Роль игрового метода проведения урока в воспитании коммуникативных способностей учащихся
методическая разработка по физкультуре (6 класс) на тему

Физическая культура связана с приоритетом духовности в процессе формирования телесно двигательных качеств человека. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека — его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением применительно к его телесной организации. И, видимо, чрезмерное смещение акцентов при ее формировании на двигательный компонент (физическое развитие, физическую подготовленность и т.п.) в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому — одна из главных причин того, что физическая культура далеко не всегда представляется насущной потребностью каждого человека. В этом случае наблюдается разрыв ее связей с общей культурой человека, ее духовным началом, что значительно снижает ее потенциальные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igrovogo_metoda.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

         Роль игрового метода проведения урока в воспитании        коммуникативных способностей учащихся  

                                                              Выполнил: Учитель физической культуры

                                                              МОУ «Лицей «БИТ»

                                                              Серебряков Григорий Юрьевич

                                                            Омск- 2017

                                                           

                                                       

                                                             Введение.

Физическая культура связана с приоритетом духовности в процессе формирования телесно двигательных качеств человека. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека — его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением применительно к его телесной организации. И, видимо, чрезмерное смещение акцентов при ее формировании на двигательный компонент (физическое развитие, физическую подготовленность и т.п.) в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому — одна из главных причин того, что физическая культура далеко не всегда представляется насущной потребностью каждого человека. В этом случае наблюдается разрыв ее связей с общей культурой человека, ее духовным началом, что значительно снижает ее потенциальные возможности [6].

         

    Актуальность. Все  возрастающие  требования  к физическому  воспитанию  детей  обязывают  школьных  учителей  тщательнее подбирать  средства  и  методы,  применяемые на  уроках  в  зависимости  от  уровня  психической  подготовленности  и  особенностей  детского  коллектива.          

           Преподаватели  физического  воспитания  постоянно  сталкиваются  с  самыми  разными  проблемами  межличностного  общения  между  детьми  при  организации  уроков,  спортивно-массовых  мероприятий  и  других  видах  учебной  деятельности.  Задача,  которая  ставится  перед  учителем  при  организации  учебного  процесса  не  только в изучении определенных элементов физической подготовленности, но и в формировании сплоченности коллектива, прекращение конфликтов между детьми.    

           Отношения между детьми нельзя представить без общения, интенсивного межличностного  влияния друг на друга и взаимодействия между собой, учителем.

             Как возникает и протекает  это общение на уроке, чем оно обусловлено, как влияет на приобретение опыта отношений, каким должно быть общение и как им управлять, чтобы уроки физического воспитания были в целом полезны, а главное достигали высоких педагогических успехов, вот основные вопросы, на которые предстоит ответить. Для того, чтобы ответить хотя бы на некоторые из этих вопросов, необходима систематическая экспериментальная разработка проблем общения на уроках физического воспитания.

     

       Цель работы –  формирование коммуникативных способностей учащихся.   

     

Задачи  работы- 1) Провести теоретическое обоснование целесообразности применения  игрового метода.

                                   2) Провести экспериментальное обоснование целесообразности  применения  игрового метода.

                                   3) Сделать сравнительный анализ опытного и контрольных классов.

                                   4) Дать практические рекомендации по использованию данного метода.

       Контингент – школьники 6-х классов.

     

       Объект исследования – учебный процесс на уроке  физической культуры.

       

       Предмет исследования – игровой метод в процессе воспитания коммуникативных способностей на уроке физического воспитания.

       

        Рабочая  гипотеза - в  основе предположения лежит мнение о необходимости воспитания коммуникативных способностей через игровой метод проведения урока. В конечном итоге использование этого метода должно отразиться на показателях в межличностных отношениях и обучаемости учащихся.

     

        Новизна данных исследований заключается в том, что в этой работе предпринята попытка обобщить результаты психологических исследований, проведенных на основании тестирования учеников, методические разработки на данные темы и фактического проведения урока, основанного на проявлении положительных, доброжелательных отношений между учащимися, сплочении коллектива. Немаловажную роль при воспитании межличностных отношений должен играть  преподаватель физического воспитания.    

