Выступление на РМО на тему:" Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в начальной школе."
материал
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных - необходимая потребность своевременного и будущего времени.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СТАРОГОРОДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Выступление
на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в начальной школе».
учитель физической культуры
Печенкина Светлана Юрьевна
п. Старый городок
2014 год
Современная школа - это образовательное учреждение, способное обеспечить полноценное образование, гармоничное развитие психически и физически здоровой, социально адаптированной личности ребенка, путем интеграции в образовательный процесс научно обоснованных двигательных режимов и эффективных технологий.
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование информационных компьютерных технологий в школе - процесс объективный и вполне закономерный. Развитие человеческого общества в мире и в России, в частности, требует научного подхода к занятиям физической культурой. Основой развития любого процесса является информация. Особенностью развития общества в информационный век является нарастающий, часто хаотичный поток информации, управлять которым, а тем более перерабатывать и принимать решения становится все труднее.
Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества.
Следовательно, наша цель - найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания школьников как средству методической поддержки учебного процесса.
Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры? Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.
С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: школьники, родители, учителя, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности - личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья.
Одним из приоритетных направлений работы школы, в которой я работаю, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютеры, поэтому в мою практику включены уроки с компьютерной поддержкой.
Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет эффективно решить эту проблему.
Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.
Наиболее широко использую на уроках физической культуры электронные презентации. Их использование в образовательном процессе позволяет сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.
Целью презентации является:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы.
Использование ИКТ не должно длиться на уроке более 15 минут подряд: ученики устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 минут достаточно для усвоения техники двигательного действия.
Применение компьютерных технологий возможно на всех этапах урока.
Цель подготовительной части урока - подготовить занимающихся к выполнению упражнений основной части. Здесь учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии.
Подбор общеразвивающих упражнений (ОРУ) должен отличается разнообразием. А ведь эти средства подготовительной части урока способствуют формированию правильной осанки, воспитанию дисциплинированности, организованности, выработки чувства ритма.
И один из приемов повышения интереса в основной части урока - использование разнообразных упражнений, способов их проведения, методов организации учащихся. Компьютер позволяет решить проблему традиционного урока - индивидуального учета знаний, а так же способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.
В качестве проверки знаний применяется компьютерный контроль. Используется в качестве индивидуального подхода, фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.
На стадии повторения нужно оценить деятельность ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. В компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.
Урок всегда заканчивается организованно с подведением итогов и сообщением домашнего задания. Каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т.д.), из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала.
Итак, результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:
а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол и т.д.;
в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях).
Так же, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, обязательные инструктажи, я разработала в виде презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме.
Ученики, освобожденные от практических занятий физической культурой по состоянию здоровья, по желанию делают презентации на теоретические темы и выступают с докладами перед одноклассниками.
Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования.
Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тексты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них.
Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся.
ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.
Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных - необходимая потребность своевременного и будущего времени.
Исходя из моего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.
Таким образом, при использовании ИКТ эффективно организуется учебная деятельность, поддерживается все многообразие организационных форм обучения в классно-урочной, внеурочной, проектной деятельности, повышается уровень информационной культуры педагогов и школьников, формируются коммуникативная, социально-информационная и ИКТ -конпетенции, соответствующие современному уровню развития информационных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.192с.
2. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков К», 2005. 232 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 156с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.
Практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе....
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.
игровая технология...
здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры для начальной школы
Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям г...
здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры для начальной школы
Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритет...
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.
Применеие игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...
«Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС»
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...