Базовый алгоритм разработки и реализации программы развития школы
методическая разработка

Оленева Наталия Николаевна

Раскрыты основные этапы разработки программы развития ОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Базовый алгоритм разработки и реализации программы развития ОУ

Анализ образовательной сети и деятельности основных конкурентов (партнеров).

Выявляются сильные и слабые стороны в образовательной деятельности ОУ, учреждений культуры и спорта, негосударственных общественных организаций и других учреждений социальной инфраструктуры на территории муниципального образования и субъекта федерации, на территории которого расположено ОУ. На этом первый этап сбора и классификации информации о деятельности образовательного учреждения завершается и можно переходить к этапу интерпретации полученной информации. Интерпретация означает качественный анализ полученной и классифицированной информации в соответствии с поставленной задачей - выявление причин, затрудняющих развитие ОУ, и возможных «точек роста» его развития. Среди различных инструментов аналитической деятельности, на данном этапе. Одним из наиболее простых и, вместе с тем, наглядных, выступает SWOT - анализ потенциала развития ОУ. Этот метод оценки внутренних сильных и слабых сторон организации, открывающихся перед ней внешних возможностей и подстерегающих ее опасностей (S - сильные стороны, W - слабые стороны, О - благоприятные возможности, Т - опасности или риски) позволяет в целом увидеть возможности развития ОУ. Качественная интерпретация информации (субъективная оценка ее значения для развития ОУ) представлена в виде следующей таблицы.

Таблица 3. SWOT - анализ

Оценка актуального состояния внутреннего потенциала ОУ

Оценка перспектив развития ОУ в соответствии с изменениями внешнего окружения

сильная

сторона

слабая

сторона

благоприятные

возможности

риски

Управленческое соотнесение и сравнение проблем и сильных сторон образовательного учреждения, возможностей и рисков развития внешней среды дает информационную основу для принятия вариативных решений о развитии образовательного учреждения. Стратегии или способы развития образовательного учреждения, выявленные на основе SWOT - анализа, выглядят следующим образом:

O + S =

O + W =

действие

реформирование

T + S =

T + W =

неопределенность

ликвидация

Преобладание сильных сторон в деятельности образовательного учреждения в сочетании с ее поддержкой со стороны социума способствует интенсивному развитию образовательного учреждения, что ведет к кардинальному улучшению качества образования.

Наличие благоприятных возможностей для развития ОУ со стороны общества, которые не могут быть реализованы из-за внутренних слабостей образовательного учреждения, создает ситуацию необходимого реформирования ОУ в организацию, адекватную потребностям.

Наличие сильных сторон в деятельности образовательного учреждения, которые не востребованы или вызывают неприятие со стороны окружающего социума, говорит о необходимости осторожного использования ОУ стратегии ограниченной опытноэкспериментальной деятельности по поиску вариантов развития, удовлетворяющих социум.

Наконец, преобладание слабых сторон в деятельности образовательного учреждения и отсутствие востребованности в его работе со стороны внешнего мира ставят вопрос о ликвидации ОУ как организации.

Третий этап анализа - это формулировка вывода о наиболее оптимальном пути развития образовательного учреждения. Данный вывод еще не является управленческим решением и поэтому его оформление представляет собой прогнозный сценарий развития образовательного учреждения, который отвечает на вопрос: что будет с ОУ, если оно пойдет по этому пути?

При создании программы развития ОУ, необходимо использовать локальную аналитику, отражающую особенности реализации предыдущих программ развития, представляющие текущее состояние образовательного учреждения, экспертные выводы и заключения об эффективности работы ОУ в предшествующий период.

Принимая в расчет необходимость учета экспертных заключений, следует отметить, что к их числу можно относить не только отзывы о работе ОУ органов управления образованием субъекта федерации, на территории которого расположено ОУ о соответствии проводимой деятельности стандартам и нормативам, действующим внутри самой системы, но и отзывы, которые получены от иных организаций. Последнее суждение актуально в виду намечающейся тенденции выхода за рамки внутриотраслевых критериев оценки эффективности работы образовательных организаций. Оценивание деятельности образовательного учреждения на основе универсальных (межотраслевых) критериев и соответствующими специалистами представляется очень перспективным направлением развития образовательного менеджмента.

Важной составляющей работы по определению целей и задач программы развития ОУ может стать расширение набора внешних экспертных оценок о работе ОУ за счет такого вида экспертной оценки как отзывы, полученные от организаций-партнеров, обучающихся и их родителей. В конечном итоге, оценка последней группы является наиболее важной и компетентной, хотя и не лишенной субъективности, так как она представляет собой мнение о ОУ непосредственных потребителей образовательных услуг, для которых и ради которых ОУ и существует.

Пример: Для получения внешних экспертных оценок, основанных на межотраслевых критериях оценки эффективности работы учреждения можно использовать процедуры региональной конкурсной программы «Премия качества Санкт-Петербурга», ежегодно организуемого ФГУП «Тест-Санкт-Петербург». В рамках подготовки к конкурсу ОУ проводит самооценку, которая заключается в сборе данных по девяти критериям модели Премии. Самооценка проводится регулярно и измеряет результаты в сравнении с образцом модели. Она позволяет ОУ идентифицировать сферы, требующие улучшения. Когда самооценка приобретает характер устоявшейся практики и накапливаются достаточные данные, ОУ получает возможность претендовать на региональную или национальную Премию качества. По итогам конкурсных процедур ОУ получает «обратный отчет» (экспертное заключение) с поэлементным анализом состояния всех процессов, протекающих в нем

