Методика обучения и организация проведения соревнований в беге на 100м.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Шинкова Мария Михайловна

Предварительный просмотр:

ФГОУ ВПО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

Кафедра теории и методики лёгкой атлетики

РЕФЕРАТ

Методика обучения и организация проведения соревнований в беге на 100м.

Исполнитель:

Студентка 1 курса 103 гр.

Заочного отд.

Факультет: Летних олимпийских видов спорта

Маркова (Шинкова) М.М.

2017 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В БЕГЕ НА 100 м В ШКОЛЕ»…………………………………………………….…………………….4

ГЛАВА 2. «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В БЕГЕ НА 100 м В ШКОЛЕ»………………………………………………………………………....12

2.1. Изучение бега на 100 м в школьной программе………………………….12

2.2.Структура урока, требования к выполнению подготовительной, основной и заключительной части урока………………………………………………....12

2.3.Техника безопасности на занятиях по лёгкой атлетике……………….….13

2.4. Требования к залу для проведения занятий…………………………….…15

2.5. Необходимый инвентарь для проведения занятия в беге на 100 м….…..17

ГЛАВА 3. «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ В БЕГЕ НА 100 М В ШКОЛЕ.»……………………………………………………………....18

3.1 Состав судейской бригады и их обязанности, необходимый инвентарь….…………………………………………………………………...…18

3.2 Порядок определения победителей и программа соревнований…………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…23

 

ГЛАВА 2 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В БЕГЕ НА 100 М В ШКОЛЕ»

2.1. Изучение бега на 100 м в школьной программе.

Данный вид бега на короткие дистанции изучают в 10-11 классах. Уроки в этих классах уже приобретают черты тренировки. В 10—11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского бега и по сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций.

2.2.Структура урока, требования к выполнению подготовительной, основной и заключительной части урока.

Урок физической культуры является основной формой построения занятия легкой атлетикой в школе. Он состоит из трех частей:

- подготовительной

-основной

-заключительной.

Цель подготовительной части — посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося. Упражнения подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока. На уроке по легкой атлетике это могут быть — спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, различные прыжки, ускорения. Используются подготовительные упражнения того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься в основной части урока.

В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине и конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала рекомендуется завершать основную часть подвижными играми, с включением легкоатлетических движений, разученных на уроке.

Заключительная часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, даются домашние задания.

2.3.Техника безопасности на занятиях по лёгкой атлетике.

Инструкция по технике безопасности для обучающихся на занятиях по легкой атлетике на спортивной площадке(стадионе)

1. Общие требования к безопасности

1.1. Занятия легкой атлетикой на спортивной площадке (стадионе) проводятся в сухую, теплую погоду.

1.2. К занятиям легкой атлетикой допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

1.3. Всем обучающимся необходимо уметь оказывать первую доврачебную помощь. Они должны знать, что во время занятий легкой атлетикой чаще всего травмы возникают при:

—    падении на скользком грунте или твердом покрытии;

—    нахождении в зоне броска во время выполнения метаний;

—    выполнении упражнений без разминки.

1.4. У учителя (тренера) должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

1.5. При переходе через улицу (дорогу) обучающиеся обязаны соблюдать правила дорожного движения.

2.    Требования к безопасности перед началом занятий

2.1. Перед началом занятий обучающиеся обязаны:

•    надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

•    провести разминку.

3.    Требования к безопасности во время занятий

3.1.    Во время занятий обучающиеся обязаны:

•    при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. При этом дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;

•    бег по кругу выполнять только в направлении против часовой стрелки; во время бега во избежание столкновений исключить резкие остановки.

3.2.    Во время занятий обучающимся запрещается:

•    выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте;

•    снимать спортивную обувь и бегать босиком;

•    покидать спортивную площадку (стадион) без разрешения учителя.    

4.    Требования к безопасности после завершения

занятия

После завершения занятия обучающиеся обязаны:

•    убрать спортивный инвентарь в места для его хранения;

•    снять спортивную форму и спортивную обувь;

•    принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

5.    Требования к безопасности в особых ситуациях

5.1.    При плохом самочувствии обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом учителю (тренеру).

5.2.    О получении травмы в ходе занятия обучающийся должен немедленно сообщить учителю (тренеру).

5.3.    При резком ухудшении погоды прекратить занятия и по команде учителя (тренера) вернуться в спортивный зал.

2.4. Требования к залу для проведения занятий.

Требования к открытым спортивным площадкам.

Открытые спортивные площадки должны быть расположены в спортивной зоне на расстоянии не менее 10 м от учебных корпусов. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных, спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (СП 2.4.2.782-99 п. 2.4).

