Программа практикум по судейству
рабочая программа по физкультуре на тему

          Программа  учебной дисциплины история является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, по специальности 49.02.01. Физическая культура

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по другим специальностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_sudeystvu_original_bobrov.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБДАСТИ

ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»

Утверждаю

Директор «Усманского

многопрофильного колледжа»

Небогин А.В.

«____» ___________2016

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Практикум по судейству

по специальности 49.02.01 Физическая культура

2017

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАКТИКУМ ПО СУДЕЙСТВУ

1.1. Область применения примерной программы

          Программа  учебной дисциплины история является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, по специальности 49.02.01. Физическая культура

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по другим специальностям.

 

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен

уметь:

  • использовать нормативно-правовые документы для проведения спортивных соревнований
  •  использовать навыки судейства.
  •  применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;
  •  использовать навыки рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе проведения соревнований;

Владеть

  •  технологией разработки документов управления спортивно-массовыми мероприятиями;
  •  навыками  организации соревнований;
  •  методикой и техникой судейства;

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен

знать:

  • основные требования   материально-технической базы для проведения

        судейства;

  •  система подготовки спортивных судей;
  •  методы и организации комплексного контроля в судействе;

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки  на обучающегося 179 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

самостоятельной работы обучающегося  60 часов, практическая работа 19.

СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

179

Аудиторная работа

100

Практических

19

Самостоятельная работа

60

Итоговая аттестация в форме дифзачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень

усвоения

Введение

Краткий обзор истории возникновения и изменения правил по спортивным играм, организации судейства.

Значение правильной и грамотной организации спортивных соревнований.

Необходимость знаний и умений для организации спортивных соревнований является одной из наиболее важных сторон педагогической деятельности учителя физической культуры.

2

2-3

Самостоятельная работа№1: написание докладов по теме: История развития правил соревнований по базовым видам спорта.

4

Тема 1.

Организация

проведения

соревнований

Правила проведения соревнований. Состав судейской коллегии. Права и обязанности членов судейской коллегии. Оборудование мест проведения соревнований. Вспомогательные сооружения и спортивный инвентарь, необходимые для организации и проведения соревнований. Меры безопасности при проведении соревнований

6

2-3

Самостоятельная работа №2: Меры безопасности при проведении соревнований по базовым видам спорта.

4

Тема 2.

Организация,

проводящая

соревнования

Дирекция спортивного сооружения. Ядро спортивного мероприятия - судейская коллегия. Работа семинара подготовки и повышения квалификации спортивных судей. Организация работы секретариата. Подготовка положения о данном соревновании. Проверка готовности спортсооружений к проведению соревнований.

4

2-3

Самостоятельная работа №3: Состав судейской коллегии на соревнованиях различного ранга.

6

Тема 3.

Общая характеристика

спортивных

соревнований.

 Особенности организации спортивных соревнований различного уровня. Командные соревнования, личные и личностно - командные. Коммерческие турниры. Квалифицированные соревнования. Экипировка судейского персонала.

4

2-3

Тема 4. Спортивные сооружения для проведения соревнований

Особенности современных спортивных сооружений, используемых для проведения спортивных соревнований. Современные требовании к проведению, организации и зрелищности соревнований. Унифицированные спортивные комплексы. Отличие летних спортивных сооружений от зимних.

4

2-3

Самостоятельная работа №4: Спортивные сооружения и требования, предъявляемые к ним для проведения соревнований.

8

Тема 5.

Участники

соревнований

Права и обязанности участников соревнований. Медицинская осмотр участников соревнований. Заболевания, травмы, неявка участников на соревнований. Мандатная комиссия и требования к участникам соревнований. Процессуальное руководство допинг - контролем. Неспортивное поведение.

8

2-3

Самостоятельная работа №5: Права и обязанности участников соревнований.

4

Тема 6.

Правила соревнований по отдельным видам спорта

 Правила соревнований по базовым видам спорта. Судейская практика по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, лыжному спорту, футболу.

30

2-3

Тема 7.

Работа судейских коллегий

Функциональные обязанности судей различного ранга по видам спорта (главный судья, главный секретарь, заместители главного судьи и секретаря и.т.д.) по базовым видам спорта.

10

2-3

Самостоятельная работа №6: Обязанности судейской коллегии по видам спорта

10

Тема 8. Документация по соревнованиям

Календарь соревнований. Положение о соревнованиях. Протоколы соревнований. Сводный протокол.

8

Тема 9.

Подготовка судейских кадров

Характеристика положения о спортивных судьях. Резерв подготовки спортивных судей. Организация судейских семинаров на месте. Использование современных цифровых технологий в подготовке спортивных судей. Требования к системе повышения квалификации и переаттестации спортивных судей.

