Формирование коммуникативных УУД на уроках физической куолтуры в начальной школе.
статья по физкультуре на тему

Петрова Нина Анатольевна

 В процессе обучения происходит общее развитие ребёнка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.   Данная публикация раскрывает   возможности  формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры в современной школе.    Определена роль учителя и ученика в  процессе  обучения и формирования личности ребёнка. Предложены этапы обучения,  формы и методы работы по формированию коммуникативных УУД.. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД на уроках  физической культуры в начальной школе.

     Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От традиционных знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. В процессе обучения происходит общее развитие ребёнка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Так какие же  умения развиваются у ребёнка благодаря формированию  коммуникативных учебных действий в процессе обучения?

  • Умение учитывать позицию других людей, партнёров по деятельности.
  • Умение планировать сотрудничество с учителем, сверстниками, определять функции участников и способы  взаимодействия  (распределение ролей в команде).
  • Умение ставить вопросы.
  • Умение разрешать конфликты.
  • 5.Умение управлять поведением партнёра, контролировать и корректировать его действия.
  • Умение оценивать действия партнёра.
  • Умение точно и чётко выражать свои мысли в  соответствии с условиями коммуникации.
  • Умение владеть монологической и диалогической формами речи.

   Все эти умения обеспечивают ученику возможность адаптировано влиться в социум и в дальнейшем строить свои отношения с окружающими его людьми, учитывая мнение других, чётко высказывать своё мнение, быть услышанным, обходить конфликты.  Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.      

   Специфика уроков физкультуры позволяет широко использовать  развитие коммуникативных действий.  В начале урока мои ученики учатся ставить задачи, которые необходимо выполнить в процессе деятельности, правильно формируя  и излагая свои мысли.  Мы выслушиваем все мнения, вместе корректируем  и приходим к постановке конкретных задач.  В этом случае учителю необходимо проявлять и свои коммуникативные умения, умело подводить учеников к правильной постановке задач. Важно, чтобы дети  понимали, что любое мнение ценно, имели право на ошибку и были уверены, что сверстники  без обид скорректируют их высказывание.

   В процессе урока  учителю надо так строить диалог, чтобы ученики понимали  необходимость  своего участия в нём. А это прямые и  наводящие вопросы,  правильные и не правильные  высказывания и рассуждения, которые подводят к необходимости диалога с учителем и сверстниками. Например: при передвижении в одну  колонну   можно задать вопрос: как надо передвигаться и почему. Дети чётко должны сформулировать ответ,  что необходимо держать равнение и дистанцию, нарушение мешает выполнять задания и  приводит к травмам.  Часто задаю наводящий вопрос: что помешает выполнить мои задания и приведёт  к травме при передвижении в колонне?   Дети легко  отвечают, что это нарушение дистанции и равнения.  

Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Для этого необходимо использовать поэтапность обучения движению.

1. При изучении кувырка  детям даётся возможность сравнить и почувствовать различие между упором присев и группировкой. Они должны рассказать о своих ощущениях, охарактеризовать их, выявить основные моменты.

2. Делая перекаты из упора присев в группировке, дети характеризуют положение тела. Важно, что бы правильно по отношению к технике строились рассуждения. В этом случае учитель тактично  корректирует  высказывание ученика.

3. Работая в парах, ученики определяют  и  исправляют ошибки своего партнёра.

4. Выясняем, как легче перекатываться, с прижатым к груди  подбородком или с прямым, с округлённой спиной или прямой. Проводим и объясняем опыт с мячом и карандашом: почему мяч катится, а карандаш  нет. Дети выслушивают мнения сверстников, ищут истину.

5.Осознав  технику выполнения, научившись определять возможные ошибки, ученики легко справляются с заданием.

При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать своё мнение, зная, что это мнение примут, даже если оно неправильное.

   Конечно, у нас  не всё ещё получается.  Многому предстоит научиться. Мы продолжим работу в этом направлении и надеемся добиться положительных результатов.