Спортивная зона пришкольного участка должна иметь ограждение по периметру высотой 0,5-0,8м. Допускается в качестве ограждения использовать кустарники с неядовитыми, неколючими и не пылящими плодами.

Технические требования к инвентарю и оборудованию для занятий легкой атлетикой. Беговые виды.

  1. Длина стандартной беговой дорожки составляет 400м. Дорожка состоит из двух параллельных прямых и двух виражей, радиусы которых равны. Если разминочная или кроссовая дорожка не травяная, ее внутренняя часть должна быть огорожена бровкой из какого-то Пригодного материала размером приблизительно 5см в высоту и не менее 5см в ширину.
  2. Измерения должны производиться на расстоянии 30см от бровки или, если нет бровки, то 20см от линии, обозначающей внутреннюю часть дорожки.
  3. Дистанция для бега измеряется от края линии старта, дальней от финиша, до края линии финиша, ближней к старту.

В ширину каждой дорожки должна включаться: линия только с правой стороны каждой дорожки.

Стартовые колодки.

Стартовые колодки используются для всех занятий на дистанциях до 400м включительно (в том числе – на первом этапе эстафеты 4x200м и 4x400м) и не применяются на других дистанциях.

Стартовые колодки должны соответствовать следующим общим требованиям:

  • быть жесткими по своей конструкции и не давать заведомого преимущества кому-либо;
  • быть зафиксированными на дорожке определенным количеством шипов таким образом, чтобы, по возможности, не повреждать дорожку. Стартовые колодки должны быстро и легко убираться. Количество, толщина и длина шипов зависят от конструкции дорожки. Во время старта система крепления колодок делает их неподвижными;

Стартовые колодки состоят из двух пластин, на которых учащийся фиксирует ноги в предстартовой позиции. Пластины крепятся на жесткой рамке, которая никоим образом не мешает учащемуся выйти из колодок. Пластины должны быть установлены под наклоном, чтобы соответствовать стартовой позиции учащегося, и могут быть плоскими или слегка вогнутыми. Поверхность пластин должна иметь пористое покрытие, чтобы шипы могли беспрепятственно входить в нее, используя прорези, вбирающие в себя выступающие части шипов. Эта поверхность должна быть покрыта соответствующим материалом, позволяющим использовать обувь с шипами.

Крепление колодок на жесткой раме должно регулироваться, но во время старта колодки должны быть неподвижны. В любом случае пластины должны перемещаться вперед и назад по отношению друг к другу. Учащийся должен легко и быстро осуществлять регулировку положения пластин с помощью зажимов или специального механизма крепления.

Старт

  1. Старт должен быть обозначен белой линией шириной 5см. На все дистанции, когда занятия проводятся не по отдельным дорожкам, линия старта должна быть дугообразной, чтобы все бегуны стартовали на одинаковом расстоянии от финиша.
  2. На занятиях по бегу до 400м включительно (включая и эстафетный бег 4x200м и 4x400м) подаются следующие команды: «На старт!», «Внимание!». Когда все учащиеся отреагировали на команду «Внимание!», заняв соответствующее положение, производится выстрел (свисток или просто подается команда «Марш!»).
  3. На дистанциях свыше 400м произносится команда: «На старт!», и когда учащиеся замерли, производится выстрел или команда: «Марш!». Учащийся не должен касаться земли одной или обеими руками во время старта.

Бег по дистанции.

Направление бега должно быть левосторонним. Дорожки должны быть пронумерованы слева направо, начиная с первой дорожки.

Финиш.

Финиш должен быть обозначен белой линией шириной 5см.

Дистанция

Расстояние от линии

старта до первого

барьера

Расстояние между барьерами

Расстояние от последнего барьера

до линии финиша

юноши:

110 м

400м

13,72м

45м

9,14м

35м

14,02м

40м

девушки:

100м

400м

13м

45м

8.5м

35м

10,5м

40

Рис 1. Изображение легкоатлетического стадиона.

 

2.5. Необходимый инвентарь для проведения занятия в беге на 100 м.

Для бега на 100 м используются: стартовые колодки, секундомер, флажок, стартовый пистолет.

ГЛАВА 3. «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ В БЕГЕ НА 100 М В ШКОЛЕ.»

3.1 Состав судейской бригады и их обязанности, необходимый инвентарь.

Для проведения соревнований по бегу создаются судейские бригады, в которые входят судьи

- на старте

-судьи на финише

-судьи на дистанции.

