник «Рождество», «Праздничный вертеп. Колядки». Изучение русских народных игр, песен, обрядов и праздников, проводимых в зимний период. Содержание тем
Содержание тем Спортивный праздник «Ой вы, добры молодцы! » Конкурсная программа: бег в лаптях, на ходулях; бой подушками с завязанными глазами; прыжки в мешках, конкурс «метальщиков»; перетягивание гимнастической палки; эстафета «Конники»; прыжки со скакалкой; перетягивание каната.
Содержание тем «До свидание зима !» Массовое гулянье «Масленица». Изучение русских народных игр, песен, обрядов и праздников, проводимых в весенний период. Мастер-класс «Роспись пасхальных яиц».
Содержание тем « Народные игрушки » Беседы о создание народных игрушек, выставка игрушек, презентация о народных игрушках.
Содержание тем «Летние забавы» Костюмированный праздник «Светлый девичий праздник Троица», «Иван Купала». Изучение русских народных игр, песен, обрядов и праздников проводимых в летний период. «Большая семейная викторина» по народным праздникам.
Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви и красоте.
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
В статье представлен кузбасский опыт организации внеурочной воспитательной работы с подростками на основе национальных традиций.Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание,...
Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок
Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок....
Создание предметно-развивающей среды через познание русской народной игрушки
Создание предметно-развивающей среды через позхнание русской народной игрушки в условиях ФГОС...
Духовно-нравственное воспитание детей на примере семейных традиций. Статья "Моральный дух семьи Василисиных не угасает..."
Василисина Людмила Дмитриевна - моральный дух этой женщины не угасает, а крепнет с годами, у этого человека есть чему поучиться.Как часто говорят «человек старой закалки», но я бы сказала человек, пол...
Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям
Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...
Анализ анкетирования родителей "Какие семейные традиции есть в вашей семье?".
Анализ анкетирования родителей "какие семейные традиции есть в вашей семье?", проводимый в ходе реализации краткосрочного проекта "Семейные традиции"....
Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»
Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...