Моя педагогическая система
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему

Бадмаев Юрий Ринчинович

Мыслящие люди всех времён и народов понимали, что разностороннее развитие личности невозможно без его физического потенциала. Однако физическая культура с ранних лет жизни человека воздействует не только на его тело, но и на сознание, на внутренний мир. Сегодня школьная физическая культура вольно и невольно все больше становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни. В своей системе работы я расскажу об одном из методов применяемым при проведении уроков и внеурочного занятия. Метод круговой тренировки сегодня не новость конечно в педагогике, но оборудование которое занимает минимальное место в спортзале, удобна в сборке и разборке может стать образцом для небольших сельских залов. Основная задача метода - эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. Также показано результат работы за последние 5 лет во внеурочной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя педагогическая система40.88 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая система

Аннотация.

             Мыслящие люди всех времен и народов понимали, что разностороннее развитие личности невозможно без развития его физического потенциала. Однако физическая культура с ранних лет жизни человека воздействуют не только на его тело, но и на сознание, на внутренний мир.

            Сегодня школьная физическая культура вольно и невольно все больше становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ жизни.

Вводная часть.

            Физическое воспитание в средней общеобразовательной школе является учебным предметом, формирующим у школьника жизненно необходимые знания, умения, навыки, развивающим двигательные способности. Одновременно в силу своей специфики оно оказывает оздоровительное, реабилитационное воздействие, способствует восстановлению умственной работоспособности учащихся, удовлетворяет часть жизненно необходимой потребности развивающегося организма в движении. Можно уверенно сказать, что на сегодня физическая культура и спорт - это самый действенный  и эффективный путь поддержания здоровья, снижения различных заболеваний, табакокурения, преступности и наркомании. Поэтому, являясь учебной дисциплиной, оно одновременно выступает как фактор, повышающей качество жизни учащегося.

            Целью физической культуры на всех ступенях обучения в нашей школе является содействие всестороннему развитию личности учащегося средствами физической культуры.

            Данная цель конкретизирована следующими задачами:

  • формирование у учащегося идеала физически совершенной личности;
  • включение их в активную физкультурную деятельность, направленную на физическое и духовное совершенствование, формирование ЗОЖ;
  • обучение учащихся необходимым знаниям, жизненно важным двигательным навыка и умениям;
  • формирование и закрепление гигиенических навыков.

Эти  задачи решаются  в каждом классе с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей школьников и поэтапно.

Основная часть.

Начинал свою трудовую деятельность в своей родной школе, где учился с 1 класса, и, закончив ее, поступил в БГПИ  на факультет физического воспитания. Стаж работы 26 лет. Имею высшую квалификационную категорию с 2007 года.

Главной моей педагогической проблемой всегда были  четкая организация,  высокая моторная плотность урока,  мотивация учащихся и дифференцированный подход.  Для решения данных проблем были апробированы много разных приемов и методов. Большую работу провел для создания спортивной базы школы. Яркая, веселая окраска спортивного зала, спортивного инвентаря, разметки на полу для построений и для прыжков в длину с места, разметки на стенах для лазания по канату и многое другое – сделано мною. Всю площадь спортивного зала стараюсь использовать рационально, чтобы активная двигательная деятельность учеников реализовывалась полностью. Организовано место для самоконтроля, где учащиеся могут измерять рост, вес, силу кисти. Именно для этого мною смоделировано  новое нестандартное оборудование – «тропа здоровья», состоящее из снарядов:

  • параллельные брусья;
  • разновысокая перекладина;
  • разновысокие брусья;
  • раздвижной канат для лазания;
  • гимнастическое бревно;
  • навесные перекладины

Тем более, что на данном нестандартном оборудовании эффективно можно было применять  метод круговой тренировки.  

Данная методика круговой тренировки сегодня не новость в педагогике, но оборудование, которое занимает минимальное место в спортзале, удобна в сборке и разборке может стать образцом для небольших по площади сельских спортивных залов.

