АОП по предмету "Ритмика" для обучающихся 2-3 класса с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по физкультуре по теме

Кузнецова Алла Валерьевна

Программа  обучения  по  предмету "Ритмика" для  учащихся 2-3  класса с  ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Петрова».        

                                                                        Согласовано:               Утверждаю:

Рассмотрено на заседании                         Зам. директора по УВР        директор школы

ШМО начальных классов                    _____________Е.А.Иванова               ___________________Н.И. Христюк.

№________от_______________        

Руководитель ШМО                     «___» ________________2018 г.        «___» ________________2018 г

______________ О.И. Егорова

                                                     

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по предмету «Ритмика»

для обучающихся

с нарушениями интеллекта

2-3 классов

                                                                                                 Учитель: Кузнецова Алла Валерьевна

2018-2019 учебный  год

I.Пояснительная записка

Преподавание ритмики в образовательном учреждении  для детей с интеллектуальными нарушениями  обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития  средствами музыкально-ритмической деятельности.

Важнейшие задачи образования обучающихся с умственной отсталостью:  формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное и физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью  реализуются в процессе обучения всем предметам.

 Однако каждый из них имеет свою специфику.

Особое значение ритмики для учащихся  существует для исправления недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитание положительных качеств личности.

  Таким образом, ритмика является эффективным средством развития личности школьника.

Для достижения поставленной  цели выделяются следующие основные задачи:

- научить выполнять под музыку различные движения, петь, танцевать;

- научить слушать музыку.

- играть на простейших музыкальных инструментах.

II. Общая характеристика учебного предмета

Данная рабочая адаптированная общеобразовательная программа по предмету «ритмика» для обучающихся с нарушениями интеллекта для -2-3 классов (далее-рабочая программа) составлена на 2018-2019г. на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями интеллекта, МБОУ «Партизанская средняя  общеобразовательная   школа  им. П.П. Петрова»

Срок реализации программы – 1 год.

Программа по ритмике состоит из следующих разделов:

  • Упражнения на ориентировку в пространстве.
  • Ритмико-гимнастические упражнения.
  • Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
  • Игры под музыку.
  • Танцевальные упражнения.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых  музыкально-двигательных навыков. В раздел входят задания на выработку координационных движений.

Во время проведения игр под музыку формируется умение учащихся создавать музыкально-двигательный образ.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами начинаются с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулак, сцепление с напряжением и без напряжения.

Обучению  школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения  ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих  характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.

Контроль за усвоением знаний. 

Критерии и нормы оценивания знаний,  умений, навыков уч-ся.

Оценка  предметных результатов осуществляется со второго полугодия 2 класса, т.е.  в  тот  период,  когда у обучающихся с нарушениями интеллекта будут сформированы некоторые начальные навыки движений.  Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.   В течение  первого полугодия 2 класса всячески поощряется и стимулируется работа учеников. При этом используется только качественная оценка и не является принципиально важным, насколько обучающийся с нарушениями интеллекта продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Оценка  предметных результатов обучающихся осуществляется со второго полугодия II-го класса, т.е.  в  тот  период,  когда деятельность на уроках ритмики для них будет привычной,  будут сформированы основные ритмические умения и навыки.  

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся. Успеваемость оценивается по пятибалльной системе.

Главным требованием при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:

  • как ученик овладел основами двигательных навыков;
  • как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
  • как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
  • как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;
  • как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
  • как относится к урокам;
  • каков его внешний вид; соблюдает ли дисциплину.

Последнее требование не влияет на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом учащимся 2-3 классов.

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. Следовательно, оценка «5» выставляется за такое выполнение сразу. К мелким ошибкам в основном относятся неточность ориентирования в пространстве, нарушение ритма, неправильное исходное положение.

Значительные ошибки — это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

  • начало упражнений  не из требуемого положения;
  • долгая  реакцию на смену музыкальных фраз.
  • несинхронность выполнения упражнения.

