Статья-"Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании"
статья по физкультуре на тему

Касьянова Анна Алексеевна

Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fk.docx52.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №512

Невского района г. Санкт - Петербурга


Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании

Физическое воспитание - это важнейший аспект разностороннего развития личности.

Молодые люди  должны быть способны к взаимодействию, мобильности, быть динамичными в разным областях жизни и иметь развитое чувство ответственности за судьбу государства. Целью образования по предмету «физическая культура» в общеобразовательной школе является обучение формам и методам активного применения ценностей физической культуры и спорта для формирования и усовершенствования своего физического, духовного и нравственного здоровья, развития  у школьников чувства патриотизма и его значимости для обретения национального достоинства, безопасности и процветания России.

Обеспечить рост качества физического воспитания и спортивной подготовки большей части подросткового населения возможно  на основании применения современных высоких технологий в образовании и воспитании, а также быстрого создания необходимой и достаточной материальной, технической и научной базы.

Поэтому повышение качества образования с помощью применения современных образовательных технологий является важным направлением работы каждой школы.

В связи с этим современный преподаватель обязан в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их. Педагог, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциал учащихся.

Важное место в профессиональной преподавательской деятельности занимают здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, обучение использованью полученных знаний в повседневной жизни.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии по степени влияния на здоровье учащихся являются самыми важными из всех технологий.  Дело в том, что они основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности учащихся, оптимальном сочетании статических и двигательных нагрузок, обучении в небольших группах, использовании наглядных материалов и сочетании многообразных форм представления  информации.

Данная технология включает в себя:

- ознакомление с результатами медицинских осмотров детей и их учёт в работе;

- помощь родителям учащихся в формировании здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом;

- создание условий, в которых сформируется заинтересованное отношение к учёбе.

Создание здорового психологического климата на уроках является одним из главных направлений здоровьесбережения. При достижении успеха формируется положительная мотивация к процессу обучения в целом, тем самым снижается эмоциональное напряжение, улучшается комфортность отношений всех участников образовательного процесса.

Как показывает практика, использование игровых технологий с учетом возрастных особенностей и сегодня остается актуальным. Каждому возрастной категории соответствует особый набор игр, несмотря на то, что бывают и исключения. Игровая технология представляет собой уникальную форму обучения. Она дает возможность сделать стандартный урок гораздо более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает немаловажно место в образовательном процессе.

Игровая деятельность отвечает потребностям и интересам ребенка,  учитывая при этом его психолого-педагогическую природу. Это является её главной ценностью. В процессе игры формируются типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентация на групповые и индивидуальные действия, развиваются стереотипы поведения в обществе.

На школьных уроках игровая деятельность предоставляет возможность повысить у учащихся заинтересованность к учебным занятиям. Она позволяет усвоить больший объем информации, которая основывается на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает школьникам в ходе игры научиться принимать важные и  ответственные решения в сложных ситуациях.

Применение игровых форм приводит к возрастанию творческого потенциала учащихся и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Игровые формы работы в процессе обучения несут целый ряд функций: обучающая, воспитательная, коррекционно-развивающая, психотехническая, коммуникативная, развлекательная, релаксационная.

Темпы жизни постоянно ускоряются. Это обстоятельство ставит задачу активнее применять игру для воспитания молодого поколения. Очевидно, что игры незаменимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также общего комфортного состояния.

К отбору игр предъявляются следующие требования:

- игра должна давать новые понятия;

- в игре должны формироваться и совершенствоваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;

- дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

Игры должны иметь простые, доступные и понятные всем правила, не должны унижать достоинства участвующих, каждый ребенок должен стать их активным участником.

На современном этапе развития образования важной задачей в изучении предмета «физическая культура» является формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории,  современности, и роли для здорового образа жизни. Наиболее рациональным в этом направлении является внедрение метода проектов. С помощью метода проектов можно решить ряд задач, таких как развитие личностных компетентностей учащихся, интегрированность процесса обучения, экономия времени на самом уроке.

На уроке физкультуры проектная технология дает возможность выстроить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность учащегося, объединяясь с его личным интересом. Готовя проект, из объекта обучения он превращается в субъект, самостоятельно учится и оказывает активное влияние на содержание своего образования. Данная работа позволяете осознать, что уроки физкультуры развивают не только физически, но и интеллектуально.

На уроках физической культуры проекты - это проекты по изучению воздействия физических занятий на организм человека, по исследованию истории и современности спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д.

Использование проектной технологии обучения делает процесс обучения гораздо более интересным для учащихся: подбор обучающимися материалов  по заданной теме, теоретическое обоснование необходимости выполнения какого-либо комплекса физических упражнений для собственного совершенствования, овладение разными физическими умениями и навыками, воспитание волевых качеств.

У учеников при написании своего проекта формируются основные знания о применении различных методик сохранения здоровья и физического совершенствования.

Полученная своими силами для своих проектов информация, позволяет понять важность и нужность полученных на уроках двигательных умений. Таким образом, учащиеся должны стать более компетентными в теории предмета. Это необходимо как главное условие правильного применения физических упражнений. Использование проектных технологий позволяют урок двигательной активности превратить в урок образовательного направления.

Данный вид деятельности предоставляет возможность проявить себя учащимся,  имеющим двигательные ограничения.

Сегодня быстро развивается и является самым перспективным направлением использование компьютерных технологий.

Применение информационных компьютерных технологий (ИКТ) делает предмет физкультура современным. Комплексное функционирование разных компонентов ИКТ, таких как программный, электронный и информационный, решает задачи, которые стоят перед развитием общества.

