Доклад
статья по физкультуре на тему
Описание и решение актуальных проблем по теме физической культуре и спорту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальные темы в сфере ФКС и инклюзивного образования | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы в сфере образования ФКС
Социальная ситуация последних лет открыто демонстрирует ряд проблем в состоянии физического воспитания детского и взрослого населения страны, печальным результатом чего является ослабленное здоровье, развитие вредных привычек, сокращение сроков жизни, неподготовленность молодежи к службе в армии. Особенно тревожная тенденция - «омоложение» наркомании. За последние десять лет, по официальным данным, подростков, больных наркоманией, стало в 20 раз больше, и сегодня их доля, среди злоупотребляющих наркотиками, составляет 35,2 %.
Современная школа находится в поисках эффективных методов обучения, создаются новые модели образовательных учреждений. Усложнение программ обучения и интенсификация учебного процесса, особенно в учреждениях повышенного уровня образования, ведет к повышению интеллектуальной и снижению двигательной активности, сокращению продолжительности отдыха, умственной и психологической перегрузке, ведущим к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые усугубляются с каждым годом обучения.
Существующие в рамках учебного плана обязательные уроки физической культуры не решают проблему сохранения и укрепления здоровья школьника, ввиду недостатка учебного времени и несовершенства методики, и не могут быть гарантом успешного физического развития и укрепления здоровья.
В этих условиях приобретают особое значение собственные усилия учащихся, осознание необходимости личной ответственности за состояние собственного физического развития, поддержание достаточного уровня здоровья и физической подготовленности. Учащиеся должны глубоко осознавать роль физической культуры в решении своих жизненных проблем.
Специфической особенностью физической культуры в отличие от других аспектов культуры, является направленность одновременно как на «физическое» в человеке, так и на социально-психологические стороны его развития. Воздействуя на физическое, телесное комплексом специфических средств и методов, физическая культура также оказывает положительное влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимообусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке.
Эти обстоятельства актуализируют необходимость рассматривать в качестве фундаментальной задачи физического воспитания развитие индивидуально-личностной физической культуры школьников.
Проведенной анализ источников показывает, что в решении этой задачи следует ориентироваться на разработанную нами проективную модель формирования индивидуально-личностной физической культуры, компонентами которой являются физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство личности. Эти компоненты можно рассматривать и как этапы возрастного и индивидуального саморазвития физической культуры школьников.
Необходимые теоретические основания для построения системы воспитания индивидуально-личностной физической культуры создают диагностический, возрастной, деятельностный, личностный и индивидуальный подходы.
Построение системы воспитания индивидуально-личностной физической культуры возможно на основе интеграции усилий школы и семьи, создания необходимой спортивно-оздоровительной среды, широкого вовлечения учащихся в различные виды физической активности, усиления в образовании роли методов, обеспечивающих учащимся роль самостоятельных субъектов здорового образа жизни и собственного физического, духовного и нравственного развития, включения в содержание физического образования методов контроля и самоконтроля его результатов, индивидуальных программ физического саморазвития и мониторинга индивидуально-личностной физической культуры учащихся.
В новой социальной ситуации, возникшей в России на рубеже веков, физкультуру и спорт следует рассматривать и изучать в контексте общекультурного развития целостной личности.
Методологические ориентиры такому направлению исследований дает концепция личностно ориентированного образования культурологического типа (Е. В. Бондаревская, И. С. Крылова, А. П. Валицкая и др.), в которой образование представлено как человекообразующий процесс, осуществляемый в культурной среде культуросообразными методами.
Поворот к целостной личности обучаемого заметен в исследованиях по проблемам физического воспитания и спорта. Это проявляется в актуализации аксеологического, интеллектуального, деятельностного и индивидуально-личностного компонентов физического воспитания.
В настоящее время активно ведутся исследования по направлениям: соотношения биологического и социального, телесного и духовного в человеке (Н. Н. Визитей, Н. И. Пономарев, В. К. Бальсевич, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева и др.); ее ценностного (аксеологического) аспекта (Ю. М. Николаев, В. М. Выдрин, В. К. Бальсевич, В. И. Столяров, Л. И. Лубышева, Ю. Ф. Курамшин); формирования физической культуры личности (В. К. Бальсевич, В. А. Пономарчук, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, А. П. Матвеев, В. И. Столяров, И. М. Быховская, Ю. М. Николаев, Ю. Ф. Курамшин и др.); ее роли во всестороннем и гармоничном развитии личности (А. Ц. Пуни, Н. Н. Визитей, Ю. М. Николаев и др.).
