Рабочие программы по внеурочной деятельности
рабочая программа по физкультуре на тему

Шинкова Мария Михайловна

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.   Разрабатывая данную программу,  мы ставим перед собой цель - воспитание достойных граждан своей страны. Умное, здоровое, сильное поколение, которое уважает свою Родину и готово трудиться на ее благо.  Мы стремимся достичь этой цели, реализуя различные направления внеурочной деятельности. Восстановление норм ГТО – возвращение лучших традиций страны, которое в свое время оказало  положительное влияние на молодежь. Наша задача – создать необходимые условия для развития физического потенциала нынешних представителей будущего России.

Цель занятий –  сохранение здоровья нации, возрождение и развитие традиций физической культуры и массового спорта для граждан Российской Федерации, совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением.

 

Задачи внеурочной деятельности:

- пропаганда здорового образа жизни среди населения;

- повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых качеств, готовности к защите отечества;

- осуществление  контроля  за уровнем физической подготовки и степенью владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;

- организация культурно-спортивного и массового досуга школьника.

 

 Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.  Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Принята

педагогическим советом

        ГБОУ СОШ №422

протокол №_____ от ________

                                                        Утверждаю
                                                      Директор ГБОУ СОШ №422

                                                                  ____________ О.Н. Богданова

Приказ № ______ от  ___________

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Готовимся к сдаче нормативов ГТО»

9 класс

Срок реализации: 3 года

Разработана

Маркова М.М.,

Учителем физической культуры

Санкт-Петербург

Кронштадтский район

2018 год

Пояснительная записка

В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.   Разрабатывая данную программу,  мы ставим перед собой цель - воспитание достойных граждан своей страны. Умное, здоровое, сильное поколение, которое уважает свою Родину и готово трудиться на ее благо.  Мы стремимся достичь этой цели, реализуя различные направления внеурочной деятельности. Восстановление норм ГТО – возвращение лучших традиций страны, которое в свое время оказало  положительное влияние на молодежь. Наша задача – создать необходимые условия для развития физического потенциала нынешних представителей будущего России.

Цель занятий –  сохранение здоровья нации, возрождение и развитие традиций физической культуры и массового спорта для граждан Российской Федерации, совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением.

 

Задачи внеурочной деятельности:

- пропаганда здорового образа жизни среди населения;

- повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых качеств, готовности к защите отечества;

- осуществление  контроля  за уровнем физической подготовки и степенью владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;

- организация культурно-спортивного и массового досуга школьника.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Данная рабочая программа для 9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по внеурочной деятельности.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по внеурочной деятельности являются:

  • умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

       Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

       Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении упражнений, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

       Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Содержание курса:

Программа рассчитана на 34 недели в год, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

В программе представлены контрольные тесты для школьников  по физической  подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной  подготовке,  определенно исходя из содержания федеральной программы Готов к Труду и Обороне (ГТО).

Планируемые результаты: подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО

Оценка уровня физической подготовки школьника, полученная им в ходе сдачи норм ГТО.

Тематический  план

9 класс

теория

практика

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Теоретическая подготовка

4

4

 Бег на короткие дистанции

4

4

Бег на длинные дистанции

4

4

 Прыжок в длину с разбега (м) или

Прыжок в длину с места (см)

4

4

Метание мяча 150г (м)

3

3

Подтягивание на высокой перекладине (раз)

 на низкой перекладине

6

6

Наклон вперед с прямыми ногами

3

3

Лыжные гонки 2 км (мин,с)

4

4

Контрольные испытания

6

6

Итого часов:

4

34

4

34

Содержательное обеспечение разделов программы

ТАБЛИЦА НОРМ ГТО — 4 СТУПЕНЬ (ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ)

— бронзовый значок

— серебряный значок

— золотой значок

№ п/п

Виды испытаний (тесты)

Возраст 13-15 лет

Мальчики

Девочки

Бронзовый значок

Серебряный значок

Золотой значок

Бронзовый значок

Серебряный значок

Золотой значок

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)

1.

Бег на 60 м (сек.)

10,0

9,7

8,7

10,9

10,6

9,6

2.

