Условия влияющие на работоспособность учащихся на уроке
учебно-методический материал по физкультуре на тему
На работоспособность ребёнка влияет ряд факторов. Остановимся на таких как - состав воздуха, температура воздуха, освещённость помещений, двигательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема сообщения: «Условия влияющие на работоспособность учащихся на уроке.»
Выполнила: учитель МОУ «Павловская СОШ»
Клочкова Валентина Викторовна»
На работоспособность уч-ся на уроке влияют многие условия , но в своем выступлении я остановлюсь на следующих:
1)состав воздуха;
2)температура воздуха;
3) освещенность помещений;
4) двигательная активность;
1. Организм ребенка имеет ряд физиологических особенностей. Дыхание у детей более поверхностное, и, чтобы удовлетворить потребность в кислороде, ребенок, дышит часто. Чем он младше, тем чаще дыхание.
В закрытых помещениях за время пребывания в них детей изменяется химический состав воздуха. Это происходит вследствие выделений продуктов жизнедеятельности, выделений химических веществ из отделочных материалов. Кроме того, изменяется ионный состав воздуха. Одновременно с ухудшением ионного состава, в помещениях возрастает концентрация углекислого газа в связи с этим снижается поступление кислорода к клеткам мозга, наступает кислородное голодание Все эти изменения могут оказывать неблагоприятное влияние на организм ребенка: ухудшать работоспособность, вызывать появление головных болей, вялости, риска заболеть вирусным заболеванием. Химические компоненты воздуха могут вызывать аллергические реакции, оказывать раздражающие действие.
Исследования дают объективную картину качества воздуха, которым ученики дышат на уроке в классе. Если в начале урока в одном кубическом метре воздуха содержится 467 легких и 10023 тяжелых ионов, то в конце урока количество легких ионов уменьшается до 220-ти, а тяжелых - увеличивается до 24432-х. Тяжелые ионы отрицательно влияют на жизнедеятельность всего организма и прежде всего на кору головного мозга.
Такой воздух оказывает угнетающее действие на центральную нервную систему и способствует более быстрому снижению работоспособности учащихся на уроке.
2) Следующее условие - это температура воздуха.
В случае повышения температуры воздуха в помещении сверх нормы у школьников значительно снижается работоспособность. Способность запоминать, скорость устного счета школьников обратно пропорциональны температуре воздуха: они ухудшаются с повышением температуры и ее снижением и улучшаются, если работа проводится в комфортных условиях. Изменение физических свойств воздуха, в частности повышение его температуры, отражается на функционировании системы терморегуляции, что особенно важно у маленьких детей при еще недостаточном развитии этой системы организма. Повышается потоотделение, нарушается состояние теплового равновесия организма и может быть перегревание его. Повышение температуры вызывает быструю усталость организма во время учебной работы .
Таким образом, степень качества воздуха находится в прямой зави-симости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.
Температурный режим в помещениях школы должен быть следующим:
П/п | Помещения школы | Температура,С |
1 | Учебные кабинеты | 18—21 |
2 | Учебные мастерские | 15-17 |
3 | Актовый зал, кабинет музыки | 18-20 |
4 | Спортзал | 15-17 |
5 | Раздевалки спортивного зала | 19-23 |
6 | Библиотека | 17-21 |
7 | Кабинет врача | 21-23 |
8 | Рекреации | 16-18 |
9 | Вестибюль и гардероб | 16-19 |
Для контроля за температурным режимом помещения должны быть оснащены бытовыми термометрами, который должен располагаться на уровне 1,0 — 1,2 м от пола.
Неблагоприятное изменение свойств воздуха в классе можно предотвратить соблюдением правильного режима проветривания. Прекрасное средство воздухообмена — сквозное проветривание. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреации - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).
Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями.
Рекомендуемая длительность сквозного проветривания:
Наружная температура С | Длительность проветривания помещений, мин. |
От +6 до +10 | 4-10мин |
От 0 до +5 | 3-7 мин |
От 0 до -5 | 2-5 мин |
От -5 до -10 | 1-3 мин |
Ниже -10 | 1-1,5 мин |
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей.
3) Освещение школьных помещений, помимо непосредственного значения для зрения, оказывает существенное влияние на весь организм. Многочисленные исследования показывают, что при хорошей освещенности повышается работоспособность организма, утомление нарастает медленнее и менее интенсивно. Хорошая освещенность класса способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности и поддержанию активного состояния учащихся. Достаточное освещение обеспечивает лучшее зрительное восприятие, предупреждает развитие близорукости, повышает тонус нервной системы.
