Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Белушкина Анастасия Сергеевна

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.

  1. Эпидемиология.

Травмы опорно-двигательного аппарата происходят при падении, неловком движении. Перелом-нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным, закрытым или открытым. Для открытого перелома характерно наличие раны. При закрытом переломе, который более распространен, кожный покров остается неповрежденным. Вывих-смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Воздействие большой силы, приведшей к вывиху, может также вызвать перелом кости и повреждение близлежащих нервов и кровеносных сосудов. Его обычно легко определить по видимой деформации сустава. Травмы опорно-двигательного аппарата происходят при падении, неловком движении.


Перелом-нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным, закрытым или открытым. Для открытого перелома характерно наличие раны. При закрытом переломе, который более распространен, кожный покров остается неповрежденным.

Вывих-смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Воздействие большой силы, приведшей к вывиху, может также вызвать перелом кости и повреждение близлежащих нервов и кровеносных сосудов. Его обычно легко определить по видимой деформации сустава.

Растяжение и разрыв связок происходит при чрезмерной нагрузке, оказываемой на сустав. Тяжелые формы растяжений вызывают сильную головную боль при малейших движениях сустава. Наиболее распространенными являются растяжения связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястий.

Растяжение мышц и сухожилий обычно вызываются подъемом тяжести, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Если подобным травмам не оказывать должного внимания, то растяжение мышц может стать хроническим, особенно в области шеи, поясницы и бедра.

Заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА) наиболее широко распространены среди лиц пожилого возраста, численность которых постепенно возрастает во всех странах мира. Согласно демографическим прогнозам, доля населения старше 65 лет в экономически развитых странах к 2030 году достигнет 22,5%. В связи с этим заболевания ОДА становятся не только серьезной медико-социальной, но и экономической проблемой для общества в целом.

Не случайно первое десятилетие XXI в. Всемирная организация здравоохранения провозгласила Декадой костей и суставов (Bone and Joint Decade, 2000-2010), особо выделив такие заболевания, как остеоартрит (остеоартроз), остеопороз, боль в нижней части спины, ревматоидный артрит, травматические повреждения. Рост поражений ОДА способствует увеличению случаев утраты трудоспособности, объема работы медико-социальных экспертиз, числа инвалидов.

2. Cимптомы травм опорно-двигательного аппарата

Обычно наблюдаются следующие признаки и симптомы

● боль,

● болезненность,

● припухлость,

● невозможность выполнения обычной двигательной функции.

При более тяжелых формах могут проявляться следующие признаки:

● изменение цвета кожи,

● деформация,

● наружное кровотечение,

● ощущение хруста в костях или щелкающий звук в момент получения травмы.

Любая более или менее серьезная травма сопровождается болью, припухлостью и болезненностью при прикосновении.
При деформации возникает припухлость, нетипичные бугристые образования, выступы, впадины, часть тела может находиться под необычным углом. Деформацию легко выявить при сравнении поврежденной и здоровой части тела.Пострадавший может сам сообщить вам, какой частью тела он не в состоянии пошевелить или какое движение вызывает сильную боль. При травме обычно происходит сокращение мышц для удержания поврежденной части в определенном положении.

3. Механизмы лечебного действия физическими упражнениями.

На протяжении всего курса лечения при применении ЛФК решаются общие и специальные задачи.

I период (иммобилизационный).

В I периоде наступает сращение отломков (образование первичной костной мозоли) через 60—90 дней. Специальные задачи ЛФК: улучшить трофику в области травмы, ускорить консолидацию перелома, способствовать профилактике атрофии мышц, тугоподвижности суставов, выработке необходимых временных компенсаций.

Решению общих задач способствуют общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения на координацию, равновесие, с сопротивлением и отягощением. Используют вначале облегченные ИП, упражнения на скользящих плоскостях. Упражнения не должны вызывать боль или усиливать ее. При открытых переломах упражнения подбирают с учетом степени заживления раны.

