РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по спортивной секции «Волейбол» 5-9 класс (спортивно – оздоровительное направление)
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данна программа имеет физкультурно - спортивную направленность и рассчитана на 1 год. Она ориентирована на учащихся 5-9 класов. Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волейбол | 94.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора___________Е.А. Якуничева «__» августа 2017 года | Утверждено Директор школы __________И.Л. Саленкова Приказ № 181от «01» сентября 2018 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по спортивной секции «Волейбол» 5-9 класс
(спортивно – оздоровительное направление)
Учитель: Филиппенкова Наталья Анатольевна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей физической культуры и ОБЖ
Протокол № 1 от «_____» августа 2018г.
Руководитель школьного МО _____________ (Степченкова М.В.)
СОДЕРЖАНИЕ
рабочей программы
стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………….………...2-4 стр.
2. Общая характеристика учебного предмета ……..……………….............. 5 стр.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане ………….............. 6 стр.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета …………………………………………………………………………………… 7 -10 стр.
5. Содержание учебного предмета ……………………………………………11-13 стр.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ……………………………………………14-18 стр.
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………...19-23 стр.
8. Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………………………………………………24-25 стр.
- Пояснительная записка
Программа по предмету "Физическая культура" на основе волейбола для обучающихся 5 - 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Пр. №1089 Минобразования РФ от 5 марта 2004), отвечает положениям Закона "Об образовании" в части духовно-нравственного развития учащихся, основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры (2001), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007г. №329-ФЗ, в котором отмечается, что организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (гл.3 ст. 28. п.2.). Содержание программы основано на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации:
- требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» основного общего образования (ГОС и ФГОС);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
- Поручение Президента Российской Федерации от 02.10.2007г. №ПР-1766 «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;
- Положение «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020года» в отношении модернизации системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009года №1101-ф.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889
- Методические рекомендации при подготовке учебных программ по предмету «Физическая культура» приказ Министерства образования и науки России от 29 июля 2011г №1560;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Примерный учебный план ОУ Смоленской области пр. от 03.06.13 № 524;
- Основная образовательная программа начального (основного) общего образования МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» ;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»;
Рабочая программа спортивной секции «Волейбол» составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: «Просвещение», 2012.).
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на 1 год. Она ориентирована на учащихся 5-9 классов, в связи с чем при подборе упражнений и нагрузок необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель:
Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на общем уровне.
Задачи:
образовательные
-обучение техническим приёмам и правилам игры;
- обучение тактическим действиям;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
воспитательные
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
развивающие
- повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- совершенствование навыков и умений игры;
- развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
- подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
2. Общая характеристика учебного предмета.
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели, действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
- доступностью игры для любого возраста;
- возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
- простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
- чувства коллективизма;
- настойчивости, решительности, целеустремлённости;
- внимания и быстроты мышления;
- способности управлять своими эмоциями;
- совершенствованию основных физических качеств.
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий. В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Практический раздел программы предусматривает:
- овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
- формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;
- приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
- содействие общему физическому развитию и направленное на совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.
Программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:
1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3 Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе.
5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по волейболу рассчитана на 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
При разработке учитывалось участие школы в районной спартакиаде школьных лиг по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика). Также при составлении программы учитывалась материально-техническая база школы. Срок освоения программы рассчитан на 1 года обучения.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ для 5-9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
В области трудовой культуры: умение обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время игровой деятельности.
В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.
В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность.
В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.
В области физической культуры:владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результатыПриобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;умение оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
В области физической культуры:способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
5. Содержание учебного предмета.
