Нарушения осанки
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Нарушения осанки
Одним из важных слагаемых здоровья учащегося является его осанка, то есть стойкая привычка держать свое тело. Нарушения осанки негативно сказываются на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становятся основанием нарушений обменных процессов, искажают форму тела.
Образцом правильной осанки полагают такое положение тела учащегося, при котором голова его держится прямо, плечи развернуты, лопатки примыкают к грудной клетке, живот подтянут, позвоночник умеренно выпрямлен.
Навык правильной осанки является условным двигательным рефлексом и формируется в процессе развития и воспитания ребенка, как и другие навыки. С раннего возраста взрослые должны напоминать ребенку, как необходимо правильно сидеть, стоять, ходить.
В большинстве случаев, нарушение осанки возникает с ранних лет. Впоследствии привычка неправильно держать свое тело укрепляется и, если не принять меры, может привести к патологическим изменениям в костях скелета и внутренних органах. Возникновению и развитию нарушений осанки содействует нерациональный режим жизни и питания, всевозможные заболевания, низкое зрение, неправильные позы, которые часто принимает учащийся во время отдыха и учебы.
Отсутствие навыков правильной осанки повергает к росту естественных изгибов позвоночника, к развитию «крыловидных лопаток», асимметрии плечевого пояса и уплощению грудной клетки. Появившись в раннем возрасте, нарушения осанки обычно прогрессируют в период обучения в школе, нарастая от первого к одиннадцатому классу. Поэтому чем младше школьник, тем легче исправить его осанку.
Возникновение патологий в осанке в дошкольном возрасте объясняется тем, что у детей пяти-шести лет мышцы спины, которые удерживают позвоночный столб в правильном положении, недостаточно развиты и неправильная поза, которая сохраняется длительное время ведет к появлению функциональных нарушений позвоночника, а в последствии к искривлениям позвоночного столба. У детей девяти-четырнадцати лет сила и упругость мышц постепенно нарастают. Наибольшее увеличение параметров грудной клетки происходит у девочек в 11-12 лет, а у мальчиков в 13-14 лет. К 14-16-ти годам крупные суставы достигают уровня взрослых. Окончательное формирование происходит к 18-ти годам.
В развитии позвоночного столба выделяются периоды усиленного и замедленного роста. Усиленный рост – с 7-ми лет до 9-10-ти лет, с 16-ти лет до 20-25-ти лет), замедленный рост – с 3-х до 6-7-ми лет, с 10-ти лет до 15-16-ти лет. Такая периодичность объясняется разновременностью развития позвонков поясничного и грудного отделов.
Изгибы позвоночника также формируются неодновременно. Шейный появляется при поднятии головы ребенка, грудной – при сидении, поясничный – когда ребенок становится на ноги. Окончательное закрепление происходит к 20-25-ти годам, когда заканчивается рост и окостенение позвоночного столба.
Плохой осанке нередко способствует плоскостопие, при котором резко нарушается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника. При продолжительной ходьбе, стоянии, беге прыжках появляются боли в спине и ногах. Все это сказывается на осанке, общем физическом состоянии.
Плоскостопие – это деформация стопы с уплощением ее сводов и утратой амортизирующей функции.
Стопа является сводчатым образованием с двумя основными сводами: продольным (внутренняя и внешняя стороны) и поперечным. Такое строение обеспечивает выполнение стопой рессорной функции и является компенсаторным приспособлением организма, служащим для смягчения сотрясений тела при ходьбе, беге и прыжках. Стопа выполняет и опорную функцию: имея площадь опоры всего в несколько десятков квадратных сантиметров, она играет большую роль в сохранении равновесия тела человека.
Под действием длительных и чрезмерных нагрузок может произойти уплощение стопы – наиболее распространённая форма её патологического изменения. По этой же причине может произойти и искривление позвоночного столба. Боковые искривления позвоночника образуют сколиозы, а чрезмерное увеличение изгибов шейном и поясничном от делах – лордозы.
Сколиоз требует особой тактики. Эта болезнь, лишь внешне сходная с сутулостью, встречается у 2-4 процентов детей.
Сколиоз – это фиксированная деформация позвоночника, которая не исчезает даже при нажатии на выступающие участки искривлений. Даже при незначительности подобных изменений в позвоночнике поражаются мышцы спины, ощущаются боли и требуется помощь врача. Из-за этого и повышенная утомляемость, сопровождающаяся слабостью мышц, что, в свою очередь, способствует новому увеличению деформаций.