Среди этих исследований наиболее перспективными, на мой взгляд, являются те, которые основаны на культурологическом подходе и развертываются вокруг ключевого понятия «физическая культура личности», содержание которого раскрывается на основе идеи единства материальных и духовных основ личности, взаимодействия биологического и социального, двигательного и интеллектуального в жизнедеятельности человека.
Таким образом, можно констатировать, что современная ситуация в сфере исследований проблем физического воспитания учащихся характеризуется переходом от изучения факторов, методов и приемов педагогического воздействия, обеспечивающих развитие отдельных физических качеств учащихся, к исследованиям, направленным на изучение условий и закономерностей формирования индивидуальной физической культуры личности, которая рассматривается как необходимая часть ее общей культуры.
Поворот исследователей к индивидуально-личностной физической культуре обусловлен, во-первых, особенностями новой социальной ситуации в сфере воспитания, во-вторых, изменением общей парадигмы образования, переходом от традиционного к личностно ориентированному типу образования, в-третьих, противоречиями между общественной потребностью в здоровой, физически подготовленной личности и невозможностью ее удовлетворения традиционными средствами школьного физического воспитания.
В проекте концепции содержания общего и среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе, разработанном авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук А. П. Пономарева, содержание школьного образования также ориентировано на развитие физической культуры личности учащихся.
Одной из главных идей концепции является намерение восстановить и усилить развивающую функцию физической культуры по отношению к личности, т. е. формирование личностных смыслов овладения физической культурой в интересах личной жизнедеятельности человека.
Физическая культура личности характеризуется как качественное свойство человека, проявляющееся в единстве его физического, психического и нравственного здоровья, в знаниях и умениях организовать индивидуальные и коллективные формы занятий физическими упражнениями, активно вести здоровый образ жизни, содействующий оптимизации работоспособности и творческого долголетия.
Основываясь на выявленной тенденции современных исследований в сфере физической культуры, видится проблема исследования в поиске путей и средств, обеспечивающих переход от традиционных форм физического воспитания, рассчитанных на всех учащихся в одинаковой мере, к индивидуально-личностному подходу, обеспечивающему активность и самостоятельность каждого учащегося в развитии собственной физической культуры.
В современной школе, в связи с усложнением программ обучения и интенсификацией учебного процесса, особенно в учреждениях повышенного уровня образования, переходом образовательных учреждений на профильное обучение, неизбежно снижается двигательная активность, сокращается продолжительность отдыха и увеличивается умственная и психологическая перегрузка учащихся, что ведет к нежелательным изменениям в состоянии здоровья, которые усугубляются от класса к классу.
Однако школы в основном не ориентированы на активное сохранение здоровья детей и создание научно обоснованных здоровьесберегающих технологий. Наличие в школах большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья и низким уровнем физической подготовленности выдвигают на первый план проблему формирования мотивации на двигательную деятельность и формирование индивидуально-личностной физической культуры учащихся различных возрастных групп.
Инклюзивное образование в сфере физической культуры и спорта
Физическое воспитание и спорт вовлекают все категории людей, как здоровых, так и больных, нуждающихся в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации и адаптации; предполагают формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе и стиле жизни. Проблема повышения роли физического воспитания и спорта, физкультурного образования особенно актуальна в последнее время в связи с ухудшением показателей здоровья и физической деградацией людей.
В то же время, в обществе имеет место противоречие: значимость физического воспитания и спорта, физической тренировки и физической нагрузки в сочетании с оздоровительными средствами неуклонно возрастает, а объем двигательной активности, средства, методы и технологии в этом направлении адекватно не прогрессируют. Следствием является низкая эффективность физического воспитания детей школьного возраста, не обеспечивающая необходимого уровня здоровья и физической подготовленности школьников. Существующий уровень самостоятельных занятий не может обеспечить всеобъемлющее эффективное воздействие физического воспитания и спорта. Дополнительное образование охватывает физкультурно- спортивной работой малое количество учащихся.