4

2-3

Самостоятельная работа №7: Организация судейских семинаров

4

Тема 10. Проведение соревнований. Работа судей.

Жеребьевка соревнований. Жестикуляция судей по базовым видам спорта. Работа судейской коллегии. Правила подачи протеста.

12

2-3

Самостоятельная работа №8: Судейство соревнований по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, лыжному спорту, футболу (отчет и презентация)

20

Практическая работа: Участие в организации и судействе соревнований различного ранга по базовым видам спорта

20

Тема 11.

Правила присвоения разрядов спортсменам и судейских категорий судьям

Общее положение и выполнение разрядных нормативов спортсменами. Особенности бальной системы и ее применение по присвоению судейской категории судьям.

4

2-3

Тема 12. Современные

особенности

финансирования

соревнований

Международные федерации и современные общественные объединения, принимающие участия в организации и проведении спортивных соревнований (спонсоры соревнований, фонды развития спорта. Источники финансирования, их характеристика и система распределения средств.

4

2-3

179

                                                                                                               


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

(Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины (модуля). В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля) могут быть использованы мультимедийные средства; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; при необходимости – средства мониторинга и т.д.)

Гимнастический зал - 8,3 м х 18 м:

маты гимнастические, гимнастическая стенка, гимнастический ковер, гимнастические скамейки, гимнастический мат для прыжков, мягкий и жесткий спортивный инвентарь, музыкальный центр.

Игровой спортивный зал -35,5 м х 17,5 м: Баскетбольные щиты – 2, мячи баскетбольные – 10.

Стойки – 2, сетка волейбольная – 1, мячи волейбольные – 30, вышка судейская -1. Теннисные столы – 3 шт.

Сектор для прыжков в высоту. Специально оборудованная лыжная база, лыжный инвентарь.

 Стадион:

Игровое футбольное поле, Легкоатлетическая дорожка, прыжковая яма

Технические средства обучения:

персональный компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

мультимедиапроектор или мультимедийная доска;

фото или/и видео камера;

сканер;

принтер

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:  

  1. Богданова, С.В. Правовые вопросы основы физической культуры и спорта: Учебное пособие / С.В. Богданова, С.В. Чабан. - Великие Луки, 2012. - 208с.
  2. Грузных, Г.М. Тренер сборной команды - представитель спортивной делегации в условиях подготовки и участия в соревнованиях: Методические рекомендации / Г.М. Грузных, А.А. Саяпин. - Омск: ОГИФК, 2008. - 38с.

3.Зуев, В.Н. Управление системой спортивного соревнования: монография. - Тюмень Изд - во Вектор Бук, 2009. - 312с.

4.Зуев, В.Н. Управление системой соревнований в спортивном туризме / В.Н. Зуев. - Омск: СибГАФК, 2006. - 170с.

5.Организация и проведение спортивных праздников с детьми дошкольного возраста. Омск: СибГАФК, 2000. - 42с.

6. Сборник правил соревнований по зимним видам спорта. Тюмень. - 2008. -238с.

  1. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. - М.: Спорт Академ Пресс. - 2010. - 480с.

Дополнительная

  1.  Бальсевич В.К. Физическая культура для всех. — М.: ФиС, 2008.
  2.  Боген М.М. Обучение двигательным действиям младших школьников на начальном этапе спортивной тренировки в туризме  — М.: ФиС, 2005.
  3.  Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: ФиС, 2009.
  4.  Деркач  А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. -М.: Физическая культура и спорт, 2011. -376 с.
  5.  Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности. — М., 2005.
  6.  ЗапорожановВ.А. Педагогический контроль в спорте. - Минск: Здоровье, 2010. -148 с.
  7.  Захаров Н.И. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Просвещение, 2008.
  8.  Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: ФиС, 2000.
  9.  Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: ФиС, 2006.
  10.  Современная система спортивной подготовки /под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. — М., 2012.
  11.  Бауэр В. Г. Сборник нормативно-правовых документов. — М., 2013.

4. Контроль и оценка результатов учебной дисциплины.

Вопросы к зачету

1.Состав судейской коллегии, общая схема работы. Главный судья, главный секретарь, комендант соревнований, технический секретарь, судья-хронометрист, судья-информатор (права, функции, особенности подготовки к деятельности).

2.Формирование состава судейской бригады; формы взаимодействия (руководитель, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, судья-информатор) при принятие решений, объявление результатов встречи (схватки). Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

3.Организация работы судейской бригады (секретариат). 4.Процедура взвешивания, жеребьѐвка, составление хода встреч. 5.Снятие с соревнований.

6.Определение мест, занятых участниками соревнований.

7.Подготовительная работа церемонии награждения.