Бег на 2 км (мин., сек.)

9.55

9.30

9.00

12.10

11.40

11.00

или на 3 км (мин., сек.)

Без учета времени

3.

Подтяги-
вание из виса на высокой пере-
кладине (кол-во раз)

4

6

10

или подтяги-
вание из виса лежа на низкой пере-
кладине (кол-во раз)

9

11

18

или сгибание и раз-
гибание рук упоре лежа на полу (кол-во раз)

7

9

15

4.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу (достать пол)

Пальцами

Ладо-
нями

Пальцами

Ладо-
нями

ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) ПО ВЫБОРУ

5.

Прыжок в длину с разбега (см)

330

350

390

280

290

330

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

175

185

200

150

155

175

6.

Поднима-
ние туловища из положения лежа на спине (кол-во раз 1 мин.)

30

36

47

25

30

40

7.

Метание мяча весом 150 г (м)

30

35

40

18

21

26

8.

Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.)

18.45

17.45

16.30

22.30

21.30

19.30

или на 5 км (мин., сек.)

28.00

27.15

26.00

или кросс на 3 км по пере-
сеченной местности *

Без учета времени

9.

Плавание на 50 м (мин., сек.)

Без учета

0.43

Без учета

1.05

10.

Стрельба из пневмати-
ческой винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

15

20

25

15

20

25

или из электрон-
ного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

18

25

30

18

25

30

11.

Туристи-
ческий поход с проверкой туристи-
ческих навыков

на дистанцию 10 км

12.

Самозащита без оружия (очки)

15-20

21-25

26-30

15-20

21-25

26-30

Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе

12

Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

6

7

8

6

7

8

* Для бесснежных районов страны

** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.

ТАБЛИЦА НОРМ ГТО — 5 СТУПЕНЬ (ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ)

— бронзовый значок

— серебряный значок

— золотой значок

№ п/п

Девушки

Юноши

Виды

Бронзовый значок

Серебряный значок

Золотой значок

Бронзовый значок

Серебряный значок

Золотой значок

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

1.

18

17,6

16,3

14,6

14,3

13,8

Бег на 100 м (сек.)

2.

11,50

11,20

9,50

9,20

8,50

7,50

Бег на 2 км (мин., сек.)

15,10

14,40

13,10

или на 3 км (мин., сек.)

3.

8

10

13

Подтяги-
вание из виса на высокой пере-
кладине (число раз)

15

25

35

или рывок гири (число раз)

11

13

19

или подтяги-
вание из виса лежа на низкой пере-
кладине (число раз)

9

10

16

или сгибание и раз-
гибание рук упоре лежа на полу (число раз)

4.

7

9

16

6

8

13

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнасти-
ческой скамье (см)

ТЕСТЫ ПО ВЫБОРУ

5.

310

320

360

360

380

440

Прыжок в длину с разбега (см)

160

170

185

200

210

230

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

6.

20

30

40

30

40

50

Поднима-
ние туловища из положения лежа на спине (число раз за 1 мин.)

7.

27

32

38

Метание спортив-
ного снаряда весом 700 г (м)

13

17

21

или весом 500 г (м)

8.

19.15

18.45

17.30

Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.)

25.40

25.00

23.40

или на 5 км (мин., сек.)

Без учета времени

или кросс на 3 км по пере-
сеченной местности *

Без учета времени

или кросс на 5 км по пере-
сеченной местности *

9.

Без учета

1.10

Без учета

0.41

Плавание на 50 м (мин., сек.)

10.

15

20

25

15

20

25

Стрельба из пневмати-
ческой винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

18

25

30

18

25

30

или из электрон-
ного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

11.

Дистанция: 10 км

Туристи-
ческий поход с проверкой туристи-
ческих навыков

12.

