Сущность физического воспитания школьников
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
СУЩНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Р.Х. Евтых, Э.И. Шаова
ГБОУ РА «Адыгейская Республиканская гимназия №1», г. Майкоп, Россия.
Наблюдающееся в начале XXI века противоречие между развитием системы образования и ухудшением на этом фоне здоровья детей школьного возраста заставляет школу, как особый государственно-общественный механизм, повышать ответственность за сохранение, укрепление и формировании здоровья и здорового образа жизни детей, подростков и молодежи [6].
Представляется целесообразным остановиться на рассмотрении вопроса о том, как в свете новой концепции должны быть организованы взаимосвязи между различными формами работы по физической культуре в школе, а также о факторах, обусловливающих упрочение урока в ранге ведущей формы физического воспитания школьников.
Особая важность этого вопроса определяется тем, что часто встречающаяся недооценка, а то и откровенное пренебрежение сутью различий между отдельными формами приводит к их произвольному, ничем не оправданному смешиванию (которое, в частности, проявляется в не всегда уместной игре словами типа "урок после уроков" и т.п.). Неизбежным следствием этого является неспособность акцентированного использования наиболее существенных черт каждой из форм в деле повышения эффективности процесса физического воспитания в целом [5].
Следует особо подчеркнуть, что негативные результаты такого смешивания отражаются, прежде всего, на уроках физической культуры, которые как бы растворяются среди других мероприятий, а то и прямо подменяются ими. При этом урок смотрится чем-то совсем незначительным, второстепенным в ряду всех других форм физического воспитания, что и приводит к сомнениям по поводу того, является ли он основной, ничем не заменимой формой физического воспитания школьников, и нужен ли вообще урок физической культуры в школе [5,7]. Интересно, что одним из главных аргументов, обосновывающих правомерность подобных сомнений, является тот факт, что «... возможности академического урока, так необходимые для физического воспитания учащихся, овладения ими интеллектуальным компонентом физической культуры, в нашей школе практически не используются» [1]. Право же, подобная аргументация выглядит, по меньшей мере, странно, так как очень напоминает ту, которой обосновывается необходимость отсечения головы ради избавления от головной боли. И действительно, уж, коль ясно, что эти возможности совершенно необходимы, логичнее искать пути для их реализации, а не устраняться вовсе от решения проблемы. Ведь в рамках других форм, где, несомненно, главным должен быть тренинг (или активный отдых), условия для овладения этим самым «так необходимым для физического воспитания учащихся» интеллектуальным компонентом физической культуры отсутствуют практически полностью. Поэтому, осуществляя такой подход, мы рубим сук, на котором сидим. Ведь по большому счету эффективность тренировочных занятий, как организованных, так и особенно самостоятельных, находится в прямой зависимости от сформированности потребностно-мотивационной сферы и уровня специальных знаний, которые являются главными составляющими того самого интеллектуального компонента, от целенаправленного формирования которого мы фактически отказываемся, сомневаясь в целесообразности урока физической культуры или наполняя его содержанием сугубо тренировочного, рекреационно-оздоровительного или развлекательного характера [1]. Не в этом ли заключается главная из бед школьной физической культуры? Дело в том, что в природе не существует формы, более приспособленной к решению образовательных задач, чем урок. Не решая этих задач на уроках, мы фактически не решаем их вовсе и тем самым не просто обедняем весь процесс физического воспитания, но и лишаем его самой главной из основ. Следовательно, несовершенство урочной формы проведения занятий по физической культуре и является главным обстоятельством, обусловливающим низкую эффективность физического воспитания школьников в целом.
Структура системы образования детерминирована потребностью общества, являющегося носителем определенной культуры. Культура человека берет свое начало от культуры тела, культуры здоровья [3].
Учитель физической культуры должен быть первым пропагандистом и организатором здорового образа жизни в школе, он должен быть потенциальным носителем культуры здоровья, воздействующей на физическую, духовную, интеллектуальную и нравственную подготовленность своих воспитанников. Тогда ученики будут здоровыми, физически развитыми и готовыми к будущей жизни в современном постоянно изменяющемся мире [6].
Правильное развитие организма школьника немыслимо без двигательной активности. Гармоничное развитие всех отделов ЦНС и ее основного звена—головного мозга происходит под влияние мышечной деятельности всего организма [5].
