Статья «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры»
статья по физкультуре
Статья
«Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_anosov_r._r.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 158
Калининского района г. Санкт- Петербурга
СТАТЬЯ
«Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры»
Автор-разработчик: Аносов Роман Русланович учитель физической культуры ГБОУ СОШ№ 158
Санкт- Петербург
2019
Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и внеурочных мероприятиях. Поэтому современный педагог должен не только в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий, но и успешно применять их на своих уроках. Используя современные технологии, учитель может совершенствовать физические качества и развивать творческий потенциал учащихся.
Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное и внеурочное время, добиваясь высоких результатов обученности учащихся.
Наиболее эффективными технологиями, применяемыми учителями физической культуры в своей практике являются:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Технология игрового моделирования;
- Использование метода проектов;
- Технология личностно-ориентированного подхода в обучении;
- Технологии дифференцированного обучения.
- Личный пример для чащихся (это не технология, но очень важно)
Здоровьесберегающие технологии:
Здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей и являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся.
Применяются на классно-урочных занятиях, внеклассной оздоровительной работе, где направленность целей и технологий занятий соответствует гигиеническим и экологическим требованиям, наличие моментов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, в результате: сокращается количество учащихся отнесенных к специальной медицинской группе, улучшается здоровье учащихся; увеличивается охват детей различными формами физкультурно-оздоровительной работы; повышается уровень физической подготовленности школьников; а так же уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни и мотивации к занятиям физической культурой.
Учителям физической культуры близки физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.
Информационно-коммуникационные технологии:
Одним из приоритетных направлений модернизации образования является - информатизация системы образования. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Компьютерная грамотность современного учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников.
Использование ИКТ в работе позволяет добиться повышения интереса к учению, качества знаний учащихся по предмету, более осознанного отношения к своему здоровью и повышения мотивации учащихся для занятий физической культурой.
Технология игрового моделирования:
Применяется на каждом уроке в каждом классе, на дополнительных спортивных занятиях, при проведении внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятий. В результате происходит повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися, реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределении, саморегуляции.
Практика показывает, что применение игровых технологий не теряет актуальности. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям; позволяет усвоить большее количество информации, моделируемой в игре; помогает в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала.
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:
- развитие личностных компетентностей учащихся;
- интегрированность процесса обучения;
- экономия времени на самом уроке.
Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, Используется метод проектов как педагогическая технологию для подготовки и участия в научно практических конференциях. Много внимания уделяется формированию ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, компетентности решения проблем, компетентности социального взаимодействия.
Виды проектов, выполняемых учениками: информационные проекты используются для написания рефератов и докладов по физической культуре, истории олимпийских игр, формированию осанки, здоровому образу жизни ; исследовательский проект «Экспериментальное исследование уровня физической подготовленности и ЗОЖ» ставит цель – расширение знаний о наиболее актуальных аспектах в физическом развитии и повышении двигательной активности и уровня физической подготовленности, укреплении здоровья. В процессе подготовки проектов учащиеся учатся определять проблему, над которой хотели бы работать, осуществляют самостоятельный поиск информации по данной проблеме, анализируют ее и приводят в систему.
Технология личностно-ориентированного подхода в обучении:
Технология личностно – ориентированного подхода направлена на удовлетворение потребностей и интересов ребенка. При использовании данного подхода прилагаются основные усилия к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. Для реализации такого подхода в обучении используется базовое физическое воспитание (в соответствии с ФГОС); оздоровительная физическую подготовку (для основной медицинской группы учащихся); профильная спортивная тренировка (для школьников, обладающих способностями к спортивной деятельности).
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств учащихся посредством учебных предметов. Современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. В начале учебного года выявить уровень физической подготовленности с помощью тестов и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских карт). Личностно- ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости учеников по физической культуре, а учащимся с высоким уровнем не интересно на уроках, рассчитанным на среднего ученика.
Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
Технологии дифференцированного обучения: учет индивидуальных особенностей и уровня физической подготовленности детей, определение дозированной нагрузки, возможность наметить для каждого свою траекторию продвижения в освоении учебного материала
С помощью применения технологии уровневой дифференциации в обучении на уроках физкультуры можно укрепить здоровье и развивать двигательную активность учащихся. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха. Данный вид технологии может быть применен по следующим направлениям:
- задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;
- учет не только достигнутого результата, но и динамики изменений физической подготовленности ученика;
- распределение учащихся на медицинские группы с учетом состояния здоровья;
- отдельные задания для учеников специальной медицинской группы;
- для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов;
- привлечение учащихся на дополнительные занятия различными видами спорта и внутришкольные соревнования;
- участие одаренных учащиеся в соревнованиях различных уровней.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это
создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента с помощью применения комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы).
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения школы).
- по уровню умственного развития (уровню достижений).
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темперамента и др.)
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы)
Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
И в завершении статьи хотелось бы сказать о личном примере учителя для своих учеников. Я считаю, что нельзя научить ребенка бегать, прыгать, подтягиваться, играть, если сам не умеешь. Безусловно, учитель не всемогущий, и может что-то не уметь, но в этом не стыдно признаться. Лучше честно сказать, что если ему (ученику) интересен тот вид спорта в котором учитель не силён (биатлон, например), то ему лучше обратиться в СДЮШОР или профессиональный спортивный клуб, чем говорить ученику не умничай и иди бегай. Личнный пример – не технология, а на мой взгляд очень важный воспитательный метод, как для учителей, так и для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры.
В современнох условиях школа должна отвечать на множество запросов. Для обеспечения эффективного образоввательного процесса учитель должен использовать современные технологии. ...
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Для достижения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии и методы....
Кудряшова Н.С. Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры
Улучшение здоровья школьников – одно из приоритетных направлений в работе школьного учителя физической культуры. Учитель физической культуры более чем кто-либо другой в школе, в о...
Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках физической культуры"
В рамках современных требований к уроку меняются и педагогические технологии, используемые учителем для развития интереса обучающихся. В заметке рассказывается о преимуществах здоровьесберегающей, игр...
Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры,май 2019
Доклад на семинар...
Статья "Применение современных образовательных технологий на уроках физической культуры"
Приоритетным направлением работы каждого учебного заведения является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях. Поэтому...
Статья " Использование современных педагогических технологий на уроке физической культуры "
Образовательная технология-система деятельности педагога и учащегося, основанная на определенной идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования....