Развивающие игры
методическая разработка по физкультуре (5, 6 класс)

Сивков Владимир Александрович

Материал для дополнительного использования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры

Программа предназначена для обучающихся 5-6 классов в возрасте от 10 до 12 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на год со следующим распределением часов: 1 год обучения в 5-6 классе – 1 ч/н. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Виды внеурочной деятельности:

 игровая,

 спортивно-оздоровительная.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

школьник знает и понимает общественную жизнь

школьник ценит общественную жизнь

школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Для достижения данного уровня необходимо.

взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищѐнной, дружественной просоциальной среде, в которой ребѐнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Форма внеурочная деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и спортивно-оздоровительной видах деятельности.

  1. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты:

  1. представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  2. оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  3. организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  4. бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  5. организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
  6. взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  7. в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  8. находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  9. выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  10. применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Игры, отражающие отношение человека к природе. (8ч.)

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Пятнашки», «Прыгающие воробышки», «Лисы и куры», «Два мороза», "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" ,  и их различные варианты.

Раздел 2.  Игры, отражающие повседневные занятия наших предков (8ч.)

 Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка",
"Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.

Раздел 3. Игры на смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию(8ч.)

С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

Раздел 4. Игры развивающие скоростно-силовые качества. (10ч.)

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел, тема занятия

Количество

часов

В том числе

Характеристика основных видов деятельности

аудиторных

внеаудиторных

1

Правила безопасности во время занятий.

1

1

Знать правила игр, применять их в разнообразных условиях Иметь представление о влиянии занятий подвижными играми и физическими упражнениями на телосложение человека;

2

Строевые упражнения. Игра «К своим флажкам»

1

1

  метать из различных положений на дальность и в цель Иметь  представление о необходимости выполнения утренней гигиенической гимнастики, ее значимости в режиме дня школьника;

3

Строевые упражнения

1

1

  метать из различных положений на дальность и в цель. Знать приёмы закаливания.    правильно оценивать своё самочувствие и контролировать, как  организм справляется с физическими нагрузками

4

Признаки правильной ходьбы.

1

1

Знать  и выполнять правила игр, применять их в разнообразных условиях

 Иметь представление  о личной гигиене

5

Строевые упражнения

1

1

 - бегать в равномерном темпе до 5 минут, чередовать ходьбу с бегом Иметь представление  о личной гигиене

6

Бег и ходьба. Прыжки в длину с места.

1

1

 - бегать в равномерном темпе до 6 минут, чередовать ходьбу с бегом.  - измерять рост, вес и силу мышц.

7

Признаки правильного бега. Прыжки в длину с места, медленный бег.

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях В паре со сверстниками моделируют случаи травматизма и оказания первой помощи. Дают оценку своим знаниям о самопомощи и первой помощи при получении травмы

8

Прыжки с поворотом, бег на время.

1

1

 - бегать в равномерном темпе до 7 минут, чередовать ходьбу с бегом.

9

Особенности зарождения физической культуры.

1

1

 - бегать в равномерном темпе до 7 минут, чередовать ходьбу с бегом. Знать  правила правильного дыхания при выполнении физических упражнений, в том числе и бега.

10

Метание мяча с места., бег в чередовании с ходьбой.

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях Формирование реакции и представления о правилах безопасного поведения при метании.        

11

История первых Олимпийских игр.

1

1

 - бегать в равномерном темпе до 8 минут, чередовать ходьбу с бегом Расслабление и напряжение мышц при выполнении упражнений

12

Метание из-за головы, челночный бег

1

1

 - бегать в равномерном темпе до 8 минут, чередовать ходьбу с бегом Иметь представление о пользе закаливания организма в осеннее время года

13

Беседа по технике безопасности во время прыжков. Прыжки в длину с разбега. Медленный бег

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях Иметь представление об оказании первой помощи пострадавшим при занятиях физическими упражнениями в случаях попадания различных посторонних предметов в дыхательные пути, ухо, нос        

14

Бег с ускорением, метание малого мяча в горизонтальную цель.

