Методика преодаления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов сОВЗ
презентация к уроку на тему
Методика преодаления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов сОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agrammaticheskaya_disgrafiya.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В основе аграмматической дисграфии лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Каждый ребенок еще в дошкольном возрасте должен пройти так называемый « дограмматический период усвоения языка». При полноценном протекании этого периода ребенок, еще не знающий никаких грамматических правил, тем не менее, постепенно начинает правильно употреблять в своей речи все грамматические формы. До определенного возраста в речи всех детей имеются так называемые «детские аграмматизмы », представляющие собой вполне нормальное явление и постепенно исчезающие с возрастом.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется, начиная лишь с третьего года обучения, когда ребенок, уже овладевший грамотой, вплотную приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что ему никак не удается овладеть правилами изменения слов по числам, падежам, родам и пр. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой в соответствии с грамматическими нормами языка. Ребенок пишет аграмматично , то есть как бы вопреки правилам грамматики («длинный лента», «дети читает», «на окну» и т.п.).
Наличию аграмматизмов в устной речи детей нередко не придается особого значения потому, что звукопроизношение у них может быть при этом вполне правильным, что и дает повод считать их речь «нормальной». Такой ребенок в первом классе школы может прекрасно овладеть грамотой, то есть не допускать буквенных замен на письме ни по артикуляторно-акустическому , ни по оптическому принципам и не искажать звуковую структуру слов. Иначе говоря, он вполне может овладеть фонетическим принципом письма, при котором написание полностью совпадает с произношением. В первом и втором классах такие дети могут быть даже отличниками.
В письменных работах детей с аграмматической формой дисграфии чаще всего встречается неправильное написание безударной гласной в корне слова, даже тогда, когда правило правописания безударных гласных уже изучено. Это вызвано ограниченным словарным запасом детей, недостаточным пониманием семантики слова, нечеткими звуковыми представлениями о слове, что затрудняет подбор необходимых для проверки слов.
Также при аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на письме: неправильное употребление падежных окончаний (ошибки бывают даже в простых падежных формах); замены формы единственного числа имен существительных формой множественного числа и наоборот; ошибки согласования имен существительных с именами прилагательными в роде, падеже, числе; ошибки управления и согласования в словосочетаниях и предложениях; пропуски и замены предлогов.
Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования.
Логопедическая работа проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения; развитие функции словоизменения; формирование навыков словообразования; развитие умений морфологического анализа слова; работа над однокоренными словами; закрепление грамматических форм в письменной речи. Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения.
Коррекционная работа проводится в три взаимосвязанных этапа. Основным содержанием логопедической работы на I этапе стало: Закрепление навыков словообразования. Детей учат: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (с использованием суффиксов -к, - ик , -чик, и т.п.); образовывать и различать возвратные и невозвратные глаголы; образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин .
2. Формирование продуктивных и простых по семантике форм. Детей учат: различать формы именительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа имён существительных; образовывать имена существительные в форме единственного числа косвенного падежа без предлогов; согласовывать существительные и глаголы настоящего времени 3-го лица в числе.
Формирование навыка построения связных высказываний. Детей учат: соблюдать заданный порядок слов при записи предложения; отличать связный текст от набора слов, словосочетаний, предложений; составлять предложения из заданного набора слов без пропуска членов предложения и повторов; составлять тексты из 2-3 предложений, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лексические повторы, личные местоимения, наречия.
II этап коррекционной работы Задачами данного этапа стало: Усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат: образовывать словосочетания и предложения различных видов; характеризовать и различать между собой части речи.
Работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения. Детей учат: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением ( с использованием суффиксов - оньк , - еньк , - ышк и т.п.); образовывать существительные с суффиксом -инк, - енк , с суффиксом -ин; образовывать и различать между собой глаголы совершенного и несовершенного вида; образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами -ин, - нин , - ов , -ев и др.; образовывать относительные прилагательные с суффиксами - н , -ан, - ян , - енн (часы на стене настенные часы).
Формирование наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат: понимать и выполнять логико-грамматические конструкции (положите книгу на стол, положите карандаш книгу); понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах; закреплять навык использования в речи имён существительных в форме множественного числа без предлогов;
использовать в речи и различать между собой глаголы 1, 2, 3-го лица настоящего и прошедшего времени; согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в числе и роде; согласовывать имена прилагательные и имена существительные в числе.
III этап коррекционной работы: Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат: самостоятельному составлению связных текстов из предложений разных типов.
