Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Сидорова Светлана Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС общего образования

на уроках физической культуры

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Он включает в себя требования

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО);

к структуре ООП ООО, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

к условиям реализации ООП ООО, учитывая и возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Слайд 3

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию,

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования на основе нравственных принципов, традиционных российских ценностей, актуальных научных знаний и умений, уважения к традициям многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества,

активную учебно-познавательную деятельность, построение учебной и воспитательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся и с ориентацией на результаты образования.

Таким образом, основной результат образования - это развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Слайд 4

Иными словами, формирование универсальных учебных действий (УУД)   формирует умение “учиться”, что, в свою очередь, дает ребенку возможность для самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения материала.

Еще К.Д. Ушинский считал, что по возможности дети должны учиться самостоятельно, а учитель только помогать и направлять. Эти слова полностью отражают суть урока нового поколения.

 учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни

Слайд 5

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся.

Основные цели изучения физической культуры в основной школе обозначены в фундаментальном ядре содержания общего образования и примерной программе по физической культуры для 5-9 классов общеобразовательной школы.

Слайд 5

Результатами обучения по предмету также должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности.

Слайд 6

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника.

Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Физическая культуры» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый физически активный образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учетом индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

Слайд 7, 8

приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физическими упражнениями с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физическими упражнениями, избранными видами спорта и формами активного отдыха и досуга;

расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей; оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие занятий физическими упражнениями посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

Слайд 9

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся.

формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий и приемами из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет физических упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств и двигательных способностей, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Урок по ФГОС - это не “я просто повторяю за учителем”, а “я сам ищу способы осмысления информации.

Рекомендации по разработке методики:

Обращаться к разуму учащихся, к опыту ребенка.

Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся.

Задания должны соответствовать возрасту детей.

Обязательно планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные). Предметные - то, чему должны научить за урок. Достаточно 1-3.

Ход урока - мотивация. Учитель выстраивает начало урока так, чтобы дети самостоятельно озвучили тему урока и могли поставить учебную задачу.

Постоянные обращения к опыту ребенка

Познавательная деятельнось

Итог урока, оценка

Учебная задача? Научились или нет? Какие сложности?

Оценивание своей работы и работы партнера. Критерии!!!!

Трудность - нежелание слушать задание; понимать цель его выполнения; неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и мн. др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры

Слайд 2

Основные требования ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО); к структуре ООП ООО, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений; к условиям реализации ООП ООО, учитывая и возрастные. и индивидуальные особенности обучающихся, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Слайд 3

С истемно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования на основе нравственных принципов, традиционных российских ценностей, актуальных научных знаний и умений, уважения к традициям многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества, активную учебно-познавательную деятельность, построение учебной и воспитательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся и с ориентацией на результаты образования.

Слайд 4

Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры Личностные Самоопределение внутренняя позиция школьника, самооценка, самоуважение Смыслообразование мотивация (внешняя и внутренняя), граны собственного знания и незнания Регулятивные Целеполагание Планирование Самоконтроль Самооценка Познавательные Формулирование цели Поиск и выделение нужной информации Выбор наиболее эффективных способ решения учебных задач Сравнение, анализ, синтез Коммуникативные Постановка вопросов Решение конфликтов Взаимодействие со сверстниками и учителями

Слайд 5

УУД Личностные Метапредметные Предметные Р егулятивные контроль, оценка и коррекция своей деятельности П ознавательные работа с информацией, с учебными моделями, таблицами, схемами, сравнение, анализ К оммуникативные постановка вопросов, решение конфликтов, взаимодействие со сверстниками и учителями системы индивидуально значимых и общественно приемлимых социальных и межличностных отношений , ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции Смыслообразование мотивация к обучению способность ставить цели и строить жизненные планы Самоопределение способность обучающихся к саморазвитию , личностному самоопределению организаци я самостоятельных занятий ФУ с соблюдением правил ТБ и профилактики травматизма умени е отбирать ФУ и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств развити е физических качеств , оцен ка текуще го состояни я организма , определ ение воздействи я ФУ на организм овладение основами технических действий и приемами из базовых видов спорта, выполнением ОРУ и т.д.

Слайд 6

1.2.5.16. Физическая культура Выпускник научится (базовый уровень) : · рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе; · характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; · раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; · разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; · руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; · руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

Слайд 7

Выпускник научится: составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; · классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; · самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; · тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; · выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; · выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);

Слайд 8

Выпускник научится: выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; · выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; · выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту); · выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона; · выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; · выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; · выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Слайд 9

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень) : · характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; · характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту; · определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма; · вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; · проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; · проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа; · выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья; · преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; · осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; · выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; · выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта; · проплывать учебную дистанцию вольным стилем.

Слайд 10

Оценка учебных достижений является важной стороной педагогического процесса по физической культуре. Она производится с учетом состояния здоровья учащихся, особенностей содержания и результатов освоения учебного предмета “Физическая культура” . Если у учащихся есть противопоказания по состоянию здоровья, относящиеся к освоению физической культуры, оценка успеваемости производится с учетом ограничений и рекомендаций медицинских работников. Результатами освоения учебного предмета “Физическая культура” являются : знания, двигательные умения, навыки, способы физкультурной и спортивной деятельности, умение использовать их с целью физического и связанного с ним развития личности. Оцениваемыми учебными достижениями учащихся по учебному предмету “Физическая культура” являются : уровни освоения знаний, двигательных умений и навыков, физической подготовленности, изменение уровня физической подготовленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы

"Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребенка"...

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения....

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

   В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания...

Доклад на тему "Реализация ФГОС ООО на уроках физической культуры"

Изучение физической культуры на ступенях общего образования направлено на достижение следующих целей:- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональн...

Тема самообразования "Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы"

Тема самообразования "Реализация ФГОС общего образования  на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы"...

Семинар "Реализация ФГОС СОО на уроках физической культуры"

Семинар "Реализация ФГОС СОО на уроках физической культуры"...