Рабочая программа 5 класс
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Фащёвка
Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО. Руководитель ШМО Татаринова Е.Б./_______ Протокол от _____2017г. №_ | Утверждаю. Директор МБОУ СОШ села Фащёвка Федерякина С.В./___________ Приказ от ______ 2017г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
для 5 класса
МБОУ СОШ села Фащёвка
на 2017 - 2018 учебный год
Учитель, реализующий учебный предмет
Куракина Ольга Анатольевна
Аннотация к рабочей программе по физической культуре
Учебный предмет | Физическая культура |
Наименование рабочей программы | Физическая культура |
Составители рабочей программы | Куракина О.А. |
УМК | Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. 8—9 классы/ Под общ. ред. В. И. Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. 5—7 классы. |
Количество часов на реализацию учебной программы | 105 часов |
Цели, задачи рабочей программы | Цель - содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Задачи: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Ориентируясь на решение задач образования школьников по физической культуре, настоящая программа в своём предметном содержании направлена на:
|
Планируемые результаты | Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”. Предметные результаты отражают:
Результаты освоения программного материала по предмету “Физическая культура”: Знания о физической культуре Выпускник научится: • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе; • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга; • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту; • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Способы двигательной (физкультурной) деятельности Выпускник научится: • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. Выпускник получит возможность научиться: • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа. Физическое совершенствование Выпускник научится: • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздейст-вующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину); • выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России); • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов; • выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. Выпускник получит возможность научиться: • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке. Результат освоения обучающимися программы по физической культуре должно обеспечить: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения. |
Содержание учебного предмета физическая культура
5 класс
Знания о физической культуре
Олимпийские Игры в Древности. Современные Олимпийские Игры. История физической культуры. Базовые понятия физической культуры. Физическая культура человека. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Организация и проведение занятий физической культурой. Помощь в судействе соревнований. Оценка эффективности занятий физической культурой
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений для коррекции телосложения. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики . Основы знаний: Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений. Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием. Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом на 180°; .кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат. Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки). Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении). Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку; преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку. Расхождение при встрече на гимнастическом бревне (низком и высоком — 1 м). Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика . Основы знаний: Терминология лёгкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по лёгкой атлетике. Техника безопасности при поведении соревнований и занятий. Подготовка мест занятий. Помощь в судействе. Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции 300 м, 500 м, 1000 м. (протяженность дистанций может регулироваться учителем в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся). Прыжки: в длину с разбега способом “согнув ноги”прыжки в высоту способом «перешагивание». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега. Кроссовая подготовка с преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий. Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки. Основы знаний: Гигиенические требования при занятиях лыжной подготовкой. Знание терминологии лыжных ходов. Правила и организация соревнований по лыжным гонкам. Помощь в судействе. Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте и в движении. Подъем “полуелочкой”, “елочкой” и “лесенкой”. Спуск прямо и наискось в основной стойке. Торможение “плугом”. Прохождение учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем). Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры. Основы знаний: Терминология изучаемой игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу, волейболу, мини - футболу, гандболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. Упражнения общей физической подготовки.
Футбол (мини-футбол). Упражнения без мяча: бег с изменением направления движения; бег с ускорением; бег спиной вперед; бег “змейкой” и по кругу. Упражнения с мячом: ведение мяча носком ноги и внутренней частью ' подъема стопы; удар с места и небольшого разбега по неподвижному мячу внутренней стороной стопы; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы-Упражнения общей физической подготовки.
Гандбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи. Бросок мяча в ворота с разных позиций.
Плавание. Основы знаний: Значение навыка плавания в жизни человека. Плавание на Олимпийских играх. Правила поведения на воде.
Ознакомление с техникой плавания кроль на груди. Упражнения для изучения техники плавания кролем на спине, кролем на груди.
Технико-тактические действия в избранном виде спорта
Волейбол: Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными " шагами).
Упражнения общей физической подготовки. Интегрированная подготовка, развитие физических качеств (8часов) Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности учащихся на уроках физической культуры - технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. В качестве основного средства интегральной подготовки выступают соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня а также специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.