Физическая культура — это часть образа жизни человека и, в частности, его здорового образа жизни. Это - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию [4]. Физическая культура — это часть общей культуры. Она направлена на гармоничное развитие всех природных сущностных сил морального духа человека [4].
Физическая культура выполняет ряд важных функций в жизни общества:
- развивающая — состоит в совершенствовании всех физических и сущностных сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги, гибкость и стройность тела; глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в случае чрезвычайных ситуаций, адаптироваться к изменяющимся условиям;
- воспитательная – направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты и радости жизни, успех в труде, творческой деятельности. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями, т.е. физическое здоровье – основа для развития духовного здоровья, интеллектуальных возможностей человека;
- образовательная – знакомит нас с разнообразными видами физических упражнений, с разнообразными видами спорта, с их значением в жизни каждого человека, с техникой выполнения физических упражнений;
- оздоровительно-гигиеническая – направлена на развитие способности к сопротивляемости организма болезням.
Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. В комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают преодолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления наркотиков, токсических средств и курения [2].
Физическое воспитание способствует преодолению некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активно-деятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы, инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни.
Еще одно субъективно создаваемое и обостряемое противоречие возникает между целью физического воспитания как средства достижения здоровья, удовлетворения потребностей в отдыхе, общении, деятельности, с одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей использовать физкультурные неспортивные занятия, часто в ущерб детям, для удовлетворения своих честолюбивых притязаний - с другой. Они поощряют, а порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет выдающийся спортсмен, участник сборной страны и международных соревнований. На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не свершившихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко развивают в себе уродливое сознание своей исключительности и вседозволенности, попадают в плен мещанства, вещизма, духовной ограниченности [1].
Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспитания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально-психологической устойчивости. В ней проявляются и закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство, самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие [7].
Система отношений, как результат хорошо организованной физкультурно-спортивной деятельности, воспитывает нравственные качества: коллективизм, иммунитет против индивидуализма и эгоизма, самоотверженность и взаимовыручку, сдержанность и скромность в победе, достоинство в поражении; общение удовлетворяет духовную потребность в другом человеке, в освоении опыта товарищей, формирует общественное мнение, объединяет детей в полезном использовании свободного времени.
ЛИТЕРАТУРА
- Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. Питер, 2006. - 304 с.
- Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережное а. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Кургузов, В Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития // Информационно-аналитическое издание «Советник Президента». - 2004. - № 26. - С. 53-61
- Марков, В.В Педагогические проблемы формирования здорового образа жизни в высшей школе // ОБЖ. - 1999. - № И. - С. 5
- Оглоблин, К.А. Здоровый образ жизни / К.А. Оглоблин; УГЛИ. - Уссурийск, 1998. -126 с.
- Оглоблин, К.А. Инновационная система подготовки педагогов физической культуры: монография / К.А. Оглоблин; УГЛИ. - Уссурийск, 2008. -140 с.
- Синичкина, Н.Е. О «девиациях» в новой педагогической действительности высшей школы/ Н.Е. Синичкина// Педагогическое пространство вуза: технологии, смыслы, ценности: материалы Всерос. науч.-практ. конф.; под ред. И. Ю. Лапиной, Н.Е. Синичкиной; СПбГАСУ. - СПб., 2012. - С. 264- 268.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Пример решения проблемы повышения эффективности и качества физического воспитания школьников....
Программа «Нравственное и физическое воспитание школьников» МОУ СОШ №5 город Балтийск Калининградской обл.
Программа разработанна на период с 2009 по 2024 учебные годы, которые должны стать решающими для становления действенной системы нравственного и физического воспитагия в школе....
Статья "Спортивно ориентированная направленность физического воспитания школьников как вектор взаимодействия физической культуры и спорта"
Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция ...
Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"
Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...
Вариант эффективного решения двух базовых задач физического воспитания школьников: по формированию высокого интереса к физической культуре и спорту, и по развитию двигательных качеств в едином комплексе
В этой разработке вместе с основными задачами педагогического процесса углубленное внимание уделяется двум значимым направлениям воспитания личности.Первое - повышение интереса у учащихся к физи...
исследовательская работа эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников
В работе проведено исследование изучена и проанализирована специальная и методическая литература по разрабатываемой теме в количестве 14 источников. Существуют немногочисленные исследования...
Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».
Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....