В создавшейся ситуации встает задача максимальной реализации огромного потенциала физической культуры, физического воспитания и спортивной подготовки. В каждой школе необходимо обеспечить необходимый объем активной двигательной деятельности в сочетании с другими здоровье-укрепляющими факторами. Центральное место в решении этой проблемы занимают уроки физической культуры, охватывающие всех учащихся. От количества и качества уроков физической культуры решающим образом зависит эффективность других форм физического воспитания в школе, а также решение важнейшей задачи — формирования физической активности учащихся как основы здорового образа и стиля жизни.
Важно учитывать еще одно обстоятельство. Организованная система физического воспитания оказывает воздействие, например, на школьников только в период их обучения (1 — 11 классы). После окончания школы воздействие «системы» прекращается, а здоровый стиль жизни предполагает наличие физической тренировки в течение всей жизни. Понятие «физическая активность человека» отражает аспект активного отношения личности к ценностям физической культуры. Поэтому одна из важнейших задач физического воспитания, его организованных и обязательных для всех обучаемых уроков — формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, вооружение их методическими знаниями и умением правильно организовать этот процесс применительно к себе или уметь помочь в этом другим. Уместно вспомнить притчу о том, что можно накормить рыбой человека один раз, а можно научить его ловить рыбу и он сможет прокормить себя всю жизнь.
Образовательная интеграция детей с особыми потребностями – это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Новый подход к организации образования таких детей вызван к жизни множеством причин, которые можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигшего определенного уровня экономического, правового и культурного развития. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование .
Рождению ребенка с нарушениями в физическом и интеллектуальном развитии в существующих в мире сообществах придается (и придавалось) различное значение. Даже в одном обществе это событие может иметь множество значений, обусловленных субкультурными представлениями, стереотипами, ценностями, которые варьируются как исторически, так и географически.
J. Newman полагает, что «отношение к людям с нарушениями и социальная политика по отношению к ним формируются в результате исторических процессов». Он отмечает, что «эти процессы направляются философскими понятиями утилитаризма, гуманизма и прав человека. Эти понятия были частью западной культуры с древних времен и продолжают формировать ее политику и общественную мораль и в наше время» .
Необходимо отметить, что в настоящий момент в России «значительная часть родителей нормально развивающихся детей не принимает идеи о возможности включения детей с инвалидностью в обычные школы и детские сады и выступает против инклюзии». Так, например, исследование, касающееся отношения школьников с нормальным развитием к людям с особыми потребностями, проведенное А. Ю. Пасторовой, показало, что с возрастом показатели эмпатии и принятия людей с особыми потребностями у учащихся снижаются, и «это наглядная иллюстрация того, что разделение людей на “инвалидов” и “не инвалидов” негласно усваивается школьниками, несмотря на то, что преподаватели проводят “уроки доброты”, рассказывают на классных часах о толерантности, а по телевидению идут замечательно снятые социальные ролики». Соответственно, можно высказать предположение, что дети перенимают прежде всего, от подготовки квалифици-сегрегационные установки и стереотипы по отношению к людям с ограниченными возможностями у взрослых, и такие установки на протяжении школьного возраста успешно закрепляются в их сознании.
На наш взгляд, такое отношение к детям с ограниченными возможностями связано главным образом с тем, что на протяжении долгого времени эти дети были изолированы от общества, будучи замкнутыми в особом социуме, в особых социальных, более того, государственных институтах.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что не существует единственно верного варианта, которого следует придерживаться, в том числе и родителям детей с ограниченными возможностями. Даже инклюзивное образование не всегда и не для всех «особых» детей является лучшим решением. Примером тому могут служить дети, которым был поставлен диагноз «ранний детский аутизм», и дети с расстройствами аутистического спектра. Поскольку главными симптомами при данном синдроме являются нарушение социального взаимодействия и нарушенная взаимная коммуникация, такие дети редко могут вписаться в условия не только общеобразовательных школ, но даже и специальных образовательных учреждений. Следовательно, для них необходимо искать какие-то другие варианты взаимодействия с социумом.
Обычное образование нацелено на здоровых детей, включает в себя обычных педагогов и общеобразовательные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И, наконец, ин- клюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. Этот вид образования предполагает несколько вариантов реализации: классический вариант посещения учебного заведения учащимся с ограниченными возможностями здоровья, надомное, дистанционное обучение .
Возвращаясь к проблеме инклюзивного образования в России, необходимо заметить, что эффективность его внедрения зависит, от профессиональных педагогических кадров, осознающих социальную значимость своей профессии, обладающих высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятель- ности, знающих возрастные и психологические особенности воспитанников с различными патологиями развития, умеющих реализовать конструктивное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательной среды.