Для своевременного выявления нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата необходимо регулярно проводить осмотр телосложения детей и подростков.
Предварительный осмотр лучше проводить на уроках физической культуры, в момент выполнения естественных видов движения, когда ребята одеты в спортивную форму.
При проведении вводной части урока учителю следует обратить внимание, как учащиеся держат своё тело, стоя в строю, при ходьбе и беге. Наблюдения позволяют заметить, что одни дети держат своё туловище выпрямленным, голову приподнятой, при ходьбе ступают мягко, имеют выразительные движения и упругую походку. У этих детей хорошая осанка; мышечно-связочный аппарат у них, как правило, также хорошо развит. У других голова и плечи опущены, живот выпячен, а грудь впалая, лопатки отстают от грудной клетки. Походка у таких детей вялая, некрасивая. Они раскачиваются из стороны в сторону или косолапят.
В целях профилактики нарушения осанки в школах рекомендуется осматривать детей и подростков не реже одного раза в год. При проведении тщательного осмотра телосложения можно даже без специальных приборов выявить имеющиеся нарушения осанки, дефекты позвоночника и стопы. Для этого необходимо с расстояния не более одного метра осмотреть ребёнка спереди, обращая внимание на плечи, которые при нормальном развитии тела должны располагаться на одном уровне. Затем осмотреть обследуемого со стороны спины (линия позвоночника лучше всего просматривается при наклоне ребёнка вперёд), провести пальцем по остистым отросткам позвонков. В норме линия позвонков не должна отклоняться от прямой.
Различают три степени нарушения осанки: неустойчивые и устойчивые функциональные изменения и фиксированные нарушения.
Состояние стопы выявляется путём оттиска на листе бумаги подошвенных поверхностей (ступней), предварительно смоченных водой, слегка подкрашенной марганцовкой. Стопы могут быть нормальными, полыми, уплощенными, плоскими.
Дети, у которых при осмотре были выявлены какие-либо отклонения от нормы, направляются к врачу-ортопеду для установления точного диагноза.
Главной причиной образования первичных признаков нарушения осанки и возникновения плоскостопия является общая мышечно-связочная недостаточность. Недостаточное и негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает формирование навыка правильно держать своё тело. В результате этого закрепляется привычка неправильно сидеть, стоять и ходить, что значительно ускоряет появление нежелательных признаков и нарушений. Помимо мышечной слабости возникновению различных нарушений опорно-двигательного аппарата способствуют и другие факторы, в том числе социальные и бытовые.
Из условий семейного уклада и быта в комплексе причин, влияющих на формирование правильной осанки и стопы, можно выделить такие, как хождение летом босиком, правильный подбор обуви, обеспечение подростков средствами, способствующими физическому развитию (лыжи, коньки и другие), подвижный образ жизни, поддержание нормального веса тела, рациональная работа поза, наличие в квартире уголка для игр ребёнка, отвечающий гигиеническим нормам режим просмотра телепередач и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Тренировка баланса для коррекции нарушения осанки у детей и подростков при нарушении речи с использованием тренажера ТРХ»
Доклад на семинар 17.12.2013 в Лицеи №1457 - "Практическое использование инновационных программ в образовательном процессе в рамках 3-го урока физической культуры"тема: «Тренировка баланса для к...
Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей школьного возраста и влияние правильной осанки на физическую и умственную работоспособность школьника.
Причины нарушений осанки у детей школьного возраста. Упражнения для исправления осанки....
Причины нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Профилактика этих нарушений.
Что можно сделать для сохранения хорошей осанки у школьников....
Тема урока: «Осанка. Профилактика нарушений осанки».
Создание условий, способствующих повышению интереса у обучающихся к познанию своего организма, систематизации знаний обучающихся о строении своего тела, развитию потребности в формировании правильной ...
Урок биологии в 9-м классе по теме: "Осанка. Предупреждение нарушений осанки"
Урок биологии в 9-м классе по теме: "Осанка. Предупреждение нарушений осанки"...
Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.
Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания все...
Метадическая разработка «Путешествие в Страну Хорошей осанки» (профилактика нарушения осанки)
ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся со способами профилактики и способами определения нарушения осанки в домашних условиях.ЗАДАЧИ:Образовательные: обеспечить усвоение учащимися понятия о...