Массаж при диафизарных переломах у больных с гипсовой повязкой назначают со 2-й недели. Начинают со здоровой конечности, а затем воздействуют на сегменты поврежденной конечности, свободные от иммобилизации, начиная воздействие выше места травмы. У больных, находящихся на скелетном вытяжении, массаж здоровой конечности и внеочаговый на поврежденной начинают со 2-3-го дня. Применяют все приемы массажа и особенно — способствующие расслаблению мышц на пораженной стороне.

Противопоказания: гнойные процессы, тромбофлебит.

II период (постиммобилизационный).

II период начинается после снятия гипсовой повязки или вытяжения. У больных образовалась привычная костная мозоль, но в большинстве случаев снижена сила мышц, ограничена амплитуда движения в суставах. В этом периоде ЛФК направлена на дальнейшую нормализацию трофики в области травмы для окончательного формирования костной мозоли, ликвидации атрофии мышц и достижения нормального объема движений в суставах, ликвидации временных компенсаций, восстановления осанки.

При применении физических упражнений следует учитывать, что первичная костная мозоль еще недостаточно прочна. В этом периоде увеличивают дозировку общеукрепляющих упражнений, применяют разнообразные ИП; подготавливают к вставанию (для находившихся на постельном режиме), тренируют вестибулярный аппарат, обучают передвижению на: костылях, тренируют спортивную функцию здоровой ноги (при травме ноги), восстанавливают нормальную осанку.

Для пораженной конечности применяют активные гимнастические упражнения в облегченных, ИП, которые чередуют с упражнениями на расслабление для мышц с повышенным тонусом. Для восстановления силы мышц используют упражнения с сопротивлением, предметами, у гимнастической стенки.

Массаж назначают при слабости мышц, их гипертонусе и проводят по отсасывающей методике, начиная выше места травмы. Приемы массажа чередуют с элементарными гимнастическими упражнениями.

III период (восстановительный).

В III периоде ЛФК направлена на восстановление полной амплитуды движения в суставах, дальнейшее укрепление мышц. Общеразвивающие гимнастические упражнения применяют с большей нагрузкой, дополняют их ходьбой, плаванием, физическими упражнениями в воде, механотерапией.

4. Примерный комплекс упражнений.

Поднять прямую ногу, удержать ее в течение 5—7 с, вернуться в исходное положении. То же другой ногой.

Изометрическое напряжение мышц бедра и голени.

Прогнуть грудной отдел позвоночника — вдох, вернуться в и. п.

Исходное положение — лежа на боку.

Отвести прямую ногу в сторону, удержать в течение 5—7 с, вернуться в исходное положении.

Согнуть ноги в коленных суставах, подтянуть их с помощью рук к груди, вернуться в исходное положении.

Поднять прямую ногу, отвести в сторону, вернуться в исходное положении.

Движения ногами как при плавании стилем «брасс».

Исходное положение — сидя на стуле.

Приведение и отведение стоп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ШКОЛЬНИКА"

Данный материал позволяет:формировать новые анатомо-физиологические понятия (сколиоз,плоскостопие, остеохондроз);формировать гигиенические понятия;Данный материал раскрывает:роль двигательной активнос...

Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата. (практическое занятие).

Цель: познакомить учащихся с видами травм опорно – двигательного аппарата, черепно – мозговой травмы, травм груди, живота, тазовой области и повреждения позвоночника, отработать навыки шинирования и и...

Использование самодельных мини-тренажеров на уроке физической культуры для развития опорно-двигательной системы

Одно из ведущих мест в структуре отклонений, выявляемых у учащихся при профилактических осмотрах, заняли нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Среди функциональных отклонений – это нарушения ...

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата....

ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ШКОЛЬНИКОВ

I. Симптомы повреждения менискаII. Задачи ЛФК при бронхиальной астмеIII. Специальные упражнения при переломах костей тазаIY. Примерные упражнения при нарушении осанки (плоская спина)...

Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста

Жизнь человека уже длительное время связана с прямохождением, в связи с чем нагрузки на позвоночник многократно выросли и привели к формированию как физиологических его изгибов, таких как лордозы и ки...

Физическая культура в профилактике опорно-двигательного аппарата

Основной формой физической культуры для борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебной физкультуры. Применяется в виде лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, с...