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила диалога:

– любое мнение ценно;

– ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

– повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;

– хочешь говорить – подними руку;

– дай возможность другому высказывать своё мнение, а себе – понять его;

– обращение начинается с имени;

– критика должна быть тактичной;

– голос – твой божественный дар, умей им владеть.

   Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, играет организация совместной работы учащихся в группе, в команде:

 - возрастает сплоченность класса;

 - меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

 - растет самокритичность;

- ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

 - дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

 - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

   На уроках физической культуры часто организуется работа в малых и больших группах, в командах.  Ученики выбирают ответственного, зная, что надо выполнять его требования, учатся работать сообща, слушать  и уважать мнение сверстников, в играх учатся уважать соперника.  На уроках физкультуры  дети  обретают навыки взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети  расширяют  круг друзей. Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде.  

   В младшем школьном возраста, в соответствии с новыми ФГОС, достигается смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально- организованному обучению с привлечением других видов трудовой, поисковой и творческой деятельности.

           Урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, с использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной наукой и практикой. Для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали предметные задачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

 Какие же формы работы и средства применяем на уроках физической культуры для развития  коммуникативных УУД?

формы

средства

действия

Работа в парах

- совместное выполнение упражнений;

- страховка.

 

- Умение учитывать позицию других людей, партнёров по деятельности;

- умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять функции;

- умение разрешать конфликты;

- умение управлять поведением партнёра, контролировать и корректировать его действия;

- умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

- умение оценивать действия партнёра.

Работа в группах

- выбор оптимального варианта выполнения упражнения;

- составление комбинаций;

 - выполнение общего задания.

- Умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять функции участников и способы  взаимодействия  (распределение ролей в команде);

- умение учитывать позицию других людей, партнёров по деятельности;

- умение разрешать конфликты;

- умение управлять поведением партнёра, контролировать и корректировать его действия.

Работа в команде

- командная игра.

- Умение планировать сотрудничество со сверстниками и учителем, определять функции участников и способы  взаимодействия  (распределение ролей в команде);

- учитывать позицию других людей, партнёров по деятельности;

- умение разрешать конфликты;

-  умение управлять поведением партнёра, контролировать и корректировать его действия.

диалог

- постановка задач урока;

- ответы на вопросы учителя;

- определение ошибок при выполнении упражнения;

- оценивание выполнения упражнения.

- Умение ставить вопросы;

- умение точно и чётко выражать свои мысли в  соответствии с условиями коммуникации;

- умение владеть культурой речи, вести диалог в открытой и доброжелательной форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение;

монолог

- устный ответ;

- сообщение по теме.

- Умение точно и чётко выражать свои мысли в  соответствии с условиями коммуникации;

- умение владеть монологической формой речи;

- умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками

Чтобы добиться успеха в формировании  комуникативных УУД,  учителю необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Можно выделить несколько условий формирования коммуникативных действий:

- приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу;

- задания должны соответствовать возрасту детей;

- возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию;

- каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

В процессе формирования необходимо учитывать:

- состояние здоровья детей;

- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

- стремление принимать и решать учебную задачу;

- навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

     Решающая роль в этом процессе принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен владеть словом, уметь правильно строить предложения,  уметь слушать и принимать  высказывания учеников. Помогать детям находить правильную точку зрения.  Давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.

  Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в школьном возрасте, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Список использованных источников

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. - 2009. - № 2.

Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2008. - №11.

Гранатов М.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры [Электронный ресурс]. http://infourok.ru/formirovanie__universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_fizkultury‐307498.htm

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011.

Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение ритмической гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе.

1.    Ритмическая гимнастика2.      Содержание упражнений ритмической гимнастики3.      Технология конструирования комплексов упражнени...

Презентация "Строение тела человека" к уроку физической культуры в начальной школе (теоретический блок)

"Строение тела человека": презентация  к уроку физической культуры в 1 - 4 классах (теоретический блок)...

Проект Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе

Актуальность  Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как  психологической составляющей фундам...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры  данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэ...

Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС

выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...

Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры в начальной школе

Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры в начальной школе...

Выступление на РМО на тему:" Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в начальной школе."

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя  они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве доп...