15-20

21-25

26-30

15-20

21-25

26-30

Самозащита без оружия (очки)

12

коли-
чество испытаний в возраст-
ной группе

6

7

8

6

7

8

число необхо-
димых испытаний для получения знака отличия Комплекса **

* Для бесснежных районов

** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны виды испытаний на быстроту, силу, выносливость и гибкость.

 

Условия выполнения видов испытаний комплекса ГТО

  1. Бег на 60 и 100м. выполняется с высокого старта по беговой дорожке стадиона или ровной площадке с любым покрытием. Одежда и обувь - спортивная.
  2. Бег на 400м, 500м, 800м, 1000м, 1500м.2000м, и 3000м. дистанция размечается на беговых дорожках парков и скверов. Старт и финиш оборудуются в одном месте. В забеге участие 10-20 человек.
  3. Прыжок в длину с места. Проводится на мате, песочной яме или мягком грунтовом покрытии. Из исходного положения, стоя путем одновременного отталкивания двумя ногами выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участнику дается 3 попытки, засчитывается лучший результат.
  4. Метание гранаты на дальность. Метание выполняется с разбега или с места в коридор шириною 10м. коридор для разбега – 3 м. Каждому участнику дается 3 попытки, засчитывается лучший результат.
  5. Подтягивание на высокой или низкой  перекладине. Упражнения на высокой перекладине выполняется из положения виса хватом сверху, сгибая руки, подтянуться (подбородком выше грифа перекладины), разгибая руки, опуститься в вис. Не касаясь ногами пола. Положение виса фиксируется. Упражнение на низкой перекладине выполняется хватом сверху из положения виса лежа. Положение туловища и ног – прямое, руки перпендикулярны к полу (земле). Подтягивание осуществляется до пересечения подбородком линии перекладины. Разрешается незначительное сгибание и разгибание ног, незначительное отклонение туловища от неподвижного положения в висе. Запрещается выполнение движений рывком и махом.
  6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Упор -  лежа, туловище прямое, согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки, принять положение упор лежа. Упражнение выполняется без остановки.
  7. Поднимание ног к перекладине. Вис хватом сверху, поднять ноги к перекладине до касания грифа и опустить их вниз. Положение виса фиксируется. Разрешается незначительное сгибание и разгибание ног. Запрещается выполнение движений махом.
  8. Подъем туловища из положения лежа. Положение - лежа на спине, руки за голову. Ноги закреплены, наклонить туловище вперед до касания локтями коленей, возвратиться в исходное положение до касания пола лопатками. Разрешается незначительное сгибание ног.
  9. Лыжные гонки 3км и 5км. Проводиться на местности вне дорог с общего или раздельного старта по заранее подготовленной трассе. Старт и финиш оборудуются в одном месте.
  10. Плавание 50м. Проводиться в бассейнах или открытых водоемах, специально оборудованных, в спортивной форме вольным стилем.
  11. Стрельба из пневматической винтовки. Для 1и2 ступеней выполняется из пневматической винтовки. Дистанция 10м., мишень спортивная. Положение для стрельбы 1 ступени – лежа с упора, для 2 ступени – стоя. Количество выстрелов -  10.

Литература

1.https://gto.ru/norms

2.2014 г. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО.

3.Комплекс ГТО:  Путь к успеху. Самарское региональное отделение партии «Единая Россия»

4.Жуйков В.П.: Педагогическое и методическое сопровождение регионального физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне". - Белгород: БелГУ, 2006

   5.Михайлов В.В.: Путь к физическому совершенству. - М.: Физкультура и спорт, 1989

   6.Уткин В.Л.: ГТО: техника движений. - М.: Физкультура и спорт, 1987

 7.Нормативные документы Министерства общего и профессионального образования Российской  Федерации  и  Государственного  комитета  Российской  Федерации  по Физической культуре, спорту и туризму, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности. Письма МО и РТ от 18.08.2010 г. No6871/10 «О введении ФГОС НОО»

8.Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.»

9.ФГОС  нового поколения.

10.Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ»

11.Григорьев  Д.В.,  Степанов  П.В.  Внеурочная  деятельность  школьников. Методический конструктор.-М.: Просвещение, 2010

12.Комплексная  программа  физического  воспитания обучающихся  1-11  классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: «Просвещение», 2010).

