Формирование коммуникативных УУД на уроках физической куолтуры в начальной школе.
статья по физкультуре на тему
В процессе обучения происходит общее развитие ребёнка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Данная публикация раскрывает возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в современной школе. Определена роль учителя и ученика в процессе обучения и формирования личности ребёнка. Предложены этапы обучения, формы и методы работы по формированию коммуникативных УУД..
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД на уроках физической культуры в начальной школе.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От традиционных знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. В процессе обучения происходит общее развитие ребёнка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Так какие же умения развиваются у ребёнка благодаря формированию коммуникативных учебных действий в процессе обучения?
- Умение учитывать позицию других людей, партнёров по деятельности.
- Умение планировать сотрудничество с учителем, сверстниками, определять функции участников и способы взаимодействия (распределение ролей в команде).
- Умение ставить вопросы.
- Умение разрешать конфликты.
- 5.Умение управлять поведением партнёра, контролировать и корректировать его действия.
- Умение оценивать действия партнёра.
- Умение точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
- Умение владеть монологической и диалогической формами речи.
Все эти умения обеспечивают ученику возможность адаптировано влиться в социум и в дальнейшем строить свои отношения с окружающими его людьми, учитывая мнение других, чётко высказывать своё мнение, быть услышанным, обходить конфликты. Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Специфика уроков физкультуры позволяет широко использовать развитие коммуникативных действий. В начале урока мои ученики учатся ставить задачи, которые необходимо выполнить в процессе деятельности, правильно формируя и излагая свои мысли. Мы выслушиваем все мнения, вместе корректируем и приходим к постановке конкретных задач. В этом случае учителю необходимо проявлять и свои коммуникативные умения, умело подводить учеников к правильной постановке задач. Важно, чтобы дети понимали, что любое мнение ценно, имели право на ошибку и были уверены, что сверстники без обид скорректируют их высказывание.
В процессе урока учителю надо так строить диалог, чтобы ученики понимали необходимость своего участия в нём. А это прямые и наводящие вопросы, правильные и не правильные высказывания и рассуждения, которые подводят к необходимости диалога с учителем и сверстниками. Например: при передвижении в одну колонну можно задать вопрос: как надо передвигаться и почему. Дети чётко должны сформулировать ответ, что необходимо держать равнение и дистанцию, нарушение мешает выполнять задания и приводит к травмам. Часто задаю наводящий вопрос: что помешает выполнить мои задания и приведёт к травме при передвижении в колонне? Дети легко отвечают, что это нарушение дистанции и равнения.
Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Для этого необходимо использовать поэтапность обучения движению.
1. При изучении кувырка детям даётся возможность сравнить и почувствовать различие между упором присев и группировкой. Они должны рассказать о своих ощущениях, охарактеризовать их, выявить основные моменты.
2. Делая перекаты из упора присев в группировке, дети характеризуют положение тела. Важно, что бы правильно по отношению к технике строились рассуждения. В этом случае учитель тактично корректирует высказывание ученика.
3. Работая в парах, ученики определяют и исправляют ошибки своего партнёра.
4. Выясняем, как легче перекатываться, с прижатым к груди подбородком или с прямым, с округлённой спиной или прямой. Проводим и объясняем опыт с мячом и карандашом: почему мяч катится, а карандаш нет. Дети выслушивают мнения сверстников, ищут истину.
5.Осознав технику выполнения, научившись определять возможные ошибки, ученики легко справляются с заданием.
При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, зная, что это мнение примут, даже если оно неправильное.
Конечно, у нас не всё ещё получается. Многому предстоит научиться. Мы продолжим работу в этом направлении и надеемся добиться положительных результатов.
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила диалога:
– любое мнение ценно;
– ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
– повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
– хочешь говорить – подними руку;
– дай возможность другому высказывать своё мнение, а себе – понять его;
– обращение начинается с имени;
– критика должна быть тактичной;
– голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, играет организация совместной работы учащихся в группе, в команде:
- возрастает сплоченность класса;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растет самокритичность;
- ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
На уроках физической культуры часто организуется работа в малых и больших группах, в командах. Ученики выбирают ответственного, зная, что надо выполнять его требования, учатся работать сообща, слушать и уважать мнение сверстников, в играх учатся уважать соперника. На уроках физкультуры дети обретают навыки взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей. Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде.
В младшем школьном возраста, в соответствии с новыми ФГОС, достигается смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально- организованному обучению с привлечением других видов трудовой, поисковой и творческой деятельности.
Урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, с использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной наукой и практикой. Для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали предметные задачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Какие же формы работы и средства применяем на уроках физической культуры для развития коммуникативных УУД?
формы | средства | действия |
Работа в парах | - совместное выполнение упражнений; - страховка.
| - Умение учитывать позицию других людей, партнёров по деятельности; - умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять функции; - умение разрешать конфликты; - умение управлять поведением партнёра, контролировать и корректировать его действия; - умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; - умение оценивать действия партнёра. |
Работа в группах | - выбор оптимального варианта выполнения упражнения; - составление комбинаций; - выполнение общего задания. | - Умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять функции участников и способы взаимодействия (распределение ролей в команде); - умение учитывать позицию других людей, партнёров по деятельности; - умение разрешать конфликты; - умение управлять поведением партнёра, контролировать и корректировать его действия. |
Работа в команде | - командная игра. | - Умение планировать сотрудничество со сверстниками и учителем, определять функции участников и способы взаимодействия (распределение ролей в команде); - учитывать позицию других людей, партнёров по деятельности; - умение разрешать конфликты; - умение управлять поведением партнёра, контролировать и корректировать его действия. |
диалог | - постановка задач урока; - ответы на вопросы учителя; - определение ошибок при выполнении упражнения; - оценивание выполнения упражнения. | - Умение ставить вопросы; - умение точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; - умение владеть культурой речи, вести диалог в открытой и доброжелательной форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; |
монолог | - устный ответ; - сообщение по теме. | - Умение точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; - умение владеть монологической формой речи; - умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками |
Чтобы добиться успеха в формировании комуникативных УУД, учителю необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Можно выделить несколько условий формирования коммуникативных действий:
- приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу;
- задания должны соответствовать возрасту детей;
- возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию;
- каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.
В процессе формирования необходимо учитывать:
- состояние здоровья детей;
- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- стремление принимать и решать учебную задачу;
- навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Решающая роль в этом процессе принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен владеть словом, уметь правильно строить предложения, уметь слушать и принимать высказывания учеников. Помогать детям находить правильную точку зрения. Давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.
Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в школьном возрасте, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Список использованных источников
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. - 2009. - № 2.
Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2008. - №11.
Гранатов М.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры [Электронный ресурс]. http://infourok.ru/formirovanie__universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_fizkultury‐307498.htm
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011.
Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение ритмической гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе.
1. Ритмическая гимнастика2. Содержание упражнений ритмической гимнастики3. Технология конструирования комплексов упражнени...
Презентация "Строение тела человека" к уроку физической культуры в начальной школе (теоретический блок)
"Строение тела человека": презентация к уроку физической культуры в 1 - 4 классах (теоретический блок)...
Проект Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе
Актуальность Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундам...
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэ...
Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС
выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...
Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры в начальной школе
Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры в начальной школе...
Выступление на РМО на тему:" Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в начальной школе."
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве доп...