8.Отчѐтная и рабочая документация секретариата.

9.Практикум-консультация. Оценка технических действий. 10.Оценка действий, (запись в судейской записке и протоколе).

11.Правило принятия оценки приѐмов, действия. Разрешение конфликтных ситуаций при оценке действий.

14.Регистрация баллов, предупреждений, замечаний. Судейские записки, протоколы. 15. Действия судей по активизации, наказание за пассивность. Запреты и запрещѐнные

действия.

16.Протесты (процедура подачи, рассмотрения протеста, информация о решении). 17.Основные положения о запрещающих действиях, поведении. Специфические запреты

(оборудование, инвентарь, экипировка, действия, поведение, допинги, стимуляторы и т.д.).

18. Реакция судей и тренеров на опасные действия. Профилактика. 19.Запрещѐнные приѐмы.

20.Решения судей по дисквалификации за грубость; замечания, предупреждения, профилактика травм.

21. Предупредительные действия судей-арбитров, профилактирующие травматизм, нетактичность поведения, конфликты.

22.Определение победителей соревнований.

23.Информационное освещение хода соревнований.

Вызов участников, представление (тексты, варианты повышения интереса зрителей, интересная информация и т.п.).

26.Комментарии судьи-информатора (содержание, характер сообщений и т.п.). 27.Продолжительность хода соревнований; начало, остановка и продолжение , окончание.

Дополнительное время.

28.Протесты по поводу необъективного судейства (анализ возможного целенаправленного субъективного судейства).

29.Жесты, реплики судей-арбитров; работа судейской бригады (руководитель, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, судья-информатор). Ротация членов бригады.

30.Оборудование мест соревнований. Техническое оснащение помещений для церемоний открытия (закрытия) мероприятия (цикл занятий). Меры предупреждения несчастных случаев, травматизма.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь

Использовать нормативно-правовые документы для проведения спортивных соревнований

Оценка выполнения практической работы по темам: 1.2; 1.3

Использовать навыки судейства

Наблюдение и оценка выполнения практических заданий по темам: 1.1; 1.2

Применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности

Наблюдение и оценка выполнения практических заданий по темам: 1.1.; 1.3

Использовать навыки рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе проведения соревнований

Наблюдение и оценка выполнения практической работы по теме 1.1

владеть

Технологией разработки документов управления спортивно-массовыми мероприятиями

Оценка выполнения практических работ по теме 1.2

Навыками организации соревнований, методикой и техникой судейства

Оценка выполнения практических работ по теме 1.1

Методикой и техникой судейства

Оценка выполнения практических работ по теме 1.2

знать

Основные требования к материально-технической базе для проведения судейства

Оценка устных ответов учащихся

по теме 1.2

Систему подготовки спортивных судей

Оценка устных ответов учащихся

по теме 1.1

Методы организации комплексного контроля в судействе

Оценка выполнения практических работ по темам: 1.1; 1.2; 1.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа практикума по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.

Рабочая программа практикума  по русскому языку 11 класс (подготовка к ЕГЭ).Программа разработана на основе учебно-методического пособия Н.А. Сенининой "Русский язык.Подготовка к ЕГЭ", учебно -ме...

Рабочая программа "Практикум по русскому языку"

Рабочая программа 2-го вида « Практикум по русскому языку» для 5 класса  составлена на основе методической литературы.   Занятия по практикуму  способствуют расширению знаний...

Рабочая программа практикума по математике для 10-11 классов

Модифицированная программа по практикуму по математике для 10-11 классов  разработана на основе государственной программы  по математике, с учётом обязательного минимума содержания сре...

Рабочая программа "Практикум по решению задач" 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа "Практикум по решению задач" для 5 класса составлен в соответствии с новыми ФГОС, рассчитан на 1 час в неделю...

Семинар-практикум: «Методика судейства баскетбольных матчей в рамках организации и проведение соревнований по баскетболу».

Цель: Рассмотреть «Официальные Интерпретациями ФИБА Правил баскетбола ФИБА 2010» действующие с 1 октября 2010 г. и применить их в ходе судейства баскетбольных матчей среди школьников.Задачи: 1) Рассмо...

Семинар-практикум: «Методика судейства баскетбольных матчей в рамках организации и проведения соревнований в 2013г.».

Цель: Знакомство с изменениями в документе «Официальные Правила баскетбола ФИБА 2012. Официальные Интерпретации».Задачи: 1) Проанализировать нововведения в Правилах и Интерпретации ФИБА 2012 г.2) Прим...

КОС ОП.16 ПРАКТИКУМ ПО СУДЕЙСТВУ

КОС ОП.16 ПРАКТИКУМ ПО СУДЕЙСТВУ...