Календарно-тематическое планирование
по физической культуре в
5 классе (105 часов)
на 2017-2018 учебный год
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |||||
План | Факт | ||||||||
Лёгкая атлетика. 12 часов | |||||||||
1 | Техника безопасности на уроке по лёгкой атлетике. | 1 |
| ||||||
2 | Спринтерский бег. История возрождение Олимпийских Игр. | 1 |
| ||||||
3 | Техника высокого старта. Бег 30 м. | 1 | |||||||
4 | Спринтерский бег. Влияние легкоатлетических упражнений на здоровье. | 1 |
| ||||||
5 | Спринтерский бег. Передача эстафетной палочки. | 1 | |||||||
7 | Прыжок в длину с разбега. Техника отталкивания. | 1 | |||||||
8 | Прыжок в длину. Подбор разбега. | 1 | |||||||
9 | Прыжок в длину с разбега. Приземления. История физической культуры. | 1 |
| ||||||
10 | Метание малого мяча в вертикальную цель. Бег на 1500м. | 1 |
| ||||||
11 | Метание малого мяча в вертикальную цель. Правила соревнований. | 1 |
| ||||||
12 | Метание малого мяча в горизонтальную цель. | 1 |
| ||||||
Кроссовая подготовка. 3 часа | |||||||||
13 | Бег 1000 м. (мальчики) и 500 м (девочки). Понятие термина «физическая культура». | 1 | |||||||
14 | Бег с преодолением препятствий. Смешанный бег. | 1 |
| ||||||
15 | Бег с преодолением препятствий. Прыжок в длину с места. | 1 |
| ||||||
Баскетбол. 12 часов | |||||||||
16 | Передача мяча в парах на месте и в движении. | 1 | |||||||
17 | Ведение мяча в движении. Теория. Режим дня школьника. | 1 |
| ||||||
18 | Остановка прыжком. Подтягивание на перекладине. | 1 | |||||||
19 | Решение игровых задач с помощью двигательных действий. | 1 | |||||||
20 | Учебно-тренировочная игра. Наклон вперёд из положения сидя. | 1 | |||||||
21 | Ловля мяча двумя руками от груди на месте в тройках. | 1 | |||||||
22 | Сочетание приёмов «ведение-остановка—бросок». | 1 | |||||||
23 | Остановка двумя шагами. Сгибание разгибание рук в упоре лёжа. | 1 | |||||||
24 | Бросок двумя руками от головы с места. Правила соревнований по баскетболу. | 1 | |||||||
25 | Ведение мяча с изменением скорости. Базовые понятия ЗОЖ. Физическая культура человека. | 1 | |||||||
26 | Позиционное нападение (5:0) без изменения позиции игроков. | 1 | |||||||
27 | Повороты без мяча и с мячом. Стритбол. | 1 | |||||||
Гимнастика с элементами акробатики. 9 часов | |||||||||
28 | Техника безопасности на уроках гимнастики. Понятие страховки. | 1 | |||||||
29 | Подтягивание в висе. Челночный бег 3х10 м. | 1 | |||||||
30 | Акробатика. Кувырок вперёд. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. | 1 | |||||||
31 | Акробатика. Кувырки вперёд и назад. | 1 | |||||||
32 | Акробатика. Стойка на лопатках. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию гибкости. | 1 | |||||||
33 | Акробатика. Комбинация изученных элементов. Правила соревнований. | 1 | |||||||
34 | Строевой шаг. Наклон из положения сидя. | 1 | |||||||
35 | Акробатика. Строевые упражнения. | 1 | |||||||
36 | Акробатика. Комбинация изученных элементов. | 1 | |||||||
Баскетбол. 6 часов | |||||||||
37 | Стойка и передвижение игрока. Физическая подготовка к сдаче нормативов ГТО. | 1 | |||||||
38 | Бросок двумя руками от головы после ловли мяча. | 1 | |||||||
39 | Подвижные игры с элементами баскетбола. Правила соревнований. | 1 | |||||||
40 | Правила соревнований по баскетболу. Тройной прыжок с места. | 1 | |||||||
41 | Подвижные игры с элементами баскетбола. | 1 | |||||||
42 | Передача одной рукой от плеча на месте с пассивным сопротивлением соперника. | 1 | |||||||
Мини-футбол. 6 часов | |||||||||
43 | Техника безопасности в футболе. Стойка и передвижение игрока. Прыжки на скакалках. | 1 | |||||||
44 | Ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы. | 1 | |||||||
45 | Обводка соперника с пассивным сопротивлением. Физическая подготовка к сдаче нормативов ГТО. | 1 | |||||||
46 | Остановка катящегося мяча. Подтягивание на перекладине. | 1 | |||||||
47 | Передача мяча в тройках с передвижением вперёд. Работа над проектом. | 1 | |||||||
48 | Ведение мяча по прямой с изменением направления и скорости. | 1 | |||||||
Лыжная подготовка. 9 часов | |||||||||
49 | Скользящий и попеременный двухшажный ход. Температурный режим. | 1 | |||||||