Наименование раздела | Содержание | Кол.часов | Результаты освоения учебного предмета | ||
личностные | метапредметные | предметные | |||
Теория Техническая подготовка Тактическая подготовка Общефизическая подготовка Соревнования | История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол. Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений. Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе. Овладение техникой подачи:нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая. Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ). Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3. Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3. Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом. Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3. Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом. Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности. | 4 42 20 На каждом занятии 2 | Владение знаниямиоистории возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол. Владение знаниями о технике передвижений и стоек, передач, подач, ударов. Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. Умение сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно. Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. | Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения Стремление к освоению новых знаний и умений Добросовестно выполнять учебные задания, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. | Применять знания в организации здорового образа жизни. Интересно и доступно излагать знания, грамотно пользоваться понятийным аппаратом Применять знания о технике передвижений и стоек, передач, подач, ударов. Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды. |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
по физической культуре в спортивном зале.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
Основная школа | |||
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 | Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) | Д | |
1.3 | Авторские рабочие программы по физической культуре
| Д | |
1.4 | Учебник по физической культуре | Г | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.5 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
2 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
2.1 | Щит баскетбольный тренировочный | Г |
|
2.2 | Стенка гимнастическая | Г |
|
2.3 | Скамейки гимнастические | Г |
|
2.5 | Стойки волейбольные | Г |
|
2.6 | Сетки волейбольные | Г | |
2.7 | Ворота для мини-футбола | Г | |
2.8 | Бадминтон | Г | |
2.9 | Бревно гимнастическое напольное | Д |
|
2.10 | Перекладина гимнастическая | Г |
|
2.11 | Обручи гимнастические | Г |
|
2.12 | Скакалка гимнастическая | Г | |
2.13 | Палка гимнастическая | Г | |
2.14 | Комплект матов гимнастических | Г |
|
2.15 | Аптечка медицинская | Д |
|
2.16 | Мячи футбольные | Г |
|
2.17 | Мячи баскетбольные | Г |
|
2.18 | Мячи волейбольные | Г |
|
2.19 | Мячи гандбольные | Г | |
2.20 | Мячи резиновые большие D = 20см | Г | |
2.21 | Кегли | Г | |
2.22 | Шахматы | Г | |
2.23 | Мячи набивные (1 кг) | Г | |
2.24 | Мячи малые (теннисные) | Г | |
2.25 | Мешочки с грузом | Г | |
2.26 | Коврики гимнастические | Г | |
2.27 | Корпус козла гимнастического школьного | Г | |
2.28 | Корпус коня гимнастического | Г | |
2.29 | Канаты для лазания l-6 м | Г | |
2.30 | Эстафетные палочки | Г | |
2.31 | Планка для прыжков в высоту | Г | |
2.32 | Стойки для прыжков в высоту | Г | |
2.33 | Мячи для метания | Г | |
2.34 | Гранаты 500гр., 700гр | Г | |
2.35 | Стартовые колодки | Г | |
2.36 | Теннисные мячи | Г | |
2.37 | Цели устанавливаемые | Г | |
2.38 | Сетки для защиты окон | Г | |
2.39 | Сетки для переноса мячей | Г | |
2.40 | Стеллажи для хранения мячей | Г | |
2.41 | Секундомер | Д |
|
2.42 | Насос для накачивания мячей | Г | |
2.43 | Рулетка измерительная | Г | |
2.44 | Жилетки игровые с номерами | Г | |
2.45 | Фитбол | Г | |
3 | Спортивные залы (кабинеты) | ||
3.1 | Спортивный зал игровой (гимнастический) | ||
3.2 | Кабинет учителя |
| С раздевалками для мальчиков и девочек |
3.3 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
| Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды |
4 | Пришкольный стадион (площадка) |
| Включает в себя стеллажи. |
4.1 | Легкоатлетическая дорожка | ||
4.2 | Сектор для прыжков в длину | Д |
|
4.3 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | Д |
|
4.4 | Гимнастический городок | Д |
|
4.5 | Полоса препятствий | Д |
|
5 | Экранно-звуковые пособия |
| |
5.1 | Видеофильмы | ||
5.2 | Аудиозаписи | ||
5.3 | Электронные проекты и презентации учителей и учащихся | ||
6. | Информационные и технические средства обучения | ||
6.1 | Аудиоцентр, | ||
6.2 | Сканер | ||
6.3 | Ноутбук | ||
6.4 | Цифровая видеокамера | ||
6.5 | Цифровая фотокамера | ||
6.6 | Проектор | ||