13.Физическая  культура(Физкультурно-оздоровительная  работа  в  школе): Методическое  пособие  под  редакцией  В.С  Кузнецова,  Г.А.  Колодницкого –М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 422

Кронштадтского района Санкт- Петербурга

 

«СОГЛАСОВАНО»                                                                «УТВЕРЖДЕНО»

Заместителем директора                                                         Приказом по ГБОУ СОШ № 422

По УВР                                                                                     №______от__________2018

__________И.А. Даниелян                                                    Директор _____О. Н. Богданова

«_____»___________2018

«РЕКОМЕНДОВАНО»

Педагогическим советом

Протокол №____от______2018

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Весёлый мяч»

2-3 классы

Спортивно-оздоровительное направление

Автор-составитель:

Маркова Мария Михайловна

Учитель физической культуры

Санкт-Петербург

2018

Актуальность программы:

        Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.  Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития.

Практическая значимость программы:

Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Тип программы внеурочной деятельности: комплексная тематическая, предполагающая переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

Связь с уже существующими программами:

В содержательном плане программа предполагает реальные взаимосвязи с другими предметами:

Математика – математические эстафеты, в ходе которых учащиеся должны уметь быстро ориентироваться в числах.

Чтение – сюжетно-ролевые игры, учащиеся учат стихотворные элементы игр «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас догнать!», «Мы два брата молодые, два Мороза удалые….!», «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим, но в игре один секрет, опоздавшим места нет» и др.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение не одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления учащихся школы и предназначена для занимающихся с  разноуровневой физической подготовленностью.

Цель программы:  сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья  средством подвижной игры.

Задачи: 

- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;

- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и  подвижных играх;

 - учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации  отдыха,      повышения работоспособности  и укрепления здоровья;

-развивать умения ориентироваться в пространстве;

- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;

-создавать условия для проявления чувства коллективизма;

- развивать активность и самостоятельность;

-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.

Отличительные особенности программы:

Программа  «Веселый мяч»  включает в себя различные подвижные игры. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

         Базовые теоретические идеи:

  1. Идея компетентностного подхода в обучении – обучение приобретает деятельностный характер.
  2. Идея самоопределения- учащийся как субъект деятельности развивается в различных видах образовательной деятельности на основе свободного выбора.
  3. Идея личностно-ориентированного образования – личность учащегося, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, от которой проектируются все остальные звенья образовательного процесса.
  4. Идея вариативного образования – вариативность и многофакторность обучения позволяют гибко учитывать интересы и познавательные возможности обучающегося и реализовывать принципы индивидуализации и дифференциации.
  5. Идеи открытого образования (сотворчество и кооперация) – выстраивание системы взаимодействия и взаимообмена с большой социальной средой с целью обеспечения многообразия и альтернативных путей становления личности младшего школьника.
  6. Ключевые понятия: личность обучающегося, индивидуальность, деятельностный характер обучения, продуктивная деятельность, вариативность, сотрудничество.

Особенности возрастной группы детей

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. При этом физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками,

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.

Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.

Программа состоит из 4-х разделов:

  1. Знания о физической культуре
  2. Деятельность оздоровительной направленности
  3. Подвижные игры
  4. Подвижные игры с мячами (малыми, волейбольными, баскетбольными)

Режим занятий:

Срок реализации – 1 год

Количество часов в неделю – 1 час

Количество часов в год – 34 часа

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
«Личностные универсальные учебные действия» 

  • формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; 
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 
  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни 

«Регулятивные универсальные учебные действия» 

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 

«Коммуникативные универсальные учебные действия»

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • контролировать действия партнёра;
  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений.
Знания о физической культуре

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Физкультурно - оздоровительная деятельность

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Физическое совершенствование 

  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Система отслеживания предусматривает следующие формы оценки планируемых результатов обучения детей:

  • Опрос
  • Наблюдение
  • Участие в соревнованиях «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дни здоровья» и др.

Формы и особенности организации внеурочной деятельности учащихся

Индивидуальная деятельность учащихся: составление режима дня, комплекс утренней гимнастики, домашние задания, изучение истории развития физкультурного движения, занятия спортом в семье, измерение физического развития.

Групповые: подвижные игры и соревнования, организация игр по интересам: с мячом, со скакалкой, на гимнастической скамейке и др.