Каждый снаряд представляет отдельную «станцию». На каждой «станции» находится карточка с номером «станции» и кратким описанием выполняемого упражнения. По команде учителя группы начинают одновременно выполнять упражнения каждая на своей станции. По окончании запланированного времени следует переход на следующую «станцию». Учащиеся переходят по кругу от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, пока не проходят целый круг. После этого каждый ученик получает оценку за работу во время выполнения упражнений круговой тренировки (обычно «4» и «5»). Время выполнения упражнения варьируется в зависимости от возраста и подготовленности учащихся (от 20 сек. в 5-м классе до 30 сек. в 11-м). Данное оборудование помогает добиться  высокой  моторной плотности  урока,  при этом  у учащихся на разных «станциях» вовлекаются  в работу различные мышечные группы.

Прослеживание уровня физической подготовленности

за последние три года.

Объект исследования: 7 класс.

Тест: Подтягивание в висе (мальчики), висе лежа (девочки) на перекладине.

Мониторинг  подтягивания в висе

Фамилия, имя

7 кл.

8 кл.

9 кл.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

1.

Бадмаев Аюр

4

6

10

2.

Жапов Александр

5

6

7

3.

Козлов Иван

7

10

14

4.

Сафаргалиев Евгений

3

4

6

5.

Сидоров Александр

6

7

9

6.

Тумуров Жамсаран

10

13

15

7.

Урбанеев Гомбо-Цырен

2

4

7

8.

Сансуева Алтана

6

8

8

9.

Федотова Александра

0

2

4

10.

Солдатова Екатерина

6

8

15

 Анализ проведенного теста по подтягиванию показал, что выбранный метод, положительно влияет на рост физического качества (силы), для дальнейшего развития личности. Данный мониторинг проводится во всех классах и по всем физическим качествам.

Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала.

       При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки, педагогу необходимо:

1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.

2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе.

3. Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки. Каждое упражнение комплекса учащиеся выполняют в течение обусловленного времени (работают 20–30 сек., отдыхают 30–40 сек.), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.

4. Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока и, в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, я  добиваюсь  большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся.  

5. Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся.

6. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал   между кругами при повторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности перехода с одной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы, не будет чередования нагрузки, т. е., как гласит известная пословица, в одном месте будет густо, а в другом пусто. А это неприемлемо для круговой тренировки. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса и сразу же после прохождения круга. Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождении всего круга) превышает 180 уд./мин., рекомендуется снизить дозировку нагрузки.  

Для работы на нестандартном оборудовании примерные комплексы упражнений. (Приложение 1)

     Видя, что уроки с использованием круговой тренировки интересны для учащихся, я стал добавлять в упражнения элементы спортивных игр (волейбола и баскетбола). А в дальнейшем стали использовать метод круговой тренировки на открытой площадке при изучении раздела легкой атлетики. Уроки стали разнообразнее и интереснее.

Подытоживая характеристику круговой тренировки, можно сделать следующие выводы:

      Круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений и способствует   комплексному  развитию  физических способностей занимающихся. В школьном уроке   на него  отводится достаточно много времени (до 20 мин., иногда и больше) в основной части. В  методическом отношении круговая тренировка представляет процесс  строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха.    

      Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.

   Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном  процессе.  

   Дополнительно являюсь тренером - преподавателем по вольной борьбе (9 часов в неделю). Охват детей в спортивных секциях - 75 % учащихся.  

Условия занятия хорошие. Имеется борцовский зал с ковром (6х6м.), который  позволяет вести занятия,  учитывая возрастные особенности в младших, средних, и старших группах. Контингент занимающихся – 30 детей. (2 группы). Метод  круговой тренировки с использованием нестандартного оборудования  применяю и в секции. Это способствует в  овладении основами техники выполнения физических упражнений и формировании  основ ведения единоборства.  

Принцип работы: юные борцы делятся на группы по 2-3 человек, где для  них подбирается  комплекс упражнений и выполняется в порядке последовательной смены «станций «.  Это дает положительную динамику повышения физической подготовленности борца и значительно расширяет круг средств, обеспечивающих разностороннюю подготовку школьников.

Как подбираются упражнения? Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей занимающихся и его физической подготовленности путем дозирования физических нагрузок.

Также большую воспитательную роль оказывают встреча с мастерами спорта, как Цыбикжапов Б.Г., М.С.М.К. Мирославой Дагбаевой, которые делятся своим опытом и показывают мастер - классы по своим видам спорта

Традиционно проводятся школьные соревнования, а в праздничные дни - спортивные  мероприятия на селе. Три года проводился Республиканский турнир по вольной борьбе памяти выпускника нашей школы Н. Бадмаева, неоднократного чемпиона республики, Сибири и Дальнего Востока, призера Монголии кандидата мастера спорта по вольной борьбе.

  На сегодня вполне успешными можно назвать наших учащихся, которые учатся и окончили БГУ ФФК и являются моими воспитанниками: Цыбиков Андрей , Дагбаев Самбу, Очиров Алексей - кандидат в мастера спорта по гиревому спорту, Дагбаев Владимир – Абсолютный чемпион Сурхарбана 2007 по национальной борьбе, мастер спорта России по вольной борьбе, Цыбенова Ульяна 2-х кратная чемпионка РБ по женской борьбе и.т.д.

Описанная мною система работы позволила достичь следующих результатов. (Приложение 2)

(Приложение 1)

На уроках гимнастики. Комплекс I.

  1. Для развития мышц рук. И. п. – упор лежа, руки на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук.  Туловище держать прямо, при сгибании рук касаться грудью скамейки.
  2. Для развития мышц живота. И. п. – сед на гимнастическом мате, руки за головой, ноги слегка согнуты, закреплены под 1-й рейкой гимнастической стенки, наклоны назад с возвращением в и. п. Наклон назад полностью.
  3. Для развития гибкости. И. п. – стоя, гимнастическая палка горизонтально вниз. Наклоны вперед и назад.
  4. Для развития мышц спины. И. п. – лежа на животе, ноги закреплены под 1-й рейкой гимнастической стенки, руки за голову. Прогнуться в грудной части туловища, руки вперед-вверх. Вернуться в и. п.
  5. Для развития мышц ног. И. п. – стоя на 3–5-й рейке гимнастической стенки, держась руками за рейку на уровне пояса. Сгибая левую ногу, опуститься. Вернуться в и. п. То же, с другой ноги.
  6. Для развития мышц рук. И. п. – на перекладине: вис (мальчики), вис лежа (девочки). Сгибание и разгибание рук до касания подбородком перекладины.
  7. Для развития мышц ног. Прыжки на обеих ногах через гимнастическую скамейку с продвижением вперед до ее конца, бегом возвратиться назад и повторить прыжки в том же направлении.

Комплекс II.

  1. Переползание по-пластунски до конца гимнастических матов, бегом возвратиться назад и повторить.
  2. Для развития мышц живота. И. п. – вис спиной к гимнастической стенке. Поднимание и опускание прямых (согнутых) ног до положения прямого угла.
  3. Лазание по гимнастической стенке одноименным и разноименным способами.
  4. Кувырки вперед до конца гимнастического мата, бегом возвратиться назад и повторить.
  5. Для развития мышц рук. Передвижение по гимнастической скамейке в упоре лежа сзади.
  6. Лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях или упоре присев.
  7. Ходьба различными способами по рейке перевернутой гимнастической скамейки (с различными положениями рук).

На уроках спортивных игр. Комплекс I.

  1. Ведение мяча правой и левой рукой вокруг крестообразно стоящих кеглей.
  2. Стоя ноги врозь. Передача мяча по восьмеркам между ногами.
  3. Стоя лицом к стене. Броски мяча двумя руками от груди в стену.
  4. Для развития мышц ног. И. п. – стоя, набивной мяч массой 2 кг за головой. Приседания.
  5. Для развития мышц рук. И. п. – сед спиной к гимнастической скамейке, руки согнуты, хват за ближний край скамейки. Разгибание и сгибание рук. Руки выпрямлять полностью.
  6. Для развития мышц живота. И. п. – сед продольно на гимнастической скамейке, руками удерживаться за ближний край скамейки, мяч зажат ступнями. Сгибание и разгибание ног.
  7. При сгибании ног пола не касаться.
  8. Прыжки со скакалкой.

Комплекс II.