Уточнение знаний детей о непродуктивных формах словоизменения. Детей учат: образовывать названия животных; образовывать притяжательные прилагательные с различными суффиксами; образовывать относительные прилагательные с различными суффиксами;
Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат: использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах; согласовывать имена прилагательные с именами существительными в форме косвенного падежа; согласование притяжательных, указательных и определительных местоимений с именами существительными.
Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии Работа над словообразованием. Игра «Назови детёнышей» У льва — львёнок — львята У лисы — лисёнок — лисята У козы — козлёнок — козлята У оленя — оленёнок — оленята
Игра: «Отгадай профессию» Образование слов – названий профессий при помощи суффиксов - щик -, -ник-, - ист -, - тель - . Строит — строитель Пишет книги — писатель Спасает — спасатель Водит машину — водитель Покупает — покупатель Учит в школе — учитель
Игра «В гостях у гномика и великана» Поиграй с волшебными суффиксами - ик -, - ищ -, -к- . Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие. нос - носик - носище рука - нога - усы - стол - дом -
Образование относительных прилагательных при помощи суффиксов - н -, - ск -, - ов -, -ев-. Заменить словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных. Мяч из резины - резиновый мяч. Запах ели - … Шарф из шерсти - … Вкус меда - … Двор школы - … С тена из кирпича - …
Запиши слова парами, убрав в них суффикс. Образец: дырка - дыра. Шляпка - … Дубок - … Ключик - … Пожарник - … Образуй новые слова и запиши. Образец: побелить стены – побелка Прополоть грядки - … Сушить сено - … Посадить дерево - … Засолить огурцы - …
Образуй слова и запиши.
От слов, стоящих в скобках, образуйте слова-признаки. (длина) лента - длинная лента (весна) погода - … (рано) утро - … (осень) ночь - … (интерес) книга - … (даль) дорога - …
Игра «Чьё это?» Чьё логово - волчье логово Нюх - …, вой - …, клык - …, капкан - …, хвост - …, повадки - …, глаза - …, аппетит - …, запах - …, след - …, нос - …, когти - …, уши - …, шкура - …, морда - …, шерсть - …, лапа - …, ягоды - …, пасть - …, добыча - …, лапы - …, стая - … .
Образование слов с помощью приставок. Образуй слова по схеме.
«Как что может называться?» Образуй прилагательные от существительных. Запиши. Выдели приставки. Образец: часы на стене - настенные часы. переход под землёй - … камни под водой - … час перед рассветом - … повязка на рукаве - …
Определи действие по картинке. Запиши получившиеся глаголы.
Припиши нужную приставку в словосочетание. .бежать в комнату .ставить стул .брать грибов .писать письмо .колоть орех .вязать рану Подумай, какие здесь приставки? Дети ... шли из класса. Лена ... шла за Светой в сад. Дети ... шли из школы и ... шли домой.
Работа над согласованием слов в «числе» Игра «Мишка-хвастунишка» У меня есть коляска А у меня есть много колясок У меня есть лягушка А у меня есть много … У меня есть лист А у меня есть много … У меня есть улитка У меня есть линейка У меня есть стул У меня есть лента У меня есть билет У меня есть лейка У меня есть стул У меня есть колесо
Игра «А ну-ка, посчитай-ка!» К названию одного предмета подобрать названия двух, пяти предметов. Например: стул – два стула, пять стульев. ручка – две … , пять… ; пенал – два … , пять … и т. п. Игра «Один – много» Преобразование единственного числа во множественное. Стол - столы. Луг - … Луч - … и т. п.
Соедините линиями слова, подходящие по смыслу. Запишите. Новый шапка Новое шарф Новые платье Новая туфли Стоял береза Стояло лыжи Стояли кресло Стояла стол
Рассмотрите картинки. Из чего сделаны предметы? Образовать слова-признаки, обозначающие материал каждого предмета. К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопрос, какой? какая? или какие? и запишите его: Дом - … (деревянный), аквариум - … (стеклянный), шуба — … (меховая), платье — … (шелковое).
Среди предложенных изображений предметов назвать и записать предметы одного цвета. Красный шар, красная кружка, красное ведро.
Управление Изменение по падежам. Слова, отвечающие на вопросы Кем?, Чем? (Творительный падеж). Закончите предложения, отвечая на вопросы. Повторите предложения целиком. Лена машет (чем?) …….. Лена машет (каким?) платком. Витя пишет (чем)…….. Витя пишет (какой?) ручкой. Папа копает(чем?)…… Папа копает (какой?) лопатой.
Управление Изменение по падежам. Слова, отвечающие на вопросы кого?, чего? (родительный падеж). Послушайте предложение. Найдите в нём ошибку. Исправьте её. Произнесите предложение правильно. Лена выпила стакан кисель. Саша съел кусок торт. Больной выпил чашку молоко. Галя слышала голос кукушка. Громко стучали капли дождь.
Работа над предложением Игра «Кто что делает?» Подберите слова так, чтобы получилось предложение. Корова лает. Утка мычит. Собака крякает. Кошка хрюкает. Свинья квакает. Лягушка пищит. Мышь мяукает.
Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями. Вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга, сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженое. Изменить словосочетание, данное в скобках. Записать предложение. Мама подарила дочке (красивая кукла). Новая кукла (лежать в коробка).
Работа над предложением В каждой паре предложений указать правильное и неправильное. У Кати был день рожденья, потому что ей подарили куклу. Кате подарили куклу, потому что у неё был день рождения. Взошло солнце ,потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце.
Работа над предложением Восстанови и запиши предложения. а) кошка ,серую, ловит, мышку б) кошка, серая, ловит, мышку а) медведь, по, белый, льдине, идёт б) медведь, по, белой, льдине, идёт 3. а) кит, морю ,по, плывёт, синий б) кит, морю ,по, плывёт, синему а) лужайке, кузнечик, зелёный, по, прыгал б) лужайке, кузнечик, зелёной, по, прыгал
Работа над предложением Восстанови и запиши предложение. 1. Жёлтыецыплятаищутчервей . 2. Кошкаловитмышей . 3. Курыклюютпшено . 4. Медведьестмалину . 5. Лисапоймаласороку . 6. Лягушкасъелакомара . 7. Гусеницапроелаяблоко .
Работа над предложением Помоги Ёжику выделить и записать предложения: 1.вапролдэкороваблоавжкеёткжуёткенгшщзхсеноцукен. 2.рьбюжкеитьчмававлошадиифывапроллдлюбятболдовёссмит. 3.гнекуцуравпробелкафыпробгрызётщакутролорехиюдождпмит.
Работа над предложением. Определите границы предложений, запишите их и озаглавьте текст. Наступила зима Мише купили санки он очень рад санки быстро катят с горки Миша машет руками санки перевернулись мальчик упал в снег ему весело.
Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его. Опадать, деревья, осень, с, листья. Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение. Девочка сорвала Закончить предложение, подобрав нужное слово. На озере плавали белые . . Мальчик получил хорошую . .
Закончить предложения, изменяя слово вода . Записать предложения. Девочка заходит в … . Мальчик выходит из … . Кораблик плывёт по … . Рыбак стоит около … . Чайка летит над … .
Работа над предложением Составь предложения по схеме. а) когда? > кто? > что делают? > что? (пчёлы, мёд, собирают, летом) б) где? -> что делает? -> что? (озером, над, туман, расстилается) в) у кого? -> что делала? -> кто? (Димы, была, у, собака)
Работа над предложением Впиши в предложения походящие слова с предлогами. Тучи ползут ___ ________________. Школьники идут ___ ________________. Птенчик сидит ___ ________________. Рабочие спешат ___ ________________. Лист оторвался ___ ________________. Маслёнок вырос ___ ________________. Самолёт пролетел ___ ________________.
Работа над текстом Расставь предложения по порядку так, чтобы получился рассказ. Весело детворе! Вниз под горку мчатся лыжники. Другие дети лепят снеговика. Наступила зима. Некоторые дети катаются на коньках. В небе ярко светит солнце .
Работа над текстом Прочитай и запиши рассказ.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико-грамматический тест по английскому языку . 5 класс "Enjoy English"
Задания на контроль усвоения лексико-грамматического материала по разделу 1 (Unit 1)....
Итоговый лексико-грамматический тест для учащихся 6-х классов.
В конце учебного года целесообразно провести итоговый лексико-грамматический тест. Данный тест составлен по УМК под редакцией М.З.Биболетовой. Цель работы - проверить сформированность лексических и гр...
Лексико-грамматическая проверочная работа для учащихся 10 класса. (к учебнику Вербицкой 10 класс)
Данная проверочная работа составлена для контроля усвоения учащимися знаний пройденных в первой четверти. Лексический материал взят из третьего раздела рабочей тетради. Грамматический материал по Усло...
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...
Методика развития физических качеств у обучающихся начальных классов средствами подвижных игр на занятиях физической культуры
Одним из важнейших средств развития двигательных качеств детей является подвижная игра. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Игра – естественный ...
Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с нарушениями слуха через использование дидактических игр по теме «Домашние животные»
Методическая разработка предназначена для развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с различными нарушениями слуха, в том числе прошедших процед...
Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у обучающихся-инофонов
На сегодняшний день большое внимание в образовании уделяется обучению детей-инофонов, привитию им нашей культуры, обучению русскому языку. В данной статье описываются основные моменты в работе учителя...