Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.
классный час по физкультуре (6 класс) на тему
Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lechebnaya_fizicheskaya_kultura_pri_travmah_oporno-dvigatelnogo_apparata.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.
- Эпидемиология.
Травмы опорно-двигательного аппарата происходят при падении, неловком движении. Перелом-нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным, закрытым или открытым. Для открытого перелома характерно наличие раны. При закрытом переломе, который более распространен, кожный покров остается неповрежденным. Вывих-смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Воздействие большой силы, приведшей к вывиху, может также вызвать перелом кости и повреждение близлежащих нервов и кровеносных сосудов. Его обычно легко определить по видимой деформации сустава. Травмы опорно-двигательного аппарата происходят при падении, неловком движении.
Перелом-нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным, закрытым или открытым. Для открытого перелома характерно наличие раны. При закрытом переломе, который более распространен, кожный покров остается неповрежденным.
Вывих-смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Воздействие большой силы, приведшей к вывиху, может также вызвать перелом кости и повреждение близлежащих нервов и кровеносных сосудов. Его обычно легко определить по видимой деформации сустава.
Растяжение и разрыв связок происходит при чрезмерной нагрузке, оказываемой на сустав. Тяжелые формы растяжений вызывают сильную головную боль при малейших движениях сустава. Наиболее распространенными являются растяжения связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястий.
Растяжение мышц и сухожилий обычно вызываются подъемом тяжести, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Если подобным травмам не оказывать должного внимания, то растяжение мышц может стать хроническим, особенно в области шеи, поясницы и бедра.
Заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА) наиболее широко распространены среди лиц пожилого возраста, численность которых постепенно возрастает во всех странах мира. Согласно демографическим прогнозам, доля населения старше 65 лет в экономически развитых странах к 2030 году достигнет 22,5%. В связи с этим заболевания ОДА становятся не только серьезной медико-социальной, но и экономической проблемой для общества в целом.
Не случайно первое десятилетие XXI в. Всемирная организация здравоохранения провозгласила Декадой костей и суставов (Bone and Joint Decade, 2000-2010), особо выделив такие заболевания, как остеоартрит (остеоартроз), остеопороз, боль в нижней части спины, ревматоидный артрит, травматические повреждения. Рост поражений ОДА способствует увеличению случаев утраты трудоспособности, объема работы медико-социальных экспертиз, числа инвалидов.
2. Cимптомы травм опорно-двигательного аппарата
Обычно наблюдаются следующие признаки и симптомы
● боль,
● болезненность,
● припухлость,
● невозможность выполнения обычной двигательной функции.
При более тяжелых формах могут проявляться следующие признаки:
● изменение цвета кожи,
● деформация,
● наружное кровотечение,
● ощущение хруста в костях или щелкающий звук в момент получения травмы.
Любая более или менее серьезная травма сопровождается болью, припухлостью и болезненностью при прикосновении.
При деформации возникает припухлость, нетипичные бугристые образования, выступы, впадины, часть тела может находиться под необычным углом. Деформацию легко выявить при сравнении поврежденной и здоровой части тела.Пострадавший может сам сообщить вам, какой частью тела он не в состоянии пошевелить или какое движение вызывает сильную боль. При травме обычно происходит сокращение мышц для удержания поврежденной части в определенном положении.
3. Механизмы лечебного действия физическими упражнениями.
На протяжении всего курса лечения при применении ЛФК решаются общие и специальные задачи.
I период (иммобилизационный).
В I периоде наступает сращение отломков (образование первичной костной мозоли) через 60—90 дней. Специальные задачи ЛФК: улучшить трофику в области травмы, ускорить консолидацию перелома, способствовать профилактике атрофии мышц, тугоподвижности суставов, выработке необходимых временных компенсаций.
Решению общих задач способствуют общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения на координацию, равновесие, с сопротивлением и отягощением. Используют вначале облегченные ИП, упражнения на скользящих плоскостях. Упражнения не должны вызывать боль или усиливать ее. При открытых переломах упражнения подбирают с учетом степени заживления раны.
