Умственная работоспособность у занимающихся и не занимающихся
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Иванова Виктория Владимировна

Во всем мире все большее распространение находят самые разнообразные интеллектуальные тесты. Они применяются в области образования, промышленности, в армии, в спорте, для отбора и определения профессиональной ориентации и т.д. В то же время, несмотря на их широкое распространение в мире, в России они пока используются эпизодически.

Одной из наиболее распространенных методик для изучения умственной работоспособности человека, в том числе и спортсменов и не тренированных людей, является методика, разработанная В.Я. Анфимовом. На основе данного тестирования рассчитываются показатели умственной работоспособности.

Актуальность данной темы состоит в том, что от умственной работоспособности зависит, насколько умело исполняет человек свои служебные обязанности, а также возможность его профессионального совершенствования и роста. В целом, можно расценивать умственную работоспособность в качестве важнейшего показателя функционального состояния психики, да и, пожалуй, всего организма.

Этот показатель отражает также способность человека успешно адаптироваться к среде, управлять ситуацией и определяет, в конечном счете, степень внутреннего комфорта и жизненного статуса человека. Проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает большое значение особенно в последнее время в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности, - все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся.

Для учащихся основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками. Полное соответствие этим требованиям служит в значительной степени свидетельством психического здоровья.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсовая работа

"Умственная работоспособность у занимающихся и не занимающихся"

Выполнила:

Иванова Виктория

Санкт-Петербург

2017

Содержание.

                                                                                                                                                                                                                                            Стр.

Введение………………………………………………………………………2

Глава I. Обзор литературы………………………………………………….5

1.1. Понятие умственной работоспособности……………………………...5

1.2 Условия эффективной умственной работоспособности………………8

1.3. Влияние спорта на умственную работоспособность ……………….10

Глава II. Цели, задачи, методы и организация исследования…………..13

Глава III. Результаты исследования……………………………................15

Выводы……………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………18

Введение.

Во всем мире все большее распространение находят самые разнообразные интеллектуальные тесты. Они применяются в области образования, промышленности, в армии, в спорте, для отбора и определения профессиональной ориентации и т.д. В то же время, несмотря на их широкое распространение в мире, в России они пока используются эпизодически.

Одной из наиболее распространенных методик для изучения умственной работоспособности человека, в том числе и спортсменов и не тренированных людей, является методика, разработанная В.Я. Анфимовом. На основе данного тестирования рассчитываются показатели умственной работоспособности.

Актуальность данной темы состоит в том, что от умственной работоспособности зависит, насколько умело исполняет человек свои служебные обязанности, а также возможность его профессионального совершенствования и роста. В целом, можно расценивать умственную работоспособность в качестве важнейшего показателя функционального состояния психики, да и, пожалуй, всего организма.

Этот показатель отражает также способность человека успешно адаптироваться к среде, управлять ситуацией и определяет, в конечном счете, степень внутреннего комфорта и жизненного статуса человека. Проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает большое значение особенно в последнее время в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности, - все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся.

Для учащихся основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками. Полное соответствие этим требованиям служит в значительной степени свидетельством психического здоровья.

Глава I. Обзор литературы

1.1. Понятие умственной работоспособности.

Работоспособность (умственная) определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности (Виленский М.Я, 1912г), в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Работоспособность определяется тремя группами факторов:

- физиологического характера: состояние здоровья, половая принадлежность, общая нагрузка, питание, сон, организация отдыха и др.;

- физического характера: воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум, вибрация и др.;

- психического характера: самочувствие, настроение, мотивация и т.д. На работоспособность в любой момент трудового процесса влияет не только каждый из них, но и различные их сочетания.

Важным условием оптимальной работоспособности является то, насколько жизненный ритм человека согласуется с его биологическим ритмом. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, под влиянием которых изменяется более 50 функций организма. Одним из самых важных датчиков времени и синхронизатором суточных ритмов является чередование дня и ночи. Показатели функционального состояния ССС, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он осуществляется. (Виленский М.Я, 1912г),

Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма - это наибольшая активность утром (8-12 часов), затем некоторый спад в середине дня (12-16 часов),снова некоторый подъем вечером (16-22 часа)и резкое снижение ночью (22-8 часов). Так называемые "жаворонки’’, которые встают рано утром, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 часов; люди вечернего типа - "совы" наиболее работоспособны после 18 часов, поздно встают и поздно отходят ко сну, просыпаются заторможенными и нередко с головной болью).

Установлено, что ощущение повышенной работоспособности в вечерние и ночные часы у "сов" не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных людей может достигать 8 часов, что неблагоприятно для организма. Не случайно именно среди "сов’’ наиболее часты существенные отклонения в функционировании ССС. "Совы" формируются в определенных условиях жизни, труда и быта вопреки жизненным ритмам человека. В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы.