Ю. В. Шумиловская в своем исследовании проводит многоуровневый анализ причин возникновения различных барьеров на пути развития инклюзивного образования и выделяет следующие уровни.
1. Макроуровень. Основными барьерами этого уровня для развития образовательной инклюзии являются: несовершенство федерального законодательства в отношении детей инвалидов; несоответствие его между- народным нормам, отсутствие федерального закона о специальном образовании, в котором бы четко определялись правовые основы института инклюзивного образования и принципы механизма создания экономических условий для реализации инклюзивных подходов в образовании лиц с особыми об- разовательными потребностями.
2. Мезоуровень. На этом уровне основными барьерами на пути развития инклюзии в образовании являются: наличие культурных стереотипов в отношении людей с ограниченными возможностями; неготовность сложившейся системы образования отвечать индивидуальным потребностям каждого ребенка; отсутствие специальных стандартов образования и вариативных программ для обучения лиц с особыми образовательными потребностями; отсутствие законодательно закрепленной возможности проводить обучение «особых» учащихся по индивидуальному плану, который позволяет использовать адаптированную к специальным образовательным потребностям того или иного учащегося стандартную образовательную программу и применять в обучении компетентностный подход; отсутствие программ по сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общем образовательном учреждении.
3. Микроуровень. Этот уровень барьеров на пути развития инклюзивных подходов в образовании связан с деятельностью конкретных организаций и специалистов, отдельных людей. Для инклюзивного образования – это уровень психологического принятия преподавателями образовательных учреждений самой возможности совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к учащемуся с ограниченными возможностями здоровья .
А подготовка специалистов в сфере физической культуры к работе в условиях инклюзивного образования затруднена, в свою очередь, проблемой средовых «барьеров» (выбор учебного материала, соответствующего интересам и возможностям всех учащихся класса; повышенное психологическое напряжение педагога; сложности общения школьников с особыми образовательными потребностями как со здоровыми сверстниками, так и с педагогом и др.). Кроме этого, специалист по физической̆ культуре и спорту работает в условиях повышенного психологического напряжения, т. к. в значительной степени усложняются выполнения требования обеспечения безопасности занятий физическими упражнениями для всех участников образовательного процесса, т. к. педагогу необходимо больше внимания уделять детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья .
Предполагается, что детям с особенностями развития сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях: в обычной общеобразовательной школе они не только могут получить более качественное образование, но и успешно адаптироваться к жизни, реализовать потребность в эмоциональном и физическом развитии. К сожалению, практика показывает, что вопрос об организации процесса развития и обучения «особых» детей в массовой школе до сих пор остается открытым. Связано это не только со спецификой методик, но и с неподготовленностью кадров, формирующих инклюзивную образовательную среду, оказывающих коррекционную и психологическую поддержку учащимся с особыми образовательными потребностями. Специалисту по физической культуре и спорту в реализации инклюзивного подхода в образовании отведена одна из ведущих ролей, поскольку занятия физической культурой, на наш взгляд, играют приоритетную роль в социальной адаптации инвалидов, стимулируя их к установлению контактов с окружающим миром .
Необходимо отметить, что в системе мер социальной защиты детей с ограни- ченными возможностями здоровья наиболее эффективными являются реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры. У лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура направлена на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма, становление, сохранение и использование оставшихся телесно-двигательных качеств; формирование комплекса специальных знаний. Помимо данных положительных влияний, инклюзивные уроки физической культуры имеют еще ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к пре- одолению физических и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале. Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и здоровые дети. Для них эти уроки – это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети-инвалиды учатся толерант- ному отношению друг к другу .
Таким образом, инклюзивное образование предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов, которые должны ясно понимать сущность инклюзивного подхода, знать возрастные и психологические особенности воспитанников с различными патологиями развития, реализовать конструктивное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательной среды. Одним словом, педагог должен быть готов к осу- ществлению профессиональной деятельности в условиях инновационного образовательного процесса.
Более того, как справедливо отмечает Н. Н. Малофеев, подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательной школе оптимальных условий для каждого ученика с особыми потребностями. Перемещение же ученика из специальной школы, имеющей все необходимое оборудование, а главное – штат квалифицированных специалистов, в неприспособленную для него общеобразовательную школу не имеет ничего общего с интегративным подходом к организации образования, соответствующего возможностям и особым потребностям ребенка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....