Обучение ритмической гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе.
методическая разработка по физкультуре по теме
1. Ритмическая гимнастика
2. Содержание упражнений ритмической гимнастики
3. Технология конструирования комплексов упражнений ритмической гимнастики.
4. Методы и приемы обучения танцу в комплексах ритмической гимнастики.
5. Педагогический контроль
6. Типичная схема урока по ритмической гимнастике
7. Темпы, используемые в ритмической гимнастике
8. Используемая литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka..doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Гимназия № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
по обучению ритмической гимнастике
на уроках физической культуры в школе 1-4 кл.
(Раздел «Гимнастика»)
Учитель физической культуры гимназии № 402 Колпинского района
Санкт-Петербурга: Ефимова С. В.
Санкт - Петербург 2010 г.
Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика сочетает в себе компоненты, которые как нельзя лучше отвечают особенностям детского возраста.
Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его нервное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной.
Главный результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природной склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на общее развитие.
Коллективная форма занятий ритмической гимнастикой отвечает особенностям детского возраста. В младшем школьном возрасте, когда начинает формироваться самооценка ребенка, в коллективной форме занятий детей привлекает возможность проявления их индивидуальных способностей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие нравственных качеств, расширяется эмоциональный опыт ребенка, и в связи с этим коллективная форма занятий ценна.
Содержание упражнений ритмической гимнастики
В ритмической гимнастике применяется несколько групп упражнений:
1. Строевые упражнения.
2. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
3. Ходьба, бег, прыжки.
4. Общеразвивающие упражнения.
5. Упражнения художественной гимнастики.
6. Танцевальные упражнения.
7. Акробатические упражнения.
1. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Строевые упражнения являются средством организации занимающихся. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, поднимают
эмоциональное состояние детей, могут служить средством снижения физической нагрузки.
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ С МУЗЫКОЙ
Каждое музыкальное произведение имеет свой характер. Он может быть различным как в целом, так и по частям. Характер произведения выражается всеми средствами музыкальной выразительности, в этой связи овладение ими дает возможность детям наиболее полно отразить характер музыки в движениях. Для закрепления навыка связи движений с музыкой можно применять танцевальные комбинации, пляски, музыкальные игры и ритмические танцы.
3. ХОДЬБА, БЕГ, ПРЫЖКИ
Ходьба служит средством для решения ряда оздоровительно-гигиенических, образовательных и воспитательных задач. При ходьбе динамическая работа мышц исходит ритмично и без напряжений, что создает хорошие условия для улучшения кровообращения, дыхания и обмена веществ.
На занятиях ритмической гимнастикой применяются следующие виды ходьбы: походный или строевой шаг, ходьба на носках, пятках, внутренних и наружных сводах стопы, в полуприседе и приседе, с высоким подниманием бедра, приставным и переменными шагами и различными видами сочетаний.
Бег - более динамичное упражнение по сравнению с ходьбой. В беге нагрузка на нервно-мышечную и, особенно, на сердечно-сосудистую и дыхательную систему человека значительно больше, чем при ходьбе. Нагрузка регулируется изменением темпа продолжительности и различными видами бега.
На занятиях можно использовать различные виды бега на месте и в движении. Это может быть бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад, скрестным шагом в различных направлениях, с поворотами и другие виды бега.
Прыжки являются самым нагрузочным видом упражнений в ритмической гимнастике. Они выполняются за счет быстрых и кратковременных мышечных сокращений и характеризуются фазой полета после толчка ногами. Прыжки можно выполнять одной или двумя ногами, в фазе полета сгибая одну или обе ноги вперед, назад, в сторону, разводя врозь, с поворотами и передвижениями в различном направлении.
Все упражнения в ходьбе, беге, прыжках могут выполняться с дополнительными движениями головой, руками, туловищем, носить стилизованный и танцевальный характер, исполняется с различной амплитудой и темпом движений.
4. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Это движения отдельными звеньями тела или из сочетания. Они просты по своей структуре и не требуют продолжительного разучивания. С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать воздействие на отдельные группы мышц, регулировать физическую нагрузку. Упражнения могут
выполняться без предметов и с предметами (палки, гантели, набивные мячи, скакалки, обручи, мячи и др. предметы).