Оценка за такое выполнение «4», если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких; если их больше, то оценка «3».

Грубые ошибки — это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Оценка может быть «3», если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет « Ритмика» изучается в в рамках коррекционно-развивающей области учебного плана  МБОУ «Партизанская средняя  общеобразовательная   школа  им. П.П. Петрова» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  в объёме:

  1 час в неделю (34 часа в год).22432434

Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

        IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами учащихся 2-3 классов предмета «Ритмика»  являются:

-реализация физического потенциала в процессе коллективного (индивидуального) выполнения упражнений;

-позитивная самооценка своих  возможностей;

- осознавать себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением;

- положительно относиться к окружающей действительности;

- самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;

 - понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Предметными результатами учащихся 2-3 классов  предмета «Ритмика»  являются: 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2-3 классов. 

- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

- организованно строиться;

- сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

- легко, естественно и непринужденно выполнять игровые и плясовые движения;

- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.

V. Содержание учебного предмета

     

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Реагировать на начало и окончания звучания музыки. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. Двигаться в быстром, медленном темпе.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки. Ритмично ходить под музыку.

Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Круговые движения кистью (напряженное и свободное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

Упражнения на детских музыкальных инструментах.

Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).

Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев. Собираться в круг в играх и хороводах.

Танцы и пляски

Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.

Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку». Игры- « Бубен, погремушечка», « Паровоз», « Стукалка», «Гулять –отдыхать», «Флажок», «Покружились, поклонились», «Игра с матрешками».

VI.Тематическое планирование

6.2. Календарно-тематический план уроков ритмики               

                                                                                                            2 -3 классы                                34 часа-1 часа в неделю

Календарные сроки

№ П/П

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

план

факт

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

1.Формирование умения двигаться в умеренном темпе

2. Закрепление  умения двигаться в умеренном темпе

3. Формирование умения двигаться в быстром темпе

4. Закрепление умения двигаться в быстром темпе

5. Формирование умения двигаться со спокойным характером музыки

6.Закрепление  умения двигаться со спокойным характером музыки

        

7. Формирование умения двигаться с маршевым характером музыки

8. . Закрепление умения двигаться с маршевым характером музыки

9. . Формирование умения двигаться с плясовым характером музыки

10. Закрепление умения двигаться с плясовым характером музыки

11. Формирование умения реагировать на начало звучания музыки.

12. Закрепление умения реагировать на начало звучания музыки

13 Формирование умения реагировать на окончание звучания музыки

14. Закрепление умения реагировать на окончание звучания музыки.

15. Формирование умения менять движения в соответствии с изменением музыкального метроритма

16. Закрепление умения менять движения в соответствии с изменением музыкального

метроритма

17. Формирование умения ритмично ходить под музыку

 18. Закрепление умения ритмично ходить под музыку

19. Формирование умения хлопать в ладоши и одновременно полуприседать

 20. Закрепление умения хлопать в ладоши и одновременно полуприседать

21. Формирование умения покачиваться с ноги на ногу

22. Закрепление умения покачиваться с ноги на ногу.

23.  Формирование умения поднимать платочки, флажки, помахивать ими

24. Закрепление умения поднимать платочки, флажки, помахивать ими.

25. Формирование умения собираться в круг в играх и хороводах.

26. Закрепление умения собираться в круг в играх и хороводах.

27. Разучивание игры «Бубен, погремушка», «Паровоз».

28. Отработка игры «Бубен, погремушка», «Паровоз».

29. Разучивание игры «Стукалка», «Гулять - отдыхать»

30. Отработка игры «Стукалка», «Гулять - отдыхать».

31. Разучивание игры «Флажок» , «Упражнения с флажками»

32. Отработка игры «Флажок» , «Упражнения с флажками»

33. Разучивание игры «Покружились, поклонились», «Игра с матрешками».

34 Отработка игры «Покружились, поклонились», «Игра с матрешками».

