Описание опыта работы
статья по физкультуре (10 класс) на тему

Галкин Виктор Юрьевич

Уроч¬ная и внеклассная физкультурно-оздоровитель¬ная работа в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урочная и внеклассная физкультурно-оздоровительная работа в школе.

 Описание опыта работы учителя физической культуры Галкина Виктора Юрьевича

МАОУ «Гимназия № 139»

«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения»

 Анджелло Моссо

На протяжении 17 лет я веду работу по обучению и физическому воспитанию подрастающего поколения.

В результате обобщения многолетнего опыта работы  у меня сложилась целенаправленная педагогически продуманная система физического воспитания учащихся.

Каждый учитель физической культуры -и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. Оттого, как он справляется с возникающими многочисленными проблемами, как сумеет поставить урочную и внеклассную физкультурно-оздоровительную работу в школе, зависит успешное решение задачи укрепления здоровья учащихся.

Актуальность.

Здоровье – важнейшая ценность человека. Оно определяет качество жизни человека  и благополучие общества.  Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.  

 Работая над основной задачей - обеспечение государственного образовательного стандарта, школа уделяет большое внимание вопросам формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Хорошее качество образования, включая и процесс, и результаты не может быть достигнуто без учета потенциала здоровья всех участников образовательного процесса - дошкольников, школьников, педагогов, работников учреждения, родителей.  

                                         Педагогическая идея опыта

модернизация физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе

осуществляется по следующим направлениям:

                                   

I этап

«Программа здоровья» - так называется программа, которая реализуется в нашей школе (2016-2021гг).

Целью программы являются формирование здоровья и профилактика заболеваний школьного коллектива, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников, создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни,  как к одному из главных путей в достижении успеха.

В ходе этой работы были выявлены следующие задачи:

  • Научить детей заботиться о своем здоровье, демонстрируя на своем примере здоровый образ жизни.
  • Создать для ребенка условия, при которых у него появиться желание заботиться о своем здоровье, оберегать, укреплять его.
  • Формировать  культуру здоровья у  воспитанников и учащихся.
  • Пропагандировать  преимущества  здорового образа жизни, расширять кругозор  детей в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
  • Разработать и внедрить в школьную жизнь систему «выращивания воспитанников», показывающих высокие спортивные результаты.
  • Развивать массовую физическую культуру  и спорт в гимназии, выявлять и поощрять сильнейших спортсменов.

II этап

Используемые технологии, формы, методы, средства.

Для решения поставленных целей и задач я использовала традиционные и инновационные подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.

Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Содержание и форма его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Очень важно, чтобы он наряду с общепринятыми задачами имел инструктивную направленность и стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям, как в школе, так и дома.

Повысить эффективность урока физической культуры исключительно важно. Не только уровень физических нагрузок должен волновать учителя, но и то, какие знания, умения и навыки ученик приобрел на уроке, что от них осталось к следующим занятиям, как он их реализовал в повседневной жизни, как их использует в других видах деятельности. Сообщение учащимся знаний в виде информации, «натаскивание» их с целью развития физических качеств и двигательных навыков кажется кратчайшим путем, ведущим к цели. Но если мы хотим большего, чем просто научить тем или иным движениям, если нам важно, чтобы ученик научился самостоятельно находить путь, ведущий к цели, то просто научить его что-то делать — недостаточно, нужно еще, чтобы он «научился учиться делать».

Создание нового подхода к уроку физкультуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения использование новых модных направлений в сфере физической культуры.

 Компетентностный подход в образовательном процессе по физической культуре. А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет

1.Ключевые компетенции

2.Общепредметные

3.Предметные

Осуществление компетентностно-деятельного подхода в процессе обучении предполагает усиление практической направленности школьного образования, увеличения доли самостоятельной работы, творческого поискового и исследовательского характера.

В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

1. Общекультурная

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества.

2. Учебно-познавательная

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом.

3. Коммуникативная

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии.

4. Социальная

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом        

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности;

владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение.        

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма.