6.7 | Мультимедийный компьютер с выходом в Интернет | ||
6.8 | Интерактивная доска | ||
6.9 | Электронный лазерный стрелковый тренажер «Лазер-СТК» – интерактивный школьный тир |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
по физической культуре в тренажерном зале.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
Основная школа | |||
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (тренажерного зала) |
1.2 | Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) | Д | |
1.3 | Авторские рабочие программы по физической культуре
| Д | |
1.4 | Учебник по физической культуре | Г | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.5 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
1.7 | Аудивизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях) | Д | |
2 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
2.1 | Беговая дорожка механическая | Г |
|
2.2 | Стенка гимнастическая | Г |
|
2.3 | Скамейки гимнастические | Г |
|
2.5 | Велотренажер магнитный | Г |
|
2.6 | Силовой центр | Г |
|
2.7 | Тренажер эллиптический | Г |
|
2.8 | Силовая станция | Г |
|
2.9 | Мини степпер | Г | |
2.10 | Скамья для пресса | Г | |
2.11 | Тренажер-манекен | Г |
|
2.12 | Тренажер силовой типа скамья с грифом и дисками | Г |
|
2.13 | Тренажер силовой гиперэкстензия | Г |
|
2.14 | Тренажер силовой парта для бицепса | Г |
|
2.15 | Тренажер 5-ти позиционный многофункциональный | Г |
|
2.16 | Аптечка медицинская | Г |
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Способы двигательной деятельности.
Использовать занятия спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепление собственного здоровья, повышение уровня физических кондиций.
Физическое совершенствование
Выполнять комплексы упр-й по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности.
Выполнять организующие команды и приемы из числа хорошо освоенных.
Выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках.
Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности.
Выполнять тестовые упр-я на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
- Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год(декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Контрольные испытания.
общефизическая подготовка.
- Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
- Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
- Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
- Испытание на точность передачи через сетку.
- Испытания на точность подач.
- Испытания на точность нападающего удара.
- Испытания в защитных действиях.
Тактическая подготовка.
- Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара.
- выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | |||||||||||||||||
мальчики | девочки | |||||||||||||||||||
высокий | Выше среднего | средний | низкий | высокий | Выше среднего | средний | низкий | |||||||||||||
I. Передача мяча | 1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз). | 11 12 13 14 | 4 7 9 12 | 3 5 6 9 | 2 3 4 5 | 1 1 2 3 | 4 6 7 9 | 3 4 5 7 | 2 3 3 4 | 1 1 2 3 | ||||||||||
2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток) | 11 12 | 3 5 | 2 4 | 1 2 | 0 1 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 0 1 | |||||||||||
3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток) | 11 12 | 4 6 | 3 5 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | |||||||||||
4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 4 6 6 6 7 | 3 5 5 5 5 | 2 3 3 3 3 | 1 2 2 2 2 | 3 5 5 5 6 | 2 4 4 4 5 | 1 2 3 3 3 | 0 1 2 2 2 | |||||||||||
5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | 13 14 | 5 6 | 4 5 | 3 3 | 2 2 | 4 5 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | |||||||||||
6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток) | 15 16 17 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 2 | 1 1 1 | 3 4 4 | 2 3 3 | 1 2 2 | 0 1 1 | |||||||||||
7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | 15 16 17 | 5 5 7 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 2 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 3 | 1 1 2 | |||||||||||
II. Подача мяча | 1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) | 11 12 | 7 8 | 4 6 | 3 4 | 1 2 | 6 7 | 4 5 | 3 3 | 1 2 | ||||||||||
2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 11 12 | 4 6 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 1 2 | 0 1 | |||||||||||
3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) | 13 14 | 8 9 | 5 7 | 3 5 | 2 3 | 6 7 | 4 5 | 3 4 | 2 2 | |||||||||||
4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 13 14 | 5 6 | 4 5 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 2 2 | 1 1 | |||||||||||
5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 15 16 17 | 6 7 8 | 5 5 6 | 3 4 4 | 2 3 3 | 5 5 6 | 4 4 4 | 2 3 3 | 1 2 2 | |||||||||||