                                                                   

 

    Теоретическое обоснование роли игрового метода на уроках физической культуры в воспитании коммуникативных способностей.    

«Роскошь человеческого общения- это единственная роскошь, которая есть у человека.»

                  Антуан де Сент-Экзюпери.

 

   По мнению некоторых исследователей /3,9,10/  одним из основных направлений, по которому следует искать  возможности приобщения детей к физической культуре – повышение эмоционального и смыслового наполнения учебных занятий по физической культуре, их привлекательности и эффективности. В  последние годы школьное образование наряду с традиционными функциями обучения и воспитания приобрела ярко выраженную функцию личностного развития  учащихся. Появившиеся системы развивающего обучения по Занкову, Элькольнина-Давыдова, опережающего обучения Лысенковой и др. убедительные тому примеры.

   При обычной организации учебной деятельности учащихся  межличностные отношения младших подростков  носят аморфный характер. Основным устойчивым элементом структуры является  парная связь. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Класс  не является  определяющим звеном для ребенка /13/.

   Никакой самый увлекательный урок не заменит детям радости движения, ощущения силы, удали, ловкости, сноровки, координации, как урок с подвижными и спортивными играми. В этих играх ребенок показывает пределы  своих физических возможностей, что он гораздо реже проявляет в учебной и трудовой деятельности. В подвижных играх у детей появляется второе дыхание, дополнительные силы /16/. Идет активное развитие мышечной силы, координационных способностей, быстроты двигательной реакции и многих других компонентов повышающих физические возможности учеников.

  Кроме воспитания физических качеств подвижные и спортивные игры развивают и психические качества личности – волю, выдержку, организованность, коллективизм и т.д.

  Каждый индивид выполняет много различных социальных ролей, т.е. фиксированных позиций  в системе общественных отношений, определенного нормативного образца поведения, ожидаемого от каждого, занимающего эту роль.

     Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции и тем самым в группе возникает система межличностных отношений.

  Как отмечают Л.М. Фридман, К.Н. Волков, И.Ю. Кулагина /14,15/ первостепенное  значение в раннем подростковом возрасте  приобретает общение со сверстниками. Поведение ребенка регулируется  его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все,  с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет  товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками.

    При обобщении опыта киевского педагога А.В. Киричука  психологи  

Л.М.Фридман и К.Н.Волков /14/ отметили, что  при переходе из младшей школы в среднюю между детьми происходит размежевание на одну или несколько групп с  установлением неформальных лидеров в них. Поэтому при  проведении   урока с подвижными играми, особенно с соревновательной составляющей преподавателю физического воспитания следует более внимательно  отнестись к психологическому климату в классе. Недостаточное внимание может привести к разобщению в коллективе и к проявлению враждебности.

  Для полного представления о психологическом климате в классе   В.Л.Марищук /8/ предлагает провести психологические исследования. Они могут быть индивидуальными и групповыми. Нами будут проведены как те, так и другие с помощью тестирования.  

  Отличительной чертой игрового метода проведения урока является направленное повышение эмоционального фона при выполнении ряда упражнений, позволяющее избежать монотонности. При этом отмечается  повышение работоспособности, что ведет к возможности повышения нагрузки  и динамики урока. А так же если повысить эмоциональный фон, то увеличится  и общение среди учащихся.  

   Анализируя и обобщая современную научно-методическую литературу, мы пришли к выводу о необходимости применения игрового метода проведения урока при формировании коллективных отношений у учащихся и воспитании коммуникативных способностей.

 

 

   Экспериментальное обоснование роли игрового метода на уроках физической культуры в воспитании коммуникативных способностей. 

 

  С целью изучения воздействия на развитие физических качеств и формирование двигательных навыков и умений различных методов физического воспитания, мы провели педагогический эксперимент. В течение всего 2007-2008 учебного года в МОУ «Лицей «БИТ» в 6в классе использовался игровой метод проведения урока. В конце данного исследования сравнились исходные и конечные результаты. А также был сделан сравнительный анализ между  опытным 6.в классом и контрольным 6.а классом.