Фронтальные: «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дни здоровья», соревнования между классами, беседы о пользе закаливания, двигательной активности.

Уровень результатов работы по программе:

понимать:

  • роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;

знать:

  • названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
  • правила   поведения   и   безопасности   во  время  занятий физическими упражнениями и играми;
  •  правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
  • терминологию, связанную с проведением игр;

уметь:

  • передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
  • выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
  • играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх.

Календарно-тематическое планирование

дополнительной образовательной программы «Подвижные игры»

 1 год обучения

№ П/П

Тема занятия

Кол-во

часов

Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни.

1

Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками. Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы».

1

Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и пчёлы». Игра «У медведя во бору».

1

Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Второй  лишний».  Игра «Краски».

1

Комплекс ОРУ в движении. Игра ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы».

1

Комплекс ОРУ с предметами. Игра» «Третий лишний». Игра «Шишки, жёлуди, орехи».

1

История возникновения игр с мячом.

1

Совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу».

1

Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели».

1

Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей».

1

Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель».

1

Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам.

1

Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки».

1

Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра «Удочка».Игра «Лягушата и цапля».

1

Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало».

1

Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли».

1

Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы.

Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета.

1

Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Красный, зелёный». Игра «Альпинисты».

1

Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Разведчики». Игра «Поезд».

1

Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Летает – не летает». Игра «Копна – тропинка – кочки».

1

Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка.

Игра «Построение в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг».

1

Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении.

1

Игра «Скатывание шаров». Игра «Гонки снежных комов».

1

Игра «Клуб ледяных инженеров».Игра «Мяч из круга».

1

Игра «Гонка с шайбами». Игра «Черепахи».

1

Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского травматизма.

1

Беговая эстафеты.

1

Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками)

1

Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия

1

Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей.

1

Разучивание народных игр. Игра «Калин – бан -ба»

1

Разучивание народных игр. Игра «Чижик»

1

Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота»

1

Разучивание народных игр. Игра "Чехарда".

1

Методическое обеспечение программы

Описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу отражено в календарно-тематическом плане:

индивидуальных и групповых, практических и теоретических;

конкретных форм занятий – игра, беседа, соревнование и т.п.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

словесный, наглядный, практического упражнения.

Перечень дидактических материалов: карточки-задания общеразвивающих упражнений, комплексов утренней зарядки.  

Кадровое обеспечение: учитель физкультуры.

Материально-техническое обеспечение:

При комплектовании материально-технического оснащения спортивного зала за основу взят перечень учебного оборудования для общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации.

Спортивный зал оснащен малыми мячами, теннисными мячами, скакалками, обручами, гимнастическими матами, кеглями.

Состояние спортивного зала соответствует требованиям, о чем имеется заключение санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, Роспотребнадзора по ХМАО - Югре.

Спортивный зал паспортизирован и оснащен необходимым инвентарем и оборудованием.

Список используемой литературы:

  1. Гришина Г.Н «Любимые детские игры»  серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.,-96 с., ISBN 5-89144-012-1;
  2. Кенеман А.В.  «Детские подвижные игры народов СССР»  под ред. Т.И.Осокиной, Москва, Просвещение, 1989 г.- 239 с., ISBN 5-09-002913-X
  3. Ковалёва Е.А. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» серия «Азбука развития», Москва,  ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007 г.,-189 с., ISBN 978-5-91213-003-8;
  4. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
  5. Колесникова С.В. «Детская аэробика: Методика, базовые комплексы». Ростов н/д.: Феникс, 2005.-157.: ил.- (Школа развития)
  6. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.
  7. Примерная  основная   образовательная   программа образовательного учреждения. Начальная школа   (сост.Е. С. Савинов). — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  8. Рабочие     программы     по  физической   культуре.  1-11  классы  (по программам   В.И.  Ляха) 2007.-126с-(Образовательный  стандарт).
  9. Степанова О.А «Игра и оздоровительная работа в школе», серия «Игровые технологии», Москва ООО «ТЦ Сфера» 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.;
  10. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми» Москва «Просвещение», 1983 г.
  11.  ФГОС 2 поколения
  12. Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...