Методичекая разработка "Диагностика физической подготовленности дошкольников"
методическая разработка по физкультуре на тему
Методичекая разработка "Диагностика физической подготовленности дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методичекая разработка "Диагностика физической подготовленности дошкольников" | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БОГАТЫРЬ» ПГТ.ЗУЯ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Диагностика физической подготовленности дошкольников
Подготовил: Хусточкин В.А.
инструктор по физической культуре
2015 г.
Диагностика физической подготовленности дошкольников
Подготовил: Хусточкин Вадим Анатольевич
инструктор по физической культуре
Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Развитию физических возможностей может способствовать индивидуальный подход к детям – состояние здоровья, уровни физической подготовленности и двигательной активности, половая дифференциация и др.
Различают такие критерии диагностики физического развития дошкольников, как чет типа конституции и пола ребенка, оценка по темпам прироста показателей физических качеств и абсолютные показатели (согласно программным требованиям).
Антропометрическое исследование необходимо для установления биологического возраста ребенка, темпа его биологического созревания. Решения вопроса о возможности обучения в школе с 6-ти летнего возраста, рекомендуемых физических нагрузок и занятий тем или иным видом спорта.
Начать следует с точного определения массы тела и роста ребенка. Измерять массу тела обязательно утром (до приема пищи и воды). Измерения проводить 2 раза в год, отмечая их естественный прирост. При всех индивидуальных различиях дети рассматриваемого возраста делятся на три основных типа по показателям веса и роста: больше ( Б ), средние ( С ), маленькие ( М ). (Таблица №1 ).
Рост, вес и их допустимые у детей отклонения у детей 2 – 6 лет
Таблица №1
Возраст ребенка | Тип ребенка | Средний рост ( см ) | Отклонение ( см ) | Средний вес ( кг ) | Отклонение ( кг ) |
2 года | Б | 97.6 | 3.5 | 14.2 | 2.2 |
С | 91.8 | 2.4 | 12.1 | 2.1 | |
М | 83.3 | 2.1 | 9.8 | 1.6 | |
3 года | Б | 105.4 | 2.8 | 16.8 | 2.5 |
С | 98.7 | 2.5 | 13.4 | 1.9 | |
М | 91.3 | 1.9 | 11.3 | 1.6 | |
4 года | Б | 113.3 | 2.2 | 17.1 | 2.3 |
С | 106.2 | 2.4 | 15.4 | 1.5 | |
М | 98.5 | 2.1 | 12.2 | 1.9 | |
5 лет | Б | 120.4 | 2.9 | 24.3 | 2.4 |
С | 111.6 | 2.7 | 16.3 | 2.1 | |
М | 104.0 | 2.2 | 13.9 | 1.9 | |
6 лет | Б | 124.2 | 2.3 | 27.2 | 2.2 |
С | 118.7 | 2.2 | 21.7 | 1.8 | |
М | 113.2 | 2.4 | 16.2 | 2.2 |
Педагогический контроль в физическом воспитании – это система показателей, дающих объективную информацию о динамике физических параметров детей (физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность и состояние здоровья). Динамика перечисленных показателей может быть получена при помощи 3-х видов контроля: этапного, текущего, оперативного. Предлагается содержание этапного контроля ( Таблица №2 ).
Таблица №2
Виды тестов | Содержание исследования | Специалист |
Антропометрические исследованания | Длина, масса тела, окружность головы, груди, жизненная емкость легких, динамометрия | Медицинский работник |
Физические качества | Сила, ловкость, гибкость, выносливость, быстрота | Инструктор по физической культуре. Воспитатель |
Двигательные умения и навыки | Сформированность двигательных навыков при выполнении основных движений | Инструктор по физической культуре. Воспитатель |
Волевые качества | Смелость, решительность, выдержка, настойчивость | Воспитатель |
Текущий контроль проводится 2 раза в год и включает тесты на физические качества, двигательные умения и навыки. Оперативный контроль осуществляется педагогами по необходимости. Его задачей является получение срочной информации о физическом состоянии конкретного ребенка для индивидуальной работы.
Контроль за физическим состоянием ребенка может осуществляться по абсолютным показателям ( согласно требованиям программы ). Прием нормативов проводить 2 раза в год (осенью и весной). Для этого составить сводный протокол приема нормативов . ( Таблица № 3 )
Сводный протокол приема контрольных нормативов. (см. в приложении. Таблица №3)
Далее приводятся программные требования к физическому развитию ребенка.
Младший дошкольный возраст.
- Максимальная скорость до 10 м.
- Свободный бег ( до 160 м. )
- Прыжки из круга в круг
- Прыжки в длину с места ( на 40 см.)
- Прыжки через предметы ( высота 5 см. )
- Пролезание под веревкой не касаясь руками пола (высота 40-50 см.)
- Приставным шагом по гимнастической стенке (высота 1.5м.)
- Ходьба по гимнастической скамейке (высота 10-15см.), по наклонной доске (высота 30-35см.)
- Делать «ласточку».
Средний дошкольный возраст.
- Бег 10м. – 3, 4-3, 7с.
- Бег 20м. – 5, 4-6, 0с.
- Бег 30м. – 8, 5-9, 5с.
- Прыжок в длину с места – 70 - 80см.
- Метание в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния – 2,5-3м.
- Отбивание мяча о пол не менее 5 раз подряд.
- Метание мяча на дальность – 3,6 – 6,6м.
Старший дошкольный возраст.
- Бег 20м. – 5, 4 – 6,0с.
- Бег 30м. – 7,3 – 7,9с
- Бег 300 – 350м. по пересеченной местности
- Прыжки в длину с места – 80-90см.