Каждому учителю нужно уметь находить и применять различные методы обучения, которые позволяют каждому учащемуся показать свою активность, творческие возможности, стимулировать двигательную и познавательную деятельность. Применение Интернет – ресурсов, современных информационных технологий, позволяют педагогу достичь максимальных результатов.

Данные технологии дают возможность организовать учебный процесс на  более высоком уровне. Это в свою очередь обеспечивает более полное усвоение учебных материалов.

Создание презентации может стать одним из вариантов домашнего задания. Темы могут быть различными: «Здоровый образ жизни и моя семья», «Что такое закаливание?», «Вредные привычки это», и т.д. Учащиеся могут выполнять подобные задания не только самостоятельно, но и в группах. Это дает возможность приступать к выполнению задания, проявляя свое творчество.

На уроках применение презентаций позволяет более подробно и наглядно представить теоретический материал, что делает процесс образования более эффективным. Презентация может применяться для изучения техники выполнения новых изучаемых движений. Дело в том, что с помощью наглядного изображения каждое движение можно разложить не только на этапы выполнения, но и на более короткие части и сформировать правильное представление учащихся о технике двигательных действий. Также, используя презентацию, можно легко и понятно объяснить правила спортивных игр, тактику и действия игроков, красочно преподнести исторические события и  биографии спортсменов. Визуальный ряд информации дает возможность лучше закрепить в памяти полученную информацию.

Кроме того существует возможность организации и проведения тестирования, целью которой является проверка и закрепление полученных учащимися знаний. Применение программ тестирования делает возможным включение неограниченно большого количества разделов и вопросов, что дает возможность подбирать варианты тестов под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования.

Важнейшей стороной использования электронных образовательных ресурсов является то, что они помогают учащимся более подробно дома ознакомиться с изученной на уроке темой, найти нужные упражнения для усовершенствования своих физических качеств и увеличить объем имеющихся знаний в области физической культуры и здорового образа жизни.

На уроках физкультуры можно укрепить здоровье и развить двигательную активность учащихся с помощью использования технологии уровневой дифференциации. Главный результат занятий – профилактика заболеваний у школьников, а также увеличение заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, возможность реализоваться себя и достичь успеха.

Данная технология может использоваться в разных направлениях:

- задания, которые учитывают уровень подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;

- учет как полученного результата, так и изменений физической подготовки учащегося;

- распределение учащихся на группы в зависимости от состояния здоровья;

- для учащихся, освобожденных от занятий в связи состоянием здоровья, предлагаются различные  темы рефератов, либо они привлекаются к участию в мероприятиях в качестве судей или оценке работы одноклассников на уроке;

- привлечение учащихся на дополнительные занятия разными видами спорта и школьные соревнования.

Дифференцированный подход в обучении – это создание различных условий обучения с целью учета особенностей учащихся с помощью применения комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий.

В зависимости от особенностей обучающихся их можно дифференцировать по разным параметрам:

- по возрасту (классы в школе, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

- по интересам (гуманитарные, математические, биолого-химические и другие группы);

- по уровню умственного развития или уровню достижений;

- по психологическим и личностным типам (типу мышления, характера, темперамента и др.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

На современном этапе развития повышение его эффективности урока физкультуры невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированный подход обучения – это группа разнообразных  педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, совершенствование физических качеств, формирование знаний и методических умений и технологий управления процессом образования, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Личностно - ориентированный и дифференцированный подходы очень важны для учащихся с различными результатами в области физической культуры. Одной из главных причин неуспеваемости учеников по физкультуре часто бывает низкий уровень развития двигательных качеств, а ученики с высоким уровнем теряют интерес к урокам, рассчитанным на среднего ученика.

практически в каждом классе условно можно разделить учащихся, помимо разделения учащихся на основную и подготовительную, еще на несколько групп:

- полностью здоровые школьники, которые не желают трудиться;

- школьники, которые из-за болезни временно перешли в подготовительную группу;

- плохо развитые физически школьники, боящиеся насмешек, замыкаются;

- хорошо развитые физически школьники, которые, если им будет очень легко и неинтересно, могут потерять желание заниматься на уроках.

В связи с этим  необходимо дифференцирование  задач, содержания и темпа освоения  материала школьной программы и оценки достижений.

Учебный процесс по предмету «физическая культура» на основе новых технологий является гораздо более эффективным, чем традиционная организация физического воспитания. Это связано с тем, что меняется отношение обучающихся к физической культуре, повышается их активность в ходе занятий, возрастает уровень дисциплины занятиях и значительно повышается уровень физической подготовленности. Вследствие введения новых образовательных технологий в область физической культуры возникают широкие возможности физического воспитания детей и молодежи для появления и укрепления их физического и нравственного здоровья на основании повышения уровня их образования в области физкультуры, воспитания культуры жизнедеятельности, благополучной социализации.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что путем целенаправленного и систематического использования новых технологий в области физической культуры возникает возможность преодолеть консерватизм существующей традиционной методологии, не позволяющей для многих школьников реализовать свои права на раскрытие их физических и спортивных способностей и определение собственного пути в овладении ценностями физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь напопленным пкдагогическим опытом подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии  творческих способностей у одарённых детей. В работе представлены условия вониковения опыта, акт...

Статья "Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей".

В статье я делюсь своим педагогическим опытом работы с олипиадниками и одарёнными детьми. Статья представляет собой несколько  разделов:  условия возникновения опыта, актуальность,теъническа...

Статья «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры»

Статья«Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры»...

Статья "Использование современных информационных технологий как фактор воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка"

В статье представлен материал об использовании современных информационных технологий  на уроках иностранного языка...