  В результате освоения ключевых базовых компетентностей ученик должен осознать «Я знаю, что умею это делать, и знаю, как это делать»:

• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;

• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;

• умение уживаться с другими;

• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

• умение перенимать «новое» у спортсменов более высокого класса.

Мы остановимся на методике формирования ключевых компетенций через разнообразные формы проведения уроков и внеурочных мероприятий, востребованных современным социумом.

       Так учебно-познавательная  компетентность формируется в начальной школе через сюжетно-ролевые и дидактические игры. Ведь через игру дети познают  мир, в котором живут. Подвижные игры хороши тем, что ученики сами регулируют нагрузку в соответствии со своими возможностями. В играх раскрывается характер ребёнка, развивается творчество детей, повышается интерес к занятиям. Участвуя в сюжетных играх, дети имитируют определённые явления и события, выступают в роли взрослых. Например, сюжетная игра-разминка – «Путешествие по морям, по волнам». Дети имитируют движения пловцов, капитаны у штурвала, наклоны вправо,  влево, лазание по канату, танец «яблочко». Особый интерес у ребят вызывают сюжетные уроки «Мой весёлый звонкий мяч», «Азбука баскетболиста».

         На сюжетном уроке «Птицы учатся летать» основными задачами являются:

   1.Способствовать формированию правильной осанки; закрепить технику прыжков через скакалку; способствовать развитию гибкости и ловкости.

   2.Воспитание коллективизма и взаимовыручки, творческое отношение к игре, бережное отношение к природе.

        Чтобы выработать у детей пространственную ориентацию  с 1 класса  

  практикуем  приём аналогии. Чтобы научить детей бегу  в колонне  сравниваем класс с  поездом, а дети вагончики. Чёткий строй без    аварий вызывает интерес. А сможем ли мы так?                      

        В начальной школе, нацеливаем ребят на методы самоизучения  возможности своего организма, предлагаем им проблемную ситуацию. Например: мы поехали на машине. Что заставляет машину двигаться? (мотор). Мы едем на машине, а рядом бегут ребята. Что заставляет двигаться их? Мотор-сердце. А можно ли «услышать» его? Слушают сердце врачи. Кто хочет услышать своё сердце? Находим пальчиками пульс и слушаем. Приём и самоизучение позволит ребёнку самореализовать возможности определения своего организма, ведь успех поставленной задачи урока зависит от того, как дети поняли и осознали необходимость выполнения данного двигательного действия.

Самоконтроль на уроках физической культуры.

      Адекватным показателем реакции на нагрузку можно считать частоту сердечных сокращений. Пульс измеряется перед занятием, после пика нагрузки и через 1—2 минуты после пика нагрузки. Большое значение на уроке отводится самоконтролю.

      Самоконтроль — это несколько больше, чем просто измерение пульса. Это система наблюдений за своим здоровьем, функциональным состоянием организма и переносимостью нагрузок. Она помогает регулировать нагрузку и избегать переутомления. Так как урок проходит по принципу тренировки, каждая ученица ведет дневник самоконтроля, где фиксирует все показатели, контроль над динамикой, который необходим для успешных занятий.

На уроках гимнастики при обучении кувырка вперёд, подходя к мату, как бы случайно спотыкаясь о край мата, выполняю кувырок вперёд. Затем спрашиваю ребят: «Что я сделала, когда падала?» Ответы разные, но суть сводится к тому, что дети осознали необходимость научиться падать, а значит беречь себя и собственное здоровье.

       Сформированные качества на уроке находят своё продолжение на внеклассных мероприятиях, спортивных праздниках: «Зов джунглей», «Русские богатыри», «У Лукоморья дуб зелёный», «Малые Олимпийские игры».

         В 5 – 8 классах для формирования комплексного восприятия окружающего мира через реализацию собственных возможностей практикую интеграцию содержания урока физкультуры с различными учебными предметами.

        В 5-м классе интегрированный урок истории и физкультуры по теме «История возникновения Древней Греции и Олимпийских игр». Проводим «Малые олимпийские игры». Здесь ребята не только выполняют физические упражнения, но и знакомятся с историей возникновения Олимпийских игр.