Массаж при диафизарных переломах у больных с гипсовой повязкой назначают со 2-й недели. Начинают со здоровой конечности, а затем воздействуют на сегменты поврежденной конечности, свободные от иммобилизации, начиная воздействие выше места травмы. У больных, находящихся на скелетном вытяжении, массаж здоровой конечности и внеочаговый на поврежденной начинают со 2-3-го дня. Применяют все приемы массажа и особенно — способствующие расслаблению мышц на пораженной стороне.
Противопоказания: гнойные процессы, тромбофлебит.
II период (постиммобилизационный).
II период начинается после снятия гипсовой повязки или вытяжения. У больных образовалась привычная костная мозоль, но в большинстве случаев снижена сила мышц, ограничена амплитуда движения в суставах. В этом периоде ЛФК направлена на дальнейшую нормализацию трофики в области травмы для окончательного формирования костной мозоли, ликвидации атрофии мышц и достижения нормального объема движений в суставах, ликвидации временных компенсаций, восстановления осанки.
При применении физических упражнений следует учитывать, что первичная костная мозоль еще недостаточно прочна. В этом периоде увеличивают дозировку общеукрепляющих упражнений, применяют разнообразные ИП; подготавливают к вставанию (для находившихся на постельном режиме), тренируют вестибулярный аппарат, обучают передвижению на: костылях, тренируют спортивную функцию здоровой ноги (при травме ноги), восстанавливают нормальную осанку.
Для пораженной конечности применяют активные гимнастические упражнения в облегченных, ИП, которые чередуют с упражнениями на расслабление для мышц с повышенным тонусом. Для восстановления силы мышц используют упражнения с сопротивлением, предметами, у гимнастической стенки.
Массаж назначают при слабости мышц, их гипертонусе и проводят по отсасывающей методике, начиная выше места травмы. Приемы массажа чередуют с элементарными гимнастическими упражнениями.
III период (восстановительный).
В III периоде ЛФК направлена на восстановление полной амплитуды движения в суставах, дальнейшее укрепление мышц. Общеразвивающие гимнастические упражнения применяют с большей нагрузкой, дополняют их ходьбой, плаванием, физическими упражнениями в воде, механотерапией.
4. Примерный комплекс упражнений.
Поднять прямую ногу, удержать ее в течение 5—7 с, вернуться в исходное положении. То же другой ногой.
Изометрическое напряжение мышц бедра и голени.
Прогнуть грудной отдел позвоночника — вдох, вернуться в и. п.
Исходное положение — лежа на боку.
Отвести прямую ногу в сторону, удержать в течение 5—7 с, вернуться в исходное положении.
Согнуть ноги в коленных суставах, подтянуть их с помощью рук к груди, вернуться в исходное положении.
Поднять прямую ногу, отвести в сторону, вернуться в исходное положении.
Движения ногами как при плавании стилем «брасс».
Исходное положение — сидя на стуле.
Приведение и отведение стоп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ШКОЛЬНИКА"
Данный материал позволяет:формировать новые анатомо-физиологические понятия (сколиоз,плоскостопие, остеохондроз);формировать гигиенические понятия;Данный материал раскрывает:роль двигательной активнос...
Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата. (практическое занятие).
Цель: познакомить учащихся с видами травм опорно – двигательного аппарата, черепно – мозговой травмы, травм груди, живота, тазовой области и повреждения позвоночника, отработать навыки шинирования и и...
Использование самодельных мини-тренажеров на уроке физической культуры для развития опорно-двигательной системы
Одно из ведущих мест в структуре отклонений, выявляемых у учащихся при профилактических осмотрах, заняли нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Среди функциональных отклонений – это нарушения ...
Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.
Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата....
ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ШКОЛЬНИКОВ
I. Симптомы повреждения менискаII. Задачи ЛФК при бронхиальной астмеIII. Специальные упражнения при переломах костей тазаIY. Примерные упражнения при нарушении осанки (плоская спина)...
Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста
Жизнь человека уже длительное время связана с прямохождением, в связи с чем нагрузки на позвоночник многократно выросли и привели к формированию как физиологических его изгибов, таких как лордозы и ки...
Физическая культура в профилактике опорно-двигательного аппарата
Основной формой физической культуры для борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебной физкультуры. Применяется в виде лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, с...