Игровые виды спорта в физическом воспитании школьников
статья по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_vidy_sporta_v_fizicheskom_vospitanii_shkolnikov.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые виды спорта в физическом воспитании школьников
Яковлев Андрей Николаевич,
учитель физкультуры школы 362
Московского района Санкт-Петербурга
Игровые виды спорта: взгляд профессионального спортсмена и педагога
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически страдающая от хронических болезней возросла в несколько раз, половина школьников 14-летнего возраста имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, а — 40% занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди– 80%. Сейчас две трети российских призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих. Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением. В младшем школьном возрасте активно развиваются интересы и привычки. Каждому школьнику следует привить желание заниматься физкультурой. Только в том случае, если ученики с интересом относятся к урокам физкультуры, по собственной инициативе посещают занятие в группах из комплекса ГТО или в спортивных секциях, дома выполняют упражнения и процедуры, направленные на закалку организма, можно достичь их всестороннего физического развития и укрепления здоровья.
Большое значение для привития школьникам интереса к физкультуре имеет позиция семьи в этом вопросе. Интерес возникает и станет стойким, если родители привлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям физкультурой, создают для этого необходимые условия. Воспитание позитивных морально-волевых качеств является одним из важных заданий, что осуществляется в процессе занятий физкультурой. А. С. Макаренко в своих «Лекциях о воспитании детей» писал: «Дисциплинированный гражданин может быть воспитан только всей суммой правильных влияний, среди которых самое выдающееся место должны занимать: широкое политическое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и даже такие вроде бы второстепенные вещи, как игра, развлечение, отдых».
Специфика влияния занятий физкультуры на воспитание морально-волевых качеств заключается в том, что ученики для достижения успехов в выполнении физических упражнений выявляют целенаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизировать в нужный момент свои физические и духовные силы. В то же время на занятиях физкультурой преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувство дружбы, приобретают навыки культуры поведения, коллективизма и тому подобное. Следует стремиться достичь такого уровня сознания, чтобы в процессе занятий, соревнований между командами, классами ученик получал моральное удовольствие не только от своей ловкости, но и от того, что он сделал это в интересах коллектива, во имя коллектива. В процессе совместной практической деятельности дети приучаются к правильному поведению в соответствии с нормами морали. Правильно организованное выполнение упражнений группами, командные игры, участие в соревнованиях способствуют входу ребенка в коллектив и воспитанию у него привычки жить интересами коллектива.
При выполнении физических упражнений ученикам часто приходится выявлять волевые усилия, чтобы преодолевать неуверенность и даже страх. В результате постоянной тренировки у учеников воспитываются смелость, решительность, настойчивость. Вместе с волевыми качествами одновременно воспитываются моральные черты личности, а моральное воспитание невозможно без проявления волевых усилий.
Постоянное выполнение физических упражнений приводит к выработке системы привычных действий и эмоционально-психических состояний. Когда ученик начинает изучать какое-то упражнение, особенно сложное, он часто чувствует неуверенность, страх. В процессе освоения упражнения эти чувства проходят, вместо этого появляется удовольствие от умения выполнять усвоенные действия. Однако сама система привычных действий и эмоционально-психических состояний еще не обеспечивает морального развития личности. Для достижения этого у учеников формируют моральное сознание, которое определяет направленность их деятельности. Используя приобретенные знания и умения во время соревнований между командами, классами или школами, ученик переживает удовольствие не только от своих эффективных практических действий, но и от сделанного им в интересах коллектива. Такая организация дела ставит всех учеников в условия личной ответственности за успех коллектива. В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». По словам министра образования Дмитрия Ливанова, начиная с 2016 года, результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Существуют небольшие отличия советского ГТО от современного комплекса. Сейчас 11 тестов, раньше было 25. Школьный уровень с 1 по 5 ступень.
Что сделано в школах?: оформлены стенды с нормативными документами. С 7 сентября 2015 года проходит школьный этап соревнований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Во всех классах принимаются зачёты и тестирование по всем видам комплекса.
На заседаниях РМО рассматривались вопросы о введение комплекса ГТО, нормативы сдачи, методические рекомендации по организации проведения испытаний и другие вопросы. Все спортивные мероприятия, «Президентские состязания», лыжные гонки, «Петровский лёд», осенне-весенний кросс, легкоатлетическая эстафета, «Весёлые старты» направлены на подготовку сдачи комплекса ГТО.
Как мы знаем, основными принципами Комплекса ГТО являются добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения. В целях создания равных условий доступа граждан к информации и порядку прохождения испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» введен в эксплуатацию (Погадаев Г. И. «Готовимся к выполнению нормативов ГТО. 1-11 классы. Учебно-методическое пособие». М.: «Дрофа», 2016.)
Гармоничное и всестороннее развитие личности и воспитание патриотизма.
Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия. Неблагоприятная экологическая обстановка существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса. Причиной ухудшения здоровья учащихся является и нарушение правил здорового образа жизни. Ученые полагают, что многие факторы риска, создающие психоэмоциональное напряжение, обусловлены технократическим развитием нашего государства, когда все внимание уделено развитию техники, а человек остается без необходимой защиты. Факты говорят о том, что в стране наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки в наше время по мышечной силе и выносливости уступают своим сверстникам 60-х годов XX века. Акселерация заменяется децелерацией, отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста. Болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 2-3 раза.
В последние годы, в российском обществе нарастает тревога за судьбу детей и подростков, что выражается: в снижении образовательного и культурного потенциала; дальнейшей нравственной деградации поколения;
физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и с резким взлетом наркомании, пивным алкоголизмом.
В реальном разрыве преемственности поколений не только по идеологическим, но и по нравственным характеристикам.
Комплекс ГТО будет важным этапом в развитии системы физического воспитания, способствующим дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей. Он создаст необходимые возможности для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины.
Высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, простота и общедоступность физических упражнений и видов спорта, включенных в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения. В 1932 году была введена 2-я ступень комплекса ГТО, содержащая 25 населения и особенно среди молодежи. В 1931 году значкистами ГТО стали 24 тысячи физкультурников, в 1932-м — 465 тысяч и в 1933 году 835 тысяч физкультурников норм: 3 теоретических требования и 22 практических испытания по различным видам физических упражнений (Попов С.Н., Общая гигиена и гигиена спорта : Питание спортсменов : Лекция для студентов институтов физ. культуры. - М : ГЦОЛИФК, 1980. - 20 с.). Она была значительно сложнее. Сдать все нормативы можно было только при условии систематических тренировок.
Те, кто освоил и выполнил специальные нормативы, награждались значком ГТО. Позже были введены нормативы ГТО II ступени – повышенной трудности, а в 1934 году – облегченный комплекс «Будь готов к труду и обороне СССР», предназначенный для юношей и девушек.
Таким образом, три ступени комплекса ГТО стали основой советской государственной системы физического воспитания трудящихся. С тех пор степень освоения физкультурниками комплекса ГТО стала одним из важнейших показателей качества массовой физкультурной работы на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, в школах, вузах и других учебных заведениях, в воинских частях и на кораблях. О популярности и роли комплекса ГТО в жизни нашего государства свидетельствует тот факт, что к началу Великой Отечественной войны более 8 миллионов советских граждан успешно сдали все нормы комплекса и были награждены значком ГТО первой или второй ступени. Освоение базовых основ предмета обеспечивает необходимый каждому человеку минимальный уровень физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем хотел бы молодой человек заниматься в будущем. Этот компонент, иначе называемый ядром, составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Он не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей (Ю.Е. Рыжкин, 1999; Ю.А. Танюхин, 2000 и др.).
Выделение базового компонента – относительно стабильной части общего среднего образования – в социальном плане позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности, состояния здоровья. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования (В.Л. Марищук, 1993 и др.). Только на основе базового компонента можно определить степень сформированности привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи, проживающих в различных регионах страны.
В педагогическом плане базовый компонент содержания является исходной точкой для организации развивающего обучения.
Основные блоки содержания базовой физической культуры личности включает в себя:
а) знания: теоретические – по истории физической культуры, биомеханики физических упражнений, физиологии и психологии физического воспитания, личной и социальной гигиене, закаливанию, о значении физической культуры в формировании здорового образа жизни, по физическому воспитанию в семье и основам спортивной тренировки; методические – об основах закаливания, правилах техники безопасности во время занятий, средствах и методах развития двигательных способностей, по осуществлению спортивной тренировки, о приемах и методах самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний;
б) способы двигательной деятельности: циклические и ациклические локомоции; перемещение предметов в пространстве; акробатические и гимнастические упражнения на снарядах; баллистические (метательные) двигательные действия с установкой на дальность и силу метания; метание на меткость; действия прицеливания; атакующие и защитные двигательные действия единоборств; двигательные действия подвижных и спортивных игр;
в) способы физкультурно-оздоровительной деятельности: выполнение утренней гимнастики, спортивной тренировки, подвижных и спортивных игр, других видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; проведение процедур закаливания, коррекции недостатков физической подготовленности; повышение умственной и физической работоспособности; осуществление самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний;
г) способы спортивной деятельности: осуществление соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта; определение спортивных достижений; организаторские умения и навыки проведения спортивных занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподование игровых видов спорта на уроках физической культуры в начальной школе
Научить ребенка использовать игровые приемы постоянно меняющихся условий...
Изучение влияния игровых видов спорта на динамику внутригруппового взаимодействия школьников
Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек - существо социальное, и поэтому зависим от окружающих его людей, ребенок - существо формирующееся и развивающееся, и поэтому зависим в...
Статья "Спортивно ориентированная направленность физического воспитания школьников как вектор взаимодействия физической культуры и спорта"
Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция ...
Вариант эффективного решения двух базовых задач физического воспитания школьников: по формированию высокого интереса к физической культуре и спорту, и по развитию двигательных качеств в едином комплексе
В этой разработке вместе с основными задачами педагогического процесса углубленное внимание уделяется двум значимым направлениям воспитания личности.Первое - повышение интереса у учащихся к физи...
Игровые технологии в системе физического воспитания школьников.
Игровые технологии в системе физического воспитания школьников....
"Игровые технологии в системе физического воспитания школьников"
Данная статья обобщает опыт автора в области игровых технологий на уроках физической культуры....
Игровые технологии в системе физического воспитания школьников
Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащ...