Методическая разработка открытого урока.
методическая разработка по физкультуре на тему

Березуцкая Светлана Алексеевна

Помощь учащимся в освоении различных приемов движения: пружинных, маховых и плавных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ГИМНАЗИЯ №2

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА: Общая и специальная физическая подготовка учащихся первого года обучения.

Учитель физической культуры Березуцкая С.А.

Воронеж 2014г.

Тема:  Общая и специальная физическая подготовка учащихся 1-го года обучения.

Цель: Дать детям общие двигательные навыки, развить мышечное чувство, привычку двигаться свободно, уметь выражать музыку через движение.

Задача урока: Помочь учащимся овладеть тремя приемами движения – пружинным, маховым и плавным.

План – конспект.

  1. Освоение пружинных движений.

       Музыкальный материал. Музыка веселая, подвижная. Музыкальный ритм – 2/4.

В пружинных движениях четко чередуются две фазы – слабая (вниз) и сильная (вверх). Расслабление мышц ног под влиянием тяжести корпуса и затем быстрое активное напряжение мышц ног, позволяет исполнить пружинное движение с легким подбрасыванием тела вверх. Именно это чередование двух фаз роднит пружинные движения с ярко ритмичной музыкой, для которой характерно ясно подчеркнутое чередование сильной и слабой долей такта. Также как сильная и слабая доля в такте едины, так же и движения на расслабление и активизация представляют единое целое.

Начинается изучение с подготовительного упражнения.                            

  I вариант «Пружинки» (пружинное полуприседание и подъем на полуприседание.

Музыка: русская народная мелодия «Посеяли девки лён».

Упражнение укрепляет ноги в коленном суставе и стопе.

Описание: Исходное положение  - подбоченившись кулачками.  

Такты 1-4,  (р).   Пружинные полуприседания по два в 1 такт. Пятки от пола не отрываются, корпус прямой. Между движениями вниз и вверх остановок не делается. Пятки плотно. Акцент – вверх.

Такты 5-8, ( f).       Приплясывая во всю силу, дети поднимаются на полупальцы пружинно и мягко опускаются на всю стопу по 2 раза на такт. Остановок между фазами нет. Пятки вместе. Ноги выпрямляются, но колени не втягиваются.

Следить: 

1)  за  сохранением хорошей осанки (не наклоняться);

2) после приседания сразу в исходное положение (не сидеть на коленях);

3) тяжесть корпуса не переносить на пятки (не стучать пятками).

В начале года упражнение повторяется на каждом уроке, затем перед прыжками, галопом и др. пружинными движениями.

РЕКОМЕНДАЦИЯ: Перед «Пружинками» обязательно повторять подготовительные упражнения: «твердые и мягкие» ноги, «маятник», полуприседания (напряженное и пружинистое).

II вариант «Пружинки»   пружинные полуприседания, вставания на полупальцы, подпрыгивание.

Музыка: русская народная мелодия «Ах вы, сени».

Упражнение совершенствуется, развивает способность к отдаче.

Описание: Исходное положение – подбоченившись кулачками.

Такты 1-4 (р).  Тихий припляс. Пружинное полуприседание и выпрямление колен по 2 на 1 такт. Пятки от пола не отрываются. Корпус прямой. Без остановок, акцент вверх.

Такты 5-8 (mf).      Пружинные поднимания на носки и опускания на всю стопу по 2 на такт. При движении вверх пятки держатся вместе. Тяжесть тела всё время остается на передней части ступни. Оживление в движении.

Такты 9-12 (f).      Разыгравшись, дети прыгают. Во время прыжка пятки вместе, корпус прямой, носки сильно вытягиваются.

Такты 13-16 (p).         Вновь дети тихо приплясывают.

(повторение 1-4г.)      На 16-м такте – исходное положение.

Игра с мячом.   (пружинное движение рук)  

I вариант. Музыка – С. Маткапар,  «Этюд».  

 Имитируя игру с мячом, дети упражняются пружинном движении рук,  совершенствуют работу кистей и пальцев.

Такты 1-8.  На «раз» каждого такта дети как бы ударяют обеими руками по большому мячу, бросая его об пол.

Такты 9-16.  Обеими руками поддают мяч вверх.

Такты 17-24.   Повторение 1-8т.