Отмечается тесная связь между степенью освещенности и числом ошибок в письменных работах учащихся и при чтении. При недостаточном освещении учебных помещений школьники слишком низко наклоняют голову при чтении, письме . Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Исследованиями последних лет установлено, что недостаточная освещенность неблагоприятно сказывается не только на остроте зрения, но существенным образом изменяет и остроту слуха.
Физиологами давно отмечена взаимообусловленность функционального состояния анализаторов. Например, если испытывать слабые звуки в темной комнате, то они становятся совсем не слышимыми. Это объясняется тем, что низкое освещение вызывает торможение в зрительном анализаторе, которое распространяется по коре больших полушарий и захватывает, область слухового анализатора.
Установлено, что повышение освещенности вызывает повышение слуховой чувствительности, а раздражение органа слуха усиливает световое ощущение.
Следовательно, создавая условия для более благоприятного взаимодействия анализаторов, можно повышать остроту слуха или зрения учащихся и этим способствовать лучшему восприятию ими учебного материала.
Естественная освещенность классов снижается на 25% при расстановке на подоконниках большого числа высоких цветов. Следовательно, нецелесообразно заставлять подоконники цветами или какими-либо предметами. Нужно строго следить за чистотой оконных стекол, производить очистку их снаружи не меньше, чем три раза в год, а изнутри — не менее двух раз в месяц, так как грязные стекла задерживают до 30% световых лучей.
Недопустимо на окнах учебных помещений вешать занавески — они еще более, чем цветы, снижают освещенность.
Лампы дневного света – наилучший вариант для получения искусственного освещения. Они не влияет на температуру воздуха, т.к. дает холодный свет. Все это повышает работоспособность учащихся.
В светлом, залитом солнцем помещении люди чувствуют бодрость, прилив энергии. Наоборот, недостаточное освещение оказывает угнетающее воздействие на психику человека, снижает работоспособность.
В обязанность учителя входит контроль за освещением рабочего места школьника дома. Необходимо порекомендовать родителям следующее: стол, за которым занимается школьник, следует поставить около окна, окно не следует загораживать цветами, занавесками и шторами. Необходимо иметь настольную лампу с лампочкой в 50-75 Вт обязательно с абажуром (желательно желто-зеленого или белого цвета).
4) Санпин, физмининутка
Сегодня, как никогда, остро стоят проблемы снятия утомления школьников в процессе урока и повышения их двигательной активности. Для их решения целесообразно проводить физкультминутки на каждом уроке.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29.12.2010 М о с к в а № 189
Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,
регистрационный номер 19993
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных
учреждениях»
10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).
к СанПиН 2.4.2.2821 -10
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.
Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности.
Существуют определенные требования к организации и проведению физкультминуток.
Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления 12-20 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала.
Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении.
Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц. Обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, снятию утомления глаз и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
при подборе физкультурных минуток следует учитывать возраст детей.
Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.
Проводить физкультминутки рекомендуется с открытым окном.
Вывод: поэтому учитель, который заботится об эффективности учебной дея-тельности , должен создавать оптимальные условия в течение всего урока, чтобы повысить работоспособность учащихся. Особенно в зимний период года в связи с сезонным подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кейс-технология, как условие активизации самостоятельной работы учащихся, на уроках технологии»
Применение "Кейс-технологии" на уроках технологии...
Статья на тему: «Эксперимент - одно из условий развития познавательной активности учащихся на уроках физики»
Физика — это наука понимать природу.Э.Роджерс.На протяжении нескольких десятков лет составители программ ставили перед собой лишь один вопрос: какую часть из физической науки включить в школьную...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена воспитательному потенциалу урока...
«Система условий формирования читательской компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»
Из разнообразия задач, стоящих перед любым учителем словесности, выделяется основная - формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает не только обучающему...
Презентация "Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка"
В презентации рассматриваются вопросы формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...
Адаптивная система обучения - необходимое условие успешного учебного труда учащихся на уроках иностранного языка.
Адаптивная система обучения- необходимое условие успешного учебного труда учащихся на уроках иностранного языка.Открытый урок для 6 классаОткрытый урок для 6-7 класса...
Педагогический проект "Метод учебных проектов как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках технологии
Цель педагогического проекта: систематизировать, методически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций учащихся ...