Программа практикум по судейству
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа учебной дисциплины история является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, по специальности 49.02.01. Физическая культура
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по другим специальностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_sudeystvu_original_bobrov.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБДАСТИ
ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»
Утверждаю
Директор «Усманского
многопрофильного колледжа»
Небогин А.В.
«____» ___________2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Практикум по судейству
по специальности 49.02.01 Физическая культура
2017
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАКТИКУМ ПО СУДЕЙСТВУ
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины история является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, по специальности 49.02.01. Физическая культура
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по другим специальностям.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен
уметь:
- использовать нормативно-правовые документы для проведения спортивных соревнований
- использовать навыки судейства.
- применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;
- использовать навыки рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе проведения соревнований;
Владеть
- технологией разработки документов управления спортивно-массовыми мероприятиями;
- навыками организации соревнований;
- методикой и техникой судейства;
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен
знать:
- основные требования материально-технической базы для проведения
судейства;
- система подготовки спортивных судей;
- методы и организации комплексного контроля в судействе;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки на обучающегося 179 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часов, практическая работа 19.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 179 |
Аудиторная работа | 100 |
Практических | 19 |
Самостоятельная работа | 60 |
Итоговая аттестация в форме дифзачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень усвоения |
Введение | Краткий обзор истории возникновения и изменения правил по спортивным играм, организации судейства. Значение правильной и грамотной организации спортивных соревнований. Необходимость знаний и умений для организации спортивных соревнований является одной из наиболее важных сторон педагогической деятельности учителя физической культуры. | 2 | 2-3 |
Самостоятельная работа№1: написание докладов по теме: История развития правил соревнований по базовым видам спорта. | 4 | ||
Тема 1. Организация проведения соревнований | Правила проведения соревнований. Состав судейской коллегии. Права и обязанности членов судейской коллегии. Оборудование мест проведения соревнований. Вспомогательные сооружения и спортивный инвентарь, необходимые для организации и проведения соревнований. Меры безопасности при проведении соревнований | 6 | 2-3 |
Самостоятельная работа №2: Меры безопасности при проведении соревнований по базовым видам спорта. | 4 | ||
Тема 2. Организация, проводящая соревнования | Дирекция спортивного сооружения. Ядро спортивного мероприятия - судейская коллегия. Работа семинара подготовки и повышения квалификации спортивных судей. Организация работы секретариата. Подготовка положения о данном соревновании. Проверка готовности спортсооружений к проведению соревнований. | 4 | 2-3 |
Самостоятельная работа №3: Состав судейской коллегии на соревнованиях различного ранга. | 6 | ||
Тема 3. Общая характеристика спортивных соревнований. | Особенности организации спортивных соревнований различного уровня. Командные соревнования, личные и личностно - командные. Коммерческие турниры. Квалифицированные соревнования. Экипировка судейского персонала. | 4 | 2-3 |
Тема 4. Спортивные сооружения для проведения соревнований | Особенности современных спортивных сооружений, используемых для проведения спортивных соревнований. Современные требовании к проведению, организации и зрелищности соревнований. Унифицированные спортивные комплексы. Отличие летних спортивных сооружений от зимних. | 4 | 2-3 |
Самостоятельная работа №4: Спортивные сооружения и требования, предъявляемые к ним для проведения соревнований. | 8 | ||
Тема 5. Участники соревнований | Права и обязанности участников соревнований. Медицинская осмотр участников соревнований. Заболевания, травмы, неявка участников на соревнований. Мандатная комиссия и требования к участникам соревнований. Процессуальное руководство допинг - контролем. Неспортивное поведение. | 8 | 2-3 |
Самостоятельная работа №5: Права и обязанности участников соревнований. | 4 | ||
Тема 6. Правила соревнований по отдельным видам спорта | Правила соревнований по базовым видам спорта. Судейская практика по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, лыжному спорту, футболу. | 30 | 2-3 |
Тема 7. Работа судейских коллегий | Функциональные обязанности судей различного ранга по видам спорта (главный судья, главный секретарь, заместители главного судьи и секретаря и.т.д.) по базовым видам спорта. | 10 | 2-3 |
Самостоятельная работа №6: Обязанности судейской коллегии по видам спорта | 10 | ||
Тема 8. Документация по соревнованиям | Календарь соревнований. Положение о соревнованиях. Протоколы соревнований. Сводный протокол. | 8 | |
Тема 9. Подготовка судейских кадров | Характеристика положения о спортивных судьях. Резерв подготовки спортивных судей. Организация судейских семинаров на месте. Использование современных цифровых технологий в подготовке спортивных судей. Требования к системе повышения квалификации и переаттестации спортивных судей. | 4 | 2-3 |
Самостоятельная работа №7: Организация судейских семинаров | 4 | ||
Тема 10. Проведение соревнований. Работа судей. | Жеребьевка соревнований. Жестикуляция судей по базовым видам спорта. Работа судейской коллегии. Правила подачи протеста. | 12 | 2-3 |
Самостоятельная работа №8: Судейство соревнований по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, лыжному спорту, футболу (отчет и презентация) | 20 | ||
Практическая работа: Участие в организации и судействе соревнований различного ранга по базовым видам спорта | 20 | ||
Тема 11. Правила присвоения разрядов спортсменам и судейских категорий судьям | Общее положение и выполнение разрядных нормативов спортсменами. Особенности бальной системы и ее применение по присвоению судейской категории судьям. | 4 | 2-3 |
Тема 12. Современные особенности финансирования соревнований | Международные федерации и современные общественные объединения, принимающие участия в организации и проведении спортивных соревнований (спонсоры соревнований, фонды развития спорта. Источники финансирования, их характеристика и система распределения средств. | 4 | 2-3 |
179 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
(Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины (модуля). В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля) могут быть использованы мультимедийные средства; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; при необходимости – средства мониторинга и т.д.)