   На начальном этапе исследования, используя индивидуальное и групповое тестирование на базе 6-х классов, мы сделали попытку изучить межличностные отношения, привязанности и выявить лидеров в коллективе.  Исследование  проходило с помощью анкет, предложенные Петрушиным В.И./10/,    Ивашкиным В.С. /4/. и постоянного наблюдения над классов. Для более объективной оценки  некоторые анкеты были одинаковой направленности.

             Вначале нами было произведено исследование взаимоотношений  в классах с помощью 4-факторной шкалированной анкеты (см. прил.1). Она предназначена для выявления количественной оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений в школьных группах по шкалам: социальной дистанции (СД), дружбы (Д), альтруизма (А), и ответственности (О). Анкета позволила решить две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик школьника. Затем нами были найдены суммы показателей анкет по каждому утверждению и вычислены показатели шкалы СД в процентах к общему числу оценочных суждений по формуле:                                        

                                                    K=  ____Ci________ x 100%

                                                                  (n – 1)

где Ci – общее число оценок, совпадающих с утверждением шкалы; n – число учащихся в классе; i – 1,2,3,4,5,6,7.  

  С помощью соотношения коэффициентов К мы нашли соотношение типов взаимоотношений в классе: позитивных, нейтральных, негативных. При сопоставлении всех шкал мы составили вербальную характеристику взаимоотношений в классе. При помощи данного анкетирования мы пришли к выводу о преобладании позитивных (около 70%) взаимоотношений в 6.в классе. В классе также присутствуют нейтральные взаимоотношения, и они составляют примерно  20%. Негативные взаимоотношения составляют 10%  (см. диаграмму 1). В контрольном 6.а классе полученные данные одинаковые (позитивных около 70%, нейтральные 20%, негативные 10%).

     В исследуемом опытном классе присутствуют два неофициальных лидера, которым было предложено заполнить анкету  личностного опросника К. Томаса, позволяющий определить типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации. На основе этой методики можно выявить степень склонности к соперничеству и сотрудничеству, готовность к компромиссам, избежанию конфликтов или стремлению их обострить. Можно также оценивать степень социально-психологической адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. При обработке данной анкеты мы пришли к выводу, что при возникновении конфликтных ситуаций оба испытуемых демонстрируют склонность к сотрудничеству и готовность к компромиссам. Склонность к соперничеству присутствует, но она слабо выражена.

   Проведя тестирование КОС - коммуникативно-организаторские способности (см. прил.3), мы отметили, что целом по классу  данные качества присутствуют у большинства учеников. Эти качества можно использовать как для увеличения динамики и плотности урока, так и для повышения  интереса к уроку.

  В ходе эксперимента игровой метод проведения урока использовался как основной в течении всего учебного года.  

 При составлении нашей программы мы пользовались рекомендациями по методике проведения подвижных игр[25, 47, 57].

Методика проведения подвижных игр

Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие моральные и волевые качества, укрепляют здоровье, содействуют правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, проявлять грубость. Таким образом, подвижные игры имеют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон, они доступны детям разных возрастов. Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности. Важное условие успешности игровой деятельности – понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать с простых некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными – командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изучению. Это поможет закрепить привычки и умения. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовку. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий, а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному. Для этого чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав. Игры, которые состоят из меньшего количества элементов и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом узком зале или коридоре можно проводить игры выстраиванием, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и долго ждут необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре. Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов, как:

– умение доходчиво и интересно объяснять игру,
– размещение игроков во время ее проведения,
– определение ведущих,
– распределение на команды,
– определение помощников и судей,
– руководство процессом игры,
– дозирование нагрузок,
– окончание игры.

Особое внимание игроков следует обратить на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила[25, 47, 57].

Все способы распределения на команды надо вводить соответственно характеру и условиям проведения игры, а также составу игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судей – помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры.

Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:

– наблюдение за действиями учеников,
– устранение ошибок,
– коллективных приемов,
– пресечение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам,
– регулировка нагрузок,
– стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков[3, 14,  32, 63].. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применять специальные упражнения, в отдельности анализируя ту или другую ситуацию. Ответственный момент в руководстве подвижными играми – дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру, изменять количество повторений игры. Окончание игры должно быть своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие учеников. Во избежание этого педагог должен уложиться во время, отведенное для игры. После окончания игры необходимо подвести итог. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении.

Игра в нашей методике включена во все части урока. Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые помогают сосредоточить внимание учеников. Характерными видами движений для этих игр является ходьба. Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими упражнениями, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части должны помогать изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других упражнений. Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами организации. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части.

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях между игроками разрешает выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущим и без ведущего. Так же командные игры делятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих, игры с поочередным участием. Командные игры различаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Различают игры: имитационные, с перебежками, с преодолением препятствий, с мячом, с палками. Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

Перед экспериментом нами было проведено педагогическое тестирование, по итогам которого были выбраны игры и соревнования, в которых каждый из занимающихся мог себя проявить и иметь шанс на победу.

Разнообразие подвижных игр позволяет решать любые поставленные задачи в занятии, в том числе при  воспитании коммуникативных способностей учащихся (см. приложение  )    

   При построении урока учитывались индивидуальные особенности детей, уровень их подготовленности, знаний, дружеские привязанности при разделении учеников на команды.

   В годовое  планирование включены все разделы предусмотренные  учебной программой (легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, развитие различных способностей и качеств и т.д.).

    При делении урока на три части: подготовительную, основную и заключительную, мы проводили разминку с использованием разнообразных эстафет, игровых заданий и т.д. Основная часть в зависимости от темы урока включала в себя различные игровые соревновательные задания, подводящие упражнения, спортивные эстафеты с использованием приобретенных навыков и способностей. А в заключительной части мы использовали игры, способствующие уменьшению сердцебиения, восстановление концентрации внимания.

   По завершении эксперимента, при повторном тестировании  мы отметили улучшение показателей по всем анкетам. Так при обработке анкеты-1, выявилось увеличение позитивных отношений в классе, уменьшение нейтральных отношений и полное отсутствие негативных. По итогам тестирования КОС (см.прил.3), можно сказать, что значительно увеличились коммуникативные способности у детей.

                   

   Проведя тестирование КОС - коммуникативно-организаторские способности (см. прил.3), мы отметили  увеличение в целом по классу  данных качеств.    

. При сопоставлении всех шкал мы составили вербальную характеристику взаимоотношений в классе после проведенного эксперимента. При помощи данного анкетирования мы пришли к выводу о росте позитивных (до 90%) взаимоотношений в классе. В классе также присутствуют нейтральные взаимоотношения, и они составляют примерно  10%. Негативные взаимоотношения присутствуют, но они настолько   малы, что можно сказать что их нет  (см. диаграмму 2).

                                                 Выводы.

  1. В ходе анализа и обобщения научно-методической литературы было выявлено:

                а) Необходимость применения игрового метода проведения урока, как средства повышения эмоционального фона и увеличения интереса к уроку.

                б) Игровой метод позволяет увеличить динамику и плотность урока.

                в) При работе с детьми следует уделить особое внимание  формированию у них положительной эмоциональной направленности (отсутствие враждебности и размежевания класса).

  1. В ходе педагогического эксперимента были отмечены более высокие результаты в классе, где применялся игровой метод проведения урока.
  2. При использовании данного метода удалось в большей степени реализовать принципы, направленные на воспитание коммуникативных способностей у учащихся. Это позволило успешнее способствовать формированию личности ребенка.
  3. Противопоказано ставить перед  учеником, личность которого формируется, задачи, с которыми, как это обычно заранее учителю известно, он не сумеет справиться.

                                          Библиографический указатель.

  1. Богданова Д.Я., Волков И.П. Практические занятия по психологии. / Пособие для                            

институтов физической культуры.- М., Физкультура и спорт, 1989г.