Конкурентные преимущества ОУ

Современный этап развития образовательной системы России характеризуется формированием нового, особого сектор рынка - рынка образовательных услуг. Его характеристики в разных регионах страны различны, и наиболее полно они проявляются в крупных городах, что выражается в своеобразной «борьбе» школ за учеников, особенно мотивированных на учебу и имеющих существенный интеллектуальный потенциал. Конкуренция обострилась в связи со специфической демографической ситуацией, и вероятно будет расширяться в виду перехода к «подушевому» финансированию школ, т.е. расчета имеющегося контингента учащихся. Подобное положение обуславливает для каждого ОУ необходимость анализа своего состояния с целью выявления «конкурентных преимуществ». Конкурентные преимущества ОУ - это набор существенных свойств, выгодно отличающих ОУ от других образовательных учреждений. Конкурентные преимущества - это такие позитивные характеристики ОУ и/или «сильные стороны» его работы, которые могут привлекать потенциального потребителя образовательных услуг и удерживать в ОУ уже обучающихся подростков. Работа по определению конкурентных преимуществ может быть проведена и даже необходима именно в процессе разработки стратегических документов, к числу которых относится и программа развития.

Панорамное рассмотрение вопроса о конкурентных преимуществах ОУ, подводит к необходимости провести общую примерную классификацию таких преимуществ, сопроводив их конкретными примерами. Определив конкурентные преимущества как существенные свойства ОУ, можно сгруппировать эти свойства по нескольким группам:

  • территориальное положение;
  • педагогические кадры;
  • содержание образовательного процесса;
  • технологии обучения и воспитания;
  • здание ОУ и его материально-техническая база;
  • внешние связи;
  • имидж, открытость социуму, способность к трансформации;
  • характер управления;
  • получение начального профессионального образования

Пример: Приведем возможные примеры и формулировки конкурентных преимуществ ОУ, основываясь на представленной выше классификации. Территориальное положение ОУ: близость транспортных коммуникаций, облегчающих доступ к нему; размещение в центральной части страны, города; размещение в замкнутом микрорайоне, удаленном от центра городского поселения, снижающее отток учащихся в другие школы и др.

Педагогические кадры: высокопрофессиональный педагогический коллектив; систематичность повышения квалификации педагогов; привлечение работников ВУЗов к преподаванию учебных дисциплин и др.

Содержание образовательного процесса: специализация ОУ на преподавании предметов естественно-научного и математического цикла; универсальная подготовка обучающихся высокого качества; широкое и успешное представление обучающихся на предметных олимпиадах и конкурсах; система поддержки обучающихся, имеющих учебные затруднения; оригинальная система воспитательной работы и др.

Технологии обучения: оригинальные формы организации учебных занятий; широкое применение информационно-компьютерных технологий обучения; работа в системе «ОУ- ВУЗ» и др.

Здание ОУ и его материально-техническая база: современное здание; современное учебное оборудование; сбалансированный режим работы и комфортные условия для учебы и отдыха обучающихся; оригинальный дизайн помещений ОУ и др.

Внешние связи: наличие организаций-партнеров; широкое использование образовательного пространства для решения образовательных задач; система здоровьесбережения обучающихся и др.

Имидж, открытость социуму, способность к трансформации: длительность работы на рынке образовательных услуг и наличие отзывов потребителей о работе ОУ; широкие социальные партнерские связи; участие в программах и проектах различного уровня; наличие наград и положительных отзывов потребителей; однородность социального состава семей; безопасность обучающихся и их защита от негативного воздействия внешней среды; возможность быстрого внедрения инноваций и др.

Характер управления: демократический характер управления ОУ; следование принципам государственно-общественного управления и др.

Партнерство при реализации программы развития

В настоящее время все образовательные учреждения проводят многоплановую работу по расширению образовательного пространства, которое рассматривается ими как залог динамичного и успешного развития. В окружающем ОУ пространстве, существуют многочисленные организации и учреждения различных сфер и отраслей, совместная работа с которыми может обеспечить запланированный рост и развитие образовательного учреждения. В этой связи представляется чрезвычайно важным развивать взаимодействие ОУ с организациями-партнерами, поскольку оно является очень перспективным.

Окружающая ОУ среда является источником многообразных дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для совершенствования работы и повышения качества образования. Нахождение оптимального соотношения между собственными ресурсами и ресурсным потенциалом, получаемым в рамках партнерских отношений, является ключевой задачей руководства ОУ. При планировании и развитии партнерства следует учитывать цели организации-партнера, которые она планирует достичь в ходе совместной деятельности. Администрация ОУ должна понимать, что для поддержания партнерских отношений также будут необходимы ресурсы.

Перечень организаций, с которыми ОУ имеет партнерские отношения, может быть как незначительным, так и очень обширным, и сам по себе ничего не определяет. Правильность подбора организаций-партнеров определяется, прежде всего, исходя из специфики задач, необходимых для решения. При этом конечный результат должен достигаться путем минимальных затрат.

Вместе с тем, необходимо помнить о том, что внешняя среда является для ОУ также источником проблем и угроз, которые имманентно присущи ей. В процессе разработки программы развития ОУ, на этапе управленческого анализа, необходимо очень взвешенно подойти к определению возможных позитивных и негативных влияний среды, инициированных установленным партнерством.

Пример: В 2005 году в Москве прошел контакт-семинар для руководителей российских и британских школ. Задачей семинара было установить контакты между образовательными учреждениями. Часть российских школ была представлена не руководителями, а учителями. В ходе семинара каждый участник представил свою школу. Исходя из задач семинара, предполагалось определение «пар» организаций-партнеров, что и было сделано. Однако, ситуация сложилась таким образом, что некоторые школы из

России выбрали для контактов по 2-3 школы из Великобритании, не очень четко понимая цели партнерства, не соотнеся свои реальные возможности для его развития с имеющимися у образовательного учреждения потребностями. Отдельно следует отметить, что трудности испытывали педагоги - представители российских школ, так как администрация не поставила четких задач относительно целей устанавливаемого партнерства и им недоставало полномочий для заключения со школой-партнером «протокола о намерениях».

Вероятностный характер развития ОУ

Развитие любой организации, в том числе и образовательного учреждения, носит вероятностный характер. Оно обусловлено многими внутренними и внешними факторами. Эти факторы различаются по происхождению, направленности и периодичности действия, степени и характеру своего влияния на процессы внутри организации и процессы ее внешней коммуникации. Цели и задачи, которые ставит ОУ перед собой в виду влияния этих факторов могут быть достигнуты / решены быстрее / медленнее или не достигнуты/не решены вовсе; они могут быть реализованы частично. Помимо множества объективных причин существования и воздействия этих факторов на ОУ, в условиях российской образовательной системы постоянно возникают и отмирают дополнительные субъективные, очень частные причины. Именно наличие последних придает особую специфику вероятностной природе процессов развития. Программа развития ОУ, являясь стратегическим долгосрочным документом, призвана оптимизировать воздействие на учреждение всего комплекса факторов, легитимизировать вероятностный характер развития за счет конкретизации поставленных целей и задач, на основе прогностической составляющей и создания образа ожидаемого состояния. При составлении программы развития ОУ, администрация и педагогический коллектив должны достичь взаимопонимания и приятия основных предлагаемых линий развития не только между собой, важно прийти к консенсусу со всеми заинтересованными сторонами и участниками образовательно-воспитательного процесса (обучающимися, их родителями, органами управления образованием, организациями-партнерами). Это может быть обеспечено с помощью многосторонней экспертизы, как всей предлагаемой программы, так и отдельных ее составляющих. Организация экспертных процедур может быть проведена в традиционных формах анкетирования, интервью, бесед и круглых столов. Возможно, их отличием от традиции является условие их проведения в режиме мониторинга. При оформлении окончательного варианта программы развития, по сути, может быть закреплен только факт намерений ОУ о достижении в течение последующих 3-5 лет некоего нового состояния, которое представляется в форме желаемого и ожидаемого образа ОУ будущего.

Практика реализации программы неизбежно внесет коррективы и в намерения, и в желаемую форму, и в сам образ; это есть реальность, где, как известно, даже самые благие намерения не приводят туда, куда они направлены. Образ и его практическое воплощение не будут идентичны, но будет достигнуто новое состояние, путь к которому и можно охарактеризовать как развитие.

Вариативность прогнозов развития ОУ

Уже отмечалось, что сейчас ситуация в российской системе образования нестабильна. Это положение выдвигает на первый план задачу прогнозирования изменений внешних и внутренних условий работы ОУ. Подобный прогноз в условиях ОУ представляется очень сложным, так как для него требуется очень серьезная база (информационная, кадровая и ресурсная), но жизненно необходимым. Сложность заключается в отсутствии у администрации ОУ информации о реальном состоянии образовательных систем более высокого уровня, частью которых является ОУ, процессы в которых напрямую влияют на него. Затрудняет работу и недостаток прогностических умений, развитию которых не уделяется внимание ни в процессе базового высшего профессионального образования, ни в системе повышения квалификации управленцев. Привлечение для решения данной задачи экспертов извне является затруднительным, так как чаще всего они являются специалистами из других отраслей и не очень хорошо представляют специфику работы в образовательной системе.

В виду вышесказанного, столь необходимый при разработке программы развития ОУ прогноз, остается прерогативой исключительно администрации ОУ. Вместе с тем, наличие прогноза необходимо для грамотного составления программы, отвечающего современным требованиям управления. Задачей прогнозирования внутри ОУ представляется определение минимум 2-х возможных сценариев развития. Вариативная составляющая программы может базироваться на 3-5 базовых условиях, снабженных конкретными характеристиками, прогноз по которым реально сделать в условиях ОУ, а окончательно выражаться в 2-3 ключевых сценариях ожидаемого состояния ОУ по окончании реализации программы развития. Разработка программы развития ОУ с учетом вероятностного характера развития и предусматривающей вариативность сценариев и ожидаемых результатов обеспечивает ее диалектичность. Подобный подход предоставляет возможность для упрощения аналитической работы и процедур индикации выполнения программы развития; в данном случае появляется механизм самоиндикации программы.

Пример: В качестве базовых условий, используемых при формировании вариативной базы программы развития ОУ могут выступать следующие характеристики:

  • прогноз изменений на рынке образовательных услуг;
  • прогноз изменений контингента обучающихся;
  • прогноз финансового положения ОУ и др.

В качестве сценариев развития могут быть составлены краткие описания ожидаемых состояний ОУ по итогам реализации программы развития, включающие в себя характеристику режима в диапазоне «функционирование-развитие», выборочные качественные и/или количественные показатели (критерии) работы образовательного учреждения и др.

Оптимальный сценарий развития ОУ

Оптимальный сценарий развития ОУ включает в себя:

  • краткое описание сценарной сути развития ОУ;
  • возможности, которые ОУ может использовать при реализации сценария;
  • ограничения, которые необходимо учитывать при реализации сценария;
  • риски, которые могут возникнуть в ходе реализации сценария;
  • последствия позитивные - результаты по итогам реализации сценария;
  • последствия негативные - результаты по итогам реализации сценария;
  • действия по реализации сценария;
  • общая оценка актуальности, реалистичности и рисков реализации сценария.

Концепция развития ОУ как организации

Получив в процессе анализа объективную картину эффективности образовательной деятельности ОУ, выявив сильные и слабые стороны возможностей его развития, ограничив пространство рисков и возможностей его перспективных действий и определив оптимальный способ его развития, можно приступать к формулировке цели, которая является, по сути, квинтэссенцией концепции развития образовательного учреждения. За краткой формулировкой цели программы развития ОУ стоят проектный образ ОУ, алгоритм образовательной деятельности, модель конечного результата, представляющие элементы концепции развития. Действенность и реалистичность цели программы развития напрямую зависит от разработанности концепции, поэтому обязательным компонентом этого раздела программы выступает концептуальное обоснование цели. Концепция - идеальная схема, целостная мысленная конструкция, система взглядов на что-либо, формируемая путем отбора и связывания большого числа отдельных концептов: элементарных идей, частичных представлений, наименьших «клеточек», «кирпичиков», или единиц смысла. Связующим элементом системы выступает системообразующая идея, в основе которой лежит основополагающая ценность.