1

1

 - бегать в равномерном темпе до 8 минут, чередовать ходьбу с бегом

15

Прыжки через короткую скакалку. Эстафета «Смена сторон»

1

1

 - бегать в равномерном темпе до 8 минут, чередовать ходьбу с бегом

16

Прыжки через короткую скакалку, бег по размеченным участкам дорожки.

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях

17

Игровые упражнения и подвижные игры с бегом, прыжками.

1

1

 - бегать в равномерном темпе до 8 минут, чередовать ходьбу с бегом

18

Игровые упражнения и подвижные игры с бегом, прыжками.

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях Правильно оценивать своё самочувствие и контролировать, как  организм справляется с физическими нагрузками

19

Правила безопасности во время занятий. Лазание по гимнастической стенке, упражнения в равновесии.

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях        

20

Лазанье по гимнастической стенке, упражнения в равновесии.

1

1

 - выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации Иметь представление о правилах безопасности  поведения на занятиях; иметь общие представления о строевых командах и распоряжениях

21

Признаки правильной осанки. Лазанье по канату, упражнения с малым мячом.

1

1

 - выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации Получать навыки в перестроениях;  Выполнять команды: «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайся!».

22

Лазание по наклонной скамейке, упражнения с большими мячами.

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях Иметь представление о преимуществах здорового образа жизни;

23

Значение напряжения и расслабления мышц. Подтягивание, лежа на животе по горизонтальной скамейке.

1

1

 - выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации

24

Лазание через гимнастическую скамейку, упражнения с гимнастической палкой.

1

1

 - выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации

25

Лазание через гимнастического коня, упражнения с набивным мячом.

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях

26

Лазанье через гимнастического коня, упражнения с обручем.

1

1

 - выполнять висы и упоры

27

Режим дня. Акробатические упражнения, перестроение по заранее установленным местам.

1

1

 - выполнять висы и упоры

28

Акробатические упражнения, повороты на право, налево..

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях

29

Значения закаливания. Акробатические упражнения, упражнения в равновесии.

1

1

 - выполнять висы и упоры

30

Лазанье по гимнастической стенке, упражнения в равновесии.

1

1

 - выполнять висы и упоры

31

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях

32

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

1

 - лазать по гимнастической стенке, канату, выполнять опорный прыжок

33

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

1

 - лазать по  канату, выполнять опорный прыжок

34

Практическая работа.

1

1

Знать  и выполнять правила игр в разнообразных условиях.  Иметь представление о правилах безопасности и поведения при выполнении упражнений на равновесие, о режиме дня младшего школьника

МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2011

2. Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2011

3. Матвеев А.П., Петрова Т.В., Оценка качества подготовки учащихся средней школы по физической культуре. М.: Дрофа, 2009

4.Мишин Б.И., Настольная книга учителя физкультуры: справочно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2009

5.Примерные  программы среднего общего образования в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

6.Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по цветоведенью - учебно-методич. пособие

Разработана серия развивающих настольных игр, которые способствуют формированию навыка «думать глазами», позволяют развивать цветовидение и осознавать основные положения и закономерности науки...

Развивающая игра по ЗОЖ для учащихся 5-6 классов "Правильное питание - путь к здоровью человека"

Ресурс будет полезен преподавателям-организаторам ОБЖ и классным руководителям при проведении воспитательных мероприятий по ЗОЖ. Никакой подготовки от учителя не требуется. Задания разработаны в форме...

Развивающие игры. Игры со шнуровкой

Шнуровка-один из видов развивающих игр для детей. в данном материале описывается: о  назначении игр- шнуровок, пользе, возможностях использования, разнообразии игр шнуровок....

Доклад "Коррекционно - развивающие игры на самоподготовке"

Доклад "Коррекционно - развивающие игры на самоподготовке" В докладе описан опыт работы с детьми  ограниченных возможностей с использованием коррекционно - развивающих игр....

Оздоровительно-развивающие игры для детей

Игра – единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многи...

Дидактические материалы по математике в номинации "Обучающие и развивающие игры"

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, активизировать деятельность ребят на уроке, а главное, чтоб...

Интеллектуально-развивающая игра "Остров ИНФОРКА"

Для внеклассного мероприятия. Возраст: ученики 3-4 классов, изучающие азы информатики.Цель игры: повышение познавательного интереса к информатике,  формирование культуры общения.Задачи: побу...