  1. Марчук А.Л.Влияние физической культуры на формирование здоровья детей, развитие выносливости как базового физического качества // Тезисы докладов областной научно-практической конференции/ Под ред. Кривцовой Л.А., Койносова В.В. и др.- Омск, 1996,-74с.

3.   Ершова А.П., Букатов В. М Режиссура урока общения и поведения учителя. М.-

      Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта». 1998.

      Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского //кн. 6,7.-М,

      1995,-96с.

4.    Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников. Владимир, 1990.

5.   Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра / Введение в активные методы обучения. М.

      Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта». 1998г.

  1. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии,

1980,№ 5.

7.  МанвеловС.Г. Теория  и практика  современного урока./ Типы уроков и их

      структурные элементы. Математика, 1997. № 11/13.

  1. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для    

Студентов пед.институтов/В.П. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко,

Л.К. Серова.-М.: Просвещение, 1990.-256с.

9.   Мустаев В.Л. Новации содержания и технологии предмета физическая культура

в современной школе // Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под. Ред. проф. И.И. Сулейманова.- Омск: СибГУФК.1998.-33с.                                                                                                      

10. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности  учителя и  классного  

   руководителя. М.- «Педагогический поиск».- 2001.

11. Поварницин А.П., Бойчевский А.В. Формирование        ценностно-мотивационных  

      компонентов физической культуры учащихся в системе образования // Материалы    

      межрегиональной научно-практической конференции/ Под ред.      

      проф. И.И.Сулейманова.- Омск: СибГУФК, 1998.- 23с.

  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и  

       коррекционные программы М.: Новая школа, 1993.-144с.  

13. Скрипник Т.В. Личность? Личность… Личность! / Пособие по использованию методик для комплексного изучения личности учащегося. - Омск, 1993,.- 123с.

14. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.- 1991г.

15. Фридман Л. М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю.- М.-1985.-224с.

16. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры М.: Новая школа,1994.-240с.

                       

                                                                                                                     Приложение 1.

Шкала СД

№ п/п

Мое отношение к одноклассникам

Число

 лиц

Кто

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Самые близкие люди, с которыми мне не хотелось бы никогда  разлучаться.

Не являются моими друзьями, ноя иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время.

Я не дружу с ними, но они меня очень интересуют и мне хочется  сблизиться с ними.

Те, с кем у меня нет  никаких личных и деловых отношений.

Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться сними в свободное время не желаю.

Мне не симпатичны эти люди, общаться с ними избегаю.

Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего.

Шкала Д

№ п/п

                                   Мое мнение о классе

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Очень недружный, постоянно происходят ссоры.

Недружный, часто возникают ссоры.

Нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают.

Нет ссор, но каждый живет сам по себе.

Дружный  класс.

Очень дружный и сплоченный.

Шкала А

№ п/п

                                   Мое мнение о классе                  

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Ребята отказываются помогать друг другу.

Не принято помогать друг другу.

Помогают друг другу только по требованию учителя.

Помогают друг другу по просьбе.

Помогают только своим друзьям.

Охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания.

Шкала О

№ п/п

                                     Мое мнение о классе      

1.

2.

3.

4.

5.

6.

В классе нет взаимной ответственности.

Ответственно относятся к делам класса и других учеников только отдельные  лица.

Каждый отвечает только за себя перед учителями, а до других  никому нет дела.

Плохие поступки и недостатки беспокоят большинство школьников.

Большинство ответственно относится к неудачам и недостаткам своего класса.

Каждый несет ответственность за класс и за других товарищей.

                                                                                                                        Приложение 2    

Ф.И.О.

Класс

Дата

1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    б) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стремлюсь обратить внимание на то, в чем оба согласны.

  1. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь наладить его с учетом интересов другого человека и моих собственных.

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую собственными интересами ради другого человека.

   4.   а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

         б) Я стараюсь не видеть чувства другого человека.

  1. а) Во время улаживания спорных ситуаций, я пытаюсь найти поддержку у друга.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности.

  1. а) Я пытаюсь избежать для себя неприятности.

б) Я стараюсь добиться своего.

  1. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем                   решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться лучшего.