Гимнастический зал - 8,3 м х 18 м:
маты гимнастические, гимнастическая стенка, гимнастический ковер, гимнастические скамейки, гимнастический мат для прыжков, мягкий и жесткий спортивный инвентарь, музыкальный центр.
Игровой спортивный зал -35,5 м х 17,5 м: Баскетбольные щиты – 2, мячи баскетбольные – 10.
Стойки – 2, сетка волейбольная – 1, мячи волейбольные – 30, вышка судейская -1. Теннисные столы – 3 шт.
Сектор для прыжков в высоту. Специально оборудованная лыжная база, лыжный инвентарь.
Стадион:
Игровое футбольное поле, Легкоатлетическая дорожка, прыжковая яма
Технические средства обучения:
персональный компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
фото или/и видео камера;
сканер;
принтер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Богданова, С.В. Правовые вопросы основы физической культуры и спорта: Учебное пособие / С.В. Богданова, С.В. Чабан. - Великие Луки, 2012. - 208с.
- Грузных, Г.М. Тренер сборной команды - представитель спортивной делегации в условиях подготовки и участия в соревнованиях: Методические рекомендации / Г.М. Грузных, А.А. Саяпин. - Омск: ОГИФК, 2008. - 38с.
3.Зуев, В.Н. Управление системой спортивного соревнования: монография. - Тюмень Изд - во Вектор Бук, 2009. - 312с.
4.Зуев, В.Н. Управление системой соревнований в спортивном туризме / В.Н. Зуев. - Омск: СибГАФК, 2006. - 170с.
5.Организация и проведение спортивных праздников с детьми дошкольного возраста. Омск: СибГАФК, 2000. - 42с.
6. Сборник правил соревнований по зимним видам спорта. Тюмень. - 2008. -238с.
- Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. - М.: Спорт Академ Пресс. - 2010. - 480с.
Дополнительная
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех. — М.: ФиС, 2008.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям младших школьников на начальном этапе спортивной тренировки в туризме — М.: ФиС, 2005.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: ФиС, 2009.
- Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. -М.: Физическая культура и спорт, 2011. -376 с.
- Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности. — М., 2005.
- ЗапорожановВ.А. Педагогический контроль в спорте. - Минск: Здоровье, 2010. -148 с.
- Захаров Н.И. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Просвещение, 2008.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: ФиС, 2000.
- Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: ФиС, 2006.
- Современная система спортивной подготовки /под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. — М., 2012.
- Бауэр В. Г. Сборник нормативно-правовых документов. — М., 2013.
4. Контроль и оценка результатов учебной дисциплины.
Вопросы к зачету
1.Состав судейской коллегии, общая схема работы. Главный судья, главный секретарь, комендант соревнований, технический секретарь, судья-хронометрист, судья-информатор (права, функции, особенности подготовки к деятельности).
2.Формирование состава судейской бригады; формы взаимодействия (руководитель, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, судья-информатор) при принятие решений, объявление результатов встречи (схватки). Конфликтные ситуации и способы их разрешения.
3.Организация работы судейской бригады (секретариат). 4.Процедура взвешивания, жеребьѐвка, составление хода встреч. 5.Снятие с соревнований.
6.Определение мест, занятых участниками соревнований.
7.Подготовительная работа церемонии награждения.
8.Отчѐтная и рабочая документация секретариата.