В зависимости от педагогической направленности все упражнения подразделяются на упражнения для развития силы, гибкости, быстроты, выносливости, координации движений, способность напрягать и расслаблять отдельные группы мышц на формирование правильной осанки и дыхательные. В свою очередь упражнения определенной направленности можно применять по воздействию на отдельные группы мышц.
Это упражнения:
Для мышц рук и плечевого пояса,
Для мышц шеи и туловища,
Для мышц ног,
Для мышц всего тела.
Большинство упражнений в ритмической гимнастике носят танцевальный характер за счет дополнительных движений головой, руками, ногами и туловищем, что создает некоторую стилизацию движений. Это придает особый колорит данным упражнениям, делает их более эмоциональными.
5. Большое место в ритмической гимнастике занимают
УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Они характеризуются целостностью и динамичностью. Многие из них носят танцевальный характер. Это пружинные, плавные и волнообразные движения, взмах, «волны», ходьба, бег, прыжки, равновесия, повороты, упражнения с предметами и без них.
6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В ритмической гимнастике имеют большое разнообразие. Они способствуют развитию координации и выразительности движений, чувства ритма и музыкального слуха детей, являются прекрасным средством формирования правильной осанки, физического развития и физической подготовленности детей любого возраста.
Для успешного освоения танцевальных упражнений их предварительно разучивают по элементам, отдельным движениям и только после этого применяют в комбинациях, танцах, плясках.
Технология конструирования комплексов упражнений ритмической гимнастики.
При подборе упражнений для любого вида занятий, где используются средства ритмической гимнастики, прежде всего необходимо учитывать возрастные особенности, состояние здоровья и физическую подготовленность школьников.
При освоении общеразвивающих упражнений в большей степени используются основные движения руками и ногами. При выполнении поворотов и наклонов руки лучше держать в исходном положении на пояс к плечам, за голову, что дает возможность большего зрительного контроля за основными движениями.
Для детей младшего школьного возраста наиболее эмоциональными являются доступные прыжки, основные акробатические элементы, здесь можно использовать элементы народных танцев, пляски. Имитирующие движения из различных видов спорта в трудовой деятельности (рубка дров, стирка).
При составлении комплексов упражнений прежде всего необходимо определять цель, задачу и направленность каждого из них.
Большое значение при составлении комплексов упражнений имеет подбор музыки. Она должна быть разнообразной, хорошо смонтированной по характеру, темпу и ритму. Эмоционально-возбуждающая музыка всегда чередуется со спокойными мягкими мелодиями.
При составлении комплексов упражнений можно придерживаться следующей последовательности.
1. Определить задачу и направленность комплекса упражнений.
2. Подобрать музыку, с определенным числом ритмичных ударов в 1' для каждого упражнений.
3. Прослушать музыку несколько раз.
4. Определять характер музыкального произведения.
5. Определить структуру музыкального произведения, обозначить схематично ее части, периоды, предложения.
6. Выделить части музыкального произведения с основной мелодией (например, куплеты и припев).
7. Конструирование упражнений и хореографических соединений для различных частей урока.
8. Распределение в уроке различных по нагрузке упражнений и соединений.
9. Разучивание учителем разработанного комплекса упражнений.
10. Обучение занимающихся упражнениям.
11. Управление нагрузкой на последующих занятиях.
Методы и приемы обучения танцу в комплексах ритмической
гимнастики.
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в ритмическую гимнастику, возможно лишь при условии правильной методики обучения. Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям можно условно разделить на три этапа:
1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению);
2. Этап углубленного разучивания упражнения;
3. Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. В основе начального этапа обучения новым упражнениям лежат специальные знания. Источником этих знаний является словесное объяснение и демонстрация упражнения учителем.
Название упражнения создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы.
Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном изображении. В ритмической гимнастике показ упражнения является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для младших школьников, где восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором. Правильный показ создает образ-модель будущего движения, формирует представление о нем и программу его выполнения.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую получил ребенок при показе. Объяснение должно быть образным и кратким с использованием гимнастической терминологии. В дальнейшем, при проведении целых комплексов упражнений, краткая подсказка в виде термина упражнения сразу же воссоздает образ движения у обучаемого, он легко вспоминает отдельные элементы в общей композиции.
Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Ребенок впервые выполняет упражнения на основе тех представлений, которые о нем получил. Важно, чтобы ощущениями первой попытки и уже создавшемся представлении об упражнении, на основе его названия, показа и объяснения, не было больших разногласий.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и другие) начальный этап обучения может закончиться уже на первых удачных попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнении танцевального характера) учитель должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представлений о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применить расчлененный метод. Например, изучить сначала движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее освоение упражнения. Если упражнение разделить на составные части нельзя, применяется целостный метод обучения. В ритмической гимнастике его можно использовать, выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на два, четыре, восемь или большее количество счетов. При необходимости следует подобрать подводящие упражнения или, применяя подготовительные упражнения, создать основу для опробования изучаемого упражнения. Например, для того, чтобы учить детей шагу польки, предварительно нужно научить их приставному шагу.
При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его деталей. Количество повторений упражнения в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.
Успех на этапе углубленного разучивания зависит и от активности детей. Повышению активности будет способствовать изменение условий выполнения упражнения, постановка определенных двигательных задач. С этой целью можно применить соревновательный метод с установкой на лучшее техническое исполнение.
Другим эффективным методом будет запоминание упражнения с помощью «идеомоторной установки». В этом случае учащиеся создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку а затем и без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения, уточнению его деталей, двигательных действий. Если изучаемое упражнение отвечает характерным его особенностям, стилю исполнения, создает определенную школу движений, можно считать, что этап формирования основ двигательного навыка закончен.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Затем применяется весь комплекс методов предыдущего этапа. Однако ведущее значение приобретают методы разучивания в целом, соревновательный и игровой.
По мере многократного повторения упражнения двигательный навык формируется в основном варианте. Задача педагога состоит не только в закреплении этого двигательного навыка, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.
Повторение упражнения может быть простое и вариативное. Простое повторение закрепляет основной вариант двигательного навыка. Вариативное повторение придает двигательному навыку гибкость, пластичность, возможность использования в сочетании с другими движениями. В ритмической гимнастике это может быть выполнение упражнения с различными дополнительными движениями, в другую сторону, с другой ноги, в различном построении, без музыкального сопровождения, но с сохранением ритма и темпа движения.
Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным, если ребенок начинает свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями в различных комбинациях и комплексах.
Педагогический контроль
Для регулярного контроля над уровнем развития физических качеств занимающихся можно применить контрольные упражнения (тесты) по физической подготовке. Тест должен состоять из упражнений, позволяющих выявить как общий уровень физического развития, так и уровень специальной подготовки двигательного аппарата для выполнения различных элементов ритмической гимнастики. Ниже даны примерные контрольные упражнения, которые можно использовать для оценки гибкости, развития функции равновесия, ловкости, силы, быстроты у занимающихся.
Наименование | Описание тестов | Требования к выполнению |
Гибкость Равновесие Ловкость Сила | Гимнастический мост Из положения, стоя на носке одной, другая согнута вперед (носок касается колена опорной), руки вверх Прыжок на двух, вращая обруч назад, из положения обруч в вертикальной плоскости перед телом хватом снизу, руки согнуты Из положения виса на гимнастической стенке поднимание ног до прямого угла | Измеряется расстояние от кистей до пяток ног (в см) Фиксируется удержание равновесия (вс) Фиксируется количество прыжков, выполненных за 15 с Фиксируется количество выполненных движений |
При занятиях ритмической гимнастикой большее значение имеет наблюдение за частотой пульса, а так же педагогические наблюдения.
Типичная схема урока по ритмической гимнастике
1. Подготовительная часть урока. Продолжительность 5-10 мин.
1.1. Разминка (разогревание - Warm up)
Зона воздействия и направленность упражнений:
1.1.1. Локальные (изолированные движения частями тела).
Основные упражнения: повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, выставление ноги на носок, движения стопой; Указания: рекомендуется использовать низкий или средний темп движений, с небольшой амплитудой.