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я прежде всего стараюсь понять то, в чем заключаются все затронутые              интересы и спорные вопросы.

  1. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. а) Я упорно стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. а) Я стремлюсь ясно представить то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого человека и главным образом сохранить наши отношения.

  1. а) Часто избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому человеку в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

  1. а) Я сообщаю другому человеку свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому человеку логику моей позиции и преимущество моих взглядов.

  1. а) Я стараюсь успокоить другого человека и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

  1. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого человека в преимуществах моей позиции.

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности.

  1. а) Если это сделает другого счастливым. Я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он пойдет мне навстречу.

  1. а) Прежде всего я пытаюсь понять то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем их окончательно решить.

  1. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

  1. а) Как правило я стараюсь удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. а) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого человека пойти на компромисс.

  1. а) Я пытаюсь убедить другого человека в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого.

  1. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

  1. а) Часто стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуации, я стремлюсь найти поддержку у другого.

  1. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

  1. а) Я стараюсь не задевать чувства другого человека.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы оба могли достигнуть успеха.                                                                                                                                                                  

           

                                                                                                           Приложение 3.

        Методика КОС ( коммуникативные и организаторские

                                                                              способности)

При положительном ответе на вопрос ставьте знак «+», при отрицательном - «-».

 При затруднениях представляйте типичную для вас ситуацию и не задумывайтесь над деталями.     Обращайте внимание на выделенные слова.

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство ваших товарищей к принятию вашего решения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших друзей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся трудной ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  6. Нравиться ли вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что приятнее проводить время с книгами, чем с людьми?
  8. Если возникают некоторые помехи в осуществлении некоторых ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли вам включаться в новую для вас компанию?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно совершить сегодня?
  13. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вам освоиться в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за не невыполнения ими своих обещаний?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и пообщаться с новым с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли в таком случае побыть одному?
  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства, стеснения, или приходиться проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересов ваших товарищей, друзей?
  27. Правда ли ,что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  28. Правда ли. Что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли вы, что вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в своем коллективе?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было принято сразу товарищем?
  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно в незнакомой для вас компании?
  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли , что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходиться говорить что-то большой группе людей?
  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у вас много знакомых людей?
  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуя неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли. Что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Подсчитайте сумму ваших баллов. Нечетные коммуникативные, четные-организаторские.

                  Коммуникативные

                       Организаторские  

Низкий  (2-9)

Менее 11

Ниже среднего (10-11 )

12-13

Средний (12-13 )

14

Высокий (14-15 )

15-16

Очень высокий (16-20 )

17-20

  ДЕШИФРАТОР

(коммуникативные способности)

ДЕШИФРАТОР

(организаторские способности)

1,3-5,7-9,11-13,15-17,19-21,23-25,27-29,31-33,35-37,39

2.4-6,8-10,12-14.16-18,20-22,24-26,28-30,32-34,36-38,40

                         

                                         Процентное соотношение

                               видов взаимоотношений в классе

                                    на 2-ом этапе (диаграмма 1)

                      и при повторном тестировании (диаграмма 2).

                           

                                            Диаграмма 1

        

                                                                                                                                   

                                     

                                             

Диаграмма 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение недели английского языка, как один из методов работы с одаренными и способными учащимися.

В данной презентации  представлены задачи предметной недели, план проведения недели английского языка, образцы стенных газет, образцы грамот для награждения учащихся в области чтения, лексики и г...

Доклад: "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности"

Игры являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение иговой деятельности на уроках ОБЖ является важным методическим средством для развития торческих  способност...

«Развитие скоростно-силовых качеств по средствам игрового метода на уроке физической культуре у учащихся»

«Развитие скоростно-силовых качеств по средствам игрового метода на уроке физической культуре у учащихся»...

«Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Поликультурное образование современного  школьника включает изучение английского языка, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский яз...

Использование игровых методов на уроках математики для развития творческих способностей школьников к изучению предмета

Математика в школе является основным учебным предметом. Школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно ...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятел...

Метод проектов – как развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

laquo;Метод проектов», - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корр...