6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток) | 15 16 17 | 5 7 8 | 4 6 7 | 2 4 5 | 1 2 3 | 4 5 6 | 3 3 5 | 2 2 3 | 1 1 2 | |||||||||||
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | |||||||||||||||||
мальчики | девочки | |||||||||||||||||||
высокий | Выше среднего | средний | низкий | высокий | Выше среднего | средний | низкий | |||||||||||||
III. Нападающий удар | 1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) | 11 12 13 14 | 3 4 6 8 | 2 3 5 6 | 1 2 3 4 | 0 1 2 3 | 2 3 6 6 | 1 2 5 5 | - 1 3 3 | - - 2 2 | ||||||||||
2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3 | 15 16 17 | 6 7 8 | 5 6 7 | 4 4 5 | 3 3 4 | 5 6 7 | 4 5 6 | 3 3 4 | 2 2 3 | |||||||||||
3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) | 15 16 17 | 5 7 8 | 4 6 6 | 3 5 5 | 2 4 4 | 4 6 6 | 3 5 5 | 2 4 4 | 1 3 3 | |||||||||||
IV. Блокирование | 1. Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 2 2 5 6 8 | 1 1 4 5 6 | 1 1 2 4 4 | - - 1 2 3 | 1 2 4 5 7 | 1 1 3 4 5 | - - 2 3 3 | - - 1 1 1 | ||||||||||
2. Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 2 2 5 6 8 | 1 1 4 5 6 | 1 1 2 4 4 | - - 1 2 3 | 1 2 5 5 7 | 1 1 3 4 5 | - - 2 3 3 | - - 1 1 1 | |||||||||||
3. Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток) | 15 16 17 | 4 5 6 | 3 4 5 | 2 3 4 | 1 2 2 | 3 4 5 | 2 3 4 | 2 3 3 | 1 1 1 |
8. Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Учебно-тематический план (34часа).
№п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Теория | 4 |
2 | Специальная подготовка техническая | 42 |
3 | Специальная подготовка тактическая | 20 |
4 | ОФП | На каждом занятии |
5 | Соревнования | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Размеры площадки. Основные ошибки. Техника безопасности. | 2 | ||
Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол» | 2 | ||
Стойка игрока. Перемещение в сойке | 2 | ||
Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 2 | ||
Приём мяча двумя руками снизу | 2 | ||
Верхняя передача мяча в парах, тройках | 2 | ||
Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 2 | ||
Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 2 | ||
Позиционное нападение. Учебная игра | 2 | ||
Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 2 | ||
Учебная игра. Развитие координационных способностей | 2 | ||
Учебная игра. Развитие координационных способностей | 2 | ||
Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 2 | ||
Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. | 2 | ||
Игра «Мяч через сетку» по основным правилам | 2 | ||
Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихся к судейству | 2 | ||
Двусторонняя игра | 2 | ||
Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол» | 2 | ||
Стойка игрока. Перемещение в сойке | 2 | ||
Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 2 | ||
Приём мяча двумя руками снизу | 2 | ||
Верхняя передача мяча в парах, тройках. | 2 | ||
Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. | 2 | ||
Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 2 | ||
Позиционное нападение. Учебная игра | 2 | ||
Позиционное нападение. Учебная игра | 2 | ||
Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 2 | ||
Комбинации из передвижений и остановок игрока. | 2 | ||
Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 2 | ||
Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 2 | ||
Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 2 | ||
Двухсторонняя игра с элементами волейбола | 2 | ||
Соревнование в группах | 2 | ||
Соревнование. Итоговое занятие | 2 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
3. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.
4. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
5. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978.
6. Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.
7. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа обучения игре в волейбол (8-11 классы)
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных...
Дополнительная образовательная программа спортивной секции « ВОЛЕЙБОЛ » (9 – 11 классы)
Волейбол – спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуац...
Программа дополнительного образования секция "Волейбол" 5-11 класс
Программа секция "Волейбол"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по волейболу 5-9 класс.
Внеурочная деят. Волейбол. (5-9 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 4-5 класс 2019г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 4-5 класс 2019г....
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 8-11 класс 2019г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по "Волейболу 8-11 класс 2019г....
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «ВОЛЕЙБОЛ» 7-11 классы.
Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материалана четыре года обучения. В соответствии с годами о...