1.1.2. Совмещения, движения для обширных мышечных групп.
Основные упражнения: полуприседы, движения туловищем, варианты шагов на месте и с перемещением в сочетании с движениями руками.
Указания: упражнения на координацию и усиления кровотока выполнять в среднем темпе с увеличением амплитуды. 1.2. Стретчинг - упражнения на гибкость (Stretching)
1.2.1. Изолированные движения для мышц бедра и голени.
Основные упражнения: растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы.
Указания: выполнять в медленном и среднем темпе в положении стоя, с опорой руками о бедра без использования махов и пружинящих движений.
2. Основная часть урока.
2.1. Аэробная часть (Aerobics). Продолжительность 20-30 минут. Зона воздействия и направленность упражнений:
2.1.1. Аэробная разминка (3-10 мин.).
Основные упражнения: базовые элементы и усложнения движений,
варианты ходьбы с движениями руками.
Указания: разучивание танцевальных соединений в среднем темпе на месте и с передвижениями в разных направлениях.
2.1.2. «Аэробный пик» (рекомендуется не менее 15 мин.)
Основные упражнения: танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями руками.
Указания: разучивание сочетаний - «блоков» упражнений на месте, и с перемещениями в разных направлениях, увеличение нагрузки за счет координационной сложности, амплитуды и интенсивности движений.
2.1.3. Первая аэробная «заминка» (2-5 мин.). Основные упражнения:
- базовые движения, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движения руками;
- амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками от бедра.
Указания:
- уменьшение амплитуды перемещений, темпа движений;
- движения выполняются в стойке ноги врозь, выпаде и полуприседе, сочетаются с дыханием, темп движения замедляется.
3. Заключительная часть урока.
Снижение нагрузки (Cool down) - 2-5 минут
Зона воздействия и направленность упражнений: Упражнения на гибкость, «общая заминка».
Основные упражнения: растягивание мышц передней, задней и внутренней поверхностей бедра, голеней мышц груди, рук и плечевого пояса.
Указания: в разных исходных положениях, медленно, с фиксацией поз и последующим расслаблением.
Темпы, используемые в ритмической гимнастике
Темп музыки | Количество акцентов в минуту | Характер упражнений |
Медленный | 40-60 | Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, волны руками, туловищем, упражнение на равновесие. |
Умеренный | 60-90 | Упражнения на растягивание, для мышц шей, элементы психорегулирующей гимнастики, упражнения гимнастики йогов. |
Средний | 90-120 | Упражнения спортивно-гимнастического стиля (махи, наклоны, выпады, на силу), элементы джазового танца, для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы, танцев, шаги. |
Быстрый | 120-140 | Бег, прыжки, махи, танцевальные движения. |
Очень быстрый | 140-180 | Бег, подскоки, танцы типа рок-н-ролла. |
Используемая литература
1. Т.Т. Ротерс, «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика», 1989 г.
2. Курысь В.Н., Грудицкая Н.Н., «Ритмическая гимнастика в школе», 1998 г.
3. Евсеева СП. «Адаптивная физическая культура в школе (начальная школа)», 2003 г.
4. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е., «Сафи - Дансе», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Строение тела человека" к уроку физической культуры в начальной школе (теоретический блок)
"Строение тела человека": презентация к уроку физической культуры в 1 - 4 классах (теоретический блок)...
Технология использования общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе.
Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО В работе представлено место нетрадиционных упражнен...
Проект Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе
Актуальность Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундам...
статья "Воспитание патриотизма на уроках физической культуры в начальной школе"
воспитание патриотизма приоритетная задача...
Преподование игровых видов спорта на уроках физической культуры в начальной школе
Научить ребенка использовать игровые приемы постоянно меняющихся условий...
Воспитание через физические упражнения и красоту движений в рамках занятий ритмической гимнастикой на уроках физической культурой
Великий немецкий поэт Шиллер писал: «Искусство – изваять из мрамора Венеру и Аполлона. Еще более великое искусство – сделать человека таким, каким он должен быть». А каким должен быть человек? Ответ и...
Статья :Применение ритмической гимнастики на уроках физической культуры.
В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает ритмическая гимнасти...