Физкульт минутки на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по физкультуре на тему
Физкуль минутки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutka_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС.
Физкультминутка на уроках русского языка и литературы.
Физическая культура неразрывно связана с многими учебными дисциплинами, в том числе с русским языком и литературой.
Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий необходимы на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет большое значение для повышения работоспособности учащихся, усвоение ими изучаемого материала и сохранения их здоровья.
На уроках русского языка и литературы физкультурные минутки и паузы проводятся как необходимый кратковременный отдых который снимает психологическое напряжение вызванное продолжительным сидением за партой. Такие переключения необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и спины. Комплекс -
сочетающий различные упражнения с озвучиванием текста в стихотворной форме, способствует развитию памяти ,внимания ,речи , повышает интерес к предмету, мотивирует к самостоятельному выполнению физических упражнений .
Использование физкультминуток позволяет использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи обучающихся ,они после таких пауз становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению учебного материала.
Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления . Комплекс включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 3-4 раз. На уроках русского языка и литературы физкультминутки рекомендуется проводить с использованием предметного материала в стихотворной форме, скороговорками.
Упражнения для физкультминуток подбираются для конкретного класса, учитывая индивидуальные особенности учеников.
На уроках русского языка активно применяются следующие виды физкультминуток: упражнения для снятия общего и локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика и др.
При изучении темы «Глагол» можно использовать следующее упражнение.
1. Покачайтесь, покружитесь,
потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Улыбнитесь, подтянитесь
И скорее соберитесь,
Всё в порядок приведите,
Вновь трудиться вы начните.
2.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
И за парту ты садись
Гимнастика для глаз (для снятия напряжения).
Мотылек
На цветке спал мотылек (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел ,он улыбнулся
Он вздохнул и потянулся (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).
Встрепенулся, встрепенулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Посмотрел вокруг(глазами вправо в лево ,круг)
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Много вы у нас писали
Ну, тогда все дружно встали.
И немножко поплясали
Ножками топ -топ,
Ручками хлоп -хлоп.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем,
И опять мы закрываем,
Яркости себе добавим(круговое вращение пальцами у переносицы)
И работать продолжаем.
Физкультминутки после длительного письма (Упр-е для улучшения мозгового кровообращения.) Приложение №3
Встали дружно, руки в пояс
Повернулись ,оглянулись.
Посмотрели- нет дождя
И опять к земле нагнулись.
Потянулись и нагнулись,
Потянулись и нагнулись,
Сели дружно- улыбнулись
И к занятиям вернулись.
Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.
Мы писали, мы писали (сжимаем , разжимаем кулаки)
Наши пальчики устали, (стряхиваем кисти)
А теперь мы потрясем
И опять писать начнем.
Упражнения для снятия зрительного утомления(релаксация):
«Дождик»
Капля первая упала «кап - кап» (пальцем стучать)
И вторая побежала «кап - кап» (по ладошке)
Встали в небо посмотрели (смотреть вверх)
Наши капельки запели «кап - кап» (постучать по голове)
Намочили нам лицо, (вытирать лицо)
Наши капельки устали
И на Туфельки упали – (посмотреть на туфли)
Мы сейчас их все стряхнём (топаем ногами)
И плечами поведем (трясти плечами)
И все капельки стряхнем
От дождя мы убежим (бег на месте)
И тихонько посидим (сесть за парты)
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. ). Приложение №5
Потрудились — отдохнем
Потрудились — отдохнем,
(Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
(Потянуться.)
Руки в стороны, вперед,
(Руки развести в стороны, вперед)
Влево, вправо поворот.
(Повернуться вправо-влево.)
Три наклона, прямо встать.
(Наклоны влево-вправо, присесть.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки на месте.)
Руки плавно опустили,
(Ходьба на месте)
Всем улыбки подарите.
Я иду и ты идешь
Я иду и ты идешь — раз, два, три.
(Ходьба на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три.
(Хлопать в ладоши.)
Мы идем, и мы поем — раз, два, три.
(Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три.
(Ходьба на месте.)
«Гласные И,А,У после шипящих» ). Приложение №6
«ЖИ» и «Ши» мы повторили, Жили-Были малыши
Шире руки развели, Они хлопали в тиши
На ладоШИ посмотрели
И захлопали в тиШИ.
«Деепричастие» ). Приложение №7
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно
Приложение №8
Аплодисменты. (сложить кисти рук ладонями внутрь).
"Аплодисменты" могут быть предназначены конкретному ученику, отличившемуся в работе. Это поможет создать доброжелательную атмосферу на уроке переключение и снятия напряжения у учащихся.
Приложение №9
Скороговорки музыкальные (речитатив). Скороговорки - благодатный материал на уроках словесности. Они уместны на орфографической пятиминутке для актуализации каких-либо орфограмм, на физкультминутке - как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Упражнение для концентрации внимания. Приложение №10
Встали дружно на зарядку
И считаем по порядку
1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо,4- левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.
Большая буква ). Приложение №11
Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:
Мурзик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.
Учитель физической культуры Е.А. Коваленко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфоэпические минутки на уроках русского языка
Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна ( МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района )Как научить школь...
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
физкульт минутки на уроке английского языка
сборник физкульт минуток (английский язык)...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
физкульт минутки на уроках английского языка
На уроках английского языка, как впрочем, и на любом уроке необходимо проведение физкультминуток. Это не только разнообразит урок, но и принесет большую пользу. Во-первых - дети переключаются с одной ...