Продолжительность продуктивной умственной работы у разных людей неодинакова и зависит от возраста, здоровья. профессиональной подготов­ленности, индивидуального режима,  отношения к выделяемой деятельности. И.П. Павлов работал по 10-11 часов, Бальзак, говорил: - «Двадцать четыре часа, из которых семь принадлежат сну, всегда очень коротки». (Бальзак, 2000г.)

Дозирование умственной работы не всегда возможно. Мыслительная деятельность не может быть произвольно прекращена, она продолжается и в после рабочее время, даже во сне. (Бальзак, 2000г.) Более того, в большинстве видов умственной деятельности  и упорной сосредоточенности на решении какой-либо задачи. Поэтому резервы для отдыха и восстановления следует находить не в снижении мозговых усилий, а в оптимальных нагрузках, активном отдыхе.

Важное  значение для продуктивной умственной работы имеет возрастной фактор. Исследованиями установлено, что в 18-20 лет у человека наблюдается высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. Приняв этот уровень за 100% ученые США оценили умственную работоспособность 30-летнего в 96%, 40-летнего - 87%, 50-летнего - 80%, 60-летнего-75%.

Среди инженерно-технических работников в возрасте 20-29 лет наблюдается наиболее высокие показатели таких психических процессов, как интенсивность и устойчивость внимания, кратковременной памяти, анализа и синтеза в мыслительных операциях и др.

По данным Г. Лемана, изучавшего научные достижения 244 исследователей сделавших 993 научных открытия в области химии, наивысший период творческой активности у них приходится на 30-35 лет, к 50 годам происходит спад до половины от максимума, а к 70 годам она сохраняется на уровне 5-10%. Им же показано, что выдающиеся литературные произведения создаются в возрасте до 45 лет. (Г. Леман, 2001г) У поэтов этот период приходится на 10-15 лет раньше, чем у прозаиков.

Обычно после 50 лет начинается ослабление организма, которое компенсируется за счет приобретенного социального и профессионального опыта.

1.2. Условия эффективной умственной работоспособности

 Чрезвычайно важным фактором эффективности всякого труда является соблюдение человеком определенного суточного распорядка, включающего четкое распределение времени на работу, отдых, питание, сон. Регулярность чередования видов деятельности в рамках принятого режима способствует выработке необходимого ритма в деятельности организма. В результате образовавшейся цепочке условных рефлексов, в которой каждая предыдущая деятельность становится условным раздражителем для последующей  и подготовки к ней.

Организация процесса работы при выполнении умственной деятельности во многом определяет состояние устойчивой работоспособности на длительное время. Известный физиолог Н.Е. Введенский  писал, что «при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей о продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы , быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус жизнедеятельности».(Н.Е. Введенский, 1952г) Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают». (Н.Е.Введенский, 1952г)

Установлено, что наибольшая работоспособности человека проявляется, когда к нему поступает около 400 сигналов в час, на которые он должен реагировать; если их количество снижается до 40 в час, то человек теряет активность из-за малой нагрузки. Поэтому процесс умственного труда должен быть ритмичным, с регулярным чередованием работы и отдыха (1,5 - 2 часа работы, 5-10 минут активного отдыха), что обеспечит меньшую утомляемость и большую производительность.

Условием высокой работоспособности является привычная последовательность и систематичность работы, т.е. плановости деятельности ее порядка во времени. Не может быть продуктивной работы, выполняемой в условиях аврала. Работа рывками ведет к снижению ее количества и качества, более быстрому нарастанию утомления.

Важное условие высокой работоспособности заключается в правильном чередовании работы и отдыхала также смене одних форм труда другими. Введенский, 1952г.) Перемена занятий, переключение с одного вида умственного труда на другой, чередование мыслительной деятельности с невысокой физической нагрузкой обычно способствует работоспособности, устраняет чувство усталости. Для сохранения работоспособности полезно прерывать на определенное время умственную работу на недалеко еще зашедшей стадии утомления. Время, отведенное на отдых, не следует использовать для работы.

В экстремальных случаях, эпизодически, когда на фоне утомления необходимо выполнить важную работу, для кратковременного подъема работоспособности, прибегают к тонизирующим препаратам и стимуляторам ЦНС. К ним, в частности, относятся кофе, чай, шоколад и какао, некоторые фармацевтические препараты /поливитамины, настойка женьшеня и др./. Такие стимуляторы повышают на некоторое время тонус ЦНС, действуют на все ее отделы и усиливая процесс возбуждения, усиливают работу сердца и улучшают кровообращение в органах и тканях. Однако при их использовании нужно иметь в виду, что:

 а) стимуляторы обеспечивают срочную мобилизацию и расходование резервных энергетических ресурсов организма, а не их восстановление;

б) повторное применение стимуляторов может привести к переутомлению. Частое употребление стимуляторов снижает эффективность их воздействия по причине привыкания к ним организма. В результате работоспособность не повышается, а человек обрастает вредными привычками.