50 | Повороты переступанием. Гигиенические требования при занятиях лыжной подготовкой. | 1 | |||||||
51 | Подъем “полуёлочкой”, “ёлочкой” и “лесенкой”. | 1 | |||||||
52 | Спуск прямо в основной стойке. | 1 | |||||||
53 | Торможение “плугом”. Прохождение дистанции 1000м. | 1 | |||||||
54 | Одновременный двухшажный ход. Физическая подготовка к сдаче нормативов ГТО. | 1 | |||||||
55 | Прохождение дистанции 1500м.Правила и организация лыжных прогулок. | 1 | |||||||
56 | Прохождение учебной дистанции на результат.Правила соревнований. | 1 | |||||||
57 | Прохождение учебной дистанции на результат. Помощь в судействе. | 1 | |||||||
Волейбол. 12 часов | |||||||||
58 | Передвижения приставным шагом вправо и влево. Подготовка к защите проекта. | 1 | |||||||
59 | Передача мяча двумя руками сверху вперёд. Бросок набивного мяча. Учёт. | 1 | |||||||
60 | Передача мяча двумя руками сверху над собой и вперёд. | 1 | |||||||
61 | Прямая нижняя прямая подача через сетку. Прыжок в длину с места. | 1 | |||||||
62 | Прием и передача мяча снизу двумя руками. | 1 | |||||||
63 | Прием и передача мяча сверху двумя руками. Физическая подготовка к сдаче нормативов ГТО. | 1 | |||||||
64 | Прямая верхняя подача через сетку.Пресс за 1 мин. | 1 | |||||||
65 | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м от сетки.Подготовка мест занятий. | 1 | |||||||
66 | Учебная игра волейбол по упрощённым правилам. | 1 | |||||||
67 | Игровые задания с ограниченным числом игроков (3:3). Помощь в судействе. | 1 | |||||||
68 | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. | 1 | |||||||
69 | Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками. Жесты судьи. | 1 | |||||||
Баскетбол. 6 часов | |||||||||
70 | Ловля и передача мяча. Прыжок в длину с места. | 1 | |||||||
71 | Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. Защита проекта. | 1 | |||||||
72 | Понятие персональной опеки в игре. Терминология. | 1 | |||||||
73-74 | Учебно-тренировочная игра. Подтягивание на перекладине. | 2 | |||||||
75 | Тестирование техники – «бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места». | 1 | |||||||
Футбол. 6 часов | |||||||||
76-77 | Техника безопасности на футболе. Передвижения игрока во время игры. | 2 | |||||||
78-79 | Удар внутренней стороной стопы. | 2 | |||||||
80 | Ведение мяча. Физическая подготовка к сдаче нормативов ГТО. | 1 | |||||||
81 | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Помощь в судействе | 1 | |||||||
Лёгкая атлетика. 12 часов | |||||||||
82 | Техника безопасности на лёгкой атлетике. Бег по пересечённой местности. | 1 | |||||||
83 | Кросс 1500 м и 2000 м. Организация и проведение пеших туристских походов. | 1 | |||||||
84-85 | Финиширование. Бег 30 м. | 2 | |||||||
86-87 | Эстафетный бег с передачей эстафетной палочки.Кросс 1000 м. Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. | 2 |
| ||||||
88-89 | Эстафетный бег. Кросс 1500 м. Правила соревнований. | 2 | |||||||
90 | Техника передачи эстафетной палочки. Кросс 500 м. Помощь в судействе. | 1 | |||||||
91 | Отталкивание в прыжке в высоту способом «перешагивание». | 1 | |||||||
92 | Прыжок в высоту способом «перешагивание». Терминология лёгкой атлетики. | 1 | |||||||
93 | Метание теннисного мяча. Физическая подготовка к сдаче нормативов ГТО. | 1 | |||||||
Гандбол. 9 часов | |||||||||
94-95 | Техника безопасности в гандболе. Передвижения защитников, нападающих. | 2 | |||||||
96-97 | Бросок мяча в ворота с места. Челночный бег 5 х 10 м. | 2 | |||||||
98 | Игра в лапту. Физическая подготовка к сдаче нормативов ГТО. | 1 | |||||||
99-100 | Штрафной бросок. Действия вратаря в защите. Физическая подготовка к сдаче нормативов ГТО. | 2 | |||||||
101-102 | Эстафеты с мячами. Тактические действия в лапте. | 2 | |||||||
Плавание (сухое)3 часа | |||||||||
103 | Значение навыка плавания в жизни человека. Кроль на груди. Физическая подготовка к сдаче нормативов ГТО. | 1 | |||||||
104 | Плавание на Олимпийских играх. Специальные упр. для обучения технике кроля на груди. | 1 | |||||||
105 | Правила поведения на воде. Специальные упр-я для освоения техники кроля на спине. | 1 | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...