По своей сути, концепция - желаемый образ (образец, отображение в сознании человека) наиболее существенных сторон развития образовательной организации, отраженных в системе управления.

Концепцию можно определить как руководящую философию всей программы, оптимальный образ желаемого результата и организующую стратегическую модель его реализации, включающую оптимальную структуру основных звеньев и технологий, обеспечивающих наилучшее долгосрочное взаимоотношение с внешней средой и полное использование потенциала образовательной системы.

Концепция имеет сходство со стратегией. И в этом случае от стратегии она получает особенность концентрации на важнейших направлениях. Стратегический характер концепции означает не долгосрочность, а важность, подчеркивая, что концепция не является всеохватывающим образом развития ДОУ, а имеет отношение только к стратегически важным проблемам, для решения которых предлагает наиболее необходимые действия.

Как часть программы развития концепция мягко направляет деятельность ОУ и поддерживает правила поведения людей в ней. В отличие от нормативного документа концепция регулирует не повседневную деятельность ОУ и человека, а обосновывает и определяет направления их действий на развитие. Следовательно, концепция выполняет функцию ориентировочной основы развития образовательного учреждения и педагогов, работающих в нем. В этом случае в концепции должны просматриваться ориентиры всех компонентов инновационной деятельности: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда.

Это значит, что в концепции предлагается единое понимание того:

  • кто является субъектами реализации Программы развития ОУ или кто имеет право пользоваться Программой для организации своей деятельности;
  • что или кто является объектом воздействия со стороны субъектов и каковы их особенности и тенденции развития;
  • каково наличие и возможность использования различных средств или ресурсов субъектами в своей деятельности;
  • какие технологии, методы, приемы могут использоваться в деятельности субъектов;
  • каковы условия или принципы осуществления субъектами своей деятельности по развитию объекта;
  • что является желаемым результатом (целью) деятельности субъектов и по каким критериям можно его оценить;
  • как происходит координация и управление деятельностью различных субъектов по достижению общей цели;
  • каковы последствия действий субъектов на социальное окружение.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что цель развития образовательного учреждения определяется итогом трансформации результатов анализа в концепцию развития ОУ. Процесс трансформации предполагает переход от «неживого» анализа к реакции живого организма ОУ по синтезу проблем, «точек роста», сценариев развития в ценности, регулирующие долгосрочную направленность развития ОУ, идеи (замыслы), определяющие авторские варианты действий по развитию ОУ, желаемый образ будущего ОУ, нравственные правила осуществления управленческих действий, условия, необходимые для достижения желаемого образа будущего ОУ. В основе этого процесса лежит самоопределение коллектива разработчиков Программы (педагогический коллектив ОУ, административная группа, родительская общественность, обучающиеся старших классов, представители общественности города, района) к материалам анализа, выявившим проблему, затрудняющую развитие ОУ.

Процесс самоопределения строится вокруг следующих ключевых точек концепции развития образовательного учреждения.

Ценностные основания развития ОУ

Результатом самоопределения коллектива разработчиков Программы в этом разделе концепции станут ключевые нравственные позиции в профессиональной деятельности ОУ с кратким обоснованием их актуальности для ОУ и общества, перспективности и востребованности. Довольно часто в качестве ценностных оснований авторы используют положения и термины отдельных педагогических теорий, философских учений, управленческих подходов и т.д.

Инновационная идея (инновационные идеи) развития ОУ

В этом разделе синтез проблем развития ОУ и ключевых ценностных оснований развития образовательного учреждения приведет к появлению профессионально обоснованных уникальных идей развития ОУ и путей их реализации.

Появление желаемого образа будущего ОУ в концепции является результатом самоопределения коллектива разработчиков по отношению к отдельным сильным и слабым сторонам деятельности ОУ, возможностям и рискам его развития. В качестве подсказок можно использовать следующие аспекты деятельности ОУ:

  • социально-педагогическая миссия ОУ: определить социально-педагогическую роль современного ОУ в обществе через призму понятий конкурентоспособность государства, информационное общество, гражданское развитие сообщества, развитие рыночных отношений, стратегический фактор развития и т.д.
  • цель деятельности ОУ: раскрыть деятельность ОУ по отношению к ребенку через призму формирования человеческого капитала;
  • базовая и вспомогательные функции ОУ: ранжировать по степени значимости функции обучения, воспитания, методическую, опытно-экспериментальную, диагностикокоррекционную, социальную, маркетингово-финансовую и др.;
  • организационная культура развития ОУ: раскрыть базовые ценности через взаимоотношения субъектов образовательного процесса, обеспечивающие стабильное развитие ОУ;
  • модели выпускника и педагога: определиться по отношению к ключевым компетентностям обучающихся и их значению в учебном процессе ОУ, к современным аспектам социализации обучающихся, определить степень готовности педагога к формированию ключевых компетентностей;
  • критерии оценки качества образовательного процесса: раскрыть основные индикаторы оценки качества, доступности и эффективности образования, ЕГЭ, общественной оценки и др.;
  • организационно-технологическая культура:        определить актуальность и

необходимость для ОУ использования альтернативных форм организации образовательной деятельности:        дистанционное, экстернат, параллельное и др., современных

образовательных технологий и их возможного эффекта в образовательной деятельности;

  • образовательная программа: обсудить возможности расширения информационного пространства образования, инновационных изменений в образовательной программе, развития блока дополнительного образования, вариативности и разноуровневости программ, обеспечивающих доступность качественного образования, применения индивидуального учебного плана;
  • управление и внешние связи ОУ: определить актуальность развития государственнообщественного характера управления (управляющий совет), определить роль ОУ и принципы его взаимодействия в сети с муниципальными органами управления, вузами, учреждениями дополнительного образования, региональными и федеральными структурами, определить актуальность экспериментальной деятельности, участия в международных проектах и программах;
  • финансирование образовательной деятельности ОУ: определить степень принятия концепций нормативно-подушевого финансирования, внедрения новой системы оплаты труда педагога, финансово-хозяйственной самостоятельности ОУ, необходимости привлечения внебюджетных средств, участие в конкурсах, создание системы многоканального финансирования и др.;
  • процесс разработки концепции завершается имиджевой характеристикой модели развития ОУ.