- Прыжки в высоту с разбега 35-45см. ( 5 лет ), 50-55см. ( 6 лет )
- Прыжки в длину с разбега – 130-150см. ( 5 лет ), 180-200см ( 6 лет )
- Лазание по гимнастической стенке одноименным способом
При тестировании детей от 3 до 7 лет появилась возможность оценить их физическую подготовленность через показатели развития физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Ниже приводятся тесты, на основании которых можно определить уровень развития физических качеств.
Тест №1 ( Скорость )
Бег 10м. с хода
Бег 30м. с высокого старта
Тест №2 ( Гибкость )
Наклон вперед со скамейки. ( Измерение производить линейкой).
Если ребенок не дотягивается до скамейки – показатель со знаком ( - ), если ниже – со знаком ( + ).
Тест №3 ( Ловкость )
Челночный бег 3 + 10м. ( 5 кубиков располагаются по прямой линии – кубики оббегать).
Тест №4 ( Скоростно-силовые качества )
Прыжки в длину с места
Прыжки в длину с разбега
Прыжки в высоту
Бросок мяча
Тест №5 ( Выносливость )
100м. – 4 года, 200м. – 5 лет, 300м. – 6 лет (без остановок)
Тест №6 ( Координация )
Ребенок стоит на одной ноге, другую руками держит за согнутое колено ( секунды )
Также для оценки функционального состояния организма ребенка можно применять пробу Мартинэ – Кушелевского:
20 приседаний за 30 сек.
Дети 3 – 4 лет могут приседать 10 раз за 15 сек.
Вместе с тем такой подход (по показателям развития физических качеств), к оценке физической подготовленности не отражает потенциальных возможностей каждого ребенка в его физическом развитии. В этой связи наиболее эффективным методом служит прирост показателей физических качеств за период подготовки в течении всего учебного года. Он показывает изменения в физической подготовленности детей под влиянием физкультурно-оздоровительных мероприятий и выражается в разнице между исходными показателями первоначального тестирования и полученными в конце года. Сама по себе такая разница несет объективную информацию и дать оценку темпов прироста показателей физических качеств лучше всего по такой формуле:
А = | 100% ( В2 – В1 ) |
С ( В1 + В2 ) |
где А – прирост показателя теста в % ; В1 – исходный показатель тестирования ; В2 – конечный показатель тестирования ; С – средний показатель ( 0,5 ).
Приведем пример. В начале года Петров Дима прыгнул в длину с места на 42 см., а в конце года – на 46см. Подставляя эти значения в формулу, получаем:
А = | 100% ( 46 – 42 ) | = 9 % |
0,5 (46 + 42 ) |
Почему произошли такие изменения : за счет целенаправленного физического воспитания или естественного роста ребенка? Н а эти вопросы отвечает шкала оценок, разработанная на базе значительного статистического материала.
Таблица №4
Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста.
Темп прироста | Оценка | Причины прироста |
до 8 % | неудовлетворительно | естественный рост |
от 8 % до 10 % | удовлетворительно | естественный рост и двигательная активность |
от 10 % до 15 % | хорошо | естественный рост и система физического воспитания |
свыше 15 % | отлично | целенаправленное эффективное использование естественных сил природы и физических упражнений |
Для оформления результатов тестирования следует заполнить на группу протокол следующей формы:
Таблица №5
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | № теста | Начало года | Конец года | Темп прироста % | Оценка |
Далее предлагается итоговая таблица, заполняемая в конце года.
Таблица №6
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Номер теста и его оценка в баллах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | средний бал | ||
1. | Потапов Костя | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 3,8 |
2. | Петров Женя | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4.3 |
Результаты тестирования физических качеств выражаются в количественных показателях времени, расстояния, отвлеченных единицах и т. д. Они ( результаты ) заносятся в протоколы и на основании протоколов в конце года заполняется таблица темпов прироста физических качеств детей.
Приложение.
Таблица № 3
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Бег 30 м. | Прыжок в длину с места | Прыжок в длину с разбега | Метание тенисного мяча | Наклон вперед из положения стоя на скамейке | Челночный бег 3 + 10 | Прыжок в высоту с разбега | Отбивание мяча от пола | Бег на выносливость | |||||||||
Осень | Весна | Осень | Весна | Осень | Весна | Осень | Весна | Осень | Весна | Осень | Весна | Осень | Весна | Осень | Весна | Осень | Весна | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной школы.
Тестирование проводилось в 5 и 8 классах. Первый этап тестирование в сентябре-октябре 2008 года , второй в апрель-май 2009. Всего в тестирование приняло участие 40 человек, что составило 98 % учеников...
Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной школы.
Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной шко...
Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся выпускных классов.
Был проведен мониторинг и оценка физического развития и физической подготовленности учащихся выпускных классов с различной образовательной нагрузкой и влияние введения инновационных прогам...
Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся.
Мониторинг- важнейший элемент в системе педагогического управления. В его рамках отслеживается, оценивается , корректируется и прогнозируется образовательная деятельность....
Влияние уровня физической подготовленности школьников 13-14 лет на овладение техническими элементами игры в волейбол на уроках физической культуры.
Методическая разработка может помочь в написании курсовой или дипломной работы по предмету - физическая культура....
Формирование физического здоровья учащихся через оптимизацию двигательного режима и физической подготовленности (качеств) в процессе здоровьесберегающей деятельности.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников из-за растущей учебной нагрузки и гиподинамии на общем фоне социально-психологического дискомфорта. По о...
Педагогический мониторинг оценки физической подготовленности дошкольников.
Для оценки уровня усвоения детьми образовательной программы по физическому развитию разработала педагогический мониторинг в соответствии с ФГОС ДО....