1.3. Влияние спорта на умственную работоспособность

Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено генерализованное мышечное напряжение.( Соловьев В.Н, 2004г). Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями. Во время напряженной умственной работы у людей наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы и это тем заметнее, чем сильнее эмоции и сложнее задача, которую приходится решать. При попытках усвоить какой-либо заданный материал у человека бессознательно сокращаются и напрягаются мышцы, сгибающие и выпрямляющие коленный сустав. Происходит это потому, что импульсы,  идущие от напряженных мышц в ЦНС стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Деятельность, не требующая физических усилий и точно координированных движений, чаще всего сопровождается напряжением мышц шеи и плечевого пояса, а также мышц лица и речевого аппарата, поскольку их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями, речью. Если человек быстро и долго пишет, напряжение постепенно перемещается от пальцев к мышцам плеча и плечевого пояса. Этим нервная система стремится активизировать кору головного мозга и поддержать работоспособность. Продолжительная работа вызывает привыкание к этим раздражениям,  начинается процесс торможения, работоспособность снижается, поскольку кора головного мозга больше не в состоянии справиться с нервным возбуждением, и оно распространяется по всей мускулатуре. Погасить его, освободить мышцы от излишнего напряжения можно с помощью активных движений, физических упражнений.
Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений характерен для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и др. Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности. Различные психические функции во многом зависят от определенных физических качеств - силы быстроты, выносливости и др. (Бюннинг Э, 1987г) Следовательно, должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности.
Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при определенной организации разнообразной мышечной нагрузки, необходимой для здоровья человека постоянно. Она представляет собой сочетание  разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физической культурой, спортом и объединенных термином «двигательная активность».
К основным средствам устранения дефицита мышечной деятельности людей умственного труда относятся физические упражнения. Они приводят в действие естественные резервы человека, создавая и поддерживая основу высокой работоспособности, возможность к длительному напряжению наиболее сложных функций нервной системы. Для создания оптимального эффекта занятий физическими упражнениями необходимо учитывать следующие факторы:
1) индивидуальные особенности занимающихся: возраст, пол, состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и др. Поскольку одно и то же упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей вызывает раз­ный эффект;
2) особенность самих физических упражнений - сложность, новизну, эмоциональность и т. д., а также отношений к ним занимающихся;
3) особенности внешних условий - метеорологические, местности для занятий, качество оборудования и инвентаря, гигиенические условия.

Глава II. Цели, задачи, методы и организация исследования

Объект исследования:

Баскетболисты и не занимающиеся спортом в возрасте 20-25 лет. У баскетболистов спортивный разряд - КМС и МС, количество испытуемых 6 человек.

Цель исследования:

Исследовать умственную работоспособность у баскетболистов и не занимающихся спортом с помощью теста Анфимова.

Задачи исследования:

  1. Определить умственную работоспособность по скорости переработки информации и точности у баскетболистов и не тренированных
  2. Сравнить умственную работоспособность у баскетболистов и не тренированных

Общие сведения об испытуемых:

Спортивный разряд у баскетболистов: КМС и МС.

Пол: мужской.

Возраст: 20-25 лет.

Количество испытуемых: 6 человек

По устному заключению все испытуемые здоровы и находятся в хорошем "рабочем" состоянии.

Ход работы:

В таблице Анфимова вычеркивать выбранную букву в течении 4 мин. Подсчитать:

1) Общее количество просмотренных знаков (S)

2) Количество вычеркнутых букв (М)

3) Количество ошибок (n)

4) Количество, которое необходимо было вычеркнуть (N)

Вычислить:

1) Вычислить коэффициент точности (A)

2) Вычислить коэффициент продуктивности (P)

3) Вычислить объем зрительной информации (Q)

4) Вычислить скорость переработки информации (СПИ)

5) Вычислить устойчивость внимания (УВМ)

Сравнить полученные данные у баскетболистов и не тренированных. Вычислить средний показатель.

Бит/с – это базовая единица измерения скорости передачи информации.

Глава III. Результаты исследования

Результаты баскетболистов.

S

n

A

P

Q

СПИ

УВМ

1

1600

4

0,97

1552

949,76

3,91

8,08

2

1600

1

0,99

1584

949,76

3,94

8,08

3

1600

0

1

1600

949,76

3,95

8,08

Ср. знач.

1600

1,6

0,98

1578,6

949,76

3,93

8,08

Результаты не тренированных.

S

n

A

P

Q

СПИ

УВМ

1

1600

10

0,94

1504

949,76

3,84

8,08

2

1600

12

0,93

1488

949,76

3,81

8,08

3

1600

14

0,92

1472

949,76

3,79

8,08

Ср. знач.

1600

12

0,93

1488

949,76

3,81

8,08

Из таблице видно, что показатели умственной работоспособности у баскетболистов выше, чем у не тренированных. У баскетболистов сделано от 0 до 4 ошибок - это отличная и хорошая умственная работоспособность. Не тренированные сделали от 10 до 14 ошибок - это не удовлетворительно.

По результатам теста Анфимова, определяющего умственную работоспособность, выявили, что общее количество просмотренных знаков в группе баскетболистов и не тренированных одинаковое – 1600 знаков, количество ошибок в группе баскетболистов 1,6 +/- 1,32, а у не тренированных 12 +/- 1,32, различия достоверны (Р < 0,05). Коэффициент точности у баскетболистов - 0,98+/- 0,003; у не тренированных - 0,93+/- 0,006, различия достоверны (Р < 0,05).

Коэффициент продуктивности у баскетболистов - 1578+/-15,87; у не тренированных - 1488+/-10,58., различия достоверны (P < 0,05)

Объем зрительной информации у баскетболистов и не тренированных одинаковый - 949,76.

Скорость переработки информации у баскетболистов - 3,93+/-0,01; у не тренированных - 3,81+/-0,01., различия достоверны (P < 0,05)

Устойчивость внимания у баскетболистов и не тренированных одинакова - 8,08.

Вывод

1.Умственная работоспособность по тесту Анфимова у баскетболистов высокая – скорость переработки информации 3,81+/- 381 бит/с

2.Умственная работоспособность по тесту Анфимова у не тренированных – ниже чем у баскетболистов – скорость переработки информации 3,93+/- 381 бит/с

3.Скорость переработки информации у баскетболистов и не занимающихся – 6.

Список литературы

1)Умственная работоспособность, 2000г, Бальзак

2) Н.Е. Введенский. Избранные произведения 1952г, стр. 583

3) Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1987. – 251с. 4. Бюннинг Э.

4)Физическая работоспособность спортсменов: Сборник научных трудов/ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта.-Ленинград, 1989.-С.85.

5) . Соловьев В.Н. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность. – 2004. – №8. – С. 69.

6) Виленский М.Я., умственная работоспособность и ее понятие,1912г

7 )  http://sport.pu.ru Психофизиологические основы учебного

труда и интеллектуальной деятельности.

8) Антропова М.В. Умственная работоспособность/ М.В.Антропова, Л.М.Кузнецова/ физиология человека, 2006г

9) Пярнат Я. Физиология тренировки. Ч.1: Умственная работоспособность / Тартуский гос.ун-т; Каф.физиол.спорта. - Тарту, 1996. - 99с.

10) Смирнов В.М.Физиология физического воспитания и спорта : учебник для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 605 с.

11)  Солодков А.С. Физиология спорта: Учеб.пособие / СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1999. - 231с.

 12) Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для вуз. физ. культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.

13) Физиология человека: Учебник /под ред. В.И Тхоревского. – М.: Физкультура образование и наука.2001.- 492 с.

14)Физиология человека: Учебник (курс лекций) /Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 2-е изд.,перераб.и доп. - СПб. : Сотис, 1998. - 527с.

 15) Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов. - 2-е изд.,перераб. - М.: Просвещение, 1992. - 351с.

Вывод:

1.Умственная работоспособность по тесту Анфимова у баскетболистов высокая – скорость переработки информации 3,81+/- 381 бит/с

2.Умственная работоспособность по тесту Анфимова у не тренированных – ниже чем у баскетболистов – скорость переработки информации 3,93+/- 381 бит/с

3. При сравнении скорости переработки информации у баскетболистов (3,93 +/- 0,01) и не тренированных (3,81 +/- 0,01) показало достоверность различия (Р < 0,05 ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

ЧСС как форма контроля работоспособности школьников занимающихся физической культурой и спортом

Влиянии ЧСС на уровень работоспособности школьников. Учебный проект....

Основные закономерности изменения умственной работоспособности

Родителям полезно знать динамику работоспособности ребёнка в течение урока, рабочего дня, рабочей недели, всей школьной жизни и объём домашнего задания....

Фартлек как средство повышения работоспособности занимающихся

В данной разработке проведено исслеование работоспособности занимающихся. Предложенная методическая разработка показала положительный  результат применения фартлека (интервальног бега) в трениров...

Умственная работоспособность учащихся и утомление

Работоспособность. Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физичес...