Формулировка целей Программы развития ОУ

Внутреннее самоопределение разработчиков Программы в концепции развития образовательного учреждения позволяет им перейти к управленческой формулировке цели Программы развития ОУ. Это означает переход от эмоциональной составляющей концепции к рациональной основе формулировки цели, способной стать инструментом организации процесса развития ОУ, понятной исполнителям и являющейся гарантом устойчивого развития ОУ для внешних субъектов. Содержание целей должно быть четким и непосредственно относиться к проблемам, описанным в предыдущем разделе Программы.

При формулировке цели рекомендуется использовать принципы SMART, согласно которым цель должна быть:

  • ясной и точной (S - Specific), цель должна соответствовать компетенции заказчиков Целевой программы развития образовательного учреждения;
  • измеримой (M - Measurable), должна существовать возможность проверки достижения цели с помощью количественных индикаторов;
  • достижимой (A - Achievable), цель должна быть потенциально достижимой;
  • непротиворечивой как внутри себя, так и со стратегическими целями социальной системы (R - Related);
  • определенной по срокам ее достижения (T - Times-bound), должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации Целевой программы с определением соответствующих целей.

Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:

  • специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере образования;
  • терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
  • указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели Программы;
  • описания путей, средств и методов достижения цели.

Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей и не должна зависеть от средств их достижения. Пути, средства и методы достижения целей раскрываются при формировании программы мероприятий и механизма управления программой.

Задачи формулируются либо как способы достижения цели, либо как этапы последовательного достижения цели. Задачи можно определить как измеримые конечные результаты деятельности по достижению цели. Задачи описывают, каким образом можно добиться цели, и имеют четыре главные составляющие:

  • глагол действий, сосредоточенный на процессе осуществления (начать, увеличить, обеспечить);
  • предполагаемый результат в предмете (структуре) или в количественных единицах, обычно в процентах или числах (повысить в два раза, увеличить на 25%);
  •  определенный срок достижения намеченного результата, основанный на календарных числах или мероприятиях (выполнить к 31 марта, подготовить к собранию);
  •  расходы на выполнение задачи, включающие денежные, материальные и человеческие ресурсы.

Таким образом, задача = глагол действия + измеримый результат + установленный предельный срок + расходы.

Итак, если цель в Программе формирует стремление, то задачи делают его измеримым и точно установленным.

Типовой план реализации Программы развития образовательного учреждения

В зависимости от объема и сложности необходимых действий по решению заявленной в программе проблемы этот раздел может строиться моно- или полиструктурно. Если решение проблемы не требует применения комплексных действий, осуществляемых различными субъектами, сложносогласованных или взаимообусловленных между собой, выполняемых в период до одного года, то данный раздел представляет собой единый перечень мероприятий. Мероприятия излагаются последовательно в логике реализации Программы, привязываются к одной из задач, имеют указание на лицо, ответственное за их исполнение.

Полиструктурное построения раздела Перечень мероприятий программы развития ОУ предполагает дифференциацию действий по ключевым направлениям развития ОУ. Эти направления разрабатываются, как правило, в привязке к выполнению задач Программы, и часто их количество совпадает с количеством задач. По своей структуре эти направления строятся как целевые подпрограммы. В них выделяются проблемы, цели, мероприятия, целевые индикаторы и результаты. В качестве возможной структуры целевой подпрограммы можно привести следующий набор разделов:

  • название целевой подпрограммы;
  • актуальность подпрограммы;
  • описание областей, затрагиваемых подпрограммой;
  • анализ состояния областей;
  • ключевые проблемы, на разрешение которых направлена подпрограмма;
  • замысел (ведущая идея) подпрограммы;
  • социальный эффект от реализации подпрограммы;
  • цели и задачи подпрограммы;
  • основные проекты реализации подпрограммы.
  • временные рамки и основные этапы реализации подпрограммы;
  • системный график мероприятий по реализации подпрограммы.

Таблица 4.

Г рафик мероприятий по реализации подпрограммы

п/п

Мероприятие

Исполнитель

Срок

реализации

Результат

Выполнение

1 этап (2016 -2017 годы)

1.

2 этап (2018 -2020 годы)

1.

Финансовый механизм реализации подпрограммы.

Критерии успешности реализации подпрограммы.

Инструментарий проведения контроля.

Возможные риски.

Орган, осуществляющий контроль реализации подпрограммы.

Ресурсные условия реализации программы развития ОУ

К необходимым условиям реализации Программы развития образовательного учреждения можно отнести наличие ресурсов и системы управления процессом реализации Программы.

Программа развития образовательного учреждения изначально рассматривается как инструмент обоснования выделения дополнительных бюджетных средств. Это значит, что к реализации Программы можно привлекать бюджетные средства различных уровней в соответствии с целями их расходования. Поэтому первым шагом образовательного учреждения в разделе Обоснование ресурсного обеспечения Программы является обоснование долей различных источников финансирования в консолидированном бюджете

ОУ и планирование действий по привлечению средств из этих источников. На определенном этапе развития ОУ, возможно, главной задачей данного раздела Программы станет не привлечение дополнительных ресурсов, а рациональное использование имеющихся. В этом случае фиксированный объем средств станет стимулом оптимизации структуры образовательной деятельности (наполняемость классов, количество обучающихся на одного педагога и т.д.) и эффективного расходования имеющихся ресурсов (выделение приоритетов, концентрация ресурсов и т.д.).

В качестве примера дана схема системы многоканального финансирования образовательной деятельности ОУ.

Таблица 5.

Источники финансирования и действия по привлечению средств

Источник

финансирования

Действия по привлечению средств

Бюджет

Санкт-Петербурга

Выполнение государственного заказа

Собственные средства системы образования

Платные дополнительные образовательные услуги

Привлеченные

средства

Получение грантов под развитие определённых программ Работа с отечественными и зарубежными благотворительными фондами

Спонсорская помощь

Вторым шагом является обоснование необходимых объемов финансирования на различные формы поддержки развития ОУ.

Третьим шагом является планирование расходов бюджетных средств по предметам финансирования. Это может выглядеть как планирование отдельно по каждому году или как планирование одного направления по каждому году реализации Программы. Новообразования в процессе реализации программы развития ОУ На завершающем этапе разработки программы развития образовательного учреждения определяются содержание планируемых проектов и параметры ожидаемого состояния ОУ к моменту окончания реализации программы. Именно в таком виде программа представляется на окончательное утверждение. Однако после утверждения программы и после начала ее реализации в ней могут происходить изменения - появляться новые, позитивные непрогнозируемые элементы - новообразования. Это обусловлено, прежде всего, упоминавшимся вероятностным характером развития.

Появление новообразований по ходу реализации программы развития является, несомненно, позитивным качеством. Все новообразования отражают изменения, произошедшие вследствие изменившихся внешних условий работы ОУ или его отдельных

30

структурных подразделений. Как и для реализации запланированных проектов программы развития, для появления новообразований требуются ресурсы. Эти ресурсы могут быть дополнительно получены извне в процессе реализации программы развития или выделены самим ОУ после перераспределении имеющихся ресурсных потоков, их оптимизации. Иногда новообразования появляются как результат недооцененных при составлении программы «точек роста». С формальной точки зрения появляется потребность фиксировать эти новообразования по мере их появления и представлять заинтересованным (уполномоченным) сторонам.

Исходя их представлений о причинно-следственной природе развития, новообразования являются не только следствием, но также могут служить причиной появления новых, ранее не прогнозируемых результатов. Эта сторона вероятностного характера развития наиболее полно проявляется именно в рамках среднесрочных стратегических программ в пятилетнем периоде.

Приемы, используемые в процессе разработки и развертывания программы развития ОУ

Прием: Трехступенчатый анализ проекта программы развития и общественная экспертиза. В процессе разработки программы развития проводится определение приоритетов        деятельности ОУ на перспективу (на период действия программы).

Определение приоритетов может происходить на основе трехступенчатого анализа, включающего в себя обсуждение на заседаниях методических объединений (предметных комиссий) учителей, научно-методического, административно-хозяйственного и педагогического советов. Проект документа, составленного по его итогам целесообразно представить на общественную экспертизу, ключевой задачей которой является соотнесение разработанного проекта программы с мнением обучающихся (прежде всего, старшеклассников), интересами родителей и организаций-партнеров в целях наиболее полного удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.

Каждая из структур, участвующих в трехступенчатом анализе проекта программы развития ОУ выполняет свою часть работы, содержание которой может варьироваться и определять индивидуально для каждого образовательного учреждения. Основным направлением всей проводимой аналитической работы является рассмотрение проекта программы развития ДОУ через призму необходимости повышения качества образования и повышения конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг. В этом случае некоторая неопределенность задач советов ОУ (научно-методического, административнохозяйственного и педагогического) и методических объединений (предметных комиссий) учителей и воспитателей ОУ, обусловлена теми ролями, полномочиями, степенью ответственности и объемом имеющейся у них информации, которыми характеризуется их деятельность. Каждый из субъектов, участвующих в анализе оценивает представленный документ исходя из своего представления о состоянии ОУ и тех задач, которые перед ним стоят. Результаты анализа программы развития, проведенного каждым из субъектов, являются открытыми для других.

Основным итогом трехступенчатой экспертизы программы развития является формулировка приоритетов и определение стратегических направлений деятельности ОУ, а также принятие проекта программы за основу для вынесения ее на общественную (внешнюю) экспертизу.

Общественная (внешняя) экспертиза направлена на уточнение приоритетных направлений работы ОУ, отраженных в программе развития, и их актуализации. Она заключается в изучении мнений потребителей образовательных услуг и организаций - партнеров о разрабатываемом документе; может включать в себя опросы, анкетирования, круглые столы и другие формы сбора информации об отношении к предлагаемому проекту программы. Содержание и регламент этих процедур ОУ может свободно определять и варьировать. Основными их задачами является информационная поддержка готовящейся программы (через формирование положительно настроенного общественного мнения) и, более важная составляющая, - окончательное определение перечня стратегических направлений деятельности ОУ на период действия программы, составленного в ходе предварительного трехступенчатого анализа.

Прием: Оценка хода реализации программы развития ОУ субъектами образовательного процесса. Оригинальным элементом оценки эффективности и подведения промежуточных итогов реализации программы развития ОУ может являться анализ работы образовательного учреждения в рамках годичных циклов через суммирование мнений субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Реализация программы развития ОУ проводится поэтапно. Ее воплощение на практике осуществляется через планирование образовательно-воспитательного процесса в рамках годовых циклов. Оно производится через постановку актуальных задач работы, раскрывающих приоритетные направления развития ОУ, которые представляются в годовых планах работы. Годовой план работы ОУ включает в себя: перечень задач работы, календарный план мероприятий и ряд приложений: план внутришкольного контроля, план работы по профилактике правонарушений, учебный план и др. Все части годового плана работы обеспечивают развертывание стратегии ОУ. Годовой план ежегодно обсуждается

на заседаниях научно-методического, административно-хозяйственного и педагогического советов в мае-июне, и после этого представляется на утверждение педагогического совета в августе.

Объектами оценки субъектов образовательно-воспитательного процесса могут стать основные направления работы ОУ и характер участия самих субъектов образовательновоспитательного процесса в реализации годового плана работы. Опросы организуются в конце учебного года во всех подразделениях ОУ по специально подготовленным стандартным анкетам. Ответственным за их проведение могут выступать один из заместителей директора ОУ совместно с педагогом-психологом (социальным педагогом или др.). Участниками опросов становятся обучающиеся 5-11 классов, педагоги и воспитатели всех подразделений ОУ. Всем респондентам предлагаются анкеты, в которых им необходимо привести как можно более полный перечень запомнившихся событий учебного года.

Собранные данные о мероприятиях, прошедших в течение учебного года, обрабатываются отдельно по обучающимся, по педагогам и воспитателям. Сначала подсчитывается общее количество упомянутых фактов (событий) и проводится их разделение по направлениям: учебная деятельность, досуговая деятельность, взаимодействие с внешним образовательным пространством и другое. Затем проводится анализ вовлеченности различных категорий педагогических работников, для чего все приведенные в анкетах факты (события) группируются по критерию «субъект- организатор».

По результатам обработки выстраиваются демонстрационные графики, содержание которых становится объектом внутришкольного управленческого анализа. Полученные данные могут быть проанализированы по различным критериям: по характеру и специфике осуществленной деятельности, по степени вовлеченности в нее различных категорий педагогических работников, по степени интенсивности работы различных подразделений и др. Наконец, может быть проведен непосредственный сравнительный анализ восприятия (оценки) работы ОУ обучающимися и педагогами, что может стать основой последующих изменений практики работы ОУ.

Прием: Сопоставительный анализ зависимости состояния учреждения от результатов реализации программы развития. В процессе разработки программы или на одной из первых стадий ее реализации перспективным представляется проведение администрацией ДОУ сопоставительного анализа положения учреждения до начала реализации программы и ожидаемого (проектируемого) по ее окончании. Осуществление данной процедуры возможно через формулировку нескольких ключевых параметров, не обязательно идентичных приоритетам, отраженным в программе. По каждому из параметров составляются две характеристики: существующего и ожидаемого состояния образовательного учреждения.

Часть характеристик состояния ОУ по выбранным параметрам являются неизменными с момента начала осуществления программы до ее завершения, обеспечивая стабильность функционирования и преемственность развития. В некоторых случаях характеристики исходного состояния учреждения частично меняются, что требует внесения изменений в их описание, например, конкретизации или уточнения. Особое место среди характеристик, содержащихся в сопоставительном анализе состояния учреждения, занимают изменения, запланированные и отраженные в проектах программы развития ОУ и получаемые в процессе реализации этой программы.

Оформление результата удобно в виде таблицы, что обеспечивает улучшение восприятия разработки и наглядность материала при его представлении. Данный прием может быть применен при представлении программы развития ОУ общественности, педагогическому сообществу и органам управления образованием.

Например: «ОУ образца 2020 года» - основные характеристики:

  • качественное образование обучающихся, подтверждаемое результатами независимых форм аттестации и иных исследований качества образования;
  • конкурентоспособность выпускников при поступлении на бюджетные места в ВУЗы по востребованным на рынке труда («престижным») специальностям;
  • в ОУ существует реалистичная система воспитания;
  • ОУ не наносит ущерб здоровью обучающихся, в нем они защищены от негативных влияний внешней среды;
  • высокопрофессиональный и творческий педагогический коллектив;
  • ОУ эффективно управляется, задействованы механизмы государственнообщественного управления;
  • современная материально-техническая база и пространственно-предметная среда;
  • ОУ интересно профессиональному педагогическому сообществу региона, России и мира;
  • ОУ имеет широкие партнерские связи с культурными, спортивными и научными организациями и вовлечение их в образовательный процесс.

Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования

Новый импульс практике управления развитием учреждений образования был дан в 2010 году Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», которая поставила обязательным условием - целенаправленную работу администраций образовательных учреждений по управлению развитием вверенных учреждений с целью повышения качества образования Разработка программы развития ОУ строится на основе множества факторов, главным из которых могут быть названы приоритеты развития систем более высокого ранга, частью которых является ОУ. Подобное положения объективно оправданно, так как стратегия развития образовательных систем детерминирует приоритеты развития ОУ. При разработке программы развития ОУ руководствуется не только стратегическими документами федерального и регионального уровней, но и научными идеями. Среди таких идей можно назвать:

  • идею «ответственной школы» (М. Барбер), предусматривающей максимально широкий спектр коммуникации школы с родительской общественностью и местным сообществом, ее открытость для инициатив извне и др.;
  • концепцию реалистического воспитания школьников (С.В. Поляков), которая предусматривает построение образовательного процесса адекватного интересам и потребностям школьников и их родителей;
  • положения современных теорий менеджмента, основанных на личностноориентированных моделях управления персоналом, а также с применением инструментов управления качеством соответствующих модели Total Quality Management (TQM) или международным стандартам ISO.

Помимо особенностей целеполагания как составной части проблемы управления развитием, несомненно, значим такой аспект проектирования программ как ресурсное обеспечение планируемых изменений. Можно с уверенностью сказать, что для выполнения любой программы и осуществления изменений нужны значительные и разнообразные ресурсы, в отсутствие которых велика вероятность провала запланированных изменений. Программа развития ОУ не является обособленным документом. Ее содержание корреспондирует с другими внутренними документами ОУ, опираясь на них, это:

  • образовательная программа;
  • кадровая политика;
  • политика в области качества;
  • система информационного обеспечения работы ОУ и др.

Использование администрацией ОУ трех «страховочных» механизмов программы развития (опора на научные знания, продуманность ресурсного обеспечения и связь с корреспондирующими документами) позволяет обеспечить стабильность ОУ и его движение вперед вне зависимости от перманентно происходящих изменений. Это превентивное действие обеспечивает положение, при котором не требуется работы руководства ОУ в режиме ситуационного управления или «пожарной команды», которой нужно срочно пересматривать свои ранее принятые решения и изменять ключевой документ ОУ - программу развития «во след» свершившимся событиям. Совершенно очевидно, что программу развития образовательного учреждения следует рассматривать как стратегический документ, обеспечивающий ее продвижение вперед в средне- или долгосрочной перспективе, как правило, на период от 3 до 7 лет. В то же время, корреспондирующие с программой развития ОУ документы могут и должны изменяться в ответ на вызовы времени и возникающие новые требования, которые ставит потребности практики. В частности, может быть изменена образовательная программа как документ, фиксирующий условия и формы функционирования ОУ, изменяемые в соответствии с новыми национальными требованиями к организации процесса и содержанию обучения детей. Как один из эффективных инструментов управления развитием ОУ в стремлении повысить качество образования может быть рассмотрен один из распространенных в настоящее время подходов к оценке результатов деятельности социальных систем, в т.ч. управления - индикативный. Подход основан на сопоставлении реальных показателей имеющегося состояния системы, с целевыми индикаторами планируемого для нее уровня развития. При этом, как правило, индикаторы задаются изначально на момент планирования в соответствии с имеющимися приоритетами развития любой организации. В российской педагогической науке разработкой идеи индикативного подхода в последние годы наиболее активно занималась группа ученых во главе с доктором педагогических наук Т.Б. Харисовым. В практике российской системы образования, как социальной системе, в 2000-х годах индикативный подход использовался преимущественно на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В указанный период некоторые муниципальные органы управления образованием также проводили работу по определению набора индикаторов, которые использовались ими для подведения итогов работы подведомственных образовательных учреждений и выстраивания их рейтингов (например, Пермь, Набережные Челны, Салехард, Коломна и др.). Как показывает анализ, индикативный подход редко применяется в России при управлении развитием на уровне отдельных ОУ. Из наиболее удачных примеров использования подобного подхода можно

назвать действовавшие до 2010 года программы развития ГБОУ гимназия №610 Санкт- Петербурга, МБОУ СОШ №145 Челябинска и Гуманитарного лицея Ижевска. Подход основан на сопоставлении реальных показателей имеющегося состояния системы, с целевыми индикаторами планируемого для нее уровня развития. Как правило, индикаторы задаются        изначально        на момент        планирования        в соответствии        с имеющимися

приоритетами развития. Предлагаемая методика имеет свое основание в идеях Всеобщего управления качеством (TQM), при этом, не основываясь на широко распространенном в образовательной системе квалиметрическом подходе к оценке результатов работы учреждений. Исходя из положений TQM, качество продукта можно планировать при разработке, как самого продукта, так и процесса его изготовления. Контроль качества осуществляется путем сравнения запланированного показателя качества с действительным его значением; при возможности контроля качества возникает возможность управления этим процессом.

При        разработке        программы        развития ОУ представляется        целесообразным

предусмотреть реализацию мероприятий по двум основным направлениям в логике Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Обеспечение качества образования:

  • подготовка и организация перехода ОУ на ФГОС общего образования;
  • повышение разнообразия образовательных и/или учебных программ и формирование (развитие) системы дополнительного образования к общему в контексте образовательной программы ОУ;
  • совершенствование условий для исследовательской и проектной работы учащихся;
  • расширение участия учащихся в предметных олимпиадах различного уровня;
  • использование инновационных методик и программ воспитания учащихся;
  • совершенствование психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся;
  • создание системы система мониторинга социализации выпускников ОУ;
  • создание системы независимой оценки образовательных результатов учащихся;
  • расширение сетевого взаимодействия с учреждениями культуры и науки, ВУЗами;
  • участие в детских международных программах (проектах, акциях и др. );
  • развитие информационной культуры педагогов и расширение использования ИКТ на уроках;
  • организация методического сопровождения работы педагогов по переходу на ФГОС.

Обеспечение качества условий образовательного процесса:

  • совершенствование пространственно-предметной и виртуальной образовательной среды ОУ;
  • совершенствование материально-технической базы ОУ;
  • реализация программ здоровьесбережения учащихся;
  • реализация в ОУ спортивно-оздоровительных программ;
  • включение ОУ в независимую систему оценки качества образования;
  • участие в конкурсах и программах вне сферы образования;
  • повышение разнообразия форм участия общественности в управлении ОУ;
  • развитие системы государственно-общественного управления ОУ;
  • организация инновационной деятельности ОУ на региональном и федеральном уровнях;
  • расширение международного сотрудничества ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»

В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....

Личный план реализации Программы развития школы на 2013-2014 учебный год.

Личный план реализации Программы развития школы на 2013-2014 учебный год....

Алгоритм разработки программы развития школы

Информационная справка о школе должна быть краткой и отражать специфику.Проблемно-ориентированный анализ.Описание будущего состояния школы (концепция новой школы).Стратегия,  задачи перехода к но...

Реализация программы развития школы

План работы по реализации Программы развития МБОУ "Никифоровская СОШ №2"...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ «АЗБУКА НАЛОГОВ»

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирование финансовой грамотности через реализацию программы развития школы «Азбука Налогов», развития налоговой культуры и грамотности среди школ...