        В 8-м классе интегрированный урок биологии и физкультуры по теме «Дыхательная система человека и её резервы при выполнении двигательного действия».

        Цель: исследовать научные знания предметов для оказания самопомощи и другим, раскрытия резервов собственного организма в процессе достижения результата. Дети готовят материал о состоянии организма при выполнении нагрузки, реакция организма на нагрузку, изменение пульса и его восстановление. Полученные знания помогут преодолеть чувство страха, отдышку, боль в боку, усталость. И в то же время приобрести уверенность, научиться «слушать» свой организм.

        Урок-презентация в 6-м классе. Тема «Гимнастика». Класс делится на группы и получает задание подготовить презентацию об истории возникновения и развития гимнастики, о достижениях российских и астраханских гимнастов, а также спортсменов школы. Затем группы выполняют гимнастические упражнения.

       Интегрированный урок с предметом ОБЖ. Тема: «ЗОЖ и его слагаемые».

 Интегрированно-ролевой подход к выбору структуры и формы её поведения способствует формированию  гражданскому мировоззрению, поиску путей реализации собственных возможностей.  

        В старших классах практикуется   формирование коммуникативных компетенций. Тема урока «Спортивные игры». Класс делится на 2-3 группы, выбирается лидер, который проводит разминку, основную часть урока (элементы игры и тактические действия), и заключительная часть двусторонняя игра на одно кольцо. Здесь раскрываются лидерские качества, решение практической ситуации, умение услышать друг друга и договориться.

           В последние годы, учащиеся школы участвуют в научно-практической конференции. В этом году учащиеся 11-го класса провели исследовательскую работу по теме: «Формирование навыков самостоятельных занятий физическими  упражнениями как одно из составляющих ЗОЖ». Ребята провели исследование физических данных 6-го класса занимающимися физическими упражнениями и сравнили с данными не занимающихся (пульс, частота дыхания, антропометрические изменения, аппетит, самочувствие, сон, переносимость нагрузки) и провели сравнительный анализ. Результаты показали, что у ребят занимающихся физическими упражнениями результаты лучше и быстрее идет восстановление после нагрузки.

Таким образом, применение разнообразных  форм урока и его методики способствует социализации личности через учебно-воспитательный процесс в школе и формирование важнейших компетенций востребованных современным социумом.  «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков. А также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть  ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Так записано в «Конвенции модернизации и российского образования на период до 2010 года».

       В спорте человек себя утверждает. В результате богатого опыта спортивной деятельности появилась убежденность, что именно спорт помогает воспитанию характера, воли, личности ребенка. Учитель воспитывает учащихся в духе преодоления трудностей, ведет их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е., все время создает учащимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию. На мой взгляд, спорт помогает сохранять собственное достоинство, быть сильным, порождает желание стать востребованным в обществе.

Имея крепкий организм, совершенствуя свой физический потенциал, можно добиться больших успехов и хороших результатов по физической подготовленности даже в условиях слабой материально-технической оснащенности, но при правильно организованной системе физического воспитания. Поэтому работая над формированием компетенций личностного самосовершенствования учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, я уделяю большое внимание следующим аспектам:  

  • общей и специальной физической подготовке учащихся,
  • повышению  результативности в личном и командном первенстве по разным видам спорта,
  • участию  в конкурсах и соревнованиях разного уровня.

Особой популярностью пользуются уроки, в которых используются игровые и соревновательные формы и игровые методы работы. Так, самая привлекательная для детей форма занятий физической культурой — это соревнование. Участвуя в них, школьник стремится показать наиболее высокий результат и победить, а это способствует выработке необходимых психологических и физических качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, решительности и т.д.).

I I I этап

В течение последних трех лет на уроках физической культуры используются  различные виды аэробики. Учащиеся под музыку разучивают  танцевальные комплексы, выполняют дыхательные упражнения, суставную гимнастику. Такие занятия легко воспринимаются детьми, создают хорошее настроение, оказывают укрепляющее воздействие на детский организм, а также способствуют привлечению учащихся к дополнительным занятиям после уроков.