Стартовая бригада состоит из основного стартера, дополнительного стартера, помощника стартера и секретаря.

Основной стартер определяет правильность взятия старта для всего забега, регистрирует нарушения (исключая случаи действий помощника стартера), фиксирует готовность участиков забега к старту, подает команды «На старт!» и «Внимание!». Оптимальной считается пауза между командами 2—4 с. Основной стартер дает сигнал к началу бега — выстрелом, взмахом флага или голосом. Он может сделать предупреждения участнику, если тот ведет подготовку к старту более 2 мин или мешает другим участникам; дисквалифицировать участника если тот до выстрела делает движение рукой или ногой и начинает бег.

Дополнительный стартер помогает в организации работы на старте основному стартеру, следит за принятием участниками правильного положения на старте и контролирует фиксацию фальстарта. В случае, если один из участников убежал с фальстарта» дополнительный стартер сообщает об этом выстрелом. Как только после фальстарта все участники вернулись на старт, основной стартер показывает нарушителю красную карточку, и тот дисквалифицируется.

Помощник стартера выполняет функции судьи при участниках. Он проверяет наличие и исправность стартовых колодок, получает стартовые протоколы, проверяет готовность средств связи. Вместе с секретарем он регистрирует участников на месте сбора, сверяет по протоколу их фамилии и номера, выводит с места сбора на стартовую позицию, вызывает на старт.


       
Судейская бригада на финише состоит из судей непосредственно на финише — 6—12 чел., судей хронометристов — 6 —12 чел., судей на фотофинише — 2—5 чел., секретарей на финише — 3 чел. и секретарей на фотофинише — 2 чел. Судьи на финише располагаются в створе финиша (на расстоянии не менее 5 м от внешнего или внутреннего края беговой дорожки), и определяют порядок финиширования спортсменов и расстояния между ними (рис. 5.16). Если расстояние между спортсменами крайне мало, то в протоколе пишется «г-с» (грудь сзади), в судейские листки записывается номер участника в порядке финиширования. Судьи хронометристы располагаются на специальной вышке на уровне линии финиша. Вышка может быть установлена на расстоянии до 10 м от края дорожки, при этом глаза судьи, находящегося на нижней ее ступеньке, должны быть на уровне 2 м над поверхностью дорожки.

Судья, стоящий на земле, не сможет видеть финальные позиции спортсменов, финиширующих с минимальным интервалом. Если занять положение на некотором расстоянии от бегунов, их движения замедляются в восприятии.

Поэтому судьи должны находиться: на прямой, являющейся продолжением линии финиша; на возвышении над уровнем земли; на некотором расстоянии от края дорожки.

На верхней части вышки находятся судьи, которые фиксируют первого участника забега и далее всех остальных в порядке прибытия на финиш.

Судьи хронометристы фиксируют время участников забегов в судейских листках. Включение секундомера осуществляется в момент появления дымка из стартового пистолета или по началу маха стартового флага. Выключение секундомера происходит по касанию участником любой частью туловища воображаемой плоскости финиша. Время первого участника определяется по данным трех секундометристов, за итоговый результат принимается время среднего секундомера. Результаты остальных участников фиксируются другими хронометристами. Ручное время фиксируются с точностью до ноля целых и одной десятой секунды (ОД с), при использовайии ручного электронного секундомера время округляется в сторону увеличения (пример: показание секундомера 12,12 с — округляется до 12,2 с). При использовании системы фотофиниша время фиксируется с точностью до ноля целых одной сотой секунды (0,01 с), однако показанный результат должен дублироваться ручным хронометражем. Секретари на финише собирают судейские листки с порядком прихода участников на финиш и данный судей хронометристов. На основании этих данных составляются протоколы соревнований.

Судьи на дистанции осуществляют контроль за выполнением участниками правил прохождения дистанции и выявляют основные нарушения: помехи другим участникам; переход дорожки; наступание на линию дорожки (с левой или с правой стороны).

Судейский инвентарь. Судьи должны быть обеспечены секундомерами, флажками трех цветов (красным, желтым и белым), а также необходимым инвентарем для выполнения своих обязанностей (твердая подставка для бумаг и материалов соревнований, зажим и круглые резинки для закрепления бумаг на подставке, карандаши, чистые листы бумаги и блокнот). Целесообразна заранее заготовить бланки протоколов для записей при подсчете кругов в беге на длинные дистанции. Поскольку соревнования проводятся в любую погоду, судьям может понадобиться непромокаемая одежда, прозрачные полиэтиленовые папки для документов.

