Физкульт минутки на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по физкультуре на тему

Коваленко Елена Александровна

Физкуль минутки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutka_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС.

Физкультминутка на уроках русского языка и литературы.

Физическая культура неразрывно связана с многими учебными дисциплинами, в том числе с русским языком и литературой.

 Здоровьесберегающие технологии  ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий   необходимы на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет большое значение для повышения работоспособности учащихся,  усвоение ими изучаемого материала и сохранения их здоровья.

На  уроках  русского языка и литературы физкультурные минутки  и паузы проводятся  как необходимый кратковременный отдых  который снимает психологическое напряжение   вызванное продолжительным сидением  за партой. Такие переключения необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и спины. Комплекс  -

 сочетающий различные упражнения с озвучиванием текста в стихотворной форме, способствует развитию памяти ,внимания ,речи , повышает интерес к предмету, мотивирует к самостоятельному  выполнению физических упражнений .

Использование физкультминуток позволяет использовать время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи обучающихся ,они после таких пауз становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению учебного материала.

Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут  в момент проявления у учащихся признаков утомления . Комплекс включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 3-4 раз. На уроках русского языка и литературы физкультминутки рекомендуется  проводить с использованием предметного материала  в стихотворной форме, скороговорками.

Упражнения для физкультминуток подбираются  для конкретного класса, учитывая индивидуальные особенности учеников.

На уроках русского языка активно применяются  следующие виды физкультминуток: упражнения для снятия общего и локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика и др.

 При изучении темы «Глагол» можно использовать следующее упражнение.

 

1. Покачайтесь, покружитесь,

потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Улыбнитесь, подтянитесь

И скорее соберитесь,

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться вы начните.

2.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

И за парту ты садись

Гимнастика для глаз (для снятия напряжения).                                                                            

    Мотылек

На цветке спал мотылек (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел ,он улыбнулся

Он вздохнул и потянулся (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, встрепенулся  (руки согнуты в стороны, выдох).

Посмотрел вокруг(глазами вправо в лево ,круг)

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

                                 

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Много вы у нас писали

Ну, тогда все дружно встали.

И немножко поплясали

Ножками топ -топ,

Ручками хлоп -хлоп.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем,

И опять мы закрываем,

Яркости себе добавим(круговое вращение пальцами у переносицы)

И работать продолжаем.

Физкультминутки после длительного письма (Упр-е для улучшения мозгового кровообращения.)     Приложение №3                                                                      

Встали дружно, руки в пояс

Повернулись ,оглянулись.

Посмотрели- нет дождя

И опять к земле нагнулись.

Потянулись и нагнулись,

 Потянулись и нагнулись,

Сели дружно- улыбнулись

И к занятиям вернулись.

Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.                                                                          

Мы писали, мы писали (сжимаем , разжимаем кулаки)

Наши пальчики устали, (стряхиваем кисти)

А теперь мы потрясем

И опять писать начнем.

Упражнения для снятия зрительного утомления(релаксация):

«Дождик»

Капля первая упала «кап - кап» (пальцем стучать)

И вторая побежала «кап - кап» (по ладошке)

Встали в небо посмотрели (смотреть вверх)

Наши капельки запели «кап - кап»  (постучать по голове)

Намочили нам лицо, (вытирать лицо)

Наши капельки устали

И на Туфельки упали –  (посмотреть на туфли)

Мы сейчас их все стряхнём (топаем ногами)

 И плечами  поведем (трясти плечами)

И все капельки стряхнем

От дождя  мы убежим (бег на месте)

И тихонько посидим (сесть за парты)

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. ).      Приложение №5                                                                      

Потрудились — отдохнем 
Потрудились — отдохнем, 
(Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

(Потянуться.)

Руки в стороны, вперед, 
(Руки развести в стороны, вперед) 
Влево, вправо поворот.

(Повернуться вправо-влево.) 
Три наклона, прямо встать.

(Наклоны влево-вправо, присесть.) 
Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки на месте.)

Руки плавно опустили, 
(Ходьба на месте)

Всем улыбки подарите.

Я иду и ты идешь 
Я иду и ты идешь — раз, два, три. 
(Ходьба на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. 
(Хлопать в ладоши.)

Мы идем, и мы поем — раз, два, три. 
(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. 
(Ходьба на месте.)

«Гласные И,А,У после шипящих» ).      Приложение №6                                                                    

«ЖИ» и «Ши» мы повторили,               Жили-Были малыши

Шире руки развели,                                Они хлопали в тиши

На ладоШИ посмотрели

И захлопали в тиШИ.

«Деепричастие» ).      Приложение №7                                                              

По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно

      Приложение №8                                                                      

Аплодисменты. (сложить кисти рук ладонями внутрь).

"Аплодисменты" могут быть предназначены конкретному ученику, отличившемуся в работе. Это поможет создать доброжелательную атмосферу на уроке  переключение и снятия напряжения у учащихся.

      Приложение №9                                                                      

Скороговорки музыкальные (речитатив). Скороговорки - благодатный материал на уроках словесности. Они уместны на орфографической пятиминутке для актуализации каких-либо орфограмм, на физкультминутке - как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Упражнение для концентрации  внимания.     Приложение №10                                                                      

Встали дружно на зарядку

И считаем по порядку

 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо,4- левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

Большая буква ).      Приложение №11                                                                      

Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте:

Мурзик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.


Учитель физической культуры                                   Е.А. Коваленко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

 Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна ( МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района )Как научить школь...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

физкульт минутки на уроке английского языка

сборник физкульт минуток (английский язык)...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

физкульт минутки на уроках английского языка

На уроках английского языка, как впрочем, и на любом уроке необходимо проведение физкультминуток. Это не только разнообразит урок, но и принесет большую пользу. Во-первых - дети переключаются с одной ...