В 2012 году мы провели анкетирование, в котором   приняло участие 150 человек. Была разработана анкета, включающая в себя вопросы, позволяющие выявить:

  • мотивы посещаемости уроков физкультуры;
  • возможные пути повышения интереса и удовлетворённости от урока   физкультуры;
  • отношение к новым фитнес-технологиям;

На основании проведённого анализа результатов анкетирования можно сделать вывод, что фитнес-технологии вызывают повышенный интерес, поэтому их применение на занятиях с учащимися  может стимулировать интерес к занятиям физической культуры.

В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность. Проделанная работа в килограммо-метрах значительно больше, когда  выполнение упражнений сопровождается эмоциональной, положительно воздействующей музыкой.

Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, стретчинг вне зависимости от их специфической направленности и решаемых главных и частных задач,  находит отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической гимнастической, игровой и т.д., они  способствуют разнообразию средств в проведении подготовительной и заключительной частей урока. Их элементы способствуют оживлению урока, придают ему новую эмоциональную окраску.

Так, на уроках легкоатлетической направленности  фитнес-технологии включаются в подготовительную часть, выполняя упражнения под музыку.

Применение фитнес – технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся.

В подготовительной части уроков с легкоатлетической направленностью включаются упражнения аэробики, приближённые к технике бега, прыжков, метаний. Упражнениям для подвижности суставов способствуют  джаз-аэробика, фанк и т.д.

На уроках гимнастики используется степ-аэробика, упражнения на гимнастических мячах, скип-аэробика, шейпинг.

На уроках с игровой направленностью в подготовительной части, в зависимости от задач урока применяется классическая аэробика с различными перемещениями приставными, скрестными шагами, с внезапными остановками, прыжками, упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке. Интересно проходят упражнения жонглирования  мячом под музыку: это небольшие комплексы на 32 счёта.

На уроках лыжной подготовки, когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале  проводятся упражнения силовой аэробики: с резиновыми бинтами под музыку, терра-аэробика, с набивными мячами, упражнения степ-аэробики на скамейках, скипп-аэробика, классическая аэробика, фолк-аэробика.

Для решения задач основной части урока  применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые,  танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, стретчинг, классическая аэробика, степ-аэробика и др.), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей, необходимых для реализации задач, поставленных на уроке физической культуры любой направленности.

В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются фитнес-технологии: стретчинг, йога-аэробика, детские ритмические танцы для профессиональной подготовки студенток..

Также фитнес-технологии активно используются  в различных видах физкультурно-оздоровительной работы.

Как показывает практика и данные проведённых опросов занимающихся, внедрение фитнес-технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства из них. По направленности уроков на первое место они ставят танцевальную аэробику и шейпинг. Растёт интерес к силовым упражнениям под музыку. Также из ответов студентов можно предположить, что включение в уроки фитнес-технологий смогло бы удовлетворить их потребность и в новизне, и в музыкальном сопровождении, тем самым повысив плотность самого урока, где основная часть могла бы проводиться по общепринятой программе.

Таким образом, сделать вывод, что фитнес-технологии могут содействовать изменению негативного отношения к урокам физической культуры, они являются действенным средством повышения интереса у учащихся и жителей сельского сообщества к занятиям физическими упражнениями, способствовать повышению уровня здоровья молодёжи.

Вывод. Разнообразные современные образовательные технологии вызывают интерес и желание  вести здоровый образ жизни, принимать участие и побеждать в городских и республиканских соревнованиях.

Можно с полной уверенностью считать, что реализация программы здоровья позволила укрепить здоровье учащихся, самосознание педагогической общественности в деле пропаганды ЗОЖ, увеличить количество детей, систематически занимающихся в спортивных кружках и секциях, повысить активность детей и их родителей в массовых спортивных мероприятиях и акциях, в том числе с привлечением областных и городских специалистов.

ИСТОЧНИКИ

Г.А. Зайцева, О.А. Медведева Оздоровительная аэробика в учебных заведениях – Москва «Физкультура и спорт» 2007г

Электронный ресурс: Единая коллекция ЦОР

http://school-collection.edu.ru/ 

Электронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал.

http://www.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...