9.Практикум-консультация. Оценка технических действий. 10.Оценка действий, (запись в судейской записке и протоколе).
11.Правило принятия оценки приѐмов, действия. Разрешение конфликтных ситуаций при оценке действий.
14.Регистрация баллов, предупреждений, замечаний. Судейские записки, протоколы. 15. Действия судей по активизации, наказание за пассивность. Запреты и запрещѐнные
действия.
16.Протесты (процедура подачи, рассмотрения протеста, информация о решении). 17.Основные положения о запрещающих действиях, поведении. Специфические запреты
(оборудование, инвентарь, экипировка, действия, поведение, допинги, стимуляторы и т.д.).
18. Реакция судей и тренеров на опасные действия. Профилактика. 19.Запрещѐнные приѐмы.
20.Решения судей по дисквалификации за грубость; замечания, предупреждения, профилактика травм.
21. Предупредительные действия судей-арбитров, профилактирующие травматизм, нетактичность поведения, конфликты.
22.Определение победителей соревнований.
23.Информационное освещение хода соревнований.
Вызов участников, представление (тексты, варианты повышения интереса зрителей, интересная информация и т.п.).
26.Комментарии судьи-информатора (содержание, характер сообщений и т.п.). 27.Продолжительность хода соревнований; начало, остановка и продолжение , окончание.
Дополнительное время.
28.Протесты по поводу необъективного судейства (анализ возможного целенаправленного субъективного судейства).
29.Жесты, реплики судей-арбитров; работа судейской бригады (руководитель, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, судья-информатор). Ротация членов бригады.
30.Оборудование мест соревнований. Техническое оснащение помещений для церемоний открытия (закрытия) мероприятия (цикл занятий). Меры предупреждения несчастных случаев, травматизма.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь | |
Использовать нормативно-правовые документы для проведения спортивных соревнований | Оценка выполнения практической работы по темам: 1.2; 1.3 |
Использовать навыки судейства | Наблюдение и оценка выполнения практических заданий по темам: 1.1; 1.2 |
Применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности | Наблюдение и оценка выполнения практических заданий по темам: 1.1.; 1.3 |
Использовать навыки рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе проведения соревнований | Наблюдение и оценка выполнения практической работы по теме 1.1 |
владеть | |
Технологией разработки документов управления спортивно-массовыми мероприятиями | Оценка выполнения практических работ по теме 1.2 |
Навыками организации соревнований, методикой и техникой судейства | Оценка выполнения практических работ по теме 1.1 |
Методикой и техникой судейства | Оценка выполнения практических работ по теме 1.2 |
знать | |
Основные требования к материально-технической базе для проведения судейства | Оценка устных ответов учащихся по теме 1.2 |
Систему подготовки спортивных судей | Оценка устных ответов учащихся по теме 1.1 |
Методы организации комплексного контроля в судействе | Оценка выполнения практических работ по темам: 1.1; 1.2; 1.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа практикума по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.
Рабочая программа практикума по русскому языку 11 класс (подготовка к ЕГЭ).Программа разработана на основе учебно-методического пособия Н.А. Сенининой "Русский язык.Подготовка к ЕГЭ", учебно -ме...
Рабочая программа "Практикум по русскому языку"
Рабочая программа 2-го вида « Практикум по русскому языку» для 5 класса составлена на основе методической литературы. Занятия по практикуму способствуют расширению знаний...
Рабочая программа практикума по математике для 10-11 классов
Модифицированная программа по практикуму по математике для 10-11 классов разработана на основе государственной программы по математике, с учётом обязательного минимума содержания сре...
Рабочая программа "Практикум по решению задач" 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа "Практикум по решению задач" для 5 класса составлен в соответствии с новыми ФГОС, рассчитан на 1 час в неделю...
Семинар-практикум: «Методика судейства баскетбольных матчей в рамках организации и проведение соревнований по баскетболу».
Цель: Рассмотреть «Официальные Интерпретациями ФИБА Правил баскетбола ФИБА 2010» действующие с 1 октября 2010 г. и применить их в ходе судейства баскетбольных матчей среди школьников.Задачи: 1) Рассмо...
Семинар-практикум: «Методика судейства баскетбольных матчей в рамках организации и проведения соревнований в 2013г.».
Цель: Знакомство с изменениями в документе «Официальные Правила баскетбола ФИБА 2012. Официальные Интерпретации».Задачи: 1) Проанализировать нововведения в Правилах и Интерпретации ФИБА 2012 г.2) Прим...
КОС ОП.16 ПРАКТИКУМ ПО СУДЕЙСТВУ
КОС ОП.16 ПРАКТИКУМ ПО СУДЕЙСТВУ...