  1. Для развития гибкости. И. п. – стоя спиной к гимнастической стенке, ноги на 3-й рейке, руки на уровне головы. Согнуть левую ногу, прогнуться. Вернуться в и. п. То же с другой ноги.
  2. Для развития мышц рук. И. п. – на перекладине: вис (мальчики), вис лежа (девочки). Сгибание и разгибание рук до касания подбородком перекладины.
  3. Для развития мышц живота. И. п. – лежа на спине, ноги прямые вверх. Скрестные движения ногами («ножницы»).
  4. Для развития мышц рук. И. п. – стоя, набивной мяч массой 1-2 кг за голову. Разгибание и сгибание рук.
  5. Вращение набивного мяча массой 1 кг вокруг туловища.
  6. Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 180º.

(Приложение 2)

Результаты внеурочной деятельности учащихся по  предмету физическая культура

За 2013-2014г.

Личные

Вид спорта

Фамилия, имя

Уровень

Результат

Год

Место проведения

1

Легкая атлетика

Карпушкеев Ц.-5кл

500м

2место

15.10.2013г.

Петропавловка

2

Чердонов Э.-7кл.

1000м

2место

3

Бадмаева Б-9кл.

1000м

3место

4

Ванкеева Н.-8кл.

1500м

2место

5

Федотов В.-10кл.

3000м

2место

6

Красикова Л.-6кл.

800м

7.10.2013г.

7

Вольная борьба

Цыренов Э.-11кл.

Перв.района

2м-65кг

17.03.

2014г.

Цагатуй

8

Тумуров Н.-4кл.

2м-28кг

9

Турнир памяти

СолбонаГармаева

Аманжулов Е.

3м-65кг.

10

Тумуров Н.

Респ. турнир

1место

28.04.

2014

Н.Бургалтай

11

Цыренов Э.

3место

12

Настольн. теннис

Цыренов А.-10кл.

Перв.района

1место

16.03.2014

Петроп.

13

Чердонов Э.

Куст.соревн.

13.04.2014

Армак

14

Чердонов Э.

Респ.турнир

18.05.2014

Петропавл.

Командные

1.

Перв-во района по футболу

юноши

1.10.2013г

Петропавл.

2.

Эстафета на приз «Джид.правды»

девушки

7.10.2013г.

3.

Осенний кросс

Юноши и дев.

15.10.2013

4.

Перв. Района по мини-футболу

Младшая группа

18.12.2013

Петропавл.

5.

Мини-футбол

Старшая группа

6.

Перв.района по теннису

юноши

16.03.2014

Петропавл.

Учитель ФК Бадмаев Ю.Р.

Результаты внеурочной деятельности

2014-2015гг

Личные

Фамилия, Имя

Вид соревнований

уровень

место

1

ЧердоновМэргэн

Шашки

Районный

3

2

ЧердоновЭрдэм

Турнир по настольному теннису

Районный

1

3

Жанцанов Алексей

Турнир по настольному теннису

Районный

2

4

Цыбикжапов Алексей

Турнир по настольному теннису

Районный

3

5

Карпушкеев Владимир

Турнир Сангхи России по вольной борьбе

Республ.

2

6

ТумуровЖамсаран

Турнир Сангхи России по вольной борьбе

Республ.

1

7

Сидоров Александр

Турнир по вольной и национальной борьбе  

Районный

1

8

ТумуровЖамсаран

Турнир по вольной и национальной борьбе    

Районный

1

9

БуянтуевАрсалан

Турнир по вольной и национальной борьбе  

Районный

2

10

Десятов Егор

Турнир по вольной и национальной борьбе  

Районный

2

11

Тумуров Дамба

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

3

12

Тумуров Никита

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

3

13

Загорский Павел

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

3

14

Тумуров Никита

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

1

15

БуянтуевАрсалан

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

1

16

ТумуровЖамсаран

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

1

17

КарпушкеевЦырен

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

1

18

Сидоров Александр

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

2

19

Тумуров Дамба

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

3

20

ЧагдуровРинчин

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

3

21

Тумуров Никита

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

1

22

БуянтуевАрсалан

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

1

23

Сидоров Александр

Турнир по вольной и национальной борьбе  

Районный

1

24

Козлов Иван

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

1

25

ТумуровЖамсаран

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

2

26

КарпушкеевЦырен

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

3

27

Тумуров Дамба

Турнир по вольной и национальной борьбе

Районный

3

28

Широкшин Алексей

Турнир по вольной и национальной борьбе  

Районный

3

29

Ванкеева Надежда

Первенство по легкой атлетике (май) кросс 2000 м

Районный

1

30

Красикова Валерия

Первенство по легкой атлетике  800 м (май)

Районный

3

Командные

Вид соревнований

уровень

место

1

Баскетбол

Районный

2

2

Футбол

Районный

3

3

Лёгкая атлетика

Районный

2

4

Спартакиада школьников

Районный

2

5

Настольный теннис

Районный

2

6

Лыжные гонки

Районный

1

Учитель ФК Бадмаев Ю.Р.

