КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА АФК В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Адаптивная физическая культура – самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта и представляет собой важнейший раздел профессионально-педагогической подготовки специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
- Главная
- Актуальные проблемы современной педагогики и психологии ..
- СЕКЦИЯ №4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИ..
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА АФК В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Авторы: Город: Абакан ВУЗ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №26» Дата: 11 февраля 2018г. Адаптивная физическая культура – самостоятельная дисциплина государственного образовательного стандарта и представляет собой важнейший раздел профессионально-педагогической подготовки специалистов. Сложность методики дисциплины состоит в том, что она является многопрофильной и изучает нозологические группы индивидов, отнесенных к категориям - «ограниченные возможности здоровья» и «отклонения в состоянии здоровья». В связи с многообразием нозологических групп, их широкого возрастного диапазона, начальным этапом реализации адаптивной физической культуры выбраны дошкольный и школьный возраст – как наиболее пластичный для воспитания и развития, связанный с образованием, становлением личности, формированием осознанного отношения к своему здоровью. Двигательные, психические, сенсорные нарушения имеют разные причины, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения, разный уровень сохраненных функций, это ограничивает двигательную активность детей с ОВЗ и требует индивидуально-дифференцированного подхода при выборе средств и методов при постановке и решении коррекционных, компенсаторных, профилактических задач, сопряженных с процессом обучения, воспитания физического и психического развития. Такая многогранность информации, необходимой для специалиста АФК, объединяет в себе три крупных области знаний – физическую культуру, медицину, специальную (коррекционную) педагогику и требует разносторонней теоретической подготовки по следующим дисциплинам – анатомии, физиологии, биомеханике, теории и методике физической культуры, педагогики и психологии, общей патологии, врачебного контроля и т.д. Дисциплина «Адаптивная физическая культура» содержит в себе и интегрирует четыре профиля основной деятельности: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования; физическая реабилитация – для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей средствами ЛФК; адаптивный спорт – для совершенствования и реализации физических и эмоционально-волевых способностей; адаптивная двигательная реакция – для здорового досуга и активного отдыха. В педагогике существует несколько моделей инклюзивного образовательного процесса, позволяющих в определенной мере реализовать структурные направления, включенные в систему, однако не каждая модель позволяет использование в комплексе несколько профильных направлений, входящих в адаптивное физическое воспитание. Наиболее перспективной моделью инклюзии является - смешанная, с формированием коррекционных классов по нозологическим группам, индивидуальным обучением, домашним обучением и обучением с инклюзией в обычном классе на основании нормативных документов. Ряд специалистов – учёных, производивших экспериментальные исследования выявили высокую эффективность данной модели, в то же время абсолютно неприемлемой оказалась модель инклюзивного образования с применением тотального пересаживания детей нозологических групп с ЗПР и УО в обычные общеобразовательные классы. Указанная модель создана с целью экономии денежных средств и последующим пагубным воздействием на обучающихся с полноценным интеллектуальным развитием, выраженным в снижении качественных показателей обучения, в том числе невозможностью реализовать потребности обучающихся в необходимых средствах адаптивного физического воспитания, что противоречит принципам и этике дисциплины. Адаптивное физическое воспитание реализуется в отношении обучающихся с ОВЗ отнесенным к следующим нозологическим группам – задержка психического развития; умственная отсталость; расстройство аутистического спектра; речевые нарушения; депривация зрения и слуха, нарушения ОДА. Основной формой организованных занятий является - урочная по адаптированным программам: - уроки физической культуры образовательной направленности – для формирования специальных знаний и обучения двигательным умениям и навыкам; - уроки коррекционно-развивающей направленности, служащие для развития и коррекции двигательных качеств и координационных способностей, коррекции двигательных нарушений, сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений; - уроки оздоровительной направленности – для коррекции и профилактики осанки, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Такое деление занятий указывает на преимущественную направленность урока, однако, как правило, наиболее типичными для детей с ОВЗ являются комплексные уроки. Физическая реабилитация, как профильное направление реализуется в форме малогрупповых и индивидуальных занятий по лечению на основе специальных физических упражнений школьников отнесённых к СМГ и коррекции двигательных расстройств у детей с ДЦП. Занятия планируются в зависимости от клинических проявлений заболевания. Основными показателями эффективности занятий является сформированное или скорректированное двигательное действие, в том числе переход учащегося из СМГ в подготовительную группу. Для восстановления школьников отнесённых к СМГ и ОВЗ предусматривается использование индивидуального подхода в дозировании и интенсивности физических нагрузок на основании клинических проявлений заболевания и адаптационного потенциала ребенка, разрабатывается индивидуальный план восстановительного лечения комплексного характера с подбором доступных средств. В начале и по окончанию учебного года у детей рассматриваемого контингента необходимо выявлять констатирующие и контрольные медицинские показатели, сформированность двигательных навыков, коррекции и лечения двигательных расстройств, вторичных отклонений. На основании изложенного предполагается, что в условиях средней общеобразовательной школы существует возможность производить коррекционно-реабилитационную деятельность средствами лечебной физической культуры доступного традиционного и нетрадиционного характера, произвести снижение судорожных явлений, повысить функцию опорно-двигательного аппарата, постепенно приближая ее клиническую оценку к норме. Направление «адаптивная двигательная рекреация» рекомендуется реализовать в условиях инклюзивной образовательной организации в форме оздоровительного плавания в рамках ФГОС во время внеурочной деятельности. Задачи оздоровительного направления – коррекция и снижение гиперактивности у обучающихся всех видов нозологических групп. Гиперактивность – одно из самых распространенных поведенческих расстройств у указанного контингента детей, которые своим поведением, связанным с расторможенностью возбуждают класс, тем самым затрудняя проведение занятий. Физические упражнения в форме оздоровительного плавания для гиперактивного ребенка становятся не только условием общего развития, но также являются одним из основных средств устранения двигательных нарушений и релаксации. В занятия включаются: «сухое плавание» (20 минут) с элементами специальных и подводящих упражнений, и упражнения на воде (40 минут), подвижные игры на воде с мячами и надувными предметами. Указанные упражнения положительно эффективно влияют на нервную систему ребенка, успокаивают и снимают раздражение по окончанию занятий т.к. механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние ребенка. Выводы. Многосложность представленного педагогического процесса в области АФК приводит к необходимости его систематизации, упорядочении и научном обосновании с точки зрения экспериментального доказательства при выборе модели инклюзивного образования с включением необходимых направлений и форм. Для реализации указанных задач существует первоочередная проблема – подбор компетентных специалистов и их подготовка в профильных учебных заведениях. Другой проблемой является то состояние дел, что сегодня ни наше Министерство образования и науки РФ, ни учебные учреждения, не готовы к приему таких специалистов в штат общеобразовательных организаций для работы с детьми отнесёнными к категории «ограниченные возможности здоровья» и «отклонения в состоянии здоровья» (СМГ). Подтверждением тому может служить отсутствие законодательной и организационной основы для трудоустройства специалистов нового поколения. |
ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ INNOVATIVE DEVELOPMENT CENTER OF EDUCATION AND SCIENCE Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом Выпуск V Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 февраля 2018 г.) г. Новосибирск 2018 г. Издатель Инновационный центр развития образования и науки (ИЦРОН), г. Нижний Новгород
4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Шанкина С.В., Аршинова А.А., Суворина М.Г. ............................................................36 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Элбакян А.С. ...................................................................................................................41 СЕКЦИЯ №3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ) (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 13.00.03)........................................................................................43 ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Крамарева И.Е.................................................................................................................43 СЕКЦИЯ №4. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 13.00.04) ................................................................48 КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА АФК В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Андреев В. В., Запольский А. В., Котлова Ю. В., Новоселова Н. Б., Сазанаков Д. М., Таланова О. В. ....................................................................................48 КОМПЛЕКСНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ СТУДЕНЧЕСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД Егоров А. В., Столяр Л. М. .............................................................................................50 COMPLEX PEDAGOGICAL CONTROLAS AN EFFICIENT METHOD TO MANAGE COACHING OF UNIVERSITY BASKETBALL TEAMS Egorov А.V., Stolyar L.M.................................................................................................50 ИНТЕГРИРОВАННАЯ АНАЛИТИКА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ГРЕБЦОВ-БАЙДАРОЧНИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Замотин Т.М., Тищенко А.А...........................................................................................57 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Шитов Д.Г. ......................................................................................................................60 СЕКЦИЯ №5. ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 13.00.05)........................................................................................62 СЕКЦИЯ №6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 13.00.08)........................................................................................62 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Гайдаш А.И. ....................................................................................................................62 ГАНС ФОН БЮЛОВ И РУССКАЯ МУЗЫКА Орышак И.М. .....................................
ISSN 2618-9178 УДК 37(06) ББК 74я43 Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 5. г. Новосибирск. – НН: ИЦРОН, 2018. - 102 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Проблемы образования детей с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации
Работа по программе повышения квалификации для руководителей, реализуемой в рамках обучения по Государственной программе "Доступная среда"...
Паспорт проекта Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве
ПроблемаКак из массовой общеобразовательной школы сделать инклюзивную школу?Идея проектаОбеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми б...
Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовательном пространстве МОУ «АСОШ №4»
VII Всероссийский симпозиум с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ»....
Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации.
Организация работы с детьми с ОВЗ. Особенности детей с ЗПР....
Выступление на тему «Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.Социализация и...
Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями
Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы....