Осетинские народные игры.
методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему
Будущее нашей страны — это подрастающее поколение, а его здоровье, физическое и интеллектуальное развитие во многом определяется и уровнем образования, и состоянием физического воспитания. В соответствии с реализацией государственной политики Российской Федерации в области образования и воспитания подрастающего поколения федеральными органами исполнительной и законодательной (представительной) власти Российской Федерации проводится большая работа по совершенствованию физической культуры и спорта в образовательных организациях, пропаганде и популяризации ВФСК ГТО, массовых видов спорта среди обучающихся, в том числе, национальных видов спорта и народных игр.
Формирование национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения в школе № 30, приоритетное направление развития физической культуры и спорта в системе образования, модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура», внедрения Осетинских народных игр в образовательных организациях как основу патриотического и духовно – нравственного воспитание обучающихся средствами народных осетинских игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osetinskie_narodnye_igry.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30 г. Владикавказа
Осетинские народные игры на уроках физической культуры
Хачиянц Лаура Борисовна,
учитель физической культуры
МБОУСОШ № 30 г. Владикавказ,
ст. преподаватель СОРИПКРО кафедры
воспитания и дополнительного образования.
г. Владикавказ
2017
Аннотация
Будущее нашей страны — это подрастающее поколение, а его здоровье, физическое и интеллектуальное развитие во многом определяется и уровнем образования, и состоянием физического воспитания. В соответствии с реализацией государственной политики Российской Федерации в области образования и воспитания подрастающего поколения федеральными органами исполнительной и законодательной (представительной) власти Российской Федерации проводится большая работа по совершенствованию физической культуры и спорта в образовательных организациях, пропаганде и популяризации ВФСК ГТО, массовых видов спорта среди обучающихся, в том числе, национальных видов спорта и народных игр.
Формирование национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения в школе № 30, приоритетное направление развития физической культуры и спорта в системе образования, модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура», внедрения Осетинских народных игр в образовательных организациях как основу патриотического и духовно – нравственного воспитание обучающихся средствами народных осетинских игр.
Главным в своей работе с детьми я считаю по мимо реализации спортивных целей и задач, ещё и воспитание нравственных качеств личности. Воспитание патриотизма, т.е. любви к своей малой Родины. Я считаю это фундаментом основой духовности каждого человека. Когда спортсмен выступает на соревнованиях различного ранга, он прежде всего представляет свою страну, свою Родину. А мы начинаем с малого. Защищаем честь своего класса, своей школы, своего города, своей Республики. И кто не видел фрагменты, когда стоят наши спортсмены на пьедестале и звучит гимн, мы видим глаза со слезами радости и гордости за свою страну.
Тем опытом, который накоплен мной за 31 год педагогической деятельности по воспитанию подрастающего поколения я делюсь с учителями не только нашей Республики, но и за ее пределами, участвуя в различных Всероссийских конкурсах, фестивалях и научно-практических конференций.
Анализ используемых педагогических методик и технологий, их значимость и ценность для совершенствования качества образования.
Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.
Цели проведения подвижных народных игр:
1.Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края.
2.Донесение национального колорита обычаев, оригинальность самовыражения осетинского народа.
3.Формирование толерантности.
4.Охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.
5.Обеспечение эмоционального благополучия.
6.Формирование этических норм поведения.
7.Воспитание уважительного отношения друг к другу.
Задачи проведения подвижных народных игр:
1.Пропаганда здорового образа жизни.
2.Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
3.Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений (упражнения со скакалками и мячами)
В целом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью повышения уровня здоровья, повышения физической подготовленности и развития интереса у детей к урочным формам физического воспитания и увеличения их двигательной активности. Применение народных средств физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей в рамках национально-регионального компонента обучения позволит повысить физическую подготовленность обучающихся.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Определены требования к народным подвижным играм для их эффективного использования на уроках физической культуры учащихся.
2. Разработана классификация народных подвижных игр по признакам их воздействия на двигательные качества и применению в структуре урока.
3. Обосновано оптимальное распределение систематизированных народных игр в различных частях урока физической культуры с учетом поставленных задач.
Цель исследования. Совершенствование физического воспитания школьников, с учетом их индивидуальных особенностей, на основе использования народных подвижных игр, составляющих основу национально-регионального компонента учебной программы. Положения, выносимые на защиту:
- народные подвижные игры и физические упражнения - эффективное средство физического воспитания детей школьного возраста с учетом их индивидуальных особенностей;
- классификация народных подвижных игр по признакам воздействия на двигательные качества учащихся;
- распределение народных подвижных игр в зависимости от их содержания в различных частях урока физической культуры.
Народным играм и самобытным физическим упражнениям в системе воспитания в нашей школе уделяется особое внимание, так как они являются эффективным средством укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности, формирования стойкого характера и подготовки молодого поколения к трудовой и военной деятельности.
Определены требования к народным подвижным играм, выполнение которых будет обеспечивать эффективную реализацию задач физического воспитания школьников. Они должны соответствовать:
- региональным особенностям;
- месту проведения урока;
- задачам частей урока физической культуры;
- государственному образовательному стандарту по физическому воспитанию.
«Осетинские национальные игры в преподавании предмета «Физическая культура», их культурное и воспитательное значение».
«Идеал воспитания – это сочетание
ума мудреца с силой атлета»
Развитие нации - это прежде всего развитие ее культуры. Только сохраняя и развивая свою культуру, человек, нация, этнос, человечество в целом сохраняет себя в этом мире.
Собственный опыт образовательной деятельности в школе позволяет сделать выводы о том, что ценностный потенциал физической культуры весьма высок по отношению к становлению основных характеристик базовой культуры личности, в том числе её нравственного компонента. Наша задача как педагогов заинтересовать подрастающее поколение национальной традиционной культурой так, чтобы молодые люди могли передавать мудрость традиции, обычаи своего народа следующим поколениям.
Важнейшим средством физического и духовного воспитания детей, бесспорно, являются национальные игры.
Актуальность идеи в том, что национальные игры народов нашей страны имеют важное значение как средство воспитания в детях уважения к прошлому, любви к своему народу, духовному богатству, моральной чистоты и физического совершенства.
Современная осетинская школа предусматривает обучение и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа. Глубокое изучение и использование национального компонента в системе образования и воспитания позволяет решать многие задачи, на основе национальных традиций, культуры, богатейшей истории осетинского народа.
Национальные игры - являются одним из средств приобщения детей и подростков к культурному наследию и историческому прошлому своего народа. Именно в играх отражаются все его характерные черты. Национальные игры представляют собой совокупность творческих заданий, действий, направленных на единый педагогический результат. Посредством игр у молодежи воспитываются нравственные качества: чувство товарищества, долга, благородства, любви к родному краю, истории своего Отечества, традициям. Если окунуться в прошлое, то мы увидим, что на народных праздниках наряду с песнями, музыкой обязательно проводились спортивные состязания, игры и развлечения.
Игра включает в себя разнообразные двигательные действия, высокую эмоциональность, поэтому она представляет большую ценность как средство воспитания детей и подростков. Разнообразные двигательные действия входят в игру в зависимости от её содержания и устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих различных усилий и инициативы.
В условиях преобразования общества воспитание нового человека должно идти по пути гармонического сочетания духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства. В выполнении этой ответственной задачи ведущая роль принадлежит школе. В связи с этим на преподавателей физического воспитания в школе возложена большая и ответственная задача. Мы должны искать более эффективные методы и средства физического воспитания детей.
В общеобразовательной школе №30 г. Владикавказа, которую я сегодня представляю, функционирует стройная система физического воспитания обучающихся. В комплексе решаются воспитательные, оздоровительные, образовательные задачи. Физическое воспитание отражает процесс формирования потребностей в занятиях физическими упражнениями с целью и в интересах развития личности, реализации положительных установок в отношении к физической культуре, выработке соответствующих ценностных ориентаций, убеждений, привычек, наклонностей.
Система физического воспитания у нас объединяет урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. Что отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Решение задачи формирования духовно-нравственной культуры детей осуществляется в реализации национального компонента посредством национальных осетинских игр. Сфера их применения не ограничивается только уроками физической культуры: национальные игры применяются на занятиях в спортивных секциях, на школьных праздниках, утренниках, оздоровительных лагерях. Игры широко применяются в походах, экскурсиях и туристических слетах.
Ежегодно на базе образовательного учреждения №30 проводится общешкольное спортивно-массовое мероприятие «Нартские игры». В процессе подготовки данного мероприятия задействован как правило весь педагогический коллектив. Классные руководители, учителя – предметники: осетинского языка, истории, изобразительного искусства, музыки, физической культуры. Дети разных национальностей знакомятся с богатейшей историей, бытом и культурой осетинского народа. Они соревнуются в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Демонстрируют свои художественные таланты и умения.
Все это имеет огромное культурное и воспитательное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»
В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха "Чыысхай"...
Осетинские национальные игры в школе 30.
На протяжении 11 лет в МБОУ СОШ № 30, г. Владикавказ РСО—Алания, традиционно проводится яркое, красочное спортивно-массовое мероприятие «Нартские игры», где обучающиеся нашей ш...
Методические рекомендации и описание осетинских народных игр.
ГАККАРИС (ГАККЛЕРИС) Описание игры. По кругу, на расстоянии 40 см друг от друга, роются небольшие ямки. Игроки приседают у этих ямок на корточки. Водящий, подпрыгивая на одной ноге, старается ст...
Методические рекомендации и описание осетинских народных игр.
ГАККАРИС (ГАККЛЕРИС) Описание игры. По кругу, на расстоянии 40 см друг от друга, роются небольшие ямки. Игроки приседают у этих ямок на корточки. Водящий, подпрыгивая на одной ноге, старается ст...
"Осетинские народные игры - как неотъемлемая часть физического и нравственного воспитания школьников"
laquo;Подвижные игры, как традиционные средства обучения школьников.»...
«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...
Народные спортивные игры как элемент национальной культуры. «Осетинские спортивные игры»
Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной тр...