II вариант.  Музыка – Ф. Мендельсон, «Каприс» (отрывок).  Исходное положение: руки согнуты в локтях перед собой, ладонями вниз, корпус наклонен вперед.

Такты 1-4.     Подражая игре с мячом, дети ударяют им перед собой то одной) то другой рукой.

Такты 5-8.     Подбрасывают воображаемый мяч вверх то одной, то другой рукой. Ладони повернуты к верху, предплечья после удара опускаются вниз.

При повторе музыки на заключительный такт – делается бросок мяча вверх.

СЛЕДИТЬ: Движения обязательно легкие,  четкие и пружинные без излишней напряженности в кистях и плечах.

Упражнение «Попрыгунчики»   (пружинное подпрыгивание)

Музыка: английская народна песня «Полли».

Приобретение навыков, обеспечивающих легкость и четкость многих движений (бега, прыжков, наскоков и т.д.)

Описание упражнения: Исходное положение – 2 шеренги, две линии.

Такты 1-6.  Легкие прыжки одной шеренги.

Такты 7-9.  Три энергичных топающих шага на месте – вместе обе шеренги.

Такты 9-14.   Прыжки детей второй шеренги.

Такты 15-6. Повторение 7-8т.

СЛЕДИТЬ:

1. Активно работает вся стопа, сильно тянутся носки, пятки вместе.

2. Приземляться мягко – сначала касаются поля пальцы, затем вся ступня.

3. Тяжесть тела на пятки не переходит.

4. Движение вверх подчеркнуто вертикально.

Упражнение «Мячики»   (острое подпрыгивание)

Музыка: Л. Шитте – «Этюд».

Описание: Дети стоят в трех или шести колоннах. Руки на поясе.

Такты 1-4.  Дети, стоящие в первых колоннах, высоко прыгают на месте.

Такты 5-8.    То же исполняют вторые колонны.

Такты 9-12.  То же исполняют третьи колонны.

Такты 13-16. Все, стоящие первыми  в колоннах, повернув направо, двигаются поскоками вдоль своей колонны и встают в неё последними. Остальные простым шагом передвигаются на одно место вперед. Упражнение повторяется.

СЛЕДИТЬ за энергичной работой стопы при отталкивании от пола.

Упражнение «Не сдавайся!»   (энергичные поскоки),  «Заводим волчки"   (поскоки на месте и кружение поскоками),  «Радуемся солнышку»   (сильные поскоки).

Музыка: Е. Тиличеева «Походная песня», Л. Шитте «Этюд», С. Затеплинский «Танец».

Описание: Дети четко и сильно отталкиваются от пола, высоко поднимают вперед свободную ногу с согнутым под прямым углом коленом.

СЛЕДИТЬ за хорошей осанкой, сильно натянутыми носками обеих ног, высоким прыжком вверх.

Упражнение «Танцуем галопом». (боковой галоп).

Музыка:  Ф. Шуберт «Экосез»,

Напоминает движение пружинок, но усложненное шагом в сторону.

СЛЕДИТЬ за равномерностью и непрерывностью движения. Корпус в сторону движения на поворачиваются. Носки ног разведены. Тяжесть корпуса передается легким прыжком.

  1. Освоение маховых движений.

Используется музыка с широкой, ярко акцентированной мелодией, построенная на больших интервалах.

Маховое движение так же имеет две фазы – слабую и сильную. Короткое напряжение мышц толкает руки в заданном направлении, когда же энергия активного толчка иссякает, руки под  воздействием своей тяжести падают. Чем сильнее толчок, тем размашистее, шире движение рук, и тем больше оно увлекает всё тело. Энергичные маховые движения рук при беге, ходьбе, поскоках  увеличивают силу продвижения. Основное требование – полное расслабление в мышцах при падениях и взлетах рук.

Подготовительные упражнения:

  1. Расслабление мышц плечевого пояса.

а) ронять руки;

б) трясти кистями;

в) стряхивать воду с пальцев.

2. Поднимать и опускать плечи.

3. «Твердые» и «мягкие» руки.

4. «Мельница» - (свободное круговое движение рук).

Упражнение № 1.  «Взлетайте, ленты!»

Музыка: польская народная мелодия в обработке Л. Вишкарёва.

Описание: I вариант. Исходное положение – руки в стороны, в каждой руке по ленте.

Нечетные такты – руки скрещиваются перед грудью,

четные такты – в стороны.

II вариант – нечетные такты – взмах обеими руками вперед,

                         четные такты – взмах – назад.

III вариант – на каждый такт взмахи и попеременно одной – вперед,  

                          другой – назад.

IV вариант – усложненный

Такты 1-8 (p) – легкое покачивание рук вперед – назад. – энергичные взмахи вперед – вверх.

Такты 9-12 (f)

           Упражнение №2. «Тяжелые руки» (маховые движения)

Музыка: Е. Тиличеева «Марш».

Описание: 1-8 т. (mf). Дети сильно раскачивают руки вперед – назад. Кисти сжаты в кулаки. Корпус прямой, колени пружинят.

Такты 9-12 (p).   Сила и размах уменьшаются – корпус чуть вперед.

Такты 13-16.   В соответствии с усилением музыки – увеличив размах.

Такты 17-24 (f).   Сильное раскачивание, вовлекаются всё тело.

Упражнение №3. «Мельница» (круговые махи).

Музыка: английская народная песня Т. Ломова «Мельница»

I вариант. Руки описывают круг и вращаются вниз. Исходное положение – руки в сторону.

Такты 1-8 – маховые движения рук – скрещивание их перед грудью.

Такты 9-12 – круговые махи – вперед – вверх.

Такты 13-16 – мельница в обратном направлении – назад – вверх.

II вариант. Усложненный.

Такты 1-8 (p) – движение рук из стороны в положение скрещенных перед грудью.

Такты 9-12 (mf) – мельница – при легком пружинистом движении колен.

Такты 13-16 (czesc) – усиление движения, подъем на полупальцы при взмахах.

Такты 16 – руки плавно опускаются вниз.

  1. Освоение плавных движений.

Используется мелодичная напевная музыка. По характеру мышечной работы эти движения противоположны пружинистым и маховым, в них нет слабой фазы. Детьми эти упражнения осваиваются труднее.

СЛЕДИТЬ, чтобы не происходило зажимов мышц.

Упражнение №1 – «Тугая резинка» (плавное полуприседание).

Музыка: Ф. Миллер «Этюд»

Упражнение развивает плавность движений, укрепляет мышцы ног, прививает правильные навыки исполнения всех приседаний.

Описание: Исходное положение – невыворотная Iпозиция ног. Тяжесть тела равномерно распределяется на всю ступню. Руки на пояс.

Нечетные такты – приседание (растягивание резинки),

Четные такты – вытягивания ног (резинка сокращается).

СЛЕДИТЬ: Не должно быть завала на большие пальцы ног. Нет остановок между движениями вверх – вниз.

Упражнение №2  «Поющие руки» (плавное движение рук).

Музыка: П. Чайковский «Шарманщик поет» (отрывок).

Описание: Исходное положение – руки в сторону, ладонями вперед.

Такты 14 -  руки медленно проводятся вперед.

Такты 5-8 - вновь разводятся в стороны  

Такты 9-16  - повторение 1-8 на 16 такт руки опускаются вниз.

СЛЕДИТЬ: Между движениями вперед, назад нет остановок. Затем можно добавить легкий наклон корпуса.

Упражнение №3  «Спокойный рассказ»

Музыка: В. Витлин «Рассказ». Совершенствуется плавность движений и развивается ритмичность коллективных действий.

Описание: Исходное положение  - дети в парах встают в кружки по 8 человек, взявшись за руки, поднимают из вверх.

Такты 1-2 – поворот друг к другу, руки сцеплены.

Такты 3-4 – плавно вернуться в исходное положение.

Такты 5-6, 7-8 – повторение.

Такты 9-10 -  подъем рук вверх.

Такты 11-12 -  поклон вперед, руки опустить к полу.

Такты 13-14 – выпрямиться.

Такты 15-16 – руки вперед и в исходное положение.

СЛЕДИТЬ: за слитностью всех переходов. Во время поворотов корпуса ноги с места не сдвигаются.

Выводы: Упражнения всех трех разделов даны в простой, доходчивой форме, что позволяет детям уже с первых уроков ощутить работу той или иной группы мышц, получить самые основные и необходимые навыки исполнения движений трем приемами, а так же учат внимательно относиться к музыкальным средствам выразительности – темп, ритм, динамика и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...