Результаты внеурочной деятельности учащихся

по физической культуре

за 2015-2016г.

Личные

Фамилия, Имя

Вид соревнований

уровень

место

1

ЧердоновЭрдэм

Турнир по настольному теннису

Муницип

1

2

ЧердоновЭрдэм

Турнир по настольному теннису

Республ

3

3

КарпушкеевЦырен

Турнир Сангхи России по вольной борьбе

Республ.

3

4

КарпушкеевЦырен

Лёгкая атлетика. Бег 1500м

Муницип

2

5

Красикова Валерия

Первенство по легкой атлетике  100 м (май)

Муницип

1

6

Красикова Валерия

Первенство по легкой атлетике  прыжки в длину с разбега (май)

Муницип

1 (426см)

Командные

Вид соревнований

уровень

место

1

КЭС - Баскет

Районный

3

2

Мини - футбол

Районный

1

3

Лёгкая атлетика

Районный

1

4

Спартакиада школьников

Районный

1

5

Настольный теннис

Районный

3

6

Лыжные гонки

Районный

1

7

Волейбол 5-7кл

районный

3

Учитель ФК Бадмаев Ю.Р.

 Результаты внеурочной деятельности учащихся

по физической культуре

за 2016-2017гг.

Личные

Фамилия, Имя

Вид соревнований

уровень

место

1

БуянтуевАрсалан

Кросс 3000м

Муницип

1

2

Саликова Алёна

Кросс 2000м

Муницип

2

3

Шабунина Анастасия

Кросс 500м

Муницип

3

4

Красикова Валерия

Прыжки вдлину

Муницип

2

Командные

Вид соревнований

уровень

место

1

Баскетбол 7-9кл

Муницип

2

2

Футбол среди старших юношей

Муницип

3

3

Лёгкая атлетика

Муницип

3

4

Спартакиада школьников

Муницип

1

7

Волейбол 5-7кл

Муницип

3

8

Эстафета 4х100м

Муницип

3

Учитель ФК Бадмаев Ю.Р.

Результаты внеурочной деятельности учащихся

по физической культуре

за 2017-2018гг.

Личные

Фамилия, Имя

Вид соревнований

уровень

место

1

БарбашинКирил (5кл)

Кросс 1000м

Муницип

3

2

Сидоров Александр

Нац.борьба. Турнир по линии Сангхи России

Республ

2

3

Марковцева Анастасия

Бег 60м

Муницип

3

4

Шабунина Ирина

1000м

Муницип

2

Командные

Вид соревнований

дата

уровень

место

1

Мини-футбол (2004-05г)

24.09

Муницип

2

2

Мини-футбол (2003-02г)

4.10

Муницип

1

3

Баскетбол 5-9кл (мал)

18.11

Муницип

2

4

Баскетбол 5-9кл (дев)

25.11

Муницип

3

7

Футбол (юноши)

март

Муницип

3

8

Мини-футбол (сборная школы)

7.04.

Муницип

1

Учитель ФК Бадмаев Ю.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая система

      Главным кредо в своей педагогической деятельности  я считаю установление таких отношений между учителем и учеником, при которых ученик чувствовал бы себя уютно и...

Воспитательная деятельность образовательного учереждения - социально открытая педагогическая система.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для ра...

Моя педагогическая система.

Отечественную систему образования и воспитания , как и состояние современной российской педагогики, можно в целом охарактеризовать как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из...

Презентация педагогической системы

Презентация педагогической системы...

Педагогическая система Тихоновой Т.В.

Описание педагогической системы учителя истории и обществознания...

Бездвоечное обучение учащихся - педагогическая система успеха

Работать без отрицательных оценок сложно, но интересно и продуктивно. Конечно, от учителя требуется особая подготовка и готовность изменить методику преподавания предмета, изменить так, чтобы каждый и...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...