До начала каждого забега судья должен записать расстановку участников по дорожкам, так как в дальнейшем это часто помогает установить порядок прихода спортсменов на финиш, если их номера были плохо видны или если кто-то потерял номер. Судьи должны выработать у себя привычку быстро записывать номера, не глядя в протокол.

Требования к трассе сводятся к следующему. Старт должен быть обозначен белой линией шириной 5 см. На всех дистанциях более 200 м, когда соревнования проводятся по отдельным дорожкам, линия старта должна быть дугообразной, чтобы все бегуны стартовали на одинаковом расстоянии от финиша.

3.2 Порядок определения победителей и программа соревнований.


        Организаторы соревнований должны составить положение и регламент соревнований. Позаботиться о комфорте для спортсменов (раздевалки, душевые, куллеры с водой). Проверить инвентарь, определить состав судейской бригады, обеспечить технику безопасности для учащихся- спортсменов.

По предварительной заявке, которую присылают руководители команд, заранее формируются забеги среди мальчиков и девочек, в каждой возрастной категории. На регистрации участникам выдаются номера, далее есть время на разминку (30 мин).

Программа соревнований.

На 100 м проводится предварительные забеги, по 2 полуфинала и финал в каждой возрастной группе.

 

10.00-10.40

Регистрация участников

 

10.45

Парад открытия

 

 

 

 

 

 

 

 

100м

11.00

Девушки 4-5 класс

 

Забеги

11.10

Девушки 6-7 класс

11.20

Девушки 8-9 класс

11.30

Юноши 4-5 класс

 

Забеги

11.40

Юноши 6-7 класс

11.50

Юноши 8-9 класс

12.10

Девушки 4-5 класс

 

Полуфинал

12.15

Девушки 6-7 класс

12.20

Девушки 8-9 класс

12.25

Юноши 4-5 класс

 

Полуфинал

12.30

Юноши 6-7 класс

12.35

Юноши 8-9 класс

12.50

Девушки 4-5 класс

 

Финал

12.51

Девушки 6-7 класс

12.52

Девушки 8-9 класс

12.55

Юноши  4-5 класс

 

Финал

12.56

Юноши 6-7 класс

12.57

Юноши 8-9 класс

 

13.10

Награждение победителей

Определение победителей.

Победители и призеры в личном первенстве определяются в каждой возвратной группе в соответствии с правилами ИААФ и ВФЛА.

1 группа – 4-5 классы;

2 группа – 6-7 классы;

3 группа – 8-9 классы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Врублевский, Е.П. Легкая атлетика / Е.П. Врублевский, Е.А. Масловский - Минск: ПолесГУ, 2010.

2. Кобринский, М.Е. Легкая атлетика / М.Е. Кобринский, Т.П. Юшкевич, А.Н. Конников - Минск: Тесей, 2005.

  1. Лахов, В.И. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике В.И. Лахов, В. И.Коваль, В.Л. Сечкин - Москва: Советский спорт, 2004.

  1. Озолин Н.Г., Легкая атлетика — учебник для институтов физической культуры — Москва: «Физкультура и спорт», 1989.

5. Холодов Ж.К. и др. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. — М.: Просвещение, 1993. — 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения технике бега на уроках физкультуры в основной школе

БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. Старты. Задачи обучения.Научить учащихся технике высокого и низкого старта.Ознакомить занимающихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции. По...

методика обучения технике эстафетного бега

В методике описываются задачи и средства с помощью которых  проводится обучение эстафетному бегу....

«Методика обучения технике бега на средние дистанции»

Данная методическая разработка помогает овладеть правильной техникой бега на средние дистанции, совершенствовать ее в процессе обучения....

Семинар-практикум: «Методика судейства баскетбольных матчей в рамках организации и проведение соревнований по баскетболу».

Цель: Рассмотреть «Официальные Интерпретациями ФИБА Правил баскетбола ФИБА 2010» действующие с 1 октября 2010 г. и применить их в ходе судейства баскетбольных матчей среди школьников.Задачи: 1) Рассмо...

Семинар-практикум: «Методика судейства баскетбольных матчей в рамках организации и проведения соревнований в 2013г.».

Цель: Знакомство с изменениями в документе «Официальные Правила баскетбола ФИБА 2012. Официальные Интерпретации».Задачи: 1) Проанализировать нововведения в Правилах и Интерпретации ФИБА 2012 г.2) Прим...

Методика обучения техники бега на короткие дистанции

материал содержит задачи и средства с помощью которых можно обучить бегу на короткие дистанции....

Методика обучения техники бега на короткие дистанции

материал содержит задачи и средства с помощью которых можно обучить бегу на короткие дистанции....