                    1-10

-слушать и понимать учителя.

-выполнять ритмические рисунки.

--двигаться в медленном и быстром темпе;

-понимать характер музыки (марш, пляска).

-слушать произведения разного характера.

               11-14

-слушать и понимать учителя.

-реагировать на начало и окончание музыки.

-двигаться в темп.

           15-20

-слушать и понимать учителя.

-ритмично ходить под музыку.

-хлопать в ладоши под музыку.

-приседать под музыку.

                21-26

-слушать и понимать учителя.

- выполнять ритмические

упражнения.

- выполнять имитацию рукой поднимания платочка, флажка.

-самостоятельно собираться в круг, хороводы.

                27-34

-слушать и понимать учителя.

-выполнять условия игры.

-самостоятельно играть в игры.

-узнавать игру по музыке.

 Темп.

Темп.

Темп.

Темп.

Движение.

Движение.

Движение.

Движение.

Движение.

Движение.

Реакция.

Реакция.

Реакция.

Реакция.

Движение.

Движение.

Ходьба.

Ходьба.

Хлопать и приседать.

Хлопать и приседать.

Покачиваться.

Покачиваться.

Поднимать, помахивать.

Поднимать, помахивать.

Круг.

Круг.

Игры.

Игры.

Игры.

Игры.

Игры.

Игры.

Игры.

Игры.

1-14

Регулятивные:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-уметь пользоваться учебной мебелью;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

              15-20

Регулятивные:

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- уметь читать, писать;

- уметь наблюдать.

Коммуникативные:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик);

          21-27

Регулятивные:

-уметь пользоваться учебной мебелью;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- уметь наблюдать.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик);

         28-34

Регулятивные:

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарём) и уметь организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные:

- пользоваться знаками, символами, предметными заместителями;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- уметь наблюдать.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

  - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по предмету «Ритмика»

1.  Адаптированная основная  общеобразовательная программа образования обучающихся с нарушением интеллекта  МБОУ «Партизанская средняя  общеобразовательная   школа  им. П.П. Петрова»

2. Програма: А.А. Айдарбекова («Программа специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида. 1-4  классы»  Москва Владос 2001г.

3. Учебно-методическое пособие А.Е. Чибрикова-Луговская «Ритмика». Москва Издательский «Дрофа» 1998г.

4. Учебно-методическое пособие С.И. Бекина «Музыка и движение». Москва «Просвещение» 1984г.

5. «Красноярский материк»Времена.Люди.Документы. (Эвенкийские пословицы).

6. Художественная культура Красноярья. Издательство Красноярского университета 1992г.

7. Масютенкова В, Мельник А., «Снегири» Красноярское книжное издательство 1991г (сборник танцев).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Скамейки гимнастические

Обручи гимнастические

Набор для подвижных игр

Аптечка медицинская

Мячи

Оборудование полосы препятствий

Пришкольный стадион (площадка)

Гимнастический городок

Полоса препятствий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 5,6,7 классов попредметам: математика, алгебра, геометрия, физика.

Представляю Вашему  вниманию рабочие программы используемые для заполнения бумажного журнала....

Рабочие программы для 5,6,7 классов попредметам: математика, алгебра, геометрия, физика.

Представляю Вашему  вниманию рабочие программы используемые для заполнения бумажного журнала....

Презентация "Сопровождение учащихся сОВЗ"

- дети с овз- классификация- система нормативных требований-создание условий для инклюзивного образования- программы развития с учетом ФГОС...

Методика преодаления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов сОВЗ

Методика преодаления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов сОВЗ...

Методическая разработка занятия для обучающихся сОВЗ на тему: «Как я разрешаю конфликты с…?»

Цель: познакомить подростков с разными способами разрешения конфликтов. Задачи: - сформировать у подростков представление о понятии «конфликт»; - научить различать способы разрешения конфликтов; ...

